17серия Благополучный россиянин
НАТ. УЛИЦА. ДЕНЬ.
Лиза и Николай идут по улице. Навстречу им Софья Васильевна в большой старомодной шляпе. В руках большой свёрток.
НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Здравствуйте, Софья Васильевна.
СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
Здравствуйте.
НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Знакомьтесь, моя сестра Лиза.
ЛИЗА НЕГОРЕВА
Брат, ты забыл правила этикета? Впрочем, я не удивлена. Лиза. До чего у Вас шляпа старомодная!
СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
Посмотрите, как вам понравится этот ситец?
Софья Васильевна показывает Лизе купленный ситец. Ситец черный, с белыми горошинками; в таких платьях ходила нянька Федосья.
ЛИЗА
Ах, какой старушечий рисунок! Неужели вы это для себя купили?
СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(с простодушной усмешкой)
А я сколько времени искала этого ситцу и едва нашла; мне он очень нравится.
ЛИЗА
Нет, мне не нравится. Если б белый с черным горохом, еще ничего, а это что-то отжившее… Наша покойная нянька Федосья в таких платьях ходила.
СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
Я очень люблю все отжившее и старомодное! Да, впрочем, на кого бы я походила, например, в казаке и круглой шляпе!
Софья Васильевна смеётся.
ЛИЗА
Какие вы даёте уроки?
СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(несколько свысока)
Ваш брат, наверное, посвятил Вас во все мои работы и увлечения.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Что за школьническое желание выказать свое превосходство.
ЛИЗА НЕГОРЕВА
(простодушно)
А не страшно ли Вам жить одной?
СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
Я привыкла жить одна и мне не страшно и не скучно.
ЛИЗА
А не хотите ли к нам в гости?
СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(с презрительной снисходительностью)
Я не одета и не расположена теперь идти в шумное общество.
ЛИЗА
(искренно любезно)
Нет, вы непременно должны к нам пойти. Сейчас же.
Софья Васильевна улыбается и вся светится ласковым покорством.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Наконец вся ее укромная фигурка приняла свой настоящий, до крайности симпатичный вид.
ИНТ. ЗАЛА ДОМА НЕГОРЕВЫХ.
Николай, Лиза, Софья входят в залу. Там Семён Новицкий и Володя Шрам. Увидев Софью Васильевну, Володя на секунду смущается, губы его бледнеют, вздрагивают, но он тотчас же приходит в себя. Софья Васильевна улыбается, протягивает ему руку, немного приседая.
СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
Я Вас, кажется, где-то видала, а, впрочем, может быть, я ошибаюсь.
ВОЛОДЯ ШРАМ
(бледнея)
Первого мая.
СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
За городом? Не помню…
(Новицкому радостно)
А вот и обманщик! Где же Андрей Николаич?
Входит Андрей.
АНДРЕЙ
Вы будете обедать у нас и останетесь до вечера. Да?
СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
Я уж обедала.
НОВИЦКИЙ
Софья Васильевна никогда в чужих людях не обедает.
ВОЛОДЯ ШРАМ
(пытаясь острить)
Мы – свои.
АНДРЕЙ
Разве это не показано в расписании?
СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(улыбаясь)
Опять это несчастное расписание!
НОВИЦКИЙ
Действительно, расписание тут ни при чём. Софья Васильевна не будет обедать с нами потому, что боится заразиться аристократическими привычками.
СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
Это ни при чём. Я ему действительно говорила раз, что не буду есть каких бы то ни было лакомств после обеда, не буду пить за обедом никакого вина, не стану есть с чаем ничего, кроме простых сухарей.
СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(тоном ласкового недовольства)
И вовсе я не боюсь аристократических привычек, а я боюсь всяких привычек. Я раз привыкла курить и просто страдала, когда не было табаку. Ну, я однажды рассудила, что не всегда же в жизни у меня будет табак, и, следовательно, по милости глупой привычки, мне придется часто страдать. Я промучилась три дня и отвыкла от табаку. После я мучилась привычкой есть что-нибудь сладкое после обеда и ее бросила… Теперь я боюсь привыкнуть ко всему, что не могу доставить себе ежедневно. Привыкни я, например, пить за обедом вино, пришлось бы или мучиться, или ходить по чужим обедам.
(с простодушной ужимкой)
А я его не пью, мне и не хочется.
