Будут летать самолёты!

Из книги "наш завод. Время. События. Люди", раздел "Имена в истории завода".
Герой этого очерка - Юрий Леонидович Скорняков.
 
«Быть металлургом – это судьба», – так с уверенностью можно сказать об этом человеке. День металлурга вот уже несколько десятилетий для Юрия Леонидовича Скорнякова – профессиональный праздник. Для него, главного металлурга одного из известных российских авиационных предприятий – расположенного в Подмосковье Балашихинского литейно-механического завода, именно эта профессия и стала центром кристаллизации в жизни. Анализируя пройденное и достигнутое, Юрий Леонидович невольно поражается невероятному переплетению событий своей биографии. В ней сплавились воедино обдуманные решения и совпадения, умение добиваться поставленных целей и случайности.

В одном и том же 1938 году одна жизнь – жизнь Юрия, началась в подмосковном селе близ станции Куровская, другая жизнь – жизнь Леонида Ивановича, отца Юрия, оборвалась в далёком китайском городе Ухань. Не успел отец-лётчик увидеть новорождённого сына: в числе добровольцев под командованием Георгия Жукова защищал он китайский народ от японской агрессии. Короткое извещение о гибели мужа при исполнении долга получила Юрина мать лишь через год. И больше никаких известий. Хоть и вызывали её в Москву, и предлагали переселиться в столицу, осталась она в родных местах, где вместе с двумя своими сёстрами всю любовь и преданность русской женщины отдавала сыну.

Учёба в школе давалась Юре легко, и ни разу не расстался сын с оставшейся от отца лётной сумкой. Мечтал он, когда вырастет, ходить в такой же лётной форме, как та, отцовская, что бережно хранилась в доме. Трудно сказать, сколько раз вглядывался он в те несколько фотокарточек, на которых отец был среди своих однополчан на фоне самолёта ПО-2. Каждая деталь врезалась ему в память. Каково же было удивление Юрия Леонидовича, когда он, уже работая в Балашихе на заводе, узнал, что первой продукцией БЛМЗ, выпущенной ещё в 1936 году – всего через четыре года после начала строительства завода – были спицевые нетормозные колёса для самолёта ПО-2. В музее трудовой и боевой славы предприятия до сих пор среди образцов изделий для современных лайнеров стоят образцы тех, первых, колёс. Они точь-в-точь такие, как на пожелтевших отцовских фотографиях.

Не стал Юрий Скорняков лётчиком, уговорила, упросила мама, но вот институт (тут с юношей спорить было бесполезно) выбрал он так, чтобы можно было участвовать в создании авиационной техники – Московский авиационный технологический институт. Учился успешно, с удовольствием. Мог легко объяснить однокурснику не понятый тем материал. Это потом от одного однополчанина отца узнал Юрий Леонидович, что Леониду Ивановичу, имевшему среднетехническое образование, доверяли в лётном полку вести занятия с офицерами по математике и другим общеобразовательным дисциплинам – вот откуда этот дар объяснять. С дипломом об окончании МАТИ по специальности «металлургия и технология сварочного производства с присвоением квалификации инженера-металлурга» и небольшим опытом производственной работы был принят Юрий Леонидович в 1963 году в коллектив БЛМЗ. На хорошо подготовленного, перспективного инженера обратили на заводе внимание. Да и ему было, у кого поучиться: здесь работали такие профессионалы-металлурги, прекрасно знавшие технологию литейного производства, как Борис Трофимович Крысин – главный металлург, Степан Константинович Щеголихин – начальник цеха алюминиевого литья, Екатерина Васильевна Кузьменко – начальник цеха магниевого литья. Они и многие другие – руководители и рядовые инженеры, в лучших заводских традициях делились опытом, знаниями, поддерживали и наставляли, как будто знали, что впереди у Юрия Леонидовича более сорока лет работы на Балашихинском литейно-механическом заводе от инженера-технолога до главного металлурга.

Юрий Леонидович понимал, что работа на таком предприятии требует широкого диапазона знаний. С одной стороны это связано с выпуском авиационных колёс, тормозов, агрегатов управления тормозными системами, имеющих множество деталей и узлов, сделанных из разных материалов по разнообразным технологиям. С другой – с производством фасонного литья из лёгких сплавов на основе алюминия, магния и титана, в котором завод имеет репутацию центролита союзного значения. Много пришлось времени провести Юрию Леонидовичу за изучением нормативной технологической документации, тонкостей литейной и других технологий в цехах. Одна из самых уважаемых на заводе профессий – профессия литейщика. При самой тщательно разработанной технологии многое зависит от умения и квалификации рабочего. Совсем недавно, разбирая документы в отчем доме после смерти матери, нашёл Юрий Леонидович среди бумаг заполненную в 1935 году автобиографическую анкету отца, в которой написано, что дед Юрия Леонидовича был рабочим-литейщиком. Прочитал ещё и ещё раз. «Да, – подумал. – Не случайно, значит, попал я в литейное производство». Кстати сказать, даже в выходные дни это слово – «литейщик» не выпадает из поля зрения главного металлурга: ведь именно так называется садоводческое товарищество в районе Электрогорска, где образцовый участок Юрия Леонидовича соседствует с участками других заводчан.
   
