Насилие Румынского патриархата

Как митрополит Гурий Гросу боролся за Рождество по новому стилю

29.12.2022

по материалам www vedomosti md news

**************


В канун Рождества по новому стилю и по случаю своего 30-летия митрополия Бессарабии в лице митрополита Петру наградила президента орденом митрополита Бессарабии Гурие Гросу. Сегодня мало кто помнит о том, как этот церковный иерарх боролся за празднование православных праздников по новому стилю и чем это для него закончилось.

Георгий Степанович Гросу родился 1 января 1877 года в селе Ниморены Кишиневского уезда Бессарабской губернии (ныне Яловенский район). В 1902 году он постригся в монахи Новонямецкого монастыря. В 1909 году он уже архимандрит, настоятель одного из монастырей Смоленской губернии. Через год ссорится с властями и назначается всего лишь заведующим церковно-учительной школой Донской епархии. На этом посту публикует ряд учебных пособий, вызвавших негативную реакцию, и вынужденно покидает Бессарабию.

На родину отец Гурий вернулся в 1917 году с репутацией бывшего диссидента и стал одним из основателей Молдавской национальной партии. 21 ноября 1917 года именно он освятил открытие первого заседания Сфатул Цэрий, а в правительстве Молдавской Демократической Республики занял пост генерального директора по делам образования и культов. В 1928 году он был возведен в сан митрополита Бессарабии.

На этом посту Гурий Гросу сыграл большую роль в истреблении традиций русского православия и преследовании богослужения по старому стилю. В то же время митрополит не желал во имя румынизации ссориться со священством и смотрел сквозь пальцы на то, что в русских и украинских селах оно «правило по-славянски». В 1934 году Гурий даже официально разрешил богослужение на русском языке в церкви на Армянском кладбище. Однако вскоре подыграл властям, назначив в храм священника – информатора сигуранцы.

Как политик Гурий понимал то, чего не понимали в Бухаресте: взять под духовный контроль прихожан Бессарабии было невозможно. Несмотря на преследования, священники совершали требы на церковнославянском тайно на дому, в Вистерниченах  открылся подпольный молитвенный дом, появились бродячие священнослужители, которые ходили по домам и проповедовали верность «славянским канонам» православия. Румынским священникам власти осложняли контакты и с русскими прихожанами, и с молдаванами: народ воспринимал их как функционеров государства-оккупанта.

Доходило до силового противостояния. Один из страшных эпизодов приводит архиепископ РПЦ Юстиниан на портале Вogoslov.ru, называя случившееся моральным поражением румынской церкви.

В начале 1935 года священник села Старый Албинец Бельцкого уезда отец Николай развернул пропаганду богослужения по старому стилю. Масштабы крестьянского движения сочувствующих встревожили священнослужителей-румын. В Бельцах жандармский полковник Манцил за взятку в 260 тысяч лей выдал им военную форму и винтовки. Трудно в это поверить, но священники напали на отца Николая, убили пятерых крестьян, десятерых ранили. Одна женщина вилами проколола ногу атаковавшего ее благочинного, и через три месяца тот умер от заражения крови. Полиция арестовала в селе Старый Албинец 120 человек.

Очень скоро митрополит Гурий был окончательно скомпрометирован и ситуацию в епархии уже не контролировал. Население видело в нем изменника. Но он оказался неприемлем и для Бухареста, так как недостаточно грубо и рьяно боролся за румынизацию церкви. И тут произошел роковой эпизод. Во время визита румынского короля Кароля II в Кишинев в 1930 году Гурий запретил ему входить в алтарь через царские врата, мотивировав это тем, что король может это сделать только если на нем будет корона и только имея законную жену, а не любовницу (Елена Лупеску, с которой монарх жил открыто).

Зашла речь о смещении. Но митрополит не мог быть уволен, а добровольно уйти не желал. В итоге в 1936 году Гурий был предан гражданскому суду за хищение денег из кассы Кишиневского епархиального управления и использование для собственных нужд церковной собственности. Газеты писали о десятках миллионов лей, официально министерство культов Румынии возложило на Гурия вину за пропажу 11,5 миллиона лей, в итоге суд так и не вынес обвинительного заключения. В декабре 1936 года Гурий покинул Кишинев и скончался в 1943 году в Бухаресте.

Война с верующими, желавшими праздновать Рождество и Пасху, продолжалась до последних дней румынского пребывания. Кишиневскую епархию подчинили Никодиму (Мунтяну), митрополиту Ясс, но тот от поездок в Бессарабию уклонялся и через год избавился от хлопотной должности. Его преемники предавали священнослужителей суду; публичное использование любого языка, кроме румынского, преследовали по суду; сжигали богослужебные книги на русском; вычеркивали из святцев русских святых. Синод Румынской церкви запретил священникам при исповеди разговаривать с прихожанами на любом языке, кроме румынского. Для русских, украинцев, болгар, гагаузов эта мера была равносильна отлучению от церкви. В селах храмы опустели.

Насилие Румынского патриархата не пошло на пользу ни румынской церкви, ни румынскому государству.  Народ продолжал отмечать церковные праздники по старому стилю, духовная переориентация не состоялась. Сегодня у сторонников нового стиля в РМ 104 действующих прихода и пять монастырей, если сравнить с количеством имеющих румынское гражданство - капля в море. Все больше людей празднуют церковные праздники дважды – по новому и по старому стилю.


Рецензии
автор Михаил БОРШ

Диана 999   29.12.2022 12:52     Заявить о нарушении