Черкесское кино количество vis-a-vis качество

Всем хорошо известный закон материальной диалектики о переходе количества в качество рано ещё применять к анализу современного черкесского кинематографа. Появление приемлемого количества фильмов, которые снимаются годами, возможно только при обеспечении кинопроизводства достаточным объемом финансирования. А создание качественного или хотя бы интересного кино напрямую зависит от таланта кинематографиста, его понимания интересов и устремлений современного зрителя, его творческого подхода к мирозданию и актуальным вызовам. Пока те фильмы, что сняты за последние пять лет черкесскими кинематографистами, профессионалами или любителями, не вполне отвечают ожиданиям зрительской аудитории, вкусы которой уже определяются высоким уровнем большого российского кино либо голливудских и европейских фильмов. Вряд ли кто из зрителей захотел бы посмотреть эти фильмы во второй раз?

Между тем, сегодня над созданием черкесского кино уже работают довольно опытные режиссеры и операторы, к съемкам привлекаются, в основном, профессиональные актеры. Возможно, им не хватает финансирования для достижения лучшего качества. Костюмы, монтаж, звукозапись требуют порой больших затрат. А возможно, те темы, которые выбирают для себя современные адыгские кинематографисты, не отвечают запросам кинозрителей? Впрочем, каждый артист, каждый художник или режиссер имеет право на свое творческое самовыражение. Да и в социуме всегда найдутся те, кто оценит его творение по достоинству, кто-то интуитивно, по наитию, кто-то из профессиональных убеждений, а кто-то - отдавая дань модному тренду.

Однако не стоит забывать, что большую роль в продвижении любого вида кино играет исполнительная власть и та законодательная система, которые создавали бы условия, необходимые как для кинопроизводства, так и для кинопоказов. Как раз так, как это делается на федеральном уровне. Сегодня в Москве и в Санкт- Петербурге ведут активную работу многочисленные образовательные курсы по кинопроизводству. Фонд кино ежегодно проводит конкурсы и питчинги для предоставления финансирования. Особое внимание уделяется созданию фильмов для детей и молодежи. А в регионах организуют профильные комиссии и рабочие группы для оказания поддержки и продвижения кино местных кинематографистов. Есть ли уже такие кинокомиссии в республиках, где адыги (черкесы) представляют коренное население?

В Адыгее, например, активно работает всего пара кинокомпаний, которые, на самом деле, снимают, так сказать, «кустарным методом», не придерживаясь всех принципов и этапов кинопроизводства. Об уровне компетенций местных кинематографистов наглядно свидетельствуют, в первую очередь, их собственные фильмы, степень интереса зрителей к ним, то есть посещаемость их показов и, разумеется, их оценка  профессиональным киносообществом. Однако пока даже во время фестивалей со свободным входом кинозалы в Адыгее не наполняются и наполовину. При этом стоит отметить, что в современных сельских домах культуры, которые модернизируются или строятся заново, имеется нужное техническое оснащение для кинопоказов.

А между тем, образовательные кинокурсы и система клубов кинолюбителей в столице региона и его районах при домах культуры могли бы поднять уровень компетенций местных будущих кинематографистов и расширить представление о кино у зрительской аудитории, прививая ей также вкус и к адыгскому (черкесскому) кино. На самом деле, учиться можно не только на опыте собственных ошибок, как это делается сейчас, но и на успешном опыте известных кинематографистов, на профессиональном разборе качественных фильмов, снятых со времен появления кино, на экскурсе в историю мирового кинематографа, в том числе советского и российского кино.
Безусловно, проведение кинофестивалей и киноконкурсов в республике благоприятно способствует переходу количественных изменений в качественные в сфере кино, появляются их новые активные и талантливые участники. Однако у них должны быть возможности профессионального роста. И, в первую очередь, стоило бы организовывать серию пусть немногочисленных, но ёмких по содержанию киносеминаров, например, по кинодраматургии, операторскому искусству, монтажу, звукорежиссуре, для будущих участников региональных киноконкурсов.

Другой немаловажный темой является анализ ожиданий местных кинозрителей и их знаний о современном кино. И в этом случае без активной работы профильного органа исполнительной власти и официального представительства Союза кинематографистов России в Адыгее не обойтись. Говорят же, что любовь к искусству прививается с детства. Благодаря Национальным проектам, у юных жителей районов Адыгеи есть все условия для приобщения к российскому кино, в том числе и черкесскому кинематографу.  Для этого не помешало бы возродить систему клубов кинолюбителей, подобную советской, но с учетом современных технологий. Сегодня только ленивый не снимает видео на гаджеты.

Правда, не всё то, что снимается, можно назвать кино. Да и много ли кто из любителей снимать видео, знает, что такое киноязык, «золотое сечение» или знаком с правилами киномонтажа?  Кнопка «Прямой эфир», давно заменившая для многих теленовости, даёт лишь возможность «запечатлеть» понравившийся момент в видео формате, чтобы поделиться им с друзьями или пересмотреть его позднее. Но как обычное фото на память не делает его создателя фотохудожником, так и видео, снятое мимоходом, не рассматривается как кино, созданное кинематографистом.

Итак, учиться никогда не поздно, а учиться снимать качественное интересное кино - тем более! И человеческая жизнь позволяет всем, желающим профессионально расти, учиться либо на собственных ошибках, обретая годами полезный опыт, либо на успешных примерах предшественников, анализируя их ценный многолетний опыт без потери своего драгоценного времени. Главное – каждый будет делать выбор сам!  Но стоит учесть тот факт, что в случае производства кино, капиталоемкого и трудозатратного процесса, включающего в себя слаженную работу десятков людей, более приемлемым и даже надежным видится второе. И в черкесском кинематографе этому уже есть яркие примеры!

Иллюстрация из мультфильма «Фильм, фильм, фильм» (1968)


Рецензии