Василий и его остров

                Петербургская миниатюра с прологом и эпилогом,
               или Страсти по всем Островским и «островитянину» Василию


                Пролог
                А причём здесь порох?

     Почему самый известный остров в Петербурге называется Васильевским? Кто такой Василий или Васька, как его, любя, по-простому, но с гордостью величают горожане, и как это имя связано с порохом, более того – с грозным ракетным оружием? Ведь точного происхождения названия острова до сих пор не установлено. Но мифов и легенд до наших дней дошло много. Если честно, то и история создания пороха также достоверно неизвестна. Согласно некоторым источникам он применялся еще в древней Индии примерно в XV веке до нашей эры. По другим данным это взрывчатое вещество было разработано китайцами в I веке уже нашей эры. Причем изначально оно предназначалось не для военных, а для медицинских целей. Смесь селитры с медом и чесноком поджигали, получая «лечебный» дым. И ведь помогало от хворей!

     Однако общепризнанным считается мнение о более позднем времени сотворения пороха, хотя все дороги великого изобретения всё равно вели туда же – в юго-восточную часть Азии. Полагают, что горючие смеси, подобные первозданному порошку, были известны за много столетий до нашей эры народам Китая и Индии, где селитра самопроизвольно выходит из почвы на поверхность.

     Предположительно первым порох придумал китайский алхимик Сунь Сы-мяо в VII веке.  Пытаясь создать эликсир бессмертия, при нагреве смеси селитры, серы и коры локустового дерева, произошла необычно мощная вспышка пламени. И пусть в переводе с китайского порох означает «огненное лекарство» или «огонь медицины», данный факт навел алхимика на мысль о возможном использования этого вещества в пиротехнических целях.

     Так порох стали использовать для организации фейерверков. Горючий материал засыпали в бамбук, а затем поджигали, направляя стебли в небо. Примерно в это же время встречаются упоминания о применении пороха и в военных делах: с его помощью изготавливали огнемёты,  примитивные гранаты, мины и бомбы. Бомбометание осуществлялось при помощи специальной катапульты.

     Взрывчатым веществом, применявшимся в военной технике, был дымный или черный порох – смесь калиевой селитры, серы и древесного угля в различных соотношениях. Наиболее вероятно, что из Индии и Китая сведения о таком порохе распространились сначала к арабам и грекам, а затем и к другим народам Европы.

     Постепенно производство дымного пороха в мире для военных и иных целей наращивалось. Небольшие пороховые заводы существовали в ряде европейских стран, в том числе и в России в XIV–XV веках. Порох в этот период широко использовался в том числе и для подрывных целей, особенно при осаде крепостей. Количество произведенного пороха при Иване Грозном только для потребностей армии составляло около 300 тонн в год.

     Дальнейший и наиболее существенный шаг в развитии порохового производства в России был сделан в начале XVIII века при Петре I, когда годовое производство порохов всеми заводами России составляло в среднем уже около 1000 тонн.
 
     Именно Петр – государственный реформатор, основатель cеверной столицы, создатель регулярного Военно-Морского Флота заложил сразу три пороховых завода: в самом Петербурге и по соседству –  на реке Охта – «Охтинскую  пороховую мельницу» и в Сестрорецке. Первые два предприятия предназначались для удовлетворения потребностей сухопутных войск, а Сестрорецкий завод работал исключительно на нужды флота. Качество русского пороха было высокое и оно не уступало лучшим сортам иностранных дымных порохов. Неслучайно датский посланник в Петербурге писал о русском «пороходелии» того времени: «вряд ли найдешь государство, где его (порох) изготовляли бы в таком количестве и где бы он по качеству и силе мог сравниться со здешним».

     Летели годы, сменялись столетия… Казалось бы про порох в наши дни известно всем и каждому, кто хоть немного интересовался военным делом. Кстати, первые прообразы китайских пороховых ракет появились также более тысячи лет тому назад. Однако, мало кто знает, что ракета получила свое название от итальянского слова «рокка», впервые употребленного в 1379 г. и означающего в переводе «веретено». Уж больно вращались тогдашние прототипы ракет в полёте! Уменьшительное от «рокка», а именно «рочетта», и послужило основанием для ввода в практику привычного сегодня термина, определяющего летательный аппарат, снабженный реактивным двигателем.

