Серапис и Мария, синопсис оперы
«Серапис и Мария».
(рабочее название)
Синопсис для исторически-лирической оперы.
Место действия — Древняя Греция.
АКТ ПЕРВЫЙ.
Главный герой, по имени Серапис, находясь на острове Крит, высекает из камня статую женщины. Это Мария, прекрасная дочь царя Греции Леострата. Она не так давно умерла, и Серапис высекает статую в ее честь; в этот момент поется первая ария. После этой работы он ложится спать, и хор рассказывает, как они дружили и любили друг друга.
Тон музыки меняется, и вот Серапис просыпается, но ему кажется, будто статуя смотрит на него укоряюще...Страх охватывает героя. И вот, когда он, наконец, засыпает снова, из статуи выходит призрак Марии, тревожа его сон, и поет свою арию, пробуждая его.
Наконец, герой просыпается, видит ожившую Марию. Восторг, страх и удивление смешиваются, Мария успокаивает его, говоря, что здесь не для того, чтобы наказать его, но чтобы простить.
АКТ ВТОРОЙ.
Греция, прошлое: молодые еще Мария и Серапис гуляют по саду, говорят о любви и страсти, о верности и судьбе. Мари поет для Сераписа, он восторгается ее талантом.
Входит лекарь царя, по имени Лисиад, и говорит, что Мария слаба здоровьем, и что ей надо поберечь себя, не отвлекаясь на страсть и пение. Мария грустит, понимая, что лекарь прав.
В следующей сцене Мария встречается со своим отцом Леостратом, который заявляет, что Серапис ей не пара, и что пение для нее отныне запретно; при ее слабом здоровье надо готовить себя для чопорной жизни с молодым царем Итаки Аристоклом, но никак не с Сераписом. Мария, напоминает он ей, является дочерью от простой женщины, что он, ее отец, и пытается исправить, выдав ее замуж за человека из великого рода.
Мария сначала соглашается, но потом возмущается, и утверждает, что лучше умереть в любви, чем жить вечно в тоске с нелюбимым. Леострат негодует и запирает ее в высокой башне.
АКТ ТРЕТИЙ.
Под башней Марии находятся Серапис и Аристокл, которые ждут освобождения Марии. Серапис делает это открыто, не боясь наказания царя, Аристокл же приезжает из своего царства и не рад видеть соперника. Мужчины говорят друг с другом: в конце-концов Аристокл понимает ситуацию Сераписа, и осознает, что Мария его не любит.
Каждый раз, как Серапис выходит на передний план, Мария начинает петь - как только на авансцену выходит Аристокл, она замолкает.
Аристокл принимает происходящее, желает счастья Серапису и уезжает.
Мария с высокой башни поет для Сераписа о том, что умрет здесь от любви к нему.
На сцене появляются царь и лекарь, они в бешенстве и гневно отчитывают Сераписа, приводя стражу. Серапис говорит, что никто, кроме них, не виноват в произошедшем, и уж точно не его любовь к Марии.
Стража бросается на Сераписа, начинается бой, и вот его почти одолевают; в этот момент из-за сцены появляется Аристокл, до которого донесся звук битвы. Аристокл бросается на царя и стражу, он освобождает Сераписа, и они вместе сражаются.
Аристокл гибнет в бою, и последние его слова: "Если я не погиб за любовь, то погиб за свободу и честь того, кто любит, и это зачтется мне у Богов".
Мария падает без чувств и этим битва заканчивается, все поражены.
АКТ ЧЕТВЕРТЫЙ.
Серапис бежал; у постели Марии находится ее отец Леострат и лекарь Лисиад.
Леострат едва озабочен здоровьем дочери, для него важнее политический скандал и почти верная война с отцом Аристокла, Агеласом. Врач же говорит, что несчастной осталось жить лишь до утра.
Они уходят, Мария остается одна, и, поднимаясь на кровати, тихо зовет Сераписа, но его все нет. Мария думает, что он бежал и умер от ран, и навсегда останется в пустыне.
Простой народ (хор) собирается под ее окном и молит о выздоровлении, и говорит о том, как прекрасна Мария и как ее любят среди простых людей.
Показывают Сераписа, который бредет по пустыне, не зная, как поступить - вернуться в царство Леострата невозможно, так как там слишком много врагов и его ищут, а оставаться без любимой женщины он не хочет. Здесь его хватают воины царя Агеласа.
Сераписа приводят к царю, и Серапис рассказывает, в каком бою пал Аристокл, и как он был благороден. Агелас страдает и горюет, после чего призывает проклятия на голову царя Леострата.
Снова показывают замок и башню. Главная ария Марии о любви.
В этот момент слышен звук военных барабанов - это приближается армия жителей Итаки, которые пришли мстить за смерть Аристокла. Пока Мария лежит обессиленная, солдаты собираются на бой, хор.
АКТ ПЯТЫЙ.
Мария, с трудом поднимаясь, смотрит на происходящее внизу - две армии сошлись в бою, гибнут люди.
Простой народ в ужасе разбегается.
Мария видит, как погибает в бою ее отец - и о Боги - она видит, что убивает его не кто иной, как Серапис, принявший сторону Агеласа.
Мари тяжело шокирована тем, что случилось, и в терзаниях мечется по своей комнате.
Ее любовь, говорит она, принесла всем только горе - в результате убит благородный Аристокл, уничтожено ее царство, а любимый принял сторону врага.
