Возле войны

О прошлогоднем снеге.

Прописная истина, что всё познаётся в сравнении, сейчас звучит как "довоенные фотографии".  Год назад случайно научилась лепить коллажи и сейгод тоже решила в конце года налепить.

Первая серия получилась про январь-февраль. Тогда мне казалось, что обстоятельства сложные: мама  попала в больницу и пришлось лететь побыть с отцом, бросив сына одного.

У родителей в Сыктывкаре всё более-менее благополучно прошло, маму выписали в середине января. Жаль,  мало с внучатами побыла, не могла отца бросить. Разок только решила с внучкой в кино выбраться, и то еле попали, своего куар-кода у меня и в помине не было, хорошо, что кассирша меланхолически наблюдала, как я дочке позвонила, и та мне свой переслала.  Может, я и не запомнила бы этот фильм, но он оказался первым и последним, больше в 2022-м году в кино с детьми и внучатами не ходила, сын сказал, что теперь нечего смотреть.

Сказка называлась  "Последний богатырь", помимо богатыря в ней были симпатичные Кащей и Баба - Яга. Были и другие персонажи, но я не всех запомнила, равно как и лихо закрученный сюжет выветрился из памяти. Помню только, что Последнему богатырю помогают Кащей с Бабой-Ягой.

Прямо как у Льюиса в "Мерзейшей мощи" Мерлин помогает Рэнсому и компании расправиться с ГНИИЛИ, а у Толкиена онты и деревья помогают сокрушить Сарумана.  Идея симпатичная, но явно заимствованная. Нам с внучкой понравилось. Потом мы гуляли с ледянками по городу, катались с горок у городского стадиона и дома, где 13 лет я прожила, а на другой день ходили с внучкой на Сысолу на освящение Иордани, и на кладбище к моему братику дочка нас свозила.

Программа лучше Рождественской получилась, на Рождество с дочкой и внучатами ездили в храм на службу в  коми деревню Нювчим и наскоро в гости, опять же из-за отца. Быстро пролетели три недели, две до маминой выписки и одна при ней, но сердце ныло, как там сын с Тишкой и кошки - и недаром.

Все оказались живы-здоровы, но еле отмыла плиту с сантехникой. Когда постоянно на месте - сама не замечаешь своих ежедневных усилий, а стоит на три недели уехать... Вроде бы нашла почти согласную раз в неделю приходить без меня убраться-постирать-наготовить, но как узнала она про возраст сына - отказалась, дескать, он будет друзей водить, а мне отвечать. И была права, друзья, как всегда, на каникулах у нас время проводили, и всё им было хорошо, никакого дискомфорта, это я чуть не упала, когда зашла.

Тогда мне всё это казалось неразрешимыми трудностями (как совместить уход за родителями и ребенком),  записалась на приём к психотерапевту, думала кроме фенибута что-то попить, но по иронии судьбы - на 24 февраля. Когда ехала по бульвару на велике на приём, небо уже гудело,  и гудело потом ещё целый месяц, пока не отвела от Киева с Черниговом войска РФ.

А февраль-то был хороший, тёплый, солнечный,  и в середине его мне стало ясно, что  ёлку пора убирать, раз вытащила велик.

Путешествие на север странно сдвинуло моё восприятие, по возвращении стало казаться, что какие-то маленькие у нас деревья. И сколько не уверяла себя, что не деревья наши меньше, а небо выше и день длиннее, больше солнца, больше неба - вот и кажутся под высоким светлым куполом деревья меньше, а под низким северным вечно ночным зимним небом большими - не помогало, пока не привыкла.

Поскольку впервые без ребёнка и, главное, собаки, поехала, то полетела из Москвы, Тишку ни в коем случае не хочу сдавать в багаж в самолёте. Москва жуткое впечатление всегда производит, все эти толпы в метро с вокзалами и аэропортами и пробки на дорогах, но в этот раз понравилось, на наземной малолюдной электричке съездили в Бутово с мужем, там вообще ни души не было, только ветер и снег, и можно позвонить в колокол в конце расстрельных рвов.