     Нельзя сказать, что понятие «ракета» русской армии было вовсе не знакомо. В начале XVII века Россия уже располагала сведениями об устройстве, изготовлении, хранении и применении зажигательных, сигнальных и фейерверочных ракет. В 1717 году Петр I официально ввел в  армейский устав правила по  использованию им  же разработанной сигнальной пороховой ракеты. Да, она не  являлась боевым оружием, но  имела военную природу, отвечала всем военным смыслам и прослужила  в  русской армии без малого 170 лет.
 
     Но почему «ракетная наука» стала актуальной ещё во времена строительства города в устье Невы? И причём здесь порох, первые русские ракеты и остров со Стрелкой, известный во всём мире? В конце концов, кто такой Василий?

     А вот почитайте…


                Наше время…

     Санкт-Петербург, Васильевский остров. Приезжая пара из российской глубинки (бабушка с внуком), покинув уютную частную гостиницу, скорым ходом спешит по улице, именуемой линией, к метро. Гостям города на Неве зябко… Декабрь, последние дни уходящего года.

     Зима, пытаясь-таки вступить в свои законные права, всю последнюю неделю подбрасывала петербуржцам то снежную метелицу под завывание ветра, то ледяной дождь. Обычная декабрьская погода для Питера! А туристам каково? Привыкают, однако, быстро…

     Сильного мороза пока не чувствовалось, но все горожане от мала до велика с началом первого зимнего месяца уже облачились в тёплые одежды. Декабрь, как продолжение холодной здешней осени, пролетел быстро. У школьников начались каникулы.  До Новогоднего праздника остались считанные дни…

     Но иностранцам и гостям-россиянам хочется успеть прикоснуться ко всему прекрасному и интересному в граде Петра в оставшиеся дни года уходящего. Вот потому, несмотря на все погодные катаклизмы, туристы приезжают в северную столицу и ежедневно нагуливают себя по музеям, театрам и всевозможным художественным выставкам. А порой люди просто слоняются по городским достопримечательностям, фотографируются на Дворцовой площади, гуляют по Невскому проспекту, посещая многочисленные бистро, пышечные или кафе. Чтобы вкусить чего-нибудь «горяченького» в холодном декабрьском городе!

     Десятилетний мальчик Вася, после вечернего похода с бабушкой накануне в театр «Балтийский дом» на «Женитьбу Бальзаминова» по пьесе Островского, уговорил сердобольную родственницу посетить ещё и Артиллерийский музей. Быть в Питере и обойти стороной этот бастион из красного кирпича (сразу за Петропавловской крепостью), в котором сосредоточено практически всё артиллерийское и ракетное вооружение с самых-самых  (ещё допетровских) времён и до наших дней – считай пропали каникулы у пацана!.. Поэтому туда – в этот храм российского оружия – приезжая пара (внук с бабушкой «на прицепе» за руку) устремилась субботним декабрьским утром.

     На подходе к станции метро…

     – Бабуля! – громко позвал и затормошил за рукав спутницу школьник.

     – Что, Васенька?! – укрываясь зонтом от летящего в лицо мелкого и колючего снега, откликнулась внуку Элеонора Павловна.

     – А почему метро так называется? Ну, в смысле, станция метро почему в честь Василия?

     – «Василеостровская»! А как она по-твоему должна называться? Мы же на Васильевском острове сейчас. Все местные его Васькой ласково называют. – Иди скорее… И под ноги смотри! Непогода какая с утра разыгралась! А ты чего против? Тебя, между прочим, тоже Васей величают. Не рад, что в честь твоего имени метро назвали?

     – Станция «Василеостровская»! – не унимался мальчишка. – «Василеостровская»!!! Но ведь Островского не Василием звали, а Александром. Он же великий русский драматург. Вчера спектакль смотрели. Смеялись… Ржали на весь зал! А мы в школе по сказке Островского и сочинение даже писали… А ещё раньше ты сама мне её рассказывала!

     – Про кота Ваську?

     – Про Снегурочку! Её же Островский сочинил. А звали его не Василием, а Александром. Получается, неправильно назвали, да? Надо было «Александроостровской»?

     – Действительно, странно… – опешила бабушка. – А я знаю ещё одного Островского. Только его Николаем звали. В наше время мы в школе про его Пашку Корчагина зачитывались! Слышал, что-нибудь про «Как закалялась сталь»?

