Потенциал синергии духовности в России

Ерошенко Т.И., Ерошенко И.Е.
               
                ПОТЕНЦИАЛ СИНЕРГИИ ДУХОВНОСТИ В РОССИИ
                (Субъективные заметки)
     Под духовностью мы подразумеваем систему духовных ценностей человека или социума, ориентация на которые развивает сущностные силы человека. И это развитие находит отражение в реальных позитивных изменениях в конкретном социально-антропологическом пространстве. Или, иначе, в решении реальных социальных проблем.
        Князь Владимир способствовал поднятию уровня духовной жизни восточнославянских племён вводя христианство  в той форме, в которой оно утвердилось в Византии ( хотя официально раскол между западной (католической) и восточной (византийской, православной) ещё не провозглашался, но различия накапливались).
        Распространяясь по территории Киевской Руси, христианство восточно-римской или византийской формы смешивалось с элементами язычества. Впрочем, в большей или меньшей степени это происходило повсеместно, где происходило распространение мировых религий: и буддизма, и христианства, и ислама.
         Поэтому близкое к византийскому русское православие оказалось новой по качеству духовной силой, в которой соединялись элементы римско-византийской,  восточнославянской и некоторых других евразийских народов (общинно-племенной) духовности.  Русь превратилась в одно из самых развитых государств феодальной Европы - Гардарику.
       Истории России также знакомо сложное взаимодействие русского православия, ислама и буддизма. Наше внимание в перечисляемых здесь религиях привлекает не религиозно-обрядовая сторона этих учений, а духовность как система социальных ценностей, ориентация на которые побуждает человека к позитивным действиям, возвышающем его над обыденными повседневными делами. Если совершается какое-то  зло  или преступление  (показательная казнь, теракт и тому подобное) оправдываемые якобы религиозными мотивами, то это никакого отношения к духовности не имеет.
           Традиция указывает нам, что духовность  проявляется во время реализации людьми чисто религиозных действий: участие в богослужении, чтении и пении молитв, совершении обрядов, чтении священных текстов, паломничества и т. п. действий.
          Да, это чисто религиозное проявление духовности. Но если бы этого было достаточно, то Иисус не сказал бы: «По плодам их узнаете их.» (Евангелие от Матфея 7:16) Следовательно, истинная духовность не может ограничиваться красивыми словами, или ритуалами. Истинная духовность проявляет себя в делах. Это также означает, что в сложном, развитом обществе существуют  и нерелигиозные или светские ( не путать с антирелигиозными) формы духовности.  Нерелигиозная духовность может опираться как на мифолого-религиозные, так и на научные и ненаучные формы знания.
      Духовность можно ещё определить как знание, воплощение  которого  совершенствует человека, раскрывает его человеческие качества. Источником опыта являются знания, истинные знания во всём их многообразии. Конечным источником духовности как знания в любой его форме выступает опыт. Тот самый «сын ошибок трудных». Особо важной формой опыта является память*. Распространение, нерелигиозной светской духовности, видимо, следует связать с распространение м философского, научного и отделения художественного знания от мифологического и мифолого-религиозного. Но мы не считаем, что в какое-то время мифолого-религиозная духовность будет вытеснена светской. Истинная духовность в любой форме вечна как и дух. 

     Для того, чтобы опыт выполнял функцию  побудителя духовности, он должен принимать особую форму. В текстах религиозных учений он обычно предстаёт в виде нравственно-моральных заповедей.
     В социальном пространстве материализуется в виде этоса, как системы реально функционирующих  нравственно-моральных ценностей, которыми руководствуется индивид или социум. Провозглашаемый публично этос часто не совпадает с тем, что реализуется на практике.
     Духовность русской классической художественной культуры, а в её составе художественной литературы, построена на уличении властей и представителей господствующих классов в лицемерии, двуличии: провозглашают  ценности милосердия и сострадания, а на деле реализуют безжалостность и жестокость.       
        Этосу свойственны индивидуальные и/или социальные варианты. Доминирующие варианты этоса определяются общественным строем и одновременно удерживают параметры данного общественного строя, стоят на страже его. Они –  духовная основа общественного строя. Таким образом, в сложном обществе доминирующий этос коррелирует с тем или иным классовым общественным строем.
     Макс Вебер обратил внимание на то, что утвердившаяся в Европе во многих странах после серии религиозных войн протестантская этика оказалась этосом, наиболее благоприятствующим развитию капитализма, поэтому учёный и назвал её «духом капитализма».
     Очевидно, что тот, класс которому принадлежит государственная  власть, стремится предпринять всё от него зависящее, чтобы господствовал  этос или дух  коррелирующий с представляемым им общественным строем.
   
