Замкнутость духовности в истории

Есть одна особенность восприятия нашей культуры, кото-
рую при размышлении над ее ограниченностью мне хотелось бы
назвать стереотипом. Маленький ученик учится в школе, вбира-
ет знания в сублимированном виде. Всякий раз, постигая что-тo
новое для себя, уже, впрочем, кем-то в прошлые века обнархженное
и сформулированное, он удивляется, поражается новизне и глубине.
Выучившись, мы утрачиваем способность удивляться уже откры-
тому: мы читаем самых современных философов и писателей, ду-
мая, что старое уже давно синтезировано и оценено так, как
ему объективно и должно было быть оценено; мы экстенсивно
следим за модой, не понимая возможностей познавать пройден-
ное еще и еще раз, и даже не с высот сегодняшнего дня (пос-
кольку его "высота", то есть продвинутость в области духа
человеческого - главной его цели и оправдывающего, давшего
смысл его существованию по сравнению с прошлыми веками ка-
жется сомнительной несмотря на все обилие изменeний во внеш-
нем мире), а с позиций тех, тех мыслителей. Словно бы поме-
щая себя ту эпоху, мы можем их способом думать вместе с
ними, развивать их же суждения, или приходить к тому же сос-
тоянию субъекта, что и они. В этой - то интроспекции, в этой
жизни общественного субъекта всей глубиной истории, а не
только его поверхностью или вершиной (как любят говорить под-
разумевающие в истории только однонаправленный духовный про-
песс, движение вверх, и отрицающие круги замкнутости), заклю-
чена полнота духовного бытия, гармония соединения движения
с углублением.


Рецензии