О Есенине

               
     Сергей Есенин.…  У какого русского человека не дрогнет душа от этого имени? У кого не всплывёт  в памяти бескрайняя ширь Рязанских полей и русокудрый, голубоглазый отрок… Шагающий…Страдающий.… Не вписывающийся в новую, социалистическую  жизнь.…Так или приблизительно так начинались статьи и книги о Есенине в Советском Союзе, да может и сейчас начинаются. Не удивлюсь. Я много читал о Есенине. В юном возрасте, книги всех этих Прокушевых, Андреевых и им подобным читались на одном дыхании и воспринимались истиной в последней инстанции. Как -  же: Есининоведы, Есениниана! У меня навалом бумажной литературы о Есенине. Понагородили эшелоны чуши. И теперешние, Куняевы. … Убили свет - Серёжу злые семиты. Истребили синеглазого отрока коммунитствующие евреи… Правда, как всегда где- то посередине. Может и убили. Зачем он нужен был новой власти? Если не в конце 25- го, позже бы убили, всё равно. Такие люди для тоталитарной власти, никогда не нужны. А может и сам повесился. Мало ли предпосылок для этого было? Навалом. Кто допивался до «чёртиков», тот меня поймёт. Только в этом ли дело, как закончил поэт свой жизненный путь? Все эти версии, только тема для обывательских сплетен и разговоров. Самому Есенину после физической смерти это уж точно было не интересно. Наверное.  Да и настоящим поклонникам его таланта, я думаю тоже. Мой хороший знакомый, Марк Соломонович Гольдман, отсидевший за хранение Есенинских стихов, был со мной в этом согласен. Царствие небесное тебе, Марк Соломонович. Хороший человек был. Далеко за шестьдесят, двухпудовые гири тягал, как теннисные мячики. И любил  и знал творчество Есенина, вопреки, декретам…   Ну и   вплоть до каторги. Советской. Вот и прикиньте,  если вполне советский человек,  в 1949 году, только за хранение официальной Есенинской книжки « червонец» получал, то что бы было с Серёжей, доживи он...  До дней, как там у «Маяка»? Дней весёлых донца? Дожили они до этих дней. Весёлых наотмашь!
  Есенин сказал однажды, что никому наше творчество в этой стране не нужно, за исключением нескольких еврейских девочек. Но вот оказывается и мальчики еврейские шли на каторгу, за Серёжины стихи. Да только - ли еврейские.…  А,  уж девочки… Волна самоубийств после Серёжиной смерти, прозванная позже « Есенинщеной» и упадничеством в литературе, по стране прокатившаяся.… Имел ли Сергей Александрович к этим смертям, хоть какое отношение? Конечно, имел. Да и знал об этом. Конечно, знал, что так будет! Как любой человек творчества, отвечающий за свои слова и за воздействия своих слов. А если и в самом деле повесился, то сделал это назло. Разве не понимал, что дальше будет? Любой поэт такого уровня, разве  знать не мог о последствиях своего  поступка?  А если назло? Назло обстоятельствам, назло постоянному преследованию... Об остальном, дальше. Дальше!                " Поплачь святая Магдалина.  Об их судьбе... "Это страшные стихи и это знак. Пока, что знак препинания. Запятая.
  Есенин, о чём бы ни писал, писал, прежде всего, о себе. Во всех стихах. И это правильно! Если быть честным в своих произведениях,  надо писать только о себе. Или через себя. Очень редко, над собой. Но это дано только гениям. Есенину это было дано.   
 Девочкам царской семьи,  посвятив это стихотворение, он неосознанно спроектировал судьбу их, предчувствуя и отчасти понимая. (Как любой творческий и талантливый человек, возможно неосознанно.) Но перед "Инонией" и "Пантократором" уже предрёк и свою судьбу. "Поплачь святая Магдалина"... это в первую очередь о нём. И о его судьбе. Предчувствие.   