Рационализаторские предложения, несколько патентов на изобретения, учёба в аспирантуре МАТИ, защита кандидатской диссертации, тема которой связана с получением требуемой технологической прочности в выпускаемых заводом магниевых изделиях, руководство заводским научно-техническим обществом – и всё это без отрыва от решения текущих производственных задач. Все годы, несмотря на большие рабочие нагрузки, всё свободное время отдавал Юрий Леонидович семье и сам ощущал постоянную поддержку и помощь жены Елизаветы Алексеевны, работавшей на том же заводе. Умел быть благодарным и надёжным спутником жизни. Двух сыновей растил так, будто хотел дополнительно отдать им ту отцовскую заботу, которую отобрала гибель отца у самого Юрия.
    
К мысли об отце жизнь постоянно возвращала его. То сыновьям Олегу и Валерию надо объяснить, почему у них нет деда, то постаревшая мать как-то уж особенно загрустит. Ещё с детства он помнил это своё желание знать, каким был отец. Всё, что было известно, было уже сказано-пересказано. Но трудно понять, как порой перекрещиваются пути и сталкиваются события, почему именно тогда, а не раньше и не позже, произошло то невероятное, что взбудоражило и семью, и коллег, и друзей. Один школьный товарищ, земляк, в очередной приезд Юрия Леонидовича в родные края взволновал его сообщением о том, что на днях видел по телевидению фильм об участии советских добровольцев-лётчиков в войне Китая с Японией, в котором на обелиске промелькнула фамилия Скорняков. Это был 1994 год. Как раз в этот период Юрий Леонидович, которому и до этого приходилось много заниматься освоением новых изделий, прорабатывал новый заказ для китайских партнеров.

– Я стал искать, – сдержанно рассказывает Юрий Леонидович. – Поехал в общество советско-китайской дружбы, узнавал на телевидении. Коллеги на работе переживали за меня, интересовались, старались помочь советами. Постепенно поступала информация. А потом состоялась первая поездка в Китай, в 1995 году. В Ухане в 1937–1938 годах базировалась авиачасть бомбардировщиков и истребителей, советские добровольцы жили в городе. Здесь же были захоронения погибших в боях добровольцев. В парке «Освобождение» расположен памятник и братская могила советских лётчиков. В братской могиле похоронен старший лейтенант Скорняков Леонид Иванович.

Теперь сын знал дату гибели отца – 17 августа 1938 года. Сюда, на китайскую землю, в которой похоронен его отец, привёз Юрий Леонидович бережно завязанную матерью в узелок горсть русской подмосковной земли – свидетельство верности и памяти. Не передать ощущения сына, когда он впервые подошёл к мемориальной доске с фамилией отца, чтобы возложить цветы. Так с Китаем переплелись родственные чувства и производственные связи в его биографии. Трудно сказать, помогла ли эта личная история в деловых партнёрских отношениях с китайскими коллегами, но то, что, узнавая её, китайские металлурги особо выделяли Юрия Леонидовича среди представителей БЛМЗ – это факт. А в 2005 году состоялась ещё одна его поездка в Китай в составе ветеранов войны и родственников лётчиков-добровольцев. Программа была обширной и составлена была на десять дней. Юрий Леонидович Скорняков имел возможность ещё раз побывать на могиле отца. 
 
Иногда вместе с женой и двумя сыновьями он смотрит видеофильм, перебирает фотографии, сделанные во время посещения Китая, перечитывает книгу – мемориальный альбом «Вечным сном спят в китайской земле». А тут, после смерти мамы, хотели продать домик и земельный надел под Куровской, но вмешалась 12-летняя внучка Лена: «Нет, дедушка, ты же сам отвозил эту землю на могилу прадеда, нельзя бросать её, она наша».
 
С юбилеем в 2008 году Ю.Л. Скорнякова поздравили А.Р. Асатрян, начальник объединённого литейного цеха Ю.И. Калягин, заместитель начальника объединённого литейного цеха по чугунному литью и смесеприготовительному участку В. Рогатин заместитель генерального директора – директор литейного производства В.Н. Репин, генеральный директор М.Н. Бычков, директор по связям с общественностью Г.А. Романова.

… Не кончается история. Она проходит сквозь судьбы, формируя характеры и направляя поступки. И если есть такие судьбы, значит, есть завод. Есть завод, значит, будут летать самолёты, а люди на земле – поднимать лица к небу и гордиться плодами своего профессионально труда.

В 2009 году состоялось особенное для Юрия Леонидовича событие. В присутствии его двух сыновей ему была подарена автором книга избранной лирики «Я люблю тебя, жизнь». Вы можете спросить, что же в этом особенного? Судите сами. В книгу вошли новеллы «Отец и сын Скорняковы», написанные членом Союза писателей России поэтессой Таисией Хлыстовой под впечатлением от семейной истории Скорняковых. А вручение проходило на БЛМЗ, где, кстати, много лет работал начальником инструментального цеха муж Т.И. Хлыстовой.


Рецензии