Прекрасные храмы, величественный соловецкий поклонный Крест - благодатное место, там где-то во рву и моя святая покровительница лежит,  новомученица Наталия Скопинская. Жила бы рядом - постоянно туда ходила бы.

Странно сейчас вспоминать: новогодний Сыктывкар, внучата на ватрушках  или на центральной площади на ледяных горках катаются, разноцветные огни, ледяные скульптуры, сугробы. Снег, снег... Тот прошлогодний довоенный снег давно растаял и остался только на фотографиях да в памяти.


Великим постом к Пасхе.


К 24 февраля снег у нас давно растаял, казалось, весна на пороге, но март выдался холодный, заново замёрз после ледохода Днепр.

Помимо денно и нощно гудевших военных самолётов, летевших с наших аэродромов в сторону южную, были у нас и свои проблемы. 27 февраля прошёл  референдум по Конституции Республики Беларусь, и на другой день выяснилось, что снова арестовали двоюродного брата. Пошёл голосовать и не вернулся, а наутро к тётушке пришли с обыском. Ничего крамольного не нашли, но всё-таки 15 суток снова дали ему, как и в августе 20-го, и потом снова уволили с работы.

Тётушка заболела, я возила к ней провизию и лекарства, но при этом и ругала. Дело в том, что когда она повезла передачу сыну, её сфотографировали в приёмной РОВД и опубликовали в незапрещённой у нас инсте пост: "Фашисты-каратели посадили единственного сына заслуженного врача-инвалида и продолжают издеваться над людьми, не приняли у матери передачу".

Правды в этом посте было примерно 50%: передачу приняли по списку, что разрешено, тётушка действительно заслуженный врач и сейчас на инвалидности и пенсии, скоро 80, и сын у неё действительно единственный, но при этом автоматом после выхода на пенсию и оформления инвалидности к ней прикрепили соцработницу, так что её положение не было безвыходным, и налицо была манипуляция.

Другое дело, что не было смысла в этом разбираться: тётушка оказалась ни сном ни духом, кто там её сфотографировал, сами публикаторы оказались непробиваемы, а когда я ей сказала, что с такими словами висит пост, она испугалась.

И хотя я старалась молчать, тем более, что начался Великий пост, молча 8 марта мимозу еле нашла ей и привезла (поначалу нигде не было, не летали же гражданские самолёты с юга), но получалось плохо.  Круглосуточное гудение взвинчивало нервы и состояние было паническое: вспомнился и дефолт, и зима 2014-2015-го, когда упал российский рубль, мысленно я уже положила зубы на полку, тем более, что финансовую систему и впрямь лихорадило: когда знакомый архимандрит решил поддержать меня переводом, то получила я его по курсу втрое меньше довоенного. Потом немного добавили, но при этом никто в банке не мог объяснить, что происходит.

Благо, в первые дни поста столько всего нужно читать: Великий канон, Псалтирь в группе, Писание по уставу, что постепенно я успокоилась, на меня успокоительно действует церковнославянский язык. Независимо от реалий.  Реалии ужасные, а на душе становится тихо. Сказала себе, что до последнего буду кормить бездомных, если закончатся деньги - вместе будем голодать. И успокоилась.

В апреле, как только прилетели аисты,  потеплело, полезла травка, зацвели цветочки, и всё бы хорошо, но стали писать из России подруги, что нет в аптеках гормонов щитовидки.  Я тоже давно на них сижу, мне  по безплатным рецептам выдают, но тут оказалось, что можно и без рецепта немецкие закупить и отправить. Отправила и маме наводящий вопрос задала, не выслать ли и ей, но сразу она не вникла в ситуацию, небольшой запас у неё ещё был, а когда закончились и срочно ей потребовались, в нашем городе в аптеках уже не было ничего.

