Математика в жизни человека

 
Математика в жизни человека

 Однажды  мы с бабушкой пошли  в магазин. После того как  мы расплатились  в кассе, я посмотрел на чек. А бабушка сказала вдруг:  «двадцать пять, сорок три», правильно?». Я удивился. «Откуда ты узнала, бабушка?».  Бабушка улыбнулась. Бабушка и в других ситуациях удивляла меня невероятной способностью к подсчету цифр. Она рассказала мне, что когда она училась в школе, у них был предмет, который назывался «Устный счет». В то время не было карманных калькуляторов. И учеников учили быстрому счету в уме. Единственными портативными приборами для подсчета цифр были: логарифмическая линейка,  канцелярские счеты и механический прибор для арифметических операций под  названием «Феликс».
    Счеты  представляли собой  деревянную раму с параллельными струнами, на которых были нанизаны деревянные круглые фишки. На каждой струне было по десять фишек. Первая струна снизу содержала фишки сотых долей единицы. Вторая - десятки. Затем шла пустая струна без фишек, разделительная. На следующей  струне были фишки  единиц цифр, на второй - десятки, на третьей - сотни и так далее.  На «Феликсе» цифры выставлялись торчащими рычажками, а арифметические действия выполнялись числом поворота ручки  справа. Вот и вся техника того времени. Поэтому людей учили способности быстро  производить  арифметические действия «в уме». Одним это удавалось лучше, другим  - хуже.  В зависимости от врожденной способности. Как, например,  природный дар различать оттенки цвета или  ощущать точность звучания высоты звука. Развитие науки и техники привело к созданию электронных устройств, на основе использования двух символов: нуля и единицы, соответствующих наличию в цепи электрического потенциала или его отсутствию. Наступила эра цифровизации образа жизни. Используя привычный компьютер, мы давно забыли, что  любая  картинка или слово,  любой кадр фильма состоят  фактически  из  придуманных тысячи лет тому назад  людьми цифр всемогущей  математики. Математика позволила выйти человеку в пространство космоса.  Прогуляться по Луне и оставить следы  не ее пыльной поверхности. Математика позволила автоматическим станциям, преодолев миллионы километров, выйти за пределы солнечной системы. У человека не было «микроскопа», чтобы заглянуть внутрь вещества. Математика позволила человеку внедриться вглубь вещества и, пробравшись между электронами, заглянуть в глубину таинственного ядра. Великие умы человечества, гении: Ньютон, Юнг, Фарадей,  Френель,  Максвелл,  Томсон, Планк, Эйнштейн, Беккерель, Бор, Резерфорд, Гейзенберг, Шредингер, Бройль, Паули, Дирак,  Ферми, Лоренц, не имея никаких технических средств, одной силой мысли при помощи математики смогли проникнуть вглубь вещества и объяснить его устройство и размеры. И тут выяснились поразительные факты. Оказалось что, если электрон представить в виде теннисного мяча, а ядро  размером с арбуз, то расстояние между ними  будет равно ста километрам. И фактически любое вещество состоит из пустоты.   
       Проблему доказательности логических заключений иногда успешно решает математика. Физик Л. де Бройль в 1924 году написал докторскую диссертацию на одной странице. Она содержала всего лишь одну формулу без вывода. Верность ее подтвердила позже практика.    Математика  пропитала всю человеческую жизнь. А началось все с первой черточки на каменном топоре неандертальца. Любые рассуждения и умозаключения о любом предмете и сущности, выраженные в словах, являются незаконченным рыхлым полуфабрикатом, пока их обобщенный смысл  не воплотится в  цифры и формулы. Формулы это - квинтэссенция словесного варианта выражения идеи в сухом остатке, как губка, из которой выжали влагу.  Человечество не может  пока объяснить сущность и природу гравитации, и передачу мыслей на расстояние. Но скорее всего в будущем эти тайны поможет раскрыть математика! Вот что такое математика в жизни человека.
09.03.2022
27.12.2022.

 


Рецензии