Искусство и созерцание ветки дерева

 Способы восприятия и вживания в образ.

 Картина привлекает человека тем, что она есть нечто, помогающее войти в
 творческое состояние, в созерцательный подьем духа. Труднее войти, глядя
 на ветку или на асфальт: картина - это нечто уже преломленное через призму
 человеческого сознания. Но кроме картины можно любоваться любой
 линией, и это зависит уже не столько от линии,сколько от созерцающего.
 Любая вещь, любая мысль или представление,вообще все что есть, может
 служить эстетическим предметом. Даже факт собственного существования,
 само Бытие можно воспринимать эстетически. Границы искусства
 необычайно широки, и в предельном случае совпадают с границами Бытия.
 Искусство есть там, где есть специфическое переживание, чувство. А оно есть
 везде, поскольку оно всегда дремлет в нас самих. ПРОНИКНОВЕНИЕ.

 Малевич говорил, что часто требуют понятности искусства, не удосуживаясь
 пoтpyдиться для того, чтобы подготовить свой мозг к пониманию. Следует
 подготовить свой мозг к пониманию того или иного способа выражения
 искусства: скажем стиля живописи - это очевидно. Но в равнoй степени
 необходимо подготовить мозг и для восприятия тех или иных эмоций, чувств:
 мистических, религиозных, лирических, конструктивистских: уметь понимать
 (проникаться, оставаясь в то же время беспристрастным созерцателем) и
 страх, и радость, и пафос созидания, и чистоту. Человек должен иметь
 способность чувствовать, воспринимать по-разному, и уж потом выбирать,
 настраиваться на то или иное восприятие. И идеологии, отсекающие у людей
 тот или иной тип восприятия (то есть просто нетерпимые к другим), всегда
 ЛОЖНЫ: хотя воспринимать мир с ИX позиций тоже нужно уметь, но выбор
 этот должен быть свободным и осуществляться зрелым человеком, знающим
 и Другое. Не воспитываясь с детства, скажем, в марксизме -атеизме, не ведая
 (понимая лишь абстрактно или отрицательно) чувств и мыслей тех, против
 кого он направлен.

 Нужно бережно относиться к идеям, к чувствам, к способам видения мира: кое -где в
 метадуховности необходимо создавать заповедники внутреннего мира. Ведь этот мир
 богат так же, как и внешний, и так же варварски можем мы разрушить или нивелировать
 палитру внутреннего, как разрушаем внешнюю природу. И здесь неважно,о духовном
 мире СКОЛЬКИХ людей идет речь. Богатство человека состоит в полноте Бытия, и его ли
 разрушать?

 Если я могу мистически воспринять то или иное явление, а кто -то не может, значит, я
 более развит, чем он. При прочих равных. Если кто -то может чувствовать этим же
 способом, но глубже, чем я, - преимущество у него. Тут не нужно этих вредных,
 стремящихся навязываться и командовать идей о том, что "этого на самом деле нет", что
 есть "обьективная реальность", которая состоит в том -то и том - то. Не трогайте внутренний
 мир: он так же обьективен, как и внешний!

 Очень может случиться и так,что позже общество "поймет", что восторгалось чепухой,
 будет говорить про публику наших дней,что "эти мещане увлеклись модным
 абсурдизмом. Чтобы тогда, в будущем, не попасть в такой просак, (а мне, конечно, не
 важно быть в струе того, что общество считает верным, добродетельным и достойным
 "культурного" человека: ведь я пытаюсь найти обьективно хорошее, истину, не зависящую
 от человека. Хотя я часто убеждаюсь в отсутствии таковой), чтобы не попасть в просак,мы
 можем сейчас просто придерживаться предельной искренности в суждениях. Но я,
 конечно, могу искренне сказать: "это дрянь", а могу тоже, совершенно искренне, сказать:
 "это гениально": последнее станет для меня возможно после изучения, воспитания,
 старательного вникания в мир художника, в категории его мышления. Тогда я пойму его и
 оценю. Мы здесь видим, что нет того, что можно было бы назвать "на самом деле", нет
 абсолютного суждения о произведении искусства. Это не означает относительности всех
 суждений, но: любое суждение абсолютно.

 Ведь истинным и прекрасным нам кажется часто то, что соответствует, гармонично
 вытекает из каких -то наших представлений. А представления эти мы можем изменять,
 трудясь над собственным "я". Действительно: все, что есть на свете, все предметы, все
 мысли (да, да: ведь и мысли ЕСТЬ на свете), мы можем оценить как прекрасное. Не лучше
 ли именно так и смотреть на мир, чем думать, что одно верно,а другое -нет, одно - грязь,
 другое - высший идеал? Ведь можно и в грязи найти высший идеал, ибо он есть там.
 ЗОЛОТОЙ ЛОТОС ВОССТАЕТ ИЗ НАВОЗА И ИЛА.

7/5/86


Рецензии