История образования села Берёзовского

Я не первый, кто пытается восстановить историю нашего села. Так называемый советский период очень хорошо исследован. Но, меня всегда интересовала тема возникновения первого поселения, я хотел заглянуть на более чем 230 лет назад. Кто был основателем? Откуда взялся Клим Тихонов, как он добрался до наших краёв, и почему остановился именно там, на холме, где находится наше кладбище? Почему данные о возникновении села так разнятся, 1625 и 1790 год?
Для начала расскажу то, что я слышал с детства, легенды, которые ходили среди старожил нашего села.
По одной из легенд, у переселенцев, двигающихся в поисках лучшей доли, аж из Курской губернии, сломалось колесо на телеге. Так как солнце клонилось к закату, решили расположиться на ночлег, а утром решили, что дальше путь держать не будут, место понравилось.
Вторую легенду я услышал не так давно, пару лет назад. В конце 18 века гнали этап ссыльных по тракту Ачинск – Минусинск. Один из заключённых сбежал, дошёл до нашей речки, вырыл землянку в глиняном яру, перезимовал, а весной, найдя жену в одном из поселений, построил дом и обосновался здесь.
Красивые легенды. Но, при ближайшем исследовании это всего лишь легенды.
Обратимся к первой легенде. И, первый вопрос – а куда переселенцы ехали? И, главное, по какой дороге? Дорог просто не было, их некому было строить. Наше село, как и его окрестности, в то время представляло из себя степи, холмы, и малочисленные берёзовые рощи, не было никаких следов цивилизации. Как сюда могли попасть люди, да ещё и случайно – непонятно.
Второе: судя по легенде, люди шли наобум, куда глаза глядят, а это, мягко скажем, не совсем умный поступок. А как ещё объяснить то, что они умудрились прийти в место слияния двух наших речек, Берёзовки и Листвянки? А были они в те времена куда полноводнее, и мостов никто не ставил. Кстати, это ещё раз доказывает, что никакая дорога сюда не вела.
Ближайшие поселения тогда были очень далеко и представляли из себя инородческие улусы, в которых, согласно географическим картам тех лет, проживали коренные жители этих мест, качинцы, этнографическая группа хакасов. Зачем люди прошли уже населённые места: Назарово, Дорохово, Алтат, и пошли куда глаза глядят – непонятно. Напрашивается вывод: люди шли целенаправленно, они знали, куда идут.
Вторая легенда разбивается об исторические факты. Тракта Ачинск-Минусинск тогда ещё не было, его построили позже, в начале 19 века. И, даже если бы он был, по нему никак не могли гнать этап ссыльных. По причине того, что земли дальше сегодняшнего расположения города Шарыпово принадлежали инородцам, а к ним никого не отправляли насильно, чтобы не вступать в конфликт с местным населением. Согласно «Статистическому обзору Енисейской губернии за 1897 год» (стр 36) ссыльных в Ачинский округ вообще не отравляли, или делали это крайне редко.
И, ещё несколько исторических фактов. До 1861 года в Сибирь ссыльных не отравляли, кроме единичных случаев «по высочайшему повелению». Массово стали ссылать лишь после того, как в 1881 году было принято «Положение о мерах охраны государственного порядка и общественного спокойствия», а в 1882 г. «Положение о полицейском надзоре». Но, мы с вами говорим о конце 18 века.
Так кем же был тот самый Клим Тихонов? А вот сейчас я вам скажу то, что, возможно, вызовет у вас недоумение. Дело в том, что Клим Андреев Тихонов никаким образом не имел отношения к основанию нашего села. Только родственные связи. Село основали два его сына, а Клим Андреевич если и был здесь, то только в гостях. И это я докажу с помощью выписок из архивных документов, доступ к которым может получить любой на официальном сайте архивов Красноярского края, всего лишь зарегистрировавшись.