  Сын крестьянина, удостоенный аудиенции монарших особ, дарованный перстнем (По словам очевидцев, перстень этот Есенин никогда не снимал.) освобождённый от фронта, от войны, направленный в санитарный поезд... Помечтайте, что было бы тогда, потом, если бы не рэээволюция? Нет, просто представьте.  Было бы, что- то сродни Державину. Ну, по судьбе, точно. Благословлял бы кого ни будь в гроб, сходя, были бы деревеньки, наделы и губернское дворянство, а скорее, столичное, членство в академии наук... И были бы стихи. Классные! Очень много. Выросший в зажиточной крестьянской семье, любящий свою землю, ну, что Серёжа стал бы ещё придумывать себе, состоявшийся, как поэт и обласканный властью? Прокушевы и пр. приготавливают поэта, как бунтаря, как человека, ждущего не дождущегося. революции, но… но…Где у Есенина до марта 17, хоть одно стихотворение, ну хоть одна строчка масштаба... Ну, хоть помещика Некрасова Коли? Есть слабые совершенно стихи о рабочих, о слабости в грудях, но в то же время: «Выткался на озере Алый цвет зари..." Как любой творческий человек, очень самолюбивый, очень болезненно относящийся к критике, почти никогда не прощавший нелестных слов о своём творчестве, он сверх меры обласканный (особенно на первых порах) в Питерских салонах, в высшем слое богемы того времени, хоть и оказывал презрение к тому, что происходит, но вряд - ли не льстило ему, отношение к его стихам.  На хрен весь этот большевизм Есенину был не нужен." Но только лиры милой не отдам", двадцатых годов стихи, когда не отдавать милой лиры, уже не только было опасно, но и смертельно опасно. Когда за неотдатие этой самой лиры уже вовсю расстреливали и высылали, он писал о Махно и Лейбе Бронштейне (Троцком), так, как будто жил в другой стране. " Страна негодяев", какая поэма! Да сейчас напиши что- то подобное, с таким талантом, где будешь? В лучшем случае, нигде. Но вот талантов нет, уровня Есенина. А тогда? Только- только военный коммунизм закончился и Маяковский пугал вождя пролетариата своей поэмой "Хорошо!" А Есенин писал о Номахе. Кому там, что было непонятно, о ком? Или в Чекистове Лейбу не узнать было? А Троцкий, надо напоминать, кем тогда был?  Ещё и Иосифа Виссарионыча не было слышно и видно. Хотя…  Хотя, я напомню, что во время убийства или самоубийства Есенина, проходил в Питере, пардон, уже в Ленинграде, знаменательнейший один съезд, где вовсю уже бодались сталинисты и троцкисты. А Серёжа оказался в это время в насквозь нашпигованном чекистами «Англетере»… Может и случайность.  Есенин удавился! Самоубийца! Но почему, после того, как мама его переговорила со священником, его отпевали? Самоубийство ведь страшный грех, в Православии... Хоронили только за оградой кладбища. " Стыдно мне, что, я в Бога верил, Горько мне, что не верю теперь..." Есенина убили! Может и убили. Его бы наверняка убили бы. Уж очень он был неудобен этой власти, как кость в горле. И, чем дальше, тем больше бы был неудобен. Это понятно. Но только разница то, какая? Кому, какая разница? Исход то один. Пожил ровно с песню, по-моему, Ахматова, так сказала. А много позже, поэт бронзового века, Башлачёв, сказал так: " И совсем не важно, от чего помрёшь, Ведь куда важнее, для чего родился!" Год или два, вряд - ли больше, которые провёл бы гипотетически Сергей Александрович на этой земле, конечно дали бы нам не один десяток канонических стихотворений, но разве мало того, что он уже к тому времени написал? "Стою один среди равнины голой, а журавлей уносит ветер вдаль…"  Вдумайтесь и почувствуйте... Вселенское одиночество. Один... Голой... Ветер... Вдаль... Потом только Рубцов смог так поставить слова, чтобы выразить проходящее и смерть. В нескольких фразах. И показать сущность поэзии. Выразить её красоту. Её необходимость.   Ещё один поэт, современник Есенина написал: "... любил проказы, стихи, село и мать…" Да, ну! Ничего вышеперечисленного он не любил.  