16. Враги народа

Эта глава является логическим продолжением предыдущей. В ней мы снова обращаемся к неоценимой пользе электронных баз данных и информации из них, приоткрывшей нам тайны судеб представителей немецкого рода Швайгеров в СССР.
Здесь мы обратимся к истории других представителей Швайгеров из Порховской колонии, фигурирующих в списках репрессированных советских немцев в ОБД «Открытый список».

Наиболее интересен для нас из них Иван Карлович Швайгер. Предположительно, он может быть племянником или, скорее всего, троюродным племянником Ивана Степановича Швайгера.

Прежде, чем обратиться к информации из ОБД, следует оговорить возможное место его в родословном древе Швайгеров. Родился он, по данным «Ленинградского мартиролога» и ОБД «Открытый список» в 1907 году в колонии Ново-Порхово 1-го стана Ямбургского уезда Горской волости Санкт-Петербургской губернии. Скорее всего, отцом его мог быть троюродный брат Ивана Степановича Швайгера - Карл Иванович Швайгер. Следует напомнить, что Карл Иванович Швайгер происходит из рода Егора Егоровича Швайгера в третьем поколении потомков, а  отец Ивана Степановича происходил из того же рода, но от родного брата Ивана Егоровича Швайгера – Каспара Егоровича. Вся эта история прописана мной в третьей, четвертой и пятой главах. Что касается матери Ивана Карловича, то эта информация не обнаружена.

Отец Ивана Карловича Карл Иванович Швайгер являлся уроженцем всё той же Порховской колонии Ямбургского уезда Горской волости Санкт-Петербургской губеринии и, согласно данным ОБД «Возвращённые имена. Книги памяти России. Репрессии» родился в 1874 году (по данным метрических выписей год определяется как 1876), был беспартийным. Работал простым колхозником в колхозе «Красный партизан». 28 февраля 1938 года был арестован Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР и 20 июня того же года приговорён по статье 58-6 – за шпионаж в пользу Германии к высшей мере наказания. Расстрелян был в Ленинграде 8 июля 1938 года.

Согласно данным ОБД «Открытый список» и «Ленинградского мартиролога», сам Иван Карлович был беспартийным. Работал в Ленинграде на фабрике «Красный партизан» ("Партизан").
 
Интересно, что фабрика эта – одна из старейших фабрик по производству музыкальных инструментов в России. Основана она была Фёдором Михайловичем Мюльбахом, располагалась на нынешней 6-й Красноармейской улице и выпускала знаменитые в то время гармоники и фортепьяно. В 1918 году фабрика была национализирована и до 1924 года была закрыта и законсервирована. Вновь открыта была Древтрестом, но уже совершенно для других нужд. С 1924 года на бывшей фабрике Мюльбаха стали изготавливать канцелярскую и домашнюю деревянную мебель. А в 1931 году фабрика была передана Культуробъединению, и здесь стали производить язычковые музыкальные инструменты – гармоники и баяны. 15 июня того же года фабрика получила и свое новое название – «Красный партизан».
       
А вот каким образом немецкий колонист стал сотрудником фабрики по производству музыкальных инструментов – до сих пор для нас остаётся загадкой. Да и проработал он там, скорее всего, не очень долго, так как в 30 лет, а именно 15 ноября  1937 года, был арестован. 3 января 1938 года был осуждён Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР как «враг народа» по статьям: 58-1ф и 58-9 и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведён в исполнение в Ленинграде 11 января 1938 года.
       
Другим, весьма загадочным, надо сказать, персонажем родословного древа, встретившимся нам в списке репрессированных немцев ОБД «Открытый список» и также являющимся уроженцем Порховской колонии, является Вильгельм Карлович Швайгер-Молчанов. Первая загадка кроется в имени этого человека. Исследуя родословную схему, мы выявили наиболее популярные в семье имена, которые встречаются во всех ветках родословной. Есть такие, которыми называли только в пределах одной ветки. Но вот имя Вильгельм до этого момента не встречалось нигде. И, если бы не место его рождения, где селились только по принципу семейственности, то этот персонаж нами даже не был бы принят к рассмотрению. Но последний факт всё же, на наш взгляд, является весьма весомым аргументом для поиска места Вильгельма Карловича в генеалогическом древе Швайгеров. В реконструированном нами по метрическим выписям и книгам древе Швайгеров было обнаружено только 2 возможных позиции: он бы мог быть сыном Карла Ивановича Швайгера и родным кровным братом или родным братом по отцу Ивана Карловича, о котором речь шла выше. Но в итоге сопоставления дат рождения наиболее вероятной нам показалась вторая версия – Вильгельм Карлович мог быть сыном Ивана Карла (Ивановича) Швейгера, также потомка Егора Егоровича, но по ветке его третьего сына – Ивана Егоровича.
       
