Ангелом нареченная

Мы все, в большинстве своём,  крещённые, в независимости от времени появления на свет и сроков этого таинства. В годы Советской власти молодые поколения воспитывались атеистами – октябрятами, пионерами , комсомольцами, а старшее поколение помалкивало на эту тему, но крестило своих детей и внуков, не афишируя этого факта.
Семья моей мамы, ещё до ВОВ, жила в Ленинграде.  Детей было семеро - две дочери и пять сыновей - старшим был Иван, затем Анна , Николай, Василий, Евдокия (моя мама), и следом - Миша и младший Алёша, а глава всего семейства, мой дед, был единственным кормильцем этой крепкой ячейки общества. До войны он работал на Путиловском заводе, а жена, моя бабушка, вела дом и растила своих беспокойных многочисленных деток, не навязывая им своей веры.

Я помню с детства бабушкин старенький молитвенник с кратким изложением библейской истории, основательно потёртый,  который она раскрывала каждый вечер незадолго до сна и её тихую молитву – шёпотом, когда почти бесшумно шевелились её губы. Помню её коричневую штапельную свободную юбку на резинке, с рассыпанными по всему полю крохотными букетиками незабудок, запах ментоловых сигарет, которые она курила из-за астмы, и нотку запаха от поливитаминов, которыми она наделяла нас, троих  девчонок-внучек. Звала по имени, ставила перед собой между коленей, что-то тепло каждой говорила и наделяла кругленькой оранжевой витаминкой или конфеткой. Мне очень нравились карамельки «Гусиные лапки» или «Дюшес»  с ярким вкусом груши.  Она гладила меня мягкой рукой по голове, ласково приговаривая: - «Ангелом нареченная!» Я целовала её в мягкие морщинистые щёки, и от этого разливалось особое тепло в моей детской душе.

Мы все очень любили нашу единственную бабушку.  Отец рано остался круглым сиротой и мы знали только нашу бабу-Талю, тем более, что видели её совсем не часто. Скучали по ней и с восторгом принимали сообщение, что наша любимая бабуля скоро приедет в гости.

Она приезжала к нам с Урала, где после снятия блокады, нашла двух своих племянниц, эвакуированных туда с детским домом, получила большую комнату от Уралмашзавода и осталась там жить, работать и растить девочек, вместо погибшего во время бомбёжки брата. Дом в Ленинграде был разрушен, и возвращаться было некуда. Пятеро детей и муж погибли, кто от голода, кто на фронте, а уцелевший сын забрал свою маму и сестру к себе, сразу после снятия блокады (на поправку – дистрофия была серьёзной).
Он оказался в Свердловске с коллективом ленинградского оборонного завода в самом начале войны и о блокаде узнавал из сводок. Как только блокаду прорвали, сразу поехал искать остатки своей многострадальной семьи.

Чуть позже, мама, там же на Урале,  вышла замуж за фронтовика гвардейца-танкиста, моего отца. И там же родилась их первая доченька. Полк отца переформировали и отправили в Забайкалье. Так мама узнала все прелести кочевой военной жизни. Уже под Читой родилась моя вторая сестра, а через полтора года и я явилась в этот великолепный земной мир. А бабушка Таля (Наталия) приезжала помогать дочери в сложный период до и после родов, приглядеть за малыми детьми и хозяйством, а через два-три месяца уезжала обратно к себе домой в Свердловск.

Накануне моего появления на свет Божий, мама видела удивительно яркий и живой сон. Будто она идёт по улице, а навстречу бегут люди, торопятся и объясняют на бегу другим, что на площади случилось чудо – с небес сошёл Ангел. Маму буквально увлекла за собой толпа,  и она оказалась близко к сияющей светом женщине в длинном белом одеянии, которая плыла, не касаясь земли, между расступившимися людьми. За спиной у неё сложены два больших белоснежных крыла. Люди заворожённо взирали на неё,  и кто-то задавал вопросы, а кто-то просто преклонял колени и целовал край её белой одежды, прося благословения. Она неспешно что-то им отвечала и осеняла просящих крестом.
Родители очень ждали рождения долгожданного мальчика, а кто родится, было в ту пору неведомо – кого уж Бог пошлёт. Ангел проплыла уже чуть вперёд от мамы, а она всё никак не могла решиться задать ей, волнующий её вопрос. И уже в спину, боясь, что упустит шанс, всё же крикнула: - «Скажите, пожалуйста, кто же у меня родится?» Женщина остановилась и, обернувшись к ней лицом, ласково посмотрела и произнесла: - «Девочка!» - и тепло улыбнулась. И тогда у мамы вырвалось в отчаянии: - «Снова девочка? Ну когда же будет мальчик?!» Лицо Ангела приняло более строгое выражение, и она сказала: - «Да, девочка - Тамарочка!».  После этого повернулась и стала общаться с другими людьми. Про мальчика мама так и не получила ответ, а переспрашивать у неё не хватило духа. Кстати, мальчик в нашей семье так и не появился.

Мама проснулась с полным ощущением реальности произошедшего, но так как она в такие чудеса не верила, то по удивлялась этому интересному сну и конечно рассказала своей маме. Бабушка тут же заявила, что если мама не назовёт ребёнка Тамарой, то она ей не дочь!

К вечеру началась суета, первые схватки, сборы, наставления и… роддом.
На следующее утро на свет появилась я и, хотя имя Тамара до этого даже не приходило в голову моим родителям, бабушкин ультиматум сработал. С тех пор я ношу это имя - Тамара и… люблю его! Мой Ангел Хранитель – Святая Тамара Грузинская. А бабушкино – «Ангелом нареченная!», её ласковая рука на моей голове и любящий взгляд, всю жизнь согревают меня и поддерживают в трудные минуты непростых испытаний.


Рецензии
Удивительная история, красивое имя, как и Вы!
Кстати, моя родная тётя, является Вашей тёзкой.
Домашние обращались к ней исключительно:"Царица Тамара!"
С уважением, Л.К.

Лада Арий   07.06.2023 03:58     Заявить о нарушении
Мне очень приятно, Ленина, что вы прочли эту вещь.)) Я пыталась рассказать эту историю в стихотворной форме, но не смогла, ведь предисторию в краткой форме изложить в рифме непросто. Вот и выбрала прозаическую миниатюру.
А "Царицей Тамарой" меня тоже частенько именуют, так что не удивительно, что вашей тёте этого тоже не избежать.)) Я уверена, что то тепло, которое дарили нам наши бабушки, не прошло даром и нашим внукам мы тоже подарим его в свой час.
Спасибо большое за ваш визит и тёплый отклик!

Тамара Липатова   07.06.2023 13:37   Заявить о нарушении