Поэзию он любил. И очень любил себя в ней. В Русской Литературе. Напишу с большой буквы. Всю жизнь ей посвятил и был в этом плане больше Пушкина. Не было для него ничего важнее поэзии. И поэтому критику, даже дружелюбную и конструктивную, не переносил на дух. Даже благожелательного Вронского. А уж "учителей" новой жизни... И "врачей"... Смотрите, он из- за границы, то - есть в 23 году привёз почти законченного "Чёрного человека", но отдал в печать, только в конце 1925 года. С небольшими переделками. Толе Мариенгофу поэма не понравилась! Я его понимаю. Так бывает у поэтов.  А начало его загулов, уголовных дел, запоев, относится как раз к открытию охоты на него. Травли в печати, поощряемой властью. И, чем жестче становился пресс, тем страшнее были его выходки. На грани уже жизни и смерти. С 24- го он попробовал найти компромисс, все эти "Гуляй поле"... и даже "Персидские мотивы", отчасти "Анна Снегина", как раз попытки примириться с властью, но, как раз это и раскачало судьбу.  Потому, что с собой уже найти компромисс было невозможно. Это был маятник. Чем ты дальше от себя настоящего, тем ты ближе, к пропасти. Это конечно путь поэта. Не был бы, я поэтом, я бы этого не почувствовал и не понял. Никогда! А разве у Пушкина не такой был маятник? Или у Лермонтова? У, Высоцкого? Разные обстоятельства гибели, разные убийцы, но маятник с заточенной секирой, маятник судьбы одинаково раскачивался над ними. Другой вопрос, что маятник этот они во многом раскачивали сами. Путь поэта… Я бы привёл ещё немало примеров из нашей и мировой литературы, но зачем? « Поэты ходят пятками по лезвию ножа…» Так если нет другой дороги?
 " Не ставьте памятник в Рязани!" Не всё, далеко не всё мне нравится в творчестве Сергея Александровича. Не люблю его откровенно слабый подхалимаж в стихах о Ленине. Они ещё и слабые и не о чём, хотя Есенинское в них бесконечное… Пейзажные описательства не нравятся, но есть вершины поэзии непревзойдённые. Классические. Повторюсь за Буниным. А, что? У того был неоспоримый поэтический вкус. Сам же поэт был. Бунин.
  " Москва кабацкая", "Чёрный человек", это произведения, за которые не только в Рязани надо ставить памятники, но по всему миру. Стиль стихов, стиль жизни, стиль отношения к миру окружающему, но, но... " Одно в убийстве он  любил Перепелиную охоту..." Это о человеке, волей которого, были истреблены миллионы. Не перепелов.      Но, нет. Я не о том, чтобы ругать Есенина, или вождя красно книжных, нет! Историю не переделаешь, не перепишешь. Через столетия только становятся понятны поступки. Видны герои и мрази. Нет! Просто стихи никакие. Стихи, явно подстраивающиеся под власть. Разве не так? Трудно упрекнуть Есенина, в подхалимаже, подхалимстве, но упрекну. Видимо опять надо было ставить себя в новой действительности. Задирать штаны. Бежать за комсомолом. Но это уже была не Империя. Была совсем другая страна. Задирать штаны, снимать их, бежать, было уже мало. Другие юноши, уже пели другие песни. В подвалах  «ЧК».  «Поплачь Святая Магдалина.  Об их судьбе!».
 Поэзия и власть, вещи несовместимые. Да, любое творчество! Я имею в виду творчество настоящее. И если власть воспевающие, всегда нужны, власти, то поэзия легко может обойтись без власти любой. Если только её адептов не кормят с руки. Желающих кормиться всегда много. Вряд ли Есенин был исключением. Славу он любил. Но, кто её не любит? Но поэзию он любил больше.( Я бы здесь развил тему о нынешних временах, или о временах не столь далёких, с разными "Братскими ГЭС" или "210 шагов", но не буду. Не интересно. Один из тысячи разве читал эти, хммммм… поэмы, что - ли? Вообще не знаю ,как этот жанр назвать,  матом бы не заругаться. Это писали, как их… В цветастых рубахах, синих костюмах…  Все такие знаменитые… Конфротаторы…Евтушенко, Вознесенские Рождественские и … ну хватит и этих. Ну, Бог, с ними.)  И всё выходит на круги. Опять.