     – Откуда?.. Ты чего?!! Какой Николай? Говорю же Александром его звали! А Николаевич – это он по отчеству.  Островский Александр Николаевич. – констатировал школьник и смело предположил, – Может он сын «вашего» Островского, который Николай и который сталь вам закаливал? Тогда получается станция метро должна быть «Николаеостровской»? А Василий тогда кто?

     Бабушка совсем растерялась от вопросов внука… «Снегурочку», «Женитьбу Бальзаминова» и ещё много чего сочинил Александр Островский – это даже школьники знают. «Как закалялась сталь» – написал Николай и тоже Островский. Спору нет, но метро-то назвали в честь, какого-то Василия. А он тогда, что написал?

     Пара остановилась перед самым входом в вестибюль метро… 

     – А давай спросим у милиционера, Васенька?

     – У какого милиционера, бабушка? У полицейского! Вон он стоит… Спроси сама скорее!

     – Извините, пожалуйста! – обратилась Элеонора Павловна к заскучавшему стражу порядка. – Можно у Вас поинтересоваться?

     – Да, слушаю Вас. Сержант Васильев. Какой вопрос, гражданочка?

     – Вот как хорошо! И фамилия у вас соответствующая месту. А почему эта станция метро называется «Василеостровская»?

     – Потому что я Васильев! – попытался отшутиться сотрудник полиции. – Дежурю я здесь. Вот меня, как Васильева, и отрядили на эту станцию метро. А куда же меня ещё?

     –  Шутите, да? – встрял в разговор неугомонный 10-летний школьник. – Почему «Василеостровская»? Ведь Островского не Василием звали, а Александром?

     – Какого Островского? Чего вы меня путаете, граждане?

     – Как какого? – у пацана глаза полезли на лоб – Того, кто «Снегурочку» написал!
 
     – Я не знаю, кто там чего и на кого написал! На Снегурочку, на Василису Прекрасную или ещё на кого… Но, станция называется так, потому что на Васильевском острове находится. Понимаете?

     – Это мы понимаем. – вступилась за внука Элеонора Павловна. – Не сочтите нас за приезжих невежд, только всё равно не понятно, кто же такой Василий?

     – Да! Кто такой Василий? Если Островского Александром звали! – снова встрял внук, защищая бабушку. – А может и Николаем! Он же написал «Как закалялась сталь»!

     У сержанта полиции помутнело в глазах: «Вот пристали, туристы!»…

     – Тут недалеко, в скверике по 7-й линии памятник есть… Тому самому Василию! В честь которого остров назвали… Он вроде ничего не писал, но стрелял метко. Бомбардиром его царского величества был!


                Фееричный, как фейерверк, эпилог

     В «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки», написанном в 1607–1621 гг. русским пушечным мастером Онисимом Михайловым, имеется описание русских пороховых ракет или «ядер, которые бегают и горят».

     Во второй половине  XVII века ракеты, как боевые снаряды, уже активно применялись в российской армии, в том числе и запорожскими казаками, о чем свидетельствует переписка кошевого атамана Ивана Серко с царем Алексеем Михайловичем – отцом будущего Петра Великого. А уж он-то показал себя ревностным поборником ракетного дела! Не случайно именно при нем в 1680 году в Москве открыли  первое Ракетное заведение, которое, правда, занималось не производством, а исследованием ракет и кустарной их сборкой. В ней участвовал и сам Петр, лично экспериментировавший с конструкциями ракет и порохами для них.

     Это уже потом, 27 мая 1703 года, Петр I основал Санкт-Петербург, заложив на Заячьем острове Петропавловскую крепость. Через 9 лет, 19 мая 1712 года по велению Государя  российская столица была перенесена из древней Москвы в Петербург. А ещё через полвека, в 1762 г. майор артиллерии Михайло Давыдов написал два труда, в которых обстоятельно изложил технику производства  ракет  и способы их применения. Он же рассказал о бомбардире-наводчике  Преображенского полка Василии Корчмине, который за выдающиеся заслуги в ратном деле впоследствии был произведен Петром I в генерал-майоры. Но всё это будет потом. А пока…

     Пока строилась Петропавловская крепость, напротив, на оконечности острова, называемой Стрелкой – как раз там, где теперь  Ростральные колонны, для защиты входа в Неву от шведов была устроена артиллерийская батарея, которой командовал бомбардирский поручик Василий Дмитриевич Корчмин. Усердно осваивал он для обороны северной столицы и всего Отечества российского и новое ракетное оружие. Первые русские ракеты, как впрочем и все, что были известны в мире, были пороховыми. Петр I лично посылал Корчмину приказы и распоряжения с лаконичной надписью: «Василию на остров». А после его смерти, как гласит предание, остров был поименован в его память  «Васильевским».
 
