Зарубки на память 9

   31 марта 2013г.

   Последний день первого квартала 2013 года. На дворе, наконец-то, довольно тёплая погода – около «0», но город завален снегом, который сыпал весь март, особенно последнюю его неделю. И вообще в этом году на Евразийском континенте зима очень затяжная и никак не хочет уступать дорогу весне – везде, включая Западную Европу, было холодно и снежно. Даже в Москве порой бывало холоднее, чем у нас в Хабаровске, чего раньше не бывало. Сегодня ясная, солнечная погода, с ветерком. Сейчас вернулись с Наташей с прогулки по центру города, с выходом к набережной Амура, дошли почти до памятника Муравьеву, но там, на «верхотуре» утёса задуло так, что мы повернули назад. Наташа ещё не очень здорова – проболела гриппом с осложнением более полутора месяцев и в эти недели в центр не выбиралась. Проходя мимо работы сына Антона, пытались вытащить его «на свет божий», чтобы мама посмотрела на своего, загоревшего под Тайским небом, сына. Но – увы, он, как всегда, оказался в телефонной недоступности – весь в делах, заботах, своих извечных бухгалтерских отчетах и прочих служебных заморочках. Наташа очень расстроилась и обиделась – я-то виделся с ним практически сразу по их возвращении из тайландской Патайи, а она с ним общалась только по телефону, да и то весьма редко, что её очень обижает (впоследствии оказалось, что я, «по запарке», нажал на мобильнике не ту кнопку). Об их жизни, о том, как растет внук Саша, которому через неделю будет 1 год и два месяца, она узнает от телефонного общения с невесткой – у них с Викой ежедневный обмен мнениями, событиями.


   Не дает скучать и мой 90-летний отец. Мы с Наташей посмеиваемся над его многочисленными чудачествами. А если глубоко задуматься, то надо удивляться его крепости духа, трезвой рассудительности, житейской мудрой осторожности и неистребимого интереса к жизни, во всех её проявлениях – от политики и экономики, до общения с родственниками; от каждодневной готовности собрать у себя за праздничным столом всех родных и знакомых (а, как известно, повод у русских всегда найдется!) до увлечения разными телевизионными и радио музыкальными шоу и вездесущей рекламой, которой он привык свято верить. Конечно, его квартира и хозяйство приходят постепенно в упадок без маминых рук и забот, но Наташа периодически наводит некоторый «шмон», забирает для стирки белье и хозяйственные тряпки, типа штор и т.д. И ещё готовит ему всякие вкусности, те, на которые он как мужчина, не способен себя запрограммировать (мы смеёмся, что ему не просто лень готовить, хотя он многое может, чему я даже иногда завидую, а просто он не хочет тратить время на хозяйственные дела, отрываться лишний раз от телевизора). Завидуем ему, что его организм, его желудок позволяет ему в его годы переваривать и перемалывать иногда то, на что уже даже мы не способны.


   Вот и последние месяцы он оказался в центре всяких хозяйственных неурядиц, с которыми пришлось бороться сообща, подключая всех домашних. После Нового года начала барахлить у него телефонная сеть, телефон часто оказывался недоступен, по полдня и более. Его телефонная знакомая, с которой он общается уже несколько лет (вопрос щепетильный, в который я не лезу), видимо, отчаявшись переговорить с ним в очередной раз, посоветовала купить ему мобильник. Пришлось подключаться мне, я купил ему такой же, как у меня (чтобы смочь подсказать ему и объяснить доходчиво принцип пользования им). Но ведь ему, как любому старому человеку, трудно привыкать к новшествам. А тут требуется набор целых процедур, чтобы пользоваться этим «чудом цивилизации», без которого наши родители обходились всю жизнь.
 
   Так что через короткое время этот мобильник стал не его, а моей головной болью. Звонить он никуда не хочет (думаю, что боится лишних проблем), но проверка степени зарядки, прошедших СМС, правильное пользование кнопками и т.д. – всё это теперь должен проверять у него я, появляясь периодически у него. А появляться в последнее время пришлось всё чаще – начались проблемы жилищно-коммунального свойства. Дом старый, требует ремонта, пошли разные аварии – протечки унитаза, порыв трубы отопления, попадание наружного кабеля под железную наружную дверь, что препятствовало нормальному её закрытию (из-за этого, не разобравшись, отец не спал ночь, и нам с Антоном пришлось в спешном порядке ехать к нему, где мы сразу и обнаружили причину этого и устранили).


   В последние недели их управляющая компания наняла «шабашников» для замены прохудившихся труб – сначала горячего водоснабжения, потом и холодной воды. Пришлось мне дежурить у него несколько дней, следя за работой этих ушлых ребят. А заодно выгребать кучи мусора, следить за качеством выполнения работ, делать затем уборку квартиры. Беда не приходит одна – долбя потолок для прокладки труб, они уронили кусок перекрытия на его телевизор (моя вина – вовремя не убрал его в безопасное место). Телевизор перестал показывать. Пришлось подключать Антона и Вику для покупки нового «телека» с использованием прогрессивного метода – заказа с доставкой на дом по компьютеру. Сделали, я – «на стрёме»!  Привезли. Установку, регулировку и прочее доверили Ольгиному мужу Лёше и его сыну Виктору – они со мной приехали к отцу, смонтировали, отрегулировали. Подключили. А заодно привесили старый карниз (сверлили в стене кучу дырок пробойником), повесили отстиранные Наташей шторы.