АНДРЕЙ
У вас на всякий стих своя закладка.
ВОЛОДЯ ШРАМ
(пафосно)
Чем скромнее наши привычки, тем мы счастливее.
СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(улыбаясь)
Совершенно верно.
ВОЛОДЯ ШРАМ
(нарочито игриво)
Я, пожалуй, тоже останусь на обед.
АНДРЕЙ
Может ещё и на ужин? Ни разу не удостаивались мы такой чести!
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Что это со Шрамом? Его остроты неуклюжи, а сама манера разговора отдаёт какой-то неприятной галантерейностью. Его картинное участие так на него не похоже.
Входит Савелий и ПОСЫЛЬНЫЙ.
САВЕЛИЙ
К Владимиру Александровичу посыльный.
АНДРЕЙ
В чём дело?
ПОСЫЛЬНЫЙ
Проездом к себе в имение дядя Ротарев из столицы. Пробудет не более одного дня.
НОВИЦКИЙ
Кто такой?
ВОЛОДЯ ШРАМ
Этот дядя хорошо известен в акционерном мире, живёт постоянно в Петербурге и печатает иногда в газетах маленькие политико-экономические заметки за своей полной подписью.
АНДРЕЙ
Не будем пропускать случая посмотреть «петербургскую модную картинку последнего выпуска».
ИНТ. ДОМ ШРАМОВ. ВЕЧЕР.
ДЯДЯ РОТАРЁВ
Вам, молодому поколению, предстоит вступить в сад, только что расчищенный, в котором будет много интересной работы.
КАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВНА
А что Вы думаете о петербургской литературе?
ДЯДЯ РОТАРЁВ
Добрый русский мужичок давно вышел из моды и на сцену выступил самовар как символ тупости русского народа к разным полезным изобретениям. Я восхищаюсь Европой, признавая даже полезным существование балета.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
О, верх нелепости! Акционер отделывается полуответами и не позволяет ощупать себя во всей подробности, как бы нам этого хотелось.
КАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВНА
Да, пожалуй, балет отчасти способствует увеличению народонаселения.
Дядя Ротарёв смотрит на неё удивлённо. Катерина Григорьевна кусает губы, поняв, что сказала величайшую глупость.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ ПЕТЕРБУРГА
(на ухо Андрею)
Барыне, кажется, хотелось бы увеличить народонаселение.
АНДРЕЙ
(тихо)
Ей тут содействуют в этом желании многие гражданские и военные чины, да что-то без успеха.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ ПЕТЕРБУРГА
(громко, комическим тоном глубокого убеждения)
Излишнее усердие всегда вредит делу.
Николай, слыша это, невольно смеётся.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ ПЕТЕРБУРГА
(наклоняясь к Андрею)
Вот у нас в Петербурге…
Молодой человек из Петербурга, с величайшей свободой движений, берёт Володю под руку, и они уходят в другую комнату. Дверь сначала плотно закрывается, но потихоньку открывается сама с ужасным скрипом.
ИНТ. КОМНАТА НИКОЛАЯ. ВЕЧЕР.
Николай уже лежит в постели. Входит Андрей. Он чем-то озабочен и не сразу может начать разговор.
АНДРЕЙ
Нам нужно взяться за настоящее дело… обстоятельства слагаются благоприятно… надо ковать железо, пока оно горячо…
НИКОЛАЙ
Ты всё-таки решился на эту глупость? Видел Королёва?
АНДРЕЙ
Ты о чём?
НИКОЛАЙ
О твоём несуразном намерении купить городской театр.
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
Нет. Не до театра сейчас. Есть более важные дела.
(с важностью)
В феврале объявят указ об освобождении крестьян.
НИКОЛАЙ
Что ж из этого? У нас с тобой нет крестьян.
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
(с досадой)
Не то, ты знаешь, на каких условиях их освободят?
НИКОЛАЙ
На каких?
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
С тем, что они еще десять лет должны работать на помещиков… Словом, это полумера, и будет множество недовольных. Понял?
НИКОЛАЙ
Ничего не понял.