Нагуглила, что есть в одной деревенской больнице (аптеке) не так далеко, позвонила, чтобы отложили, и наутро выдвинулась под проливным дождём. Шла Страстная седмица. Туда доехала почти сухая, в дождевике на велике до остановки автобуса, а вот обратно уже мокрая как цуцик, в смысле, как Тишка, поздно уже было обратно в дом его заводить, когда выдвинулась, опаздывала на автобус. Намокли мы, поджидая обратный рейс на открытой остановке. Листочков не было ещё, и на голых тополях больничного сквера мокли вместе с нами и громко галдели грачи. Помню, что дома пекла потом хлеб и грелась у плиты, но не помню, когда отключили отопление.

Весенние работы: генеральная уборка после зимы дома и на кладбищах, - с каждым годом всё тяжелее мне даются, сейгод снова соскочила цепь с велика, пришлось с дальнего кладбища через весь город в ремонт пешком его катить, но нет худа без добра, по дороге увидела рекламу "Ласточек Христовых" и посмотрела на большом экране. Душеполезный фильм, после него я поняла, почему Государь вступился за Сербию и Черногорию в ПМВ, раньше не понимала.

Это уже на Пасхальной седмице было, когда выглянуло и пригревало  солнышко. Всякий Великий пост - дорога к Пасхе, но сейгод особенный он был, война перетряхнула голову:

"И вот теперь, когда линия фронта
 Легла прямо через меня,
 Я поняла, что чувствовала Ева,
 Рай на яблоко променяв".

Пришлось забанить особо ретивых бывших уже знакомых с обеих сторон, пышущих и брызжущих ненавистью и ядом. Потому что я свою сторону давно выбрала: помогать выжить, а не убивать. Верить Евангелию, а не пропаганде.

Пока есть такая возможность и силы. Пусть небольшие, но "сила Божия в немощи совершается".


 
Лето.


На Пасху утром проснулась от того, что летал по квартире голубь. Синички всю зиму залетали, но чтобы голубь в разгар весны! Еле поймала, выпустила и поняла, что срочно нужно мыть окна и натягивать на них сетки, скоро лето!

Дивный месяц май разным у нас бывает: то жарким и сухим, то холодным и дождливым. Но сейгод всё сразу было: много воды, света и тепла, всё цветёт и благоухает.

На день рождения к сыну муж приехал с чудотворной мироточивой иконой Государя и несколько дней у нас было людно. Потом он уехал дальше, в планах у него до нас был Могилёв, а после Минск.

Пенсию из России раз в три месяца переводят мне в Беларусь, и всегда третий, последний, месяц самый сложный, не знаешь, как дотянуть до июня, тем более, что подопечных прибавилось, к котам - собаки, позже о них расскажу. И вот как-то ломаю голову, а в дверь звонит сосед:

- Не Вы пять тысяч российских потеряли? У нас тут вроде только у Вас могут быть!

Я сказала, что не мои, но он подумал и всё равно мне их отдал:

- Возьмите, - говорит, - Вам нужнее.

Ещё одна соседка уже несколько лет помогает мне дворовых котов кормить, сначала в реале, а как переехала в другой район - денежкой.  В общем, до июня я дотянула, а до сентября - нет. Слишком много летом появилось и котят во дворе, и новых собак. Хотя пятерых котят забрала к себе другая соседка, и с собаками нашлись помощники.

Но я всё равно не свела концы с концами, пришлось продать последнее золотишко - обручальное кольцо. И тут приехала подружка из России. Не просто погостить, а по делу: оформить белорусскую банковскую карту, чтобы можно было платить в Европе, наши мастер с визой работали.

Тут меня наконец осенило: попросила дочку выслать мне российскую карту, она вложила в обычное письмо карту Тинькофф и прислала, после чего мои доходы сразу на 33% повысились! С весны у нас разошлись курсы покупки и продажи российского рубля, если нести в банк менять российские деньги, то дадут 30 р за тыщу (по курсу покупки), а если сразу картой платить, то курс (продажи) 40 р за тыщу.