     Узнают об этой легенде люди по-разному. Кто-то после общения с полицейским, кто-то от гида на экскурсии в Артиллерийском музее, а кто-то и после интересного спектакля в театре. Впрочем, талантливые писатели Островские здесь совсем ни при чём. Причём на острове только сам знаменитый Василий!

     … Элеонора Павловна с внуком Васей, выйдя из вестибюля метро «Василеостровская», прошлись по 7-й линии и во дворе одного из домов сами воочию увидели бронзовый памятник красавцу Василию – бомбардиру его царского величества, вписавшим имя своё в название легендарного острова.
 
     Бравый артиллерист и ракетчик, инженер, генерал-майор, сподвижник императора Петра I встречает гостей в приветственной позе с мундштуком в руке. Взгляд лихого бомбардира устремлен вперед – в светлое будущее великой страны – России. Кстати, само имя Василий происходит от древнегреческого или древневизантийского слова, означающего «царский» или «царственный».

     Известен герой памятника не только батальным мастерством, созданием пушек и огнеметов, освоением нового ракетного оружия. Кавалер Ордена Святого Александра Невского Василий Корчмин был главным пиротехником при дворе Петра. Это именно он устраивал грандиозные шоу по случаю захвата вражеских крепостей и новых военных свершений. Самым фееричным стал двухчасовой салют в честь победы в Северной Войне и коронации Императора.
 
     Так ли всё было на самом деле? Хочется в это верить! Ведь удивительная история про Василия Корчмина и его острове живёт в Петербурге уже более 300 лет…


                P. S.

     – Бабушка, а почему так много китайских туристов в городе? – спросил внук Элеонору Павловну на следующий день. –  Интересно, они знают, что порох изобрели у них в Китае?

     – Уверена, что знают! А много – потому что их много.
 
     – А про нашего Василия Корчмина китайцы знают?

     – Главное, что мы с тобой знаем, Васенька. И остров Васильевский, где мы сейчас находимся, в его честь назван.

     … Неожиданно, где-то совсем рядом, прогремел пушечный выстрел.
 
     – И вчера тоже бабахнуло. Я слышал. А сейчас кто стреляет? Ведь нет уже Василия Корчмина.

     – Это традиция такая в городе. Ровно в 12 часов дня в Петропавловской крепости стреляет полуденная пушка.
 
     По приказу Петра I с самого начала строительства новой столицы с Нарышкина бастиона стреляла пушка. Выстрелы сопровождали подъем и спуск флага на утренней и вечерней заре, извещали жителей о начале и завершении работ.

     Других сигналов и быть не могло, ведь основатель города сам имел чин капитана бомбардирской роты.


     декабрь, 2022 г.                Санкт-Петербург               

                © Н. Кирюшов, 2022


Рецензии
Так вот оказывается в честь чего назван Васильевский остров!
Оказывается, в честь командира артиллерийской батареи, которой командовал бомбардирский поручик Василий Дмитриевич Корчмин!
Не знал этого.
Зеленая.
http://proza.ru/2022/05/16/1478
С уважением -

Федоров Александр Георгиевич   19.03.2024 13:17     Заявить о нарушении
Александр Георгиевич, здравия желаю! Да, вот такая судьба выпала "первому ракетчику" при Дворе Петра I - Василию Корчмину. Историю России-матушки по-настоящему мало кто сейчас знает. Даже многие перербуржцы не ведают про название (откуда оно появилось) у самого большого острова Санки-Петербурга. Вы уже знаете! И я очень рад этому. Про историю древней Руси и не только - есть у меня мини-повесть "Как Женька в американском кино снимался". Интересного там много, а ещё больше хохмы - особенно там, как лейтенант Коляшин попал на съёмки голливудского фильма "Петр Великий". С теплом и улыбкой,

Николай Кирюшов   19.03.2024 16:32   Заявить о нарушении
Вы и ссылку мою посмотрите, там тоже рассказ о моем отце.

Федоров Александр Георгиевич   19.03.2024 17:25   Заявить о нарушении
Уже ответил Вам.

Николай Кирюшов   19.03.2024 19:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.