Сибирский Колизей
Чистейшая сущность, сотворенная Богом.
Только Господня рука способна создать эту благородную красоту».
Микеланджело Буонарроти, 15 в.
Самый знаменитый Римский Колизей был построен в 1 веке н.э. Он является одним из списка 7 новых чудес света. По всему миру у римского амфитеатра есть прекрасные копии меньших рамеров, которые чудом сохранились до наших дней в других городах Италии, Франции и даже Тунисе. Я видела римский Колизей и 6-ой по размеру из списка самых знаменитых амфитеатров, который находится в Хорватии, в городе Пула.
Однако то необыкновенное сооружение из белого мрамора, которое осталось в моём воображении непревзойдённым природным Колизеем, затерявшимся в далёкой сибирской тайге, мне не забыть никогда...
В тот год мы собирались в отпуск в Саяны. Неожиданно мужу предложили небольшую командировку как раз в те края. Мы решили, что вместе заедем в Саяногорск по его делам и отправимся дальше по своему привычному маршруту.
На вокзале Саяногорска нас встретил Николай на машине, больше похожей на вездеход, и мы отправились в горы в то место, где добывается белый мрамор.
Попасть туда так просто было невозможно, нам предварительно оформили пропуска.
Николай родился и всю жизнь прожил в посёлке Черёмушки, что находится недалеко от Саяно-Шушенской ГЭС. Он ловко вёл свою машину и рассказывал обо всех местах, которые мы проезжали. Также охотно он отвечал на все наши вопросы.
С ним было надёжно и уютно, я ни разу не испугалась, когда машина-вездеход карабкалась в гору почти вертикально или вертикально спускалась с горы.
Самое сильное впечатление на нас произвёл его рассказ об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.
– Представляете, ребята, в нашем посёлке Черемушки почти в каждой семье погиб кто-то близкий во время аварии на станции. У меня – двоюродный брат, он как раз работал в ту смену. Вот тут все и похоронены.
Нам невозможно было представить весь масштаб пережитой трагедии, о которой напоминал мемориал и этот утопающий в зелени посёлок с ласковым названием Черёмушки.
Но жизнь брала своё, природа быстро залечивала раны, а раны на сердце не излечишь уже ничем, с этой болью людям жить до конца своих дней.
Мы поднимались все выше и выше, но вот наш транспорт остановился на ровной площадке около небольшого административного здания на самой вершине горы.
Николай проводил меня на смотровую площадку одного из самых больших Киби –Кордонского месторождения мрамора в республике Хакассия. Его протяжённость около 18 км, толщина порядка 500 м. Толщина мрамора разделяется Енисеем на две части, левый берег – Хакассия, правый – Красноярский край. Ценность этого мрамора в том, что он имеет большую прочность и низкое водопоглощение.
Голубые Саяны, густая зелёная тайга и глыбы белого мрамора. Сюда не проводятся организованные экскурсии. Незабываемое зрелище!
Это одна из самых впечатляющих смотровых площадок, откуда открывается потрясающая панорама карьера! В этом месте добывали белый мрамор ещё с конца 19 века, а в 1924 г. оно было подробно описано И.К. Баженовым.
– Ты посмотри на горы отсюда, это очень красивое место!
Я осталась одна на вершине горы, у меня под ногами далеко внизу лежал сказочный мраморный карьер, в котором огромные машины смотрелись маленькими спичечными коробками. Карьер был белый-белый, даже на смотровой площадке лежала белая мраморная крошка. Я медленно рассматривала всё, что так неожиданно и щедро подарил мне Николай.
– Только бы они не торопились, хочется насладиться этим видом, – переживала я.
А посмотреть было на что!
Купол чистого лазурно-синего неба оберегал эти места, ярко светило солнце, подчёркивая неповторимую белизну мрамора, а вокруг до самого горизонта тянулись изумрудные горы. Я почти задохнулась от счастья, что могу смаковать эту природную красоту долго и совсем одна!
Сначала я охватила взглядом всю картину в целом, потом начала выделять крупные и мелкие её детали. В самом центре картины, в левой части карьера, на ступенчатом постаменте возвышался огромный амфитеатр из белого мрамора. Я сразу назвала его Колизеем за удивительное сходство с амфитеатром в Италии или Хорватии. Сходство придавали геометрические линии, в которых виделась многоэтажность природного строения.
Мрамор добывали здесь плитами по два метра, сходство с Колизеем как раз и придавали эти многоэтажные ровные срезы, расположенные полукругом.