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
(с нарастающим эффектом)
Все равно, после поймешь. Дело в том, что благомыслящие люди решились не упускать этого случая… Они соединились в обществе, которое располагает в Петербурге громадными силами, и, кроме того, во всех губернских городах есть «способствующие ветви»… Такая ветвь есть и у нас, в Томске, и так как она недавно основана, то прежде всего должна заботиться об увеличении своей силы посредством присоединения соумышленников. Я делаю тебе честь, присоединяя к своему обществу…
Николай молчит.
АНДРЕЙ
Что же, ты согласен?
НИКОЛАЙ
Нет… Как ты ни любезно приглашаешь в каторжную работу, а уж позволь отказаться.
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
(неловко)
Этого не придется. …Но что ж, если бы даже и в каторжную работу… во имя общего блага!
НИКОЛАЙ
(презрительно)
Какого общего блага?!
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
(сердито)
Серо-немецкого драпу с лампасами… Ты точно о штанах толкуешь.
НИКОЛАЙ
(Очень сердито)
Что такое общее благо? Дичь, вроде искусства для искусства.
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
Я не ожидал. Даже Новицкий, и тот признает необходимость службы обществу…
НИКОЛАЙ
И я признаю. Кроме людей, решившихся умереть от голода, служат: палачи, воры, будошники, писатели, губернаторы… Ты, верно, предлагал Новицкому свою ветвь?..
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
(нехотя)
Да… Но он сомневается в успехе, но все-таки не думает, что для общественной пользы не вредно принять на себя обязанности палача или вора…
НИКОЛАЙ
Если б я не сомневался в успехе, я бы на коленях просил тебя принять меня в свое общество. Ты сделаешься министром, а я все был бы губернатором… Так же и Семен.
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
(насмешливо)
Нет, он ещё не зашёл в отрицаниях так далеко, как ты.
НИКОЛАЙ
И дурно, что не зашёл…
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
Зайти не мудрено, в особенности, если порой заходит ум за разум так, что ни того, ни другого не видно.
Андрей с неудовольствием встаёт и хочет уйти.
НИКОЛАЙ
Постой!
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
Ну?
НИКОЛАЙ
(серьёзно)
Все это глупости, но ты лучше бы сделал, если бы бросил свою «ветвь». Из этого ничего путного не будет.
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
(весело)
Вряд ли мне придется после содействующей ветви вкусить березовой ветви…
(серьёзно)
Но все равно, я пошел и пойду до конца. Такими вещами не шутят, и ты, пожалуйста, не покушайся разубеждать меня. Это вопрос решенный…
НИКОЛАЙ
Ну, если тебе уж пришла такая охота сломить голову, так по крайней мере не тащи за собой других. Во-первых, ты дашь мне честное слово, что ни сестра, ни Малинин, ни Аннинька не будут знать ничего про ваши заговоры. За остальных, за Софью Васильевну, я не боюсь.
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
(сквозь зубы)
Напрасно не боишься. Малинин и Стульцев у нас… и Софья Васильевна.
НИКОЛАЙ
И Стульцев! Господи!
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
Это уж виноват этот поганый Шрам. У него вместе с Ольгой, от счастия быть членом «ветви», случилось легкое умопомешательство, которое обнаруживается теперь вырезыванием символических печатей и устройством какого-то масонского обряда.
НИКОЛАЙ
Не завербовали ли вы и Оверина?
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
Нет. Черт с ним, я боюсь ему и предлагать. Чего доброго он убежден, что наше общество вредно, и тогда все погибло…
НИКОЛАЙ
Ну!
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
Ты не знаешь Оверина: он – человек убеждений, для него все нипочем…
НИКОЛАЙ
Кто же из вас присоединил Софью Васильевну?
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
Мы оба со Шрамом. Я и не думал, что в ней столько энтузиазма. С ней чуть не сделалась истерика, когда она начала строить разные предположения. Я ее взял за руку, чтобы посадить на стул, так она даже дрожала вся, бедненькая. Славная женщина!
НИКОЛАЙ
Это все Ротарев устроил?
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
(горячо)
Честное слово, нет, он даже ничего не знает.
НИКОЛАЙ
Этот молодой человек, который был с ним?
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
Да.
Андрей наклоняется и шепчет Николаю фамилию молодого человека.
НИКОЛАЙ
(отворачиваясь к стене)
Ну, ты помни, что ничего мне не говорил.
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
Боишься?
НИКОЛАЙ
Да.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Я давно уж осознал, что гораздо выгоднее быть благонамеренным гражданином…
Андрей выходит. Николай лежит с открытыми глазами. Поднимает корпус. Хватается за голову руками.