  С 1996 года, я не могу после, всерьёз воспринимать с умирающим Ельциным катающихся по стране лидеров, предавших нас за деньги. Вряд ли они и почувствовали предательство. Но… Но, Шевчук то с ними, почему не поехал, или Летов? Вот и Коля Дёмин говорит, доживи до тех дней Цой гонял бы с ними за милую душу!…  А вот СашБаш, хер бы поехал, это точно, в отличие от считающего себя его другом, Кинчева - Панфилова. Перемен они хотели. Уж точно. И хотят до сих пор.
Несомненно, Есенин современен, думаю избирательно, но трогают его стихи, не все, конечно. И из современных, кого зацепит: " А он с сопливой детворой, Зимой катался на салазках?" Не зацепит.  Чему здесь цеплять? Уж Пушкина тогда лучше почитать детишкам на ночь, про салазки и пальчик отмороженный и угрозы, через окно…  Да и кто сейчас знает того, кто с детворой сопливой, вроде, как «зажигал?» А вот " Сам себе казался, Я таким же клёном, Только не опавшим, А вовсю зелёным"- обязательно. Всенепременно! Только вот беда, надо ещё этот стих подсунуть. Под настроение.
 Специально не читаю никакой литературы, когда пишу это эссе. Стараюсь на чувствах и эмоциях. Ещё на настроении. Всё же немало прочитано всего. Но прежде всего стихи и поэмы в памяти. Вспоминаю и не вспомню откровенных любовных стихов Есенина о женщинах. Слов, много... "Любимая"... "Дорогая"... и.т.д. Но такого, как о родине, нет ничего! Нет такого: " Я люблю родину! Я очень люблю родину!" Ну, вот нет и всё! Ругают Мариенгофа за его " Роман без вранья", называют его книгу враньём без романа, но всё - же прав он. Есенин любил только поэзию. И себя в ней. Это вряд - ли ненормально или аморально, для такого дарования. Его любили женщины. Это правда. Та же Изряднова. А уж Зинуля Райх... По свидетельству современников, готова была по первому знаку Есенина опять, к нему вернуться. От революционного режиссёра. К тому же, мать двоих детей его... Хотя Есенин и сомневался в отцовстве. Но это видимо, зря. Очень она его любила. " К этой своре собачей, Пора простыть. Дорогая, я плачу, Прости, прости…" Какие стихи! Но опять не о дорогой. А о себе. Странное явление - поэт. Не скажешь ведь, что Есенин был эгоистом...  И в творчестве и в любви был необыкновенно щедр. Не в материальном конечно понимании. И в дружбе. До момента, когда понимал, что его используют. Совершенно был непреклонен, даже перед власть имущими, когда дело касалось Поэзии, самой интимной части её. Личного. Сейчас видны следы явно заказных вещей у Серёжи, но он бы наверняка поспорил. Всё это переживалось им тоже. Иначе стоял бы он над гробом Ильича несколько часов? Или не стоял? Вопрос. Сын крестьянина же...
 1915 год. Историческое посещение Есениным, Блока. " Крестьянин Рязанской губернии. Стихи яркие, свежие..." Почти так в дневнике Блока. Позже Есенин признавался: " Да плёл я им всем... На заработки вот еду. Проездом в Питере.  В литературу, я ехал русскую.  За памятником. За славой! Каждому, кто, что хотел услышать от меня, то и говорил. Блоку - одно, Городецкому... Гиппиусам частушки матерные пел."
 Гораздо позже, другой Питерский поэт Виктор Цой, сказал: "Хотел бы, я свой Питерский период вообще забыть и вычеркнуть из жизни."  На что Питерцы обиделись. А мне понятны и один и другой. " ... черти в душе гнездились, Значит ангелы жили в ней!" Любили женщины поэта. Одна Бениславская, что значит! Хотя и сотрудница ГПУ. Ну, кто в эпоху военного коммунизма смог бы пережить помочь Есенину 11 или 12уголовных дел? Но бесконечно это продолжаться не могло. И не продолжилось. Один современный писатель, вполне не безосновательно писал, как белогвардейцы относились к стихам Есенина... «Не в моего, ты Бога верила. Россия - Родина, моя!...»  А, кто знает, как Сергей Александрович уклонялся от всеобщей мобилизации в красную гвардию? В цирке. Цирковым наездником. Оттуда не брали. Правда, чуть не убился с лошади. Потом, без лошадей скакали по тёмным переулкам Москвы от  патрулей.…  Не хотелось, как Гайдару, полком командовать, видимо. Но ведь и в Первую Мировую тоже не очень захотелось, как Гумилёву, становиться Георгиевским кавалером? Царская семья, полковник Ломан… «Поплачь Святая Магдалина…»  Ну, может верховым ездоком был неважным. Всё в бричках, да с дамами.…  А именем Михаила Юрьевича ещё сто лет пугали детей в горских селениях. После его гибели…
 Совсем недавно умер в США последний сын Есенина. Александр Вольпин. По-моему, Александр. Год рождения 1924, что - ли? Очень талантливый поэт и ещё более талантливый математик. Почитайте его стихи. Это того стоит!