Итак, родился Вильгельм Карлович Молчанов-Швайгер в 1885 году всё в той же Порховской колонии 1-го стана Ямбургского уезда Горской волости Санкт-Петербургской губернии. Предположим, что отцом его был Иван Карл (Иванович) Швейгер, 1846 года рождения, внук Егора Егоровича Швейгера. Мать неизвестна. Тогда на момент рождения Вильгельма Ивану Карлу Швейгеру было 39 лет.
      
Вильгельм не состоял в партии. Работал главным механиком в 24-й литографии ОГИЗа – Объединения государственных книжно-журнальных издательств, основанном в 1930 году.
      
Если вникать в особенности структуры ОГИЗа, то не очень понятно, в каком именно отделении мог работать Вильгельм Карлович, ведь в состав ОГИЗа входили:
- 16 отраслевых издательств, а с 1931 года - 19
- 19 региональных отделений
- КОГИЗ («Книготорговое объединение государственных издательств»)
- тресты «Полиграфкнига», «Полиграф» и «Полиграфстрой»
- НИИ полирафической и издательской промышленности
- Московский полиграфический институт
- Редакционно-издательский институт
- Библиографический институт.
       
Согласно Исторической справке, хранящейся в Описи по личному составу за 1937 – 1942 годы ЦГАЛС СПб ЛенОКОГИЗ занимался изданием и распространением массовой и партийно-политической литературы, произведений науки и искусства, а также учебных пособий, «национализированных и монополизированных произведений» и усовершенствованием деятельности предприятий полиграфической промышленности. Также в ведение ЛенОКОГИЗа входили многочисленные торговые точки (магазины) книжной розничной торговли Ленинграда и области. 
       
Непосредственно 24-я литография ОГИЗа в Ленинграде располагалась по адресу: улица Мира, дом 3, на Петроградской стороне, между Кронверкской и Чапаевской улицами. А проживал Вильгельм Карлович в 1938 году по адресу: Советский проспект, дом 30, кв. 6. Адрес при проверке вызвал вопросы, так как Советский проспект – улица современная, проложенная уже в наше время в районе Рыбацкое. Вряд ли это может быть и Советская улица, так как улиц с таковым названием было несколько и они имели дополнительную нумерацию. Вероятнее всего речь идёт о Советском переулке, получившим своё название в 1921 году, а ранее называвшемся Грановской улицей, расположенной в Адмиралтейском районе в районе 1-й и 7-й Красноармейских улиц.
       
И ведь вот что еще интересно!До места работы Вильгельму приходилось добираться довольно далеко, зато совсем неподалеку от его места проживания находиласт фабрика музыкальных инструментов "Красный партизан" (бывшая Мюльбаха). В деле Ивана Карловича Швайгера место его проживания не указано, но нам кажется вполне вероятным, что проживал он вместо со своим родственником - Вильгельмом Карловичем. И тогда становится более-менее очевидной связь между арестами обоих родственников. Сначала арестован и обвинен был Вильгельм Карлович Швайгер, а после него, как на члена семьи "врага народа" также было заведено дело.
       
Вильгельм Карлович Швайгер был арестован 10 ноября 1936 года как «враг народа», сужден 29 октября 1937 года по статье 58-10, 58-11 и приговорен Комиссией НКВД и прокуратуры СССР к высшей мере наказания. Расстрелян был в Ленинграде 5 ноября 1937 года.
       
Предположительно и Иван Карлович Швайгер, и Вильгельм Карлович Швайгер нашли своё упокоение на печально известной Левашовской пустоши под Ленинградом - Санкт-Петербургом, где было захоронено большинство репрессированных в те годы жителей Ленинграда.
       
Сведения, представленные в этой главе, являются неполными, некоторые существуют только как гипотезы и требуют дополнительного поиска документов для их подтверждения или опровержения. Так что данная глава, вероятнее всего, по мере их обнаружения будет корректироваться и дополняться.


Рецензии