ИНТ. СТОЛОВАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. УТРО.
Николай наливает чай себе и Андрею.
НИКОЛАЙ
(дружелюбно)
Ты пожалуйста верни Малинина на путь добродетели и невинности. Не трогайте его. Он наивен и чист как ребёнок.
АНДРЕЙ
(немного задумавшись)
Ты прав… Всё равно от этого Малинина никакой пользы… Не забудь прийти сегодня на наш спектакль гоголевского «Ревизора». Мне так идёт роль Хлестакова! А посмотрел бы ты на Володю в роли городничего! Ну и сестрёнка наша весела!
НИКОЛАЙ
Разочаровавшись в обучении бедных детей, Катерина Григорьевна затеяла благородные спектакли в пользу бедных студентов.
АНДРЕЙ
Стульцев очень хотел сыграть какого-нибудь чиновника, но не захотел сбрить своего клока, а эти роли совершенно недоступны для артистов с какими бы то ни было украшениями на подбородке. На что Стульцев стал утверждать, что великий трагик Мочалов ему близкий родственник с материной стороны, а потому он, без всякого затруднения, мог бы сыграть и роль Хлестакова, но не хочет… А ему никто и не даст!
ИНТ. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ НЕБОЛЬШОГО ТЕАТРА. ВЕЧЕР.
Разыгрывается последняя немая сцена гоголевского «Ревизора». Лиза в роли Анны Андреевны. Малинин в суфлёрской будке счастливо улыбается. Неловко закрывает книгу и опрокидывает на колено керосин. Кричит от страха, испугавшись возможного взрыва. Лиза бежит на помощь Малинину. Некоторые артисты начинают кланяться. Зрители думают, что так и задумано.
ВОСТОРЖЕННЫЙ ЗРИТЕЛЬ
Удивительная постановка!
Ольга хватает лампу.
Впрочем, это обстоятельство не испортило гордо-отрадного расположения духа, которое внушали ему милости сестры, сделавшейся из жалости или от чего другого значительно внимательнее к его горькой судьбе. Малинин даже как будто официально заявил мне об этом.
ИНТ. ГОСТЕВАЯ КОМНАТА В ДОМЕ НЕГОРЕВЫХ. ВЕЧЕР.
В кровати лежит перевязанный Малинин. Рядом столик с лекарствами и миска с водой. Лиза влажной тряпкой промокает лицо Малинина. Входит Николай. Лиза берёт в руки миску с водой и выходит. Когда закрывается дверь, Малинин громко вздыхает и счастливо улыбается.
НИКОЛАЙ
Болит?
МАЛИНИН
Та-ак…
НИКОЛАЙ
Ты, пожалуйста, откажись от глупости с тайным обществом и не связывайся с ними!
МАЛИНИН
Я и сам думал отказаться, тем более что теперь… Знаешь, если б я был один, так это ничего, а то, я хотел тебе давно сказать, Лизавета Николаевна подает мне некоторые надежды.
НИКОЛАЙ
К чему?
МИХАИЛ МАЛИНИН
Может быть, мои дела как-нибудь устроятся: кончу курс, поступлю на службу, тогда, может быть… конечно, неравенство…
Малинин смотрит очень пристально на переплет окна, глаза полны слёз.
НИКОЛАЙ
Особенного неравенства нет. Ты вполне может питать надежды на брак с Лизой. Только откажись от этих затей, глупых, а потому опасных.
МИХАИЛ МАЛИНИН
Как же отказаться? Ведь неловко же сказать, что я влюблен и потому не могу собой пожертвовать вместе с ними…
НИКОЛАЙ
Я уж устроил это, поговорил с Андреем. Он согласен. Если они тебя будут что-нибудь спрашивать, ты притворяйся, что ничего не знаешь.
МИХАИЛ МАЛИНИН
А ты? Неужели ты не с ними?
НИКОЛАЙ
(резко)
Я не дурак.
Входит важный Стульцев со своим козлиным клоком.
СТУЛЬЦЕВ
Вы только представьте. Иду я по улице. Мимо казначества.