     Непрерывно совершенствующиеся информационные технологии в конце  Х1Х – в начале  ХХ1 в.в. (кино, радио, телевиленин, интернет)  демонстрируют возможности  усиления эффективности влияния на этос политически господствующими группами («элитами»). Эта гигантская мощь позволяет за относительно короткий срок переделать сознание населения целой страны. Это пережил ряд стран Европы, перед Второй Мировой войной, СССР и многие постсоветские республики в конце ХХ – го и в начале ХХ1 в.в..
     Эта мощь может оказаться благотворной, если элита действительно ведёт вперёд, а может и вести к катастрофе, если это не элита, а псевдоэлита, руководствующаяся своими узко эгоистическими интересами и своим невежеством, которого она не хочет признавать .
      Одним из ярких примеров иллюстрирующих  благотворность в целом усиления влияния на этос народа властвующей политической группы  является ситуация в КНР.
      Примером деструктивного воздействия на этос  является доведение нацистами Германии и  других стран народов, доверившихся (нацистам, милитаристам), до трагедии поражения.
      
     В России (с 1922 года СССР) после Октябрьской революции 1917 года в качестве доминирующего установился антикапиталистический  этос как сплав общинного коллективистского крестьянского этоса и «этоса аскезы» революционеров-подпольщиков. Его можно назвать «социалистическим или советским», пусть, быть может, условно.  Но всё равно его доминироване обеспечило рывок вперёд.  Это, вероятно, еще не социализм, но и и не  веберовский дух капитализма.   Сокращение влияния общинного уклада в процессе индустриализации страны и отказ партхозноменклатуры  в процессе  смены поколений  в массе своей от аскезы сузили влияние антикапиталистического этоса в России (СССР).
       
       И вот уже более 30 лет партхозноменклатура, отказавшаяся от аскезы, превратившаяся в олигархов и несменяемых чиновников различных рангов,  всеми своими силами навязывает трудовым массами в России  этос или дух, коррелирующий с обществом социального неравенства, дух которого  близок одновременно и феодально-сословному, и рабовладельческому, и капиталистическому строю. И всё это происходит на фоне  кризиса мирового капитализма, который за счёт ослабевшей после распада СССР России намерен решить свои проблемы. 
      Многие учёные и патриотически настроенные общественные деятели России полагают, что, если не вернуться к антикапиталистическому (общинно-коллективистскому, советскому) этосу , то стране как  единому геополитическому субъекту грозит уничтожение. Чтобы этого не произошло  нужно вернуть условия (идеологические и социально-экономические) для объективного существования, утверждения и развития  советского этоса. 
      
    Очевидно, что выход может быть  в критическом обращении к опыту доминирования этоса периода  существования СССР.** Конечно, теперь советский этос вполне осознанно и легально должен включать в себя два слоя опыта: и мифолого-религиозный опыт, и светский (научный и ненаучный (художественный, философский). Хороший и хорошо исполняемый закон о свободе совести мог бы вполне деликатно обеспечивать взаимодействие или синергию этих  двух слоёв духовности и множества их разновидностей.
-------------------
*Духовность включает в себя историческую память. Вот почему не останавливается, а нарастаетает сопротивление актам принижения и очернения советского прошлого.
 «Сталинградская молитва
 Нам жизнь даровали сраженьем-молитвой,
Они, кто не отдал ни пяди земли.
Сей град !
Отстояли, в жестокой той битве…
Мы ж…
Имя его отстоять не смогли.
За сталинградцев святую молитву
Вознесть и читать гражданин будет рад.
Такою жестокой была эта битва!
Была ли?
Была!
Только где ж Сталинград?
Святой поминаем сегодня молитвой
Десяток восьмой после битвы той лет.
Жестоко жестокой
Была эта битва…
Была ли ?
Была!
Сталинграда вот нет!
Жестокой была Сталинградская битва!
Но разве оставлен был Сталинград?
Не словом, но делом звучала молитва
И силу её
Ощутил супостат!
Нам жизнь даровали сраженьем-молитвой,
Они, кто не отдал ни пяди земли.
Сей град!
Отстояли, в жестокой той битве…
Мы ж…
Имя его отстоять не смогли.

Вернуть славному городу его имя навечно!

 **Одна из роковых ошибок большевиков, по нашему мнению состояла в том, что они не поняли, что доминирующий в народе этос (дух), который принял их и пошёл в 1917 году за ними опирался и на мифолого-религиозную духовность (ну не были даже наиболее передовые рабочие готовыми марксистами), что народ инстинктивно чувствовал содержащийся в мифолого-религиозном учении отражение социального опыта угнетённых низов, хотя и переделанный церковниками в угоду власть имущим. Сталин в годы Великой Отечественной войны попытался исправить эту ошибку. Хрущёв снова отказался от учёта мифолого-религиозной духовности, от использования пребывающей в ней духовности в укреплении народной власти.


Рецензии