 Ну, а всех девочек Есенина, перечислять, наверное, и неприлично. Зачем? Они его любили, и он писал им стихи. Всё в этих стихах есть. Автобиография поэта - в его стихах. Он и сам говорил всегда о том.
  То, что Есенин страшный был в последний год... Любой поэт - провидец. Начиная от судеб мира, заканчивая своей судьбой. Конечно, было всё ясно ему. Лёгкой судьбы он для себя не ждал, начиная со своих первых стихов, тема смерти присутствовала. Я конечно не согласен с Захаром Прилепиным, что по стихам Есенинским уже прослеживается неизбежный суицид. Обещать, не значит жениться, но… Но тема смерти была как - бы отчуждена и невесома... Не применяема к сегодняшним обстоятельствам. В последние годы это были уже кирпичи. Двухпудовые гири. В " Пугачёве"- смерть! Монолог Хлопуши - ожидание казни, в каждом лирическом стихотворении- сумрак ночи. "Златоуст"- жеребёнок, погоня, полное понимание, что всё!  А уж «Чёрный человек»! Дальше уже вечность. Но это не значит, что самоубийство!
 Зря голосили одни, что Есенин погиб, потому - что не понял, не сросся с новой, социалистической действительностью, зря долдонят сейчас другие, что убили свет - Серёжу, Троцкие, да Блюмкины. Всё проще и от этого гораздо сложнее. Горький, плакавший крокодильими, пьяными слезами над стихами Есенина... Все знают слова этой мрази о том, что Есенин, божья дудка для передачи песни... Ну, там много чего... Мало, кто знает о  доносе Горького, в правительство о вреде крестьянской поэзии, особенно Есенинской, после которого, чуть не весь цвет Есенинского кружка, был расстрелян. Ну не прожил бы Серёжа даже тридцатых годов. Не удавили бы, так застрелили.
 Только дело не в этом. Есенину и так было ясно. Всё. "Нет любви, ни к деревне, ни, к городу..."
 Честят его хулиганом, выходки вспоминают, драки и уголовные дела, только мало кто вспоминает, что в эту пору были написаны Есениным, лучшие его лирические произведения. Мариенгоф, как - бы не кляли его роман, был честен. Был такой Есенин. Был! И садился за его столик и был опухший и злой! И говорил Толе: "Я, тебя съем!" Кто слышал голос Есенина, когда читал он свою " Бешеную, кровавую муть", да умножить на его злость, было от чего Мариенгофу испугаться, правда потом они помирились, по воспоминаниям того же Толи... Но стихи- то какие, почитайте посвящение Мариенгофу! Звучит,  как прощание навсегда. А всего лишь на Есенинский отъезд прощались. Какой вояж был! Я уж не знаю, что там Исидора вытворяла, по рассказам эмиграции, да и близких Есенина, всё было уже совсем не хорошо, а у каких русских поэтов было хорошо в длительных отъездах за границу, в те или ближнее времена? А?
 Мне только эти приходят на память. С запонками, в рубахах с петухами и голубых костюмах. Ну, у которых про упавшего с крыши и задавившего голубя социально близкого. У тех, всё хорошо было. Везде. И всегда.  Ну и куда, без Бродского, доброй памяти поэта? Лауреата всех премий. Но извините все меня, стихов таких крайне близких, до боли  русских я никак не нахожу в достопочтенном, в Венеции упокоившемся. Мир праху... Хотя он  по таланту близок. Есенину.