Какой-то купец, выходя из казначейства, обронил с полпуда радужных бумажек. Я поднимаю их и чуть не загоняю извозчичью лошадь, догоняя хозяина денег, который тотчас предложил мне в награду за честность фунтов десять радужных, но я, само собою разумеется, отказался… Как вы думаете, сколько было в этой пачке, право, без преувеличения, фунтов десять? А? Сколько?
НИКОЛАЙ
Столько же, сколько правды в ваших словах…
МАЛИНИН
(сокрушаясь)
Всегда ты врешь, Стульцев.
Николай обращает внимание на небольшой чугунной брелок, (адамову голову) прикреплённый на самом видном месте часовой цепочки. Стульцев беспрестанно щупает, на месте ли она.
НИКОЛАЙ
Должно быть, этот брелок вам очень нравится?
СТУЛЬЦЕВ
Да.
(Стульцев наклоняется к уху Николая)
Это знак старшего мастера в масонской ложе. Здесь есть ложа… Я вас приму.
Малинин виновато и испуганно отворачивается к стенке.
ИНТ. КОМНАТА СОФЬИ ВАСИЛЬЕВНЫ. ДЕНЬ.
На комоде лежит чугунный браслет с адамовой головкой.
НИКОЛАЙ
Откуда это у вас?
СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(холодно отворачиваясь от Николая)
Подарил ваш знакомый, Шрам.
…Вы знаете, что же спрашивать?
НИКОЛАЙ
Все это очень глупо.
СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(колко)
Что делать?! Глупо так глупо, но глупая честность всё лучше умной подлости.
НИКОЛАЙ
Извините, я не привык к таким резким выражениям и не совсем Вас понял: Вы, кажется, называете подлостью то, что я не иду вслед за другими.
СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(с горячностью)
Да, в настоящее время подло… как это?.. «идти во стан безвредных, когда полезным можно быть».
Софью Васильевну не узнать. Она краснеет, тело её корчится, словно в судорогах.
НИКОЛАЙ
(серьёзно)
Я не узнаю Вас… Можете ли вы выслушать меня хладнокровно?
СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(резко, презрительно скорчившись)
Могу, хотя, кажется, это совершенно бесполезно.
НИКОЛАЙ
Вы слишком разгорячены. Слова в этих обстоятельствах действуют, как стакан воды, вылитой на горящий дом.
СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(задыхаясь)
Не хотите ли призвать пожарную команду? От вас всё сбудется.
Николай выходит за дверь.
ИНТ. ПЕРЕД ДВЕРЬЮ КОМНАТЫ СОФЬИ ВАСИЛЬЕВНЫ. ВЕЧЕР.
Николай стоит за дверью и слушает бесконечный истерический кашель Софьи Васильевны.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ НЕГОРЕВА
Все как-то начали коситься и даже делать вид, что остерегаются меня.
ИНТ. ГОСТИНАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ФЕВРАЛЬСКИЙ ВЕЧЕР.
Входит Николай.
ОЛЬГА РОТАРЁВА
(Николаю Негореву)
Вряд ли Вы храбрец!
ВОЛОДЯ ШРАМ
(презрительно)
Николай Негорев и Новицкий учатся раскладывать пасьянсы, чтобы не скучно было проводить время с людьми своего образа мыслей.
НОВИЦКИЙ
Завидую вам, Владимир Александрович, вас никто не попрекнет за образ мыслей; вы не имеете этого глупого образа…
ВОЛОДЯ
(брюзгливо, с выжидающим превосходством)
Я действительно не имею такого образа мыслей, к которому идет подобный эпитет.
НОВИЦКИЙ
(тоном лёгкого нравоучения)
Играйте, Владимир Александрович, комедии с дамами, а мы вас хорошо знаем.
ВОЛОДЯ
(скорчив презрительную улыбку)
Знаете? Вам и книги в руки! Люди вашего образа мыслей на том и стоят, чтобы хорошо знать других.
Новицкий вспыхивает, но говорит тихо.
НОВИЦКИЙ
Будьте осторожны в таких намеках: за них бьют!
Вбегает взволнованный Малинин. В руках газета.
МАЛИНИН
Вышел. Указ. Об. Освобождении. Крестьян…
ИНТ. КОМНАТА НИКОЛАЯ. ВЕЧЕР.
Входит Андрей.
АНДРЕЙ
Лбом стены не прошибешь, а ногтями процарапать ее можно!
