О старой-новой прозе

Нашлись мои старые записки, из которых руки чешутся сделать новую прозу, главная героиня которой находится на важнейшем повороте своей судьбы и отдаёт себе отчёт в том, что не владеет собой и обстоятельствами настолько, чтобы идти в ту сторону, в которую её зовёт внутренний голос. Она постоянно ведёт с собой спор, в котором чаще проигрывает, понимает это, и с каждым днём становится слабее, хотя знает, что выход где-то есть, но найти его труднее, чем казалось.

А жизнь идёт своим чередом: по радио транслируются исторически важные речи политиков, в городе ежедневно проходят интереснейшие концерты, спектакли, выставки, а люди, связанные с героиней, ищут свои жизненные пути и некоторые их находят... Она, как и все, вечно чем-то занята, много времени проводит за чтением книг, общается с друзьями, ходит в кино и кафе... Страдает. Радуется. Ищет. Желаю ей счастья и берусь за перо.

Июль в Кракове жаркий, даже ночью от духоты никуда не деться. Я не сплю, точнее, сплю по пять часов в сутки - засыпаю с Машей, а просыпаюсь регулярно в 4 утра, когда еще темно, лежу и наблюдаю за тем, как светлеет. Организм
включается в работу исключительно быстро, и хочется что-то делать. Чтобы не мешать остальным домашним (кроме меня, все спят, как обычно, до 8-9, и только собака, правда, с обиженным видом, иногда поднимает голову и следит за моими
бесшумными передвижениями), я ухожу в кухню, на раскладушку, рядом ставлю табуретку с ноутбуком, завариваю кофе с молоком и, прихлебывая его из любимой зеленой кружки, пытаюсь поймать кайф свободного полета мыслей. Сегодня первой
посетила меня даже не мысль, а тень воспоминания о новой прозе, которую я собиралась начать еще несколько недель назад, но занялась переводами и для нее не нашлось времени. Сейчас время появилось: с 4 ночи до 9 утра ого-го
сколько можно сделать!

И вот я проснулась, лежала и вспоминала о том, что же я хотела писать. С трудом вспомнила. Но, в общем, в голове уже сложилось продолжение повести "Начало", и вместе с "Дневником троешницы" оно составляло бы автобиографическую трилогию, после которой, я думаю, захочется, наконец, написать настоящую в ы д у м а н н у ю художественную прозу.

А пока в голове застрял сюжет из далекой прошлой жизни, который так и остался бы молчанием, если бы не появление в "живой" жизни одного из главных "персонажей", ставшего, оказывается, большим человеком в политике. Впрочем, это как раз не должно меня удивлять - к этому не могла не привести железная логика жизни и человеческих поступков, и я этому очень рада, как и рада также тому, что меня это радует, а не огорчает. Кстати, этот "персонаж живой жизни" вчера отмечал свой день рождения. С чем я его еще раз поздравляю.

Собиралась описать подробный план-конспект будущей прозы, но моя собака, Рита, вернула меня к действительности. Пришлось по-быстрому одеться и выйти с ней во двор. А там!!! Высоченное небо с розовыми облаками и тишина, ни одной живой души! В тексте, который я недавно переводила с польского на рiдну мову, были процитированы слова стародавнего профессора Краковской академии художеств: "Напишите мне рай, только, пожалуйста, без людей".

Героиня Ева, женщина второй молодости, которая, несмотря на то, что несколько раз выходила замуж, разводилась и снова выходила замуж, успела вырастить сына. Работает заведующей отделом в книжном магазине. Родилась и половину жизни прожила в Польше, где училась, ходила в костёл и писала стихи.

Ранним утром Ева вышла на балкон, чтобы "понюхать" погоду. Весеннее солнце предвещало погожий тёплый день. Соседи уже рассаживались по машинам, обыкновенно проводившим ночь под Евиными окнами, и отправлялись по делам. Ева перед выходом на работу должна была позвонить подруге, которая сегодня улетала в Польшу.

- Ну, что у тебя, - готова, вещи собраны? Жаль, что не смогу тебя проводить... Не забудешь о моей просьбе? Мой номер у тебя с собой, звони в случае чего. Ой, как я тебе завидую. Знаю, что у тебя времени будет с гулькин нос, но всё же. Я сто лет там не была, да и не буду в ближайшее время. Вот с тобой бы поехала. Давай, летом махнём? Ну, при чём здесь работа? Я знаю, что Средиземное море теплее Балтийского, нашла кого учить. Но у меня там городок знакомый, такой уютный, ничем не хуже... Тебе там нечего делать, возможно, а я в отпуск туда хочу. Наберу кучу книг, чистых тетрадок... Почему – насмешила? А, ну да, достаточно взять ноутбук. Но с ним на пляже неудобно! Смеюсь. Послушай, если не найдёшь по моему адресу никого, совсем никого, попробуй на следующий день, ладно? Ты уже такси в аэропорт заказала? Служебная машина, понятно. Словари не забыла? Не жалеешь, что мало со мной говорила по-польски – я ведь с большим удовольствием. Благодаря мне будешь понимать хотя бы половину того, что услышишь. И буквы "склеивать" скоро научишься, всё будет отлично. Ладно, иди, собирайся... Как только поселишься, сразу сообщи адрес. Интересно, понравится ли тебе там. Конечно, конечно. И всё ты правильно сделала, зачем ждать? Стажировка – она и в Африке... Смеюсь. Ну, счастливо тебе, ни пуха. А у меня сегодня опять напряжёнка. Да, ничего особенного, встречи, беготня, но к вечеру опять жить расхочется. Именно: беспричинно. Думаешь? Да, нет, не в ней дело, Польша – просто страна, если бы ты в другое место ехала, я б и не вспомнила. Как это, "неубедительно", ты что? Странно... А ты – никогда не устаёшь? Значит, тебе повезло. А ты книжку мою не забыла, а фотку? Молодец. И я буду готовиться к выходу... Самолёта не бойся, на автодорогах больше народу гибнет. Может, ты долетишь, устроишься, позвонишь мне, а Севка тебе скажет, что мама под машину попала. Дурацкая шутка. Почему грущу? Сама не знаю, но сегодня ночью впервые за многие месяцы вдруг перечитала свои ранние. И письма, и дневники, и стихи. Грустно это или весело – пока не знаю. И ты не унывай. Звони, жду!


Рецензии