 Психи и драки были у Есенина за границей. Смотался он туда, как и Высоцкий позднее, от себя убежать. Знакомо это чувство. Но от себя, как? От  Исидоры и то, только потом убежать получилось. В Советской России. Да и то, гонялась она за ним по просторам и весям…  Вот на что великий актёр был Владимир Семёнович,  но монолог Хлопуши, лишь компиляция Есенинского чтения.  Понятно, что театр, цепи там, да плахи, но КАК Есенин читает свой текст! Без атрибутов и постановки Любимовской.  А видео с Есениным? Не там, где он с Дункан, а, где на открытии памятника, Кольцову, что - ли?  Там разве не видно, сколько ему осталось жить? Посмотрите.
  Можно было -  бы и без Маяковского здесь обойтись... Но, но... Никто так не написал на смерть Есенина, как Владимир Владимирович, никто... Соплей всяческих навалом было. Кто только не писал. Потенциальные убийцы или в коих рядят современные исследователи, друзья, которых Есенин ещё при жизни за врагов считал, случайные знакомые... Маяковский и Есенин, это тема отдельная, очень глубокая. Несмотря на постоянные издёвки, друг над другом, в стихах и выступлениях, уважение талантом, исторической судьбою и путём, друг друга,  было у них всегда. Не очень, я люблю Маяковского, особенно последних лет. Забронзовевшего. Он то ещё пытался выскочить из паутины. Кричал, спорил, но ничего у него нет уже из поэзии, из лирики. Если только стих " На смерть Есенина", это очень и очень откровенное признание таланта ушедшего, страх одиночества, да и если вчитаться, предчувствие своей судьбы. Дебильные фильмы последних лет, что о Есенине с Безруковым, что о Маяковском, ничего кроме разочарования читающим и понимающим их творчество не дают. К сожалению. Лицом к лицу... Хотя, "Лет- то сколько минуло..."- Ещё один поэт написал. Всё надо чувствовать. Маяковский чувствовал, за одно это, безграничное уважение. Они же встречались в последние годы, говорили о совместных журналах... Вершины были, хоть и полярные совершенно. Такой уровень поэзии и таланта, сколько не склоняй, сколько не ругай, за отдельные стихи, или сколько не превозноси, всё равно остаётся уровнем недостижимым и они прекрасно это понимали. Не было им равных, после Блока и Гумилёва. НИКОГО! Поэтому, такие злые, на грани истерики стихи Маяковского. Как не желай лидерства, одному всегда оставаться сложно и трудно. Особенно на фоне поэтствующих шавок и прихлебателей. Но Есенинский круг, быстро разогнали и расстреляли. "Крестьянствующие поэты", так безобразно обозвал их буревестник, в закладной Бухарину. Последний Клюев погиб, хотя уж его- то зачем... Нищего старика, да в тридцать восьмом... Да после  ссылки... Да бывшего члена компартии... Но, "Погорельщина" видете ли! Как его в живых после "Погорельщины"? Как Мандельштама, после "Усатого горца"? Тоже старик... Но Есенинский круг, от Гарина до Орешина, весь!  Посмотрите, кому интересно. Даже Безродного и того в 1938.… А, он какой был поэт? Правильно. Никакой. Ну, во всяком случае, уж не ровня Есенину. Да и не печатался. Может потому, что считался единственным учеником Есенина?  Ну, могли ли Серёжу оставить? Да никоим образом! Рано или поздно, придумали бы и для него удавку. Я думаю, он раньше придумал, потому, что понимал. И алкоголь здесь, дело третье. Не главное. «А класс он тоже выпить не дурак». Но опять придётся здесь знак многоточия поставить. Потому, что съезд партии, потому, что «Англетер»», потому, что- что все, кто жил в это время в этой гостинице, были чекисты. И незабвенный сексот и по совместительству приятель Есенина Вульф, хоть и не жил в этой гостинице, но был всегда рядом. «До свиданья, друг, мой, До свиданья» Посмотрите ребята на фотки вульфа. Пишу с маленькой буквы, потому - что волк. Не в переводе. Настоящий. Оборотень. Кстати последующий любовник Гальки Бениславской. Переживший её лет на двенадцать…  А , я не люблю поэзию Маяковского. Но очень уважаю его, как человека и настоящего мужчину. Даже в его ошибках и заблуждениях. Ау? Где такие люди сейчас?