В чём суть, не спрашивайте, не только я, в банках девушки-служащие не могли этот фокус объяснить, но интуиция говорит мне, что кто-то с самого начала грел на этом руки, а к осени и до меня дошло, что если пополнять карту в России, а тут тратить, то это продажа валюты, а не покупка.

Лучше поздно, чем никогда: осенью собак и проблем у меня  прибавилось. Атланту моему лет 30, и после лета я подумала, что пришёл ему конец: стали намерзать изнутри льдины невероятного размера, я уж  боялась его размораживать, как бы совсем не издох. Но - о чудо - постепенно все льдины растаяли и больше не намерзали. Купить новый холодильник мне не по карману, остались бы не только без возможности продукты (и корм!) хранить, но и без чистой воды, я замораживаю две кастрюли, за сутки одна как раз полностью замерзает, а другая размораживается, вот и есть постоянно чистая ледовая вода для питья, готовки и умывания. Старик не подкачал!

С таким же придыханием на свой старый велик я смотрю, сын говорит, что давно бы уже новый купила за те деньги, что на его ремонты потратила, но новый тоже нужно обслуживать, пусть этот служит, пока может! НГлавное, на него две корзинки можно закрепить, одну спереди, другую сзади. Однажды, когда уже снег выпал, выехала на велике, хотела впрок купить корма, пока хоть как-то еду. Загрузилась под завязку, с верхом обе корзины, и, боясь грохнуться на скользком снегу, просто катила его. Две молоденькие девицы с изумлением на меня посмотрели и одна другой со смехом:

- Вот тяжкая женская доля!

Не стала им ничего объяснять. Однажды мне объясняла одна молодая ветеринарша, что наше дело - стерилизовать и пристраивать бездомных животных, а кормить уличных не обязательно. Но я так не могу, если никому не нужны полудикие стерильные животные и приюта нет, то что же делать?  Пусть с голода подыхают? Нет, кого стерилизовала и не пристроила, тех кормлю, а где миски, там и другие бедолаги собираются...

Всё лето меня вдохновляли мариупольские волонтёры. Мне кажется, это первая война, на которой кто-то убивает и вгоняет в каменный век людей, а кто-то спасает животных. Раньше или не в таких масштабах это было, или совсем не освещалось. Скорей всего то и другое вместе взятое, всегда были и добрые люди, и нелюди, но информации и возможностей было меньше (печально, что и у тех, и у других).

Лето не только проживать, но и вспоминать радостно, особенно такое, как нынешнее было - и без дикой прошлогодней жары, и без длительных холодных дождей. В самую меру в июле ненадолго похолодало-подождило как раз когда последними липы по всему городу цвели - и снова солнышко.

Правда, когда в Могилёв потащила меня подружка, жарко было. Посмотрели мы много, но в середине дня просто рухнули в парке на травку в тени старых ясеней. Поймала себя на том, что хоть из Могилёва с Минском, хоть из деревень (все мои однодневные поездки за год после Сыктывкара) быстрее хочется домой  вернуться к своим обязанностям и удобствам, к привычному образу жизни.

Другого счастья ведь и правда не бывает, или просто мне неведомо.


 
Собачья жизнь. Малыш Тузик.


Привычка не выходить из дома без сухого корма в карманах привела к тому, что со всеми окрестными собаками я перезнакомилась. В отличие от людей собаки - существа благодарные, помнят, если хотя бы раз покормишь-погладишь. Увидят - сразу бегут навстречу, а потом за великом.

Не очень-то удобно передвигаться по городу со сворой, не раз говорила себе, что не стоит их прикармливать,  но перестать не могла, как подумаешь, что, может, всей жизни у них - это лето.

Особенно жалко было одного старичка. В январе (а то и раньше, когда я в отъезде была) появился у нас во дворе небольшой пёсик размером с моего Тишку. Белый воротник, лапки, кисточка хвоста и мордочка. Симпатичный, но себе на уме, начал с того, что сцепился с Тишкой, пришлось того в ветеринарку водить лечиться, так что у меня и мысли не было к себе его взять на передержку.