Для меня увидеть в тайге огромный белый Колизей было настоящим чудом!
Солнце меняло свою мощность, преломляя лучи на мраморных плитах, что создавало сказочную картину. Мрамор смотрелся то кипельно-белым, то чуть розовым, то золотистым, оттенков было не сосчитать. Я наслаждалась этой меняющейся на глазах картиной, ничего не замечая вокруг.
Любовалась этим мистическим амфитеатром я довольно долго, потому и не почувствовала, как погода начала меняться.
Сначала меня легко коснулся ветерок, призывая отвлечься от карьера и обратить своё внимание на картину, которая разворачивалась на небесах.
Очень далеко в горах начиналась гроза, я видела всё, как в театре. Белый амфитеатр в белых декорациях подтверждал моё ощущение, что я нахожусь на сказочном театральном представлении. Тёмные тени дождя струились на землю из туч, всполохами освещалось небо.
Как я не заметила начала грозы?
Меня она нисколько не испугала, так как была очень далеко.
Теперь я смотрела только на небеса – они менялись каждую минуту. Гроза нарастала, слышались раскаты грома, молнии ударяли всё чаще и количество их росло. Между двумя далёкими горными вершинами небо уже было совсем чёрным. Сначала меня это развлекало, но гроза неумолимо начала приближаться. Небо над карьером стало темно-синим, через набежавшие облака солнце отчаянно боролось за своё право освещать белый Колизей. И чем меньше оставалось солнечных лучей, тем ярче они направлялись на карьер, который теперь был похож на сказочное царство света, окружённое тёмными сущностями. Дождь до меня никак не доходил, что позволяло стоять и впитывать движение всех сил разворачивающейся мощной грозы в горах.
Я почувствовала себя маленькой крупинкой природы, частичкой вселенной, которую можно легко сдуть с поверхности Земли. Мне показалось, что природа слышит мои мысли, потому что ветер усилился, а небо из синего становилось фиолетовым с ярко-оранжевыми полосами, гремели раскаты грома. И вдруг на небе образовался огромный глаз, нарисованный невидимым художником с помощью туч, облаков и солнечных лучей. Я взглянула на Колизей, он стоял в последних лучах солнца во всём своём великолепии.
Мой восторг достиг предела, и в голове вдруг зазвучали слова: «Вы, люди, маленькие песчинки мироздания. Вы никогда не покорите природу! Сливайтесь с ней, любите её, постигайте её законы, берегите!»
Я ручаюсь за достоверность этих слов, которые услышала в тот момент. Тело моё стало лёгким, почти невесомым, а душа наполнилась огромной радостью, которая, усиливаясь, переполняла её. Я настолько остро почувствовала величие природы и близость Бога, что начала молиться. Я молилась так, как не молилась даже в храме. Я произносила слова молитвы, обращая их к Тому, кто сотворил нас и всё живое вокруг, я разговаривала с Тем, кто зажёг в нас живую искру.
После молитвы я кричала слова покаяния за всё, что мы сотворили с природой и самой Землёй-Матушкой. Эти слова неслись над тайгой, разгоняя тучи и облака. Слёзы покаяния лились ручьём – за все войны, за всю агрессию, проявленную к животным, деревьям, детям и старикам. Я просила прощения! Я просила дать нам ещё один шанс!
Буря так и не дошла до меня, гроза вдруг начала стихать, небо осветлялось и заполнялось другими красками. Теперь я увидела, как, всхлипывая, небеса ещё пробивали пространство стрелами молний, но уже появлялась радуга, внутри которой был необыкновенно чистый голубой полукупол, хотя снаружи ещё всё было почти чёрным.
Вот он – мостик между небом и землёй, между Богом и людьми, это мостик – радуга-радость!
В этот момент невидимый художник тонкой кистью нарисовал ещё одну радугу, а потом и третью.
Радость! Радость! Радость!
Я стояла и улыбалась, понимая, что произошло какое-то таинство, в котором мне было позволено участвовать. И я уже никогда не забуду свою молитву, стоя на вершине горы над тайгой, свидетелем искренности которой был только белый мраморный Колизей!
P.S. Мрамором с этого месторождения облицованы станции метро в Москве, Петербурге, Харькове, Ташкенте, Минске, а также Белорусский вокзал в Москве, театр оперы и балета в Красноярске. Белый мрамор был использован при воссоздании Храма Христа Спасителя и реконструкции Большого театра в Москве.
Декабрь 2022 г.
Свидетельство о публикации №222122900806
Наташа Заморская 22.03.2023 21:32 Заявить о нарушении