 Может осознанно, может, нет, но композитор, написавший для Малинина (Выгузова) песню на стихи Есенина, " Мне осталась одна забава...", прелюдией включил молитву " Святый Боже." (Только не надо было стихи переделывать. Напиши свои, если так хочется.) Тема Бога, раннего Есенина, хоть и перетекшая позднее в богоборчество, в его творчестве всё - равно без Бога не существует. Вообще вся поэзия его, выражение души русского народа. Его сути. Его ангелов и бесов. Кто ещё подобное описал? Есть огромное количество стихов на христианские темы, но, кто их знает, душу кого они трогают? Может некоторого количества людей... Да и то... Молитвы больше. А " Стыдно мне, что, я в Бога верил, горько мне, что не верю теперь...?" Несколько слов, душу сотрясающих и отряхивающих! Всего несколько слов русских. А в них всё. И о религии и месте в ней. Это даже если без контекста.
 Сергий Радонежский, безусловно, и по праву почитаемый святой земли Русской, благословивший на убийство тысяч иноверцев, был, конечно, благодетелем и благодателем. После двухсотлетнего ига, нужен был Сергий. Не поднялось бы воинство без его молитв и напутствий. Но, другой Сергей, разве не нужен был России, в страшные годы её? Разве не носили солдаты и офицеры в атаку, стихи его в списках? Католики и прочие не чинятся, причисляя к лику святых своих разных проходимцев и совершенно сомнительных личностей, сделавших для своей веры сомнительные поступки. Я не призываю канонизировать Есенина, он давно канонизирован народом, но церковное воздействие на власть должно хотя бы быть в том, чтобы число часов изучения творчества Есенина в школах, возросло. Особенно сейчас, когда власть на каждом углу горланит о духовных скрепах. Какие ещё скрепы нужны, когда есть Есенин? И есть Русская поэзия, вообще. Скрепляйте на здоровье, но, но... Дальше тишина. Не то, как при Тишайшем не то, как при Шуйском Ваське. Царствие им небесное. И не дай нам Бог ни одного, ни другого.

  Это откровенная ложь, что писать стихи это большая и тяжёлая работа. Кто так говорит - не поэт. Писать на заказ или заниматься подхалимажем в стихотворной форме, да. Это достаточно трудоёмкий процесс. Писать тексты для песен, тоже, скажу, я вам... (Хотя, вот большая часть песен Высоцкого - поэзия, а Танича... Сколько бы Госпожа Козлова не продвигала в массы, никто Танича читать не станет через сорок лет после смерти. "Белого лебедя" будут петь на свадьбах, а читать его - никогда! Кто - то поспорит?) Но это и не поэзия. Это обычная проституция. Просто литературная. Я как- то писал на заказ. Знаю, о, чём говорю. На службе в армии, нас с моим Другом Димой, зная, что мы пишем песни, вызвал ротный. Он был юмористом в сталинском стиле. Спрашивает: Знаете, что сказал Будённый братьям Покрасс, когда заказывал им "Марш первой конной?", мы сказали, знаем. Ну, расстреливать, я вас так и быть не буду, но... Так - что через два дня, чтобы строевая песня роты, была готова. И по отечески в усы улыбнулся.  Старый был, понятно. 26 лет уже ему было.
 Написали. А, что было делать? "Шедевр" получился необыкновенный! Первый куплет и посейчас не убиваемо живёт в памяти: " Наши враги не спят! Снова тревожно в мире. И потому стоят, Стоят на постах часовые!" Но мы - то хоть стебались с Димой. Удивительно, но песня ротному очень понравилась. Кстати, привет ему! Он сейчас генерал- лейтенант, помощник представителя какого – то округа.
 Так, вот. Писать стихи, легко. Они идут, откуда- то сверху. Даже если ты и не сразу расшифровываешь этот сигнал, а вначале записываешь несколько строчек, или сюжет, потом это всё - равно живёт в тебе и конечные доработки и обработки не труд. Не в тягость и не в повинность. Потому  -  что ты знаешь, что ты написал стихотворение. А вот после, да. Опустошение и опустошённость. Как будто кислород перекрыли. Или канал с космосом. Энергии -  ноль! Тендряков об этом очень хорошо написал.