Просто кормила, и не я одна, постепенно многим он примелькалься и и по городским и собачьим пабликам разошлись про него посты, дескать, старик-хозяин умер, вот и скитается старый пёс. Про моего Тишку такая же легенда ходила, насколько достоверная - эта история заставила задуматься. 

К Тишке я всю зиму присматривалась-привыкала, пока взяла в дом, вот и этого Малыша никто не торопился взять вплоть до лета, пока обстоятельства не обострились. Летом высыпали во двор на прогулки мамочки с детьми, и одного ребёнка Малыш покусал. Мама вызвал отлов, но соседка, которая его кормила, и другие волонтёры ( без моего участия) спрятали его на передержке. А он с этой передержки удрал и в самую жару скитался  в другом конце города в больничном городке. Благо, одна девушка увидела его там и увезла на другую передержку, подальше, при этом он покусал парня, грузившего его в машину, а потом выяснилось, что передержка ненадёжная и нужно куда-то его возвращать, а куда?

- Везите обратно к нам во двор, - сказала я, - всё успокоилось уже.

По возвращении Малыш поселился под старой липой в большой тумбочке, её притаранила одна соседка, другая кормила его и водила по знакомым пристраивать, третья пиарила... Толку не было ни от соцсетей, ни от местной газеты, смотреть смотрели, но брать старика никто не хотел.

В жару Малыш так и норовил зайти в открытую дверь подъезда и улечься поперёк лестницы на прохладные плитки. Понимая, что добром это не кончится, в наш подъезд старалась не пускать его я, тем более, что и самой неудобно было на руках через него Тишку переносить, сам он боялся через него прыгать.

Однажды возвращаемся с Тишкой вечером с Днепра: во дворе толпа народу и рыдает соседка. Оказалось, снова покусал ребёнка наш старичок, причём в моём подъезде. Лежал по обыкновению поперёк и тяпнул за руку девочку. Молодая мама вызвала Скорую, милицию и отлов, сама уехала с ребёнком в больницу на Скорой, папа за неё остался. Малыша забирает отлов, а они не долго думая тут же убивают.

Папа оказался миролюбивым, и после длительных эмоциональных переговоров между ним, нами и отловом был достигнут такой результат: сразу убить нельзя, поскольку 10 дней нужно проверять на бешенство, а содержать им негде, я это точно знала, и уникомовец вынужден был подтвердить, так что мы берём ответственность на себя, сами будем  его содержать и в ветеринарку на осмотр водить, и такое письменное обязательство папа со своей стороны подписал, что согласен.

Затащить Малыша на пятый этаж к соседке и потом в ветеринарку и на прогулки водить непросто оказалось, соседка его боялась (при том, что жалела и кормила), да и мне он чудом не отгрыз пальцы в ветеринарке на осмотре несмотря на намордник, постоянно с него слетавший, так яростно сопротивлялся  осмотру и процедурам.

Ларчик просто открывался, у бедного пса оказался застарелый отит, и поэтому когда милые детки норовили за ухом его почесать, он защищался как мог. Переговоры с мамой не были столь удачными, моё известие про отит и что не стоит ребёнка на уколы от бешенства таскать, она выслушала с презрительной миной и швырнула мне обратно пакет с подарками для девочки.

Такой оборот заставил  доброжелателей Малыша проявить активность,  и наконец сразу два варианта для него нашлось: и в Минске, и в Европе! Ну, до Европы дальше, чем до Минска, примчалась за ним из Минска девушка, и здесь на месте нашла машину для его перевозки доброжелательница.

Сажая Малыша в машину, девушке я прямо сказала, что всё подобное и закапывание уха только в наморднике нужно ему делать, покусает. Она покивала, но дошло до неё только тогда, когда и правда покусал и её, и соседа-помощника, а также её кота.