Выписка из «Исповедной росписи Назаровской Троицкой церкви за 1785 год» Ф.592 Оп.1 Д.110.
Крестьяне и их домашние деревни Алтатской (ныне деревня Алтат Назаровского района).
Клим Андреев Тихонов 57 лет
Жена его Параскева Степанова 62 лет
Дети их:
Дмитрий 38
Лаврентий 30
Иван 25
Дмитриева жена Ульяна Васильева 41
Дети их
Евдокия 13
Анна 4
Лаврентьева жена Марфа Михайлова 31
Дети их
Петр 11
Федор 8
Семен 4
Никифор 1
Авдотья 9
Степанида 6
Иванова жена Параскева Силина 26
Сын их Антон 5
Да, уважаемый читатель, это именно та семья, которая нас всех интересует! И ошибки нет, проживали эти люди в деревне Алтат. Продолжим.
«Исповедные росписи прихожан Назаровской Троицкой церкви за 1802 год. Ф.592 Оп.1 Д.278»
Деревни Алтатской крестьяне и их домашние.
Клим Андреев Тихонов вдов 80
Сын его Иван 42
Жена его Параскева Силина 42
Дети их
Антон 24
Петр 3
Пелагея 17
Федора 14
Антонова жена Ксеня Иванова 26
Дочь их Евфросиния 3
Деревни Берёзовой крестьяне и их домашние (Берёзовая – так записано в книге)
Митрей Климов Тихонов 55
Жена его Ульяна Васильева 57
Дети их
Матвей 33
Анна 21
Матвеева жена Елена Иванова 27
Дочь их Фекла 4
Лаврентий Климов Тихонов 47
Жена его Марфа Михайлова 46
Дети их
Петр 26
Федор 25
Семен 21
Никифор 18
Тимофей 16
Григорий 11
Конон 9
Иван 7
Стефанида 23
Матрена 17
Анна 12
Агафья 6
Петрова жена Домна Фалалеева 26
Дети их
Андрей 4
Федорова жена Параскева Васильева 22
Сын их Ананий 4
Что же получается? А получается то, что старшие сыновья отделились, и основали своё собственное поселение, а младший остался с престарелым отцом в Алтате. Как это произошло, мы никогда не узнаем, но есть один любопытный факт. В многочисленных списках населённых мест тех лет указана масса несуществующих ныне заимок, зимовий, хуторов, иные из которых со временем превратились в населённые пункты. Располагались в них сельскохозяйственные, охотничьи и рыболовные угодья крестьян. По-видимому, (это только моя версия), и наша Берёзовка с тех же самых временных летних домиков начинала. Поскольку глупо предполагать, что две семьи приехали, быстро построили дома и быстро обжились, и это с нашей погодой, да с неизвестностью, станет ли земля на новом месте плодородной. Скорее всего, переезд не один год занял.
Обратите внимание, что деревня называлась Берёзовая с самого начала. Как и почему она получила название Климово, неизвестно. К слову сказать, село нигде, ни в одной карте и ни в одном документе, не указывалось, как Климово, просто иногда использовалось двойное название.
Кто знает, может сыновья решили так запечатлеть имя своего отца, или это игра слов от отчества братьев, ведь в те годы при  обращении к простолюдинам не использовалось окончание –вич, называли просто, чей сын или дочь.

Клим Тихонов не был ссыльным, или беглецом с этапа. Он был простым крестьянином деревни Алтатской (ныне Алтат Назаровского района), и жил там, судя по всему, с рождения, потому как указан в росписях, как крестьянин, а не переселенец, и имел довольно большую семью, то есть, был оседлым. Дата образования 1790 год верна, это ясно из «Исповедных росписей».
К сожалению, неизвестно, когда умер Клим Андреевич, но зато известна примерная дата его рождения, 1722 год. Кем он был по происхождению, неизвестно. Возможно, его предок – казак из тех, кто приехал в числе первых в окрестности Енисейска, возможно он беглый крепостной крестьянин, коих немало тогда в Сибири было. Надеюсь, выяснится со временем.


Рецензии