psiho. Пушкин. Поэтическое безумие от Платона

Поэтическое Безумие от Платона до дней последних Солнца

Платон (в Ионе и Федре)  выделял 3 вида безумия – поэтическое (Mania – безумие как высшая психич. способность человеческой души, восходящей над ограниченностью Разума и  необходимой для всякого творчества), пророческое и молитвенное. При этом Mania есть не психиатрический диагноз, не порок и не болезнь, а, наоборот, Божий дар для избранных в ОКБ Бога околоземного (хотя гностики уверяли - он уже умер). Платон отметил первостепенную важность одержимости безумием для вдохновения и поэтического творчества.
 
Он утверждал, что художник - это безумец. Творчество – это "бред, даруемый нам богами". Акт творчества демонстрирует умение художника выйти за пределы себя (ex-stasis", когда его душа проникает в мир запредельных сущностей. Экстаз - это в некотором смысле безумие, изменение нормального состояния души, но это, по словам Платона - божественное безумие, божественная одержимость. Души становятся вместилищем бога, вдохновляются его силой и "тогда говорят они с великой действенностью многое и великое, сами не зная, что говорят" ("Федр").
 
Затем греки-философы придумали для себя и философское безумие – monomania. Далее тема безумия окрашена великолепием комплекса священного дантевого безумия  и потрясающей готикой немецкого демонического трансгрессивного романтизма с его вершиной -  девиантной бездной поэтической исповеди Фридриха Гельдерлина (см. Денис Иоффе. Безумие как исток: Гёльдерлин и психические аномалии в русской культуре ХIX в).

 В итоге безумие – не болезнь и утрата разума, а совсем наоборот – освобождение души от его плена! Традиция поэтического безумия (ПБ - часто искусственного) – это традиция умопомрачения как следствие невероятных поэтических озарений.

От патафизического безумия ПБ отличает отсутствия того, что Батюшков назвал «черное пятно в душе с детства…», - это уже область психиатрии. Преобладание монологичности над диалогичностью – первый верный признак шизоидности.
ПБ - это метод метаразумности, освобождение от пут разума.

Свифт: безумию мы благодарны за все перевороты в философии, религии, мире (Ницше, Шопенгауэр,… легион). Особенно благодарно м.б. такому виду безумия как иноумие или управляемое безумие. Поэт с управляемым безумием – особый тип поэта. Они любят желтые кофты, трости и пистолеты.

Бог в ОКБ использовал для выпуска своих тварных изделий на полигон Земля не только матрицу Творения из Арсенала сверхфизического мира Абсолюта, но и Матрицу Безумия (см. Юнг Карл Густав, Мишель Фуко. Матрица безумия). Гоголь при жизни пытался канонизировать Пушкина...и, питаясь просвирой,  непрерывно катал хлебные мякиши за неимением восковых или недоверия к ним.

Сам АСП ограничился Памятником, но нерукотворным, ибо он как и Иешуа был плотником некудышным. А бетон тогда еще не придумали.

В средние ранние века умопомраченных собирали в одном Богоугодном месте, не обижали, по квоте сажали на Корабль Дураков и отпускали в плавание в Никуда…В последний вагон этого поезда с вывеской «Корабль дураков» современности вскочили наши фу-туристы!

Кто-то схитрил и остался на перроне, собирая окурки из сбежавших из дурки, кто-то смог выскочить на ходу из туннеля Бездна, кто-то погиб.


Рецензии