Она уже склонялась дальше в Европу его переправить, но тут случился совсем неожиданный поворот: нашлась настоящая хозяйка! Оказалось, что никто не умер, старенькая хозяйка жива и относительно здорова, но вот не видела доселе объявлений про него! И что ему 13 лет, зовут Тузик, пропал ещё в декабре, жил во дворе частного дома и вышел в открытую калитку, а не вернулся из-за деменции, дом недалеко от нашего района оказался!

Минчанка, готовая в Европу его везти, потом выговаривала мне, дескать, зачем такой хозяйке вернули. На что я ей привела пример: когда детей алкоголиков передают в приёмную семью - некоторые убегают обратно при первой возможности. Привычка свыше нам дана, замена счастию она! Вот и Тузик был счастлив наравне со своей старушкой, когда встретились наконец после восьми месяцев его скитаний.

В ветеринарке мне сказали, что ещё одна покусанная им женщина ходила к ним на уколы. Плюс сажавший в машину, двое минчан и двое детей, плюс Тишка с котом - итого восемь известных покусанных и все живы-здоровы, что я пыталась маме девочки донести, но она не успокаивалась и заявила на меня в милицию.

Ну, милиционеру я рассказала всю эту увлекательную историю. Он поначалу пытался всё записать в протоколе, потом понял, что нужно сокращать. Предупредил меня, что если ещё раз она заявит, мне придётся штраф заплатить, на первый раз выносит предупреждение, и тем дело наконец и закончилось!

Не то чтобы совсем, довольно продолжительное время моего тихого Тишку только на поводке пришлось мне выгуливать, дескать, у ребёнка теперь паника при виде любой собаки.

А хозяйка Тузика всех этих перепитий толком и не узнала, и особой благодарности всем спасителям не выказала, равно как и извинений покусанным. Я в сердцах сказала милиционеру, что пусть она штраф платит! Но до этого дело не дошло.

Уфф. Это только одна история из нескольких летнесобачьих, что-то это лето урожайным оказалось. Другие после допишу.

А в этой мораль простая: у каждого тузика своя судьба! По моим подсчётам этот жизнью минимум десятку человек обязан.


Улетающие на закате.


"Люди спасаются только слабостью своих способностей, - слабостью воображения. внимания, мысли, иначе нельзя было бы жить. Толстой сказал про себя однажды:

- Вся беда в том, что у меня воображение немного живее, чем у других...

Есть и у меня эта беда", - пишет Иван Бунин в дневнике 10 марта 1918-го года.

Позже в эмиграции эти его дневниковые записи были изданы под названием "Окаянные дни".

Вот и я до поры спасалась "слабостью своих способностей". Уж казалось бы: после лета 2014-го и последовавшей за ним голодной зимы, после "пандемии", после 24-го февраля, да что говорить, после всего, что было пережито в 90-ые, - нужно быть ко всему готовой, понять, что происходит, но нет, 21-го сентября снова захотелось спрятать голову в песок.

Летом 1998-го года старец в Киево-Печерской лавре говорил мне и всей нашей разношёрстной русско-украинской группе паломников:

- Уже поздней, чем вы думаете. Не вступайте в брак, не рожайте детей! Грядёт война.

Запомнилось, как в жару взрослые - и я -  в одежде обливались из колодцев преподобных Антония и Феодосия ледяной водой, а годовалого крепыша-младенца голеньким облил отец, тот уверенно стоял на ножках - только пошёл! - и не помню, чтобы плакал.

И вот вскоре после 21-го сентября мама того младенца и его младшего брата, с которой не скажу, что общались мы в прошедшие 24 года, огорошила меня тем, что братья едут ко мне в Беларусь спасаться от мобилизации.

Замужем она была на Украине и, когда развелась и вернулась с детьми в Россию, отец детей остался там, только сейчас попал в Россию в составе левобережной херсонщины. У братьев есть и российские, и украинские документы, украинские отец вышлет на мой адрес, а пока им нужно где-то пересидеть.