Андрей открывает большую сумку. В сумке брошюры. Андрей берёт одну в руки.
АНДРЕЙ
Сам сочинил!
НИКОЛАЙ
Что это?
АНДРЕЙ
Азбука-самоучка. Вот прочти.
НИКОЛАЙ
Спасибо, не надо.
АНДРЕЙ
Неужели тебе не интересно?
НИКОЛАЙ
Мне хватило твоей прошлой брошюры о бесполезности памятников великим людям.
Андрей выходит. Николай берёт брошюру в руки. Читает.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Написано бойко и местами остроумно. Для шутки сопоставлены разные пословицы, но связь между ними такая натянутая, что даже искусный цензор сойдёт с ума… Андрей решил появиться на литературном попроще самостоятельно после печальной неудачи Шрама? Яростный, растрёпанный шрамовский слог, рассказывающий о вещах вполне невинных, точно проповедовал вооруженное восстание, так что местная цензура, несмотря на связи Шрама, решительно отказалась пропустить его, как подумали, «якобинское сочинение». Не из-за этого ли он значительно поохладел к ветви и проводит целые дни у Софьи Васильевны?
НАТ. УЛИЦА. ДЕНЬ.
Лиза и Николай идут по улице.
ЛИЗА НЕГОРЕВА
Чего это ты решил меня проводить?
НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Мне всё равно нужно в университет.
ЛИЗА НЕГОРЕВА
До университета пешком не дойдёшь.
НИКОЛАЙ
Немного прогуляюсь, потом возьму пролётку. …Ты почти каждый день бываешь у Софьи Васильевны.
ЛИЗА НЕГОРЕВА
Ты против?
НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Я рад. Это безусловно лучше, чем торчать у Шрамов и ссориться с Ольгой.
ЛИЗА НЕГОРЕВА
Шрам теперь сам постоянно торчит у Софьи. Я не знаю, чего он ей надоедает. Как ни придешь, он сидит там и смотрит на нее, как кот на мышь. Он даже глуп как-то при ней делается. Неужели он думает, что она когда-нибудь полюбит его?
НИКОЛАЙ
Отчего же и нет?
ЛИЗА НЕГОРЕВА
Она очень странно смотрит на это. Даже смешно! Я, говорит, не женщина, а человек, и у меня нет брачных инстинктов. Одним словом, она, если и полюбит, то никогда не признается из гордости. Кстати, отчего ты не ходишь к ней? Она постоянно меня спрашивает о тебе. Признайся, ты тоже любишь ее?
НИКОЛАЙ
Если б я и любил, мне все-таки нет надобности таскаться к ней для созерцания её прелестей. Я не Шрам. Пусть она придет, если хочет.
ЛИЗА НЕГОРЕВА
А она что-то боится Шрама и, кажется, очень не доверяет ему.
Лиза и Николай подходят к дому Софьи Васильевны. Лиза заходит в подъезд. Николай смотрит, как она исчезает в дверях.
ИНТ. КОМНАТА НИКОЛАЯ НЕГОРЕВА. НОЧЬ.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ НЕГОРЕВА
Я никогда из-за любви не выпивал ни одной чашкой чая меньше или больше обыкновенного; но есть люди, которые, как пьяница в кабак, готовы бежать на любовное свидание от постели умирающего отца;
ИНТ. КОМНАТА СОФЬИ ВАСИЛЬЕВНЫ
Входит Лиза. Софья и Лиза обнимаются, спешат что-то рассказать друг другу. В углу комнаты сидит обескураженный и беспомощный Володя Шрам. На него на Лиза, ни Софья Васильевна не обращают внимания.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ НЕГОРЕВА
…люди, судьба и общественная деятельность которых иногда всецело зависят от благосклонности или равнодушия женщины. Такому человеку нельзя много доверять: он — раб своей страсти и не может противостоять ее искушениям, как пьяница не может воздержаться, чтобы не пропить рубль, который доверили ему разменять. Такой человек - Володя Шрам. Влюбившись в Софью Васильевну, как настоящий герой какого-нибудь допотопного романа, он бросил даже свое участие в благородных спектаклях в пользу бедных студентов и просиживает по целым дням, не в состоянии будучи оторвать глаз от любимого предмета. Он искренне жалок в своем беспомощном горе, и никто даже не смеётся над ним…
Свидетельство о публикации №222122900092