   Затем убедил отца сменить старый унитаз, с которым он мучился длительное время, периодически заливая соседей. Те ребята, что монтировали трубы в доме, купили (за его деньги) новый и смонтировали его. Я опять присутствовал в качестве надсмотрщика и уборщика. На сегодня вроде бы все проблемы решены. Надолго ли?!.. Впереди - переклеивание обоев у него в коридоре, да и подкраска всех дверей и батарей – всё в плачевном состоянии. Но это уже по теплу – не раньше середины мая.

   Грешным делом, думал, что пенсионная жизнь принесет мне некую размеренность и заторможенность всего моего нынешнего жития. Ничуть не бывало!..




   2 апреля 2013г.

   Да, скучать не приходится – эмоциональной составляющей хватает, и ничуть не меньше, чем было на работе. 27 февраля закончил свой труд, который получился весьма объемным – 44 листа. Название оставил то, с которым начинал его в декабре – «Несокрушимая и легендарная…». Ближе к концу возникло много разных задумок и проблем. Одна из главных – как и чем закончить тему армейских реформ. Я подошел вплотную к началу правления В.Путина и приходу на должность Министра обороны «варягов» - С.Иванова, А.Сердюкова, С.Шойгу, а это уже нельзя расценивать как случайность, а скорее как принципиальную позицию Президента – не ставить на должность профессионалов, а пришлых и случайных людей – ими, видимо, легче управлять.

   Их пребывание в должности оказалось настолько разноплановым и, вместе  с тем, еще так мало изученным  и прокомментированным, а в информации преобладает либо поверхностный взгляд (С.Иванов), либо голая «чернуха», разбавленная сенсационностью и эмоциональностью, не позволяющая разглядеть глубокие причины и корни произошедшего (А.Сердюков и С.Шойгу), что подойти к оценке их правления более или менее объективно не приходится – не настало время. Как выйти из этого – вопрос?

   Я его задал отцу и получил от него вразумительный ответ – не писать о них. Но это значит, что материал надо как-то завершить. И завершить резко и громко, иначе весь материал «насмарку». И тут помогли многие вещи: и разные цитаты Президента и Премьера об армии, и о деятельности Сердюкова, отличавшиеся диаметральной противоположностью суждений и выводов, И резко, на грани запрещения, прозвучавший тезис В.Путина, прозвучавший в его речи на торжественном заседании в ФСБ, где он выступил с почти открытым предупреждением о недопустимости резких выступлений некоторых лиц, взявших на себя смелость говорить от имени всего народа (?!). Меня это задело, и я решил опереться на это, выразившись, что называется, «от противного», напомнив, что Конституция как раз и позволяет свободу слова всем.

   Постепенно вырисовывался общий массив задуманного, в том числе ёмкое и достойное его окончание. Пришла мысль закончить материал цитатами из высказываний людей мудрых, заинтересованных в развитии армии в целом, и, каждый по-своему, видевших их проблемы. Так глубже вырисовывался спектр нерешенных проблем, загнанных в тупик. Затем пришла мысль разделить написанное на отдельные главы и придумать им названия. Получилось.

   Где-то на финальной стадии я прочитал и о том, что мой бывший командир, генерал-полковник В.В. Воробьев, на книгу которого (а он подарил мне её ещё в 1998 году, побывав в Хабаровске, за несколько месяцев до моего увольнения в запас) я опирался в своих экономических выкладках вопроса реформ, с группой коллег издал в 2012 году монографию под названием «Реформы по кругу или Деньги на ветер», выдержки из которой были опубликованы в интернет-версии газеты «Военно-промышленный курьер». Пару умных рассуждений: о проблемах жилья и об «аутсёрсинге» – я включил в итоговые цитаты. И, кроме того, у меня зародилась мысль – о запасном пути отступления, в случае отказа журнала «Дальний Восток» напечатать мою вещь у себя – обратиться непосредственно к Василию Васильевичу с просьбой - разместить материал в центральных военных изданиях. Я тогда ещё не знал, что вскоре это моё решение найдет своё продолжение и его встречный ход – и в какой форме!..

   Последней мыслью был вопрос о посвящении этой вещи светлой памяти моего деда Прохора Николаевича Голышева, погибшего накануне Великой Победы, чей прах покоится в братской могиле, под Берлином вот уже 68 лет. А также закончить своё повествование информацией о нашей фамильной семейной династии военных, включая отца, деда, а также тестя Сергея Михайловича и шурина Александра Сергеевича Крюковских, чья жизнь также прочно была связана с Армией и Флотом, и чей общий военный стаж превысил 105 лет.

   Итак, 27 февраля я отнес свой труд в редакцию журнала «Дальний Восток». Редактора отдела очерка и публицистики В.И. Ремизовского я не застал, отдал материал в приемную и дал себе слово – в течение месяца не обращаться к ним с вопросами о судьбе материала.


Рецензии
Дорогой Виталий, интересные и живо написанные житейские истории. Поздравляю тебя и твоих близких с Новым годом и желаю всем вам здоровья и удачи в делах, а тебе в делах писательских.
С тёплым приветом
Владимир

Владимир Врубель   31.12.2022 10:55     Заявить о нарушении