Это, я о чём? Легко разделить творчество Есенина на две части. Пусть вторая и очень маленькая. Я даже понимаю, что он сам хотел и искренне пытался написать о современности, думаю, что если и были комиссарские потуги Серёжу направлять, то вполне дружеские… Друзья то, какие!...  Киров, Орджоникидзе,  целая куча комиссаров помельче. Как же  европейская известность! Блюмкин до поры чуть не друг. А чего нам, когда пьяные. Мы наш, мы новый!!! Кто против?
 И понимаю, что в тот момент, из власть имущих, вряд ли кто хотел его убивать. Через два - три года, да. Но, не в 1925. Хотя… Но Ганина то, убили…
 У каждого думающего, есть свой Чёрный человек. Без него не обойтись. Можно, как угодно его называть. Альтер эго или двойник... Не бывает абсолютно монолитных  людей. Я пишу, ЛЮДЕЙ. Пусть даже покажусь шовинистом, но особей, не сомневающихся в своём образе жизни, своих действиях и поступках, как- то не сообразно относить к гомо сапиенс. Может это какой то другой подвид... Если память не изменяет, ещё с Баратынского эта тема была озвучена и пропечатана. Но с таким откровением и лиризмом, как у Есенина, ее, конечно, нет в русской литературе. Позже, не менее глубоко её развил Высоцкий. Но менее лирично и трагично. Хотя уж он Есенина понимал, хоть на уровне поэзии, хоть на уровне жизни. Смотрите, какое раздвоение, страшное, осознанное: " Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль!"... Это очень страшно, когда знаешь, откуда боль, а он знал. А писал, для нас. Разбрасывание души горстями, шло полным ходом. Хоть напрямую, хоть на уровне подсознания. Лучший Хлопуша, всех времён и народов, писал напрямую: "Я до рвоты ребята, за вас хлопочу, Может кто- то, когда- то поставит свечу... Пожили оба мало, но ровно с песню.
 " Я в цилиндре стою, никого со мной нет. Я один. И разбитое зеркало." Если не учить маленьких людей в школах по поэзии Есенина, по лучшей поэзии вообще, будут только двойники людей. С ними придётся жить. И это будет другая страна. Нельзя жить без рабства в душе, если нет в ней Есенина, Лермонтова, Высоцкого... Нельзя. Я точно знаю. Ведь раба из человека выводит не власть и обеспеченность жизни. А осознание себя человеком. Разве Высоцкий был рабом, то есть не свободным человеком, живя в тоталитарном государстве? А уж Есенин Серёжа? В супер тоталитарном! Я бы о А.С. Пушкине много ещё чего рассказал и о Мише Лермонтове. Но это может в другой раз.
 Вершина поэзии Есенина, конечно" Чёрный человек." Да и вообще это одна из вершин поэзии. Потому, что это не то, что вечная тема, это тема сверх вечная, но всегда новая. Для каждого поколения. Любому человеку приходится однажды столкнуться с этим: " Может в Калуге, а может в Рязани...", смотрите, как классно! Есенин пишет о себе, как всегда! О мальчике с голубыми глазами, но это и о каждом. О любом человеке. Это обо всех. Обо всех, кто думает о жизни, кто вообще может думать и задумываться, кто не раб. Кто может метнуть трость в зеркало. В своё отражение, в то, что не устраивает. Наверное, скоро не будет Есенина в школах. Зачем он торгашам? Им надо другое. Наши души.

          * * *
От отца родного ли рождён,
Или непосредственно от славы,
Любопытством тонким наделён,
Презирал я детские забавы.
В девять лет я знал, что на Луне
Солнце днем горит на небе черном.
Часто думал: Вот куда бы мне…
С этой целью стать решил ученым,
И, презренья к жизни, не тая,
Лет в пятнадцать мыслил только строго…
Для таких неистовых, как я,
Кантором проложена дорога.
…Переменны ранние мечты: —
Лет в семнадцать (это было летом)
Полюбив доступность пустоты,
Я едва не сделался поэтом, —
Но язык мой беден и смешон,
А движенья вычурно-корявы…
От отца родного ль я рожден
Или непосредственно от славы?

23 января 1946
                Александр Сергеевич Есенин - Вольпин.
                Апрель 2021г.
                Борис Середов.
 


Рецензии