Когда армия Итаки проходит мимо ее окна, Серапис бросается на колени и говорит Марии (ария): "Любовь моя, мы снова можем быть вместе, только посмотри, на что я пошел ради нас". Мари отвечает ему, что такой ценой ей не нужна любовь, и что лучше бы она была женой Аристокла - так все были бы живы.
Серапис негодует и его армия штурмом берет крепостные ворота.
Мария от отчаяния поет финальную арию о несправедливости жизни, любви и судьбы, на самых высоких нотах, которые для нее опасны - после чего умирает и падает с балкона..
Заканчивается военная музыка, все безмолвствуют. Серапис с Марией на руках уходит куда-то прочь, забывая о воинах - за ним следует горюющий простой народ, забывший о войне. Военачальники даже не зовут их обратно, понимая, что это бесполезно, и каждая армия поднимает своих раненых и убитых, потом расходясь.
Серапис увозит тело Марии на остров Крит, чтобы она упокоилась на нейтральной земле, где за нее не проливали кровь. Отец погибшей против, но ничего не может поделать.
АКТ ШЕСТОЙ.
Серапис на острове Крит у статуи почившей Марии; рядом сам ее призрак, который поет ему последнюю песню, говоря, что прощает его.
Он, однако, заявляет, что не считает себя виновным в своих поступках, и что повторись все заново, он поступил бы точно так же.
Мария с грустью, в метаниях, отвечает ему, что сама это понимает, и что ни одна из ужасных смертей, что случилась по вине их любви, не остудила ее сердца - даже после смерти.
Они признаются друг другу в любви, в любви грешной и приведшей к ужасам - но не могут отказаться от нее.
Мария говорит, что ей надо вернуться в царство мертвых, где ее ждет отец и предки - и что будет возвращаться каждую ночь, если Серапис пожелает.
АКТ СЕДЬМОЙ.
Объединенные армии Итаки и Греции ищут предателя Сераписа.
Новый царь Греции, лекарь Лисиад убедил царя Итаки Агеласа в том, что виной всему был Серапис, и без его показательной казни не удастся успокоить разбушевавшийся простой народ, для которого Мария была некоей иконой.
Они хватают Сераписа, уничтожают статую Марии, объявляя это богохульным издевательством над памятью убитой.
Сераписа ведут на суд, где Лисиад и Агелас обвиняют его во всех грехах, заявляя народу, что этот человек послужил причиной смерти Марии.
Серапис отказывается защищать себя, говоря, что с радостью уйдет в царство мертвых, ибо там навсегда соединится с любимой в любви, уйдя от прОклятого мира смертных. Последняя ария.
К Серапису подходит палач с секирой. Серапис смотрит ему в глаза и говорит, что никогда не был так рад смерти, потому что только она даст ему жизнь. Грохот последних аккордов, Серапис кладет голову на плаху, палач заносит секиру над ним.
Занавес (промежуточный). Играет страшная музыка с оркестровыми ударами, переходящая в музыку счастливую, даже божественную.
АКТ ВОСЬМОЙ.
На сцену, перед закрытым занавесом, выходят Серапис и Мария. В полной темноте на фоне занавеса видны лишь они двое.
Они поют счастливую арию о том, что наконец-то объединились - пусть и после смерти, несмотря на все то зло, в чем были повинны и они, и другие, и сама жизнь.
Завершается это все словами на тему «как бы не была несправедлива жизнь, ничто не было напрасно». Продолжается она словами о том, что в царстве тех, у кого больше нет грешной плоти, все несправедливости находят свой конец, а чистое и светлое чувство объединяет всех, кого должно было объединить; и приводит, наконец, к Истине и Богу.
Мы прощены - простим же зло другим.
Фортуне, Зевсу и самой Афине!
И жизни - смерти - славу воздадим,
Нашли мы путь еще в одной пучине.
И жизнь, что к нам была несправедлива,
Не смеем больше грешно укорять.
То Вечность, что всегда ревнива,
Устала нас, несчастных, направлять.
Она ждала нас... Мы ее не ждали.
Не ведали, что смертное есть пыль.
И наконец тебя - меня - избрали;
Как шторм ревел! И вот глубокий штиль.
Как не была судьба к кому несправедлива,
В итоге боль находит свой конец.
Уходят прихоти, и гаснет пыл ретивый.
Ты дома, смертный - больше не беглец!
Коль власти плоти больше не боимся,
И прошлое умчалось без следа,
В друг друге - в свете - вместе растворимся.
В любви святой утонем навсегда.
Она объединит всех тех, кто был в разлуке.
И тех, кто вместе был до самого конца.
Твои - мои - самой Афины руки
Соединят недолюбившие сердца.
И мы уйдем - но мы уходим вместе.
Спешим туда, где ждет нас вечный свет.
Навеки твой жених! Навек твоя невеста!
Куплет земной наш - навсегда пропет.
Услышьте! Зрите! Время исчезает
В сиянье бесконечном, вековом -
И Стикс великий, наконец, пересекаем.
Там ждет нас всех и Истина, и Дом.
Серапис и Мария уходят вглубь сцены, занавес раздвигается и зритель видит сияющий свет (в нем виднеются контуры лодки и лодочника Харона), в котором и тают фигуры Сераписа и Мария.
Конец.
Свидетельство о публикации №222122901891