Не одним, а под присмотром моего ровесника, который не мобилизации боится, а того, что не сможет вовремя явиться в Эмираты, где у него контракт со второй половины октября: Пулково забито, вылететь невозможно, попробует из Минска.

Всё бы ничего, но от меня до минского аэропорта часа четыре езды: два на поезде и ещё пару часов от моего порога до вокзала и в Минске от вокзала до аэропорта. Когда с приключениями доехал до меня "старший группы", до него это дошло, когда сориентировался он на местности.

Хорошо, что в Минске у меня остались знакомые, один согласился всех троих пустить на своей даче пожить, как раз поблизости от аэропорта. Хотя и недоумевал: дескать, поздно и некуда уже бежать.

В минском аэропорту в первые дни тоже напряжённая была обстановка, вплоть до драк за билеты, но к концу недели "старшему группы" удалось вылететь в Турцию, а вскоре вышел указ, что мобилизация студентов не касается, так что младший из братьев вернулся к маме.

Остался тот самый крепыш из лавры ждать у моря погоды, когда придут от отца документы и деньги. Минский знакомый извинился и сказал, что больше не может на даче его прятать. И тут меня осенило: незнакомого мужчину на неопределённый срок поселить у себя я не могла, просто не было свободной комнаты, спален всего две, моя и сына, а в гостиной снесены стены между прихожей и кухней, диван стоит, но круглосуточно ходим мы  по домашним делам.

Зато есть у нас тут неподалёку собачий приют в старой сельской школе, там и места, и работы хватит ему! Хозяйка приюта сразу согласилась и позже довольна была тем, что прислала я к ней помощника. А что он сам обо всём этом думал, я так и не узнала, поскольку так его и не увидела. Когда пришли документы и деньги, из приюта он уже переместился в Казахстан, куда я их и выслала.

Такой зигзаг: сначала в Беларусь, потом в Казахстан, - получился не только из-за паники у мамы, а потому что мамина подруга в Сербию к себе надеялась парня каким-то образом, без отсутствующего у него загранпаспорта, переправить. Но как? Даже если с той стороны приехала бы она за ним на машине к украинской границе, а от нас он по украинским документам попал в Украину, то там ведь тоже мобилизация! Что в лоб, что по лбу. Вместо Украины-Европы пришлось в Казахстан ему бежать.

Это не самый витиеватый маршрут, один мой знакомый парень улетел из Москвы в Варшаву через Кавказ-Турцию-Испанию-Осло, несколько дней на все перелёты потребовалось. А раньше за ночь поездом можно было.

Всё познается в сравнении: улетающие от мобилизации никаких преступлений не совершали и за их укрывательство не расстреливают (пока), как за укрывательство евреев в рейхе, - но мне как белоруске подобные сравнения сами в голову лезут. Белорусы тем и отличались от окрестных украинцев с прибалтами, что в ту войну евреев прятали, есть что-то партизанское в национальном характере, сформировалось за века лавирования меж двух огней, Москвы и Польши.

Хотя я ужасная трусиха и всякий раз, когда прячу бездомных собак с котами от наших живодёров, - боюсь. И когда мужчин прятала - боялась неизвестно чего. Но кто не тренируется, тот свои страхи никогда не победит.

Сын весной заканчивает школу. Весь этот прошедший год, с января по декабрь, ходил в специально на него по мерке сшитой-купленной военной форме на военную подготовку, летом на военные сборы. Так по программе положено, с середины десятого до середины одиннадцатого, оценка в аттестат, и без отбытия сборов не переводят из десятого в одиннадцатый.

Учебник его по военной подготовке я и не пыталась читать, и без того понятно, что там может быть. Ура! Марш-марш! Вперёд и с песней!

Меня не содержание этого учебника, а собственная вина тревожит. Хотя объяснения есть всегда: мало ли что там старец говорил, у меня вот единственный братик погиб неженатым, хотелось мне и мужу сына, а моим родителям внука.

Больше всего чувствую как вину, как пребывание в прелести, тот неофитский период, когда не просто монархисткой себя считала, но надеялась на "возрождение Империи". Это после всего, что было в двадцатом веке, после того, как убили и уморили всех праведников предшественники нынешних неотрицающих своё преемство правителей!

Объяснить легко: читала тогда в основном первую эмиграцию,а они все этим грезили. Чего стоила "Народная монархия" Ивана Солоневича или сочинения Льва Тихомирова! Грёзы о какой-то поднебесной Империи сейчас, мне представляется, не стоит смешивать с Царством не от мира сего.

У кого хватает воображения, те и не смешивают, читала, помню, сербский роман про церковь на облаках, в буквальном смысле: как и в Киево-Печерском патерике поднялась на воздух церковь, чтобы не осквернили её нечестивые, - и завидовала воображению автора.

Смотрела сейгод на октябрьские закаты, когда медленно опускается огромный пылающий шар за корабликом в конце бульвара, дрожат в воздухе бьющие прямо в лицо закатные лучи - вспоминала Сильмариллион. В нём Толкиен объясняет, что когда Моргот с помощью монстра-паучихи Унголиант высосал весь свет из светоносных древ Валаров, то чудом сохранились один цветок и один плод с них - Луна и Солнце.

Толстой, Бунин, Солоневич, Тихомиров, Толкиен. Диккенса забыла из тех, кто заменяет своим воображением моё, читала его нынешним летом, как и всегда. Как и Льюиса. И святителя Николая (Велемировича), его "Земля недостижимая" - настоящее противоядие. Политики всегда ведут свои народы в "землю недостижимую". 

Не думаю, что совсем не страшно было праведному Иосифу, когда спасал Божию Матерь с Младенцем от Ирода и бежали они в Египет. А потом много лет в эмиграции нужно было выживать, прежде, чем Ирод умер, и можно стало вернуться домой.

Иосифу повезло больше, чем подавляющему большинству русских имперских эмигрантов, которые так и умерли на чужбине, никогда не вернулись домой. А некоторые вернулись и прямиком в лагеря угодили: умерли на родине.

Считала на досуге: от Калининграда до Иркутска больше пяти тысяч километров, от Тбилиси до Соловков почти три. Что я видела за свои шестьдесят лет на этом бывшем имперском пространстве?

Видела христианские всех конфессий, мусульманские и буддистские храмы, видела дворцы и такие жалкие лачуги-берлоги, в которых непонятно как живут люди. Видела живые и вырубленные леса, полноводные и пересыхающие реки и озёра, южные и северные моря и горы.

Видела морги и больницы с абортариями, мегаполисы и полностью вымершие деревни, от которых только обширные кладбища возле них остались. Видела остовы многочисленных православных храмов, напоминающие остовы динозавров, и забытые, с покосившимися деревянными табличками с номерами, лагерные кладбища.

Видела заводы, плотины, дороги-мосты и гигантские "спортивно-досуговые сооружения", всё то, что наворотил двадцатый век.

Субьективно, но самое страшное, что видела в жизни, это не заброшенные лагеря, а МКАД с ревущими стадами машин и смогом. Как астматик боюсь приступов удушья: хватаешь воздух как рыба на суше и выскакивает сердце.   Думала, что спасусь дореволюционной орфографией, организую себе такой маленький домашний "санаторий для души". Отчасти помогло.

А самое красивое, что за жизнь узнала - это не море-горы-леса-степи, а "Слово о полку Игореве", где есть всё это и ещё много всего сразу. Осколок домонгольской Киевской Руси. Иногда вижу её отсветы то в белорусском Полоцке, то в украинском Чернигове, то в российском Смоленске. Словно подул свежий ветер, и легче стало дышать, паруса надулись ветром, и сейчас поплывёт за горизонт недвижный доселе кораблик.

Жаль, не хватает воображения роман про это написать: как однажды тяжёлый парусник-памятник стал легче воздуха и полетел на закат.

Нужно просто жить и для начала пережить эту так рано и внезапно нагрянувшую зиму.


Рецензии