Мы ещё поговорим! Фрагменты из школьной практики

1***
ОБЪЯВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО МИРА
http://proza.ru/2013/08/14/1687 

 Начало учебного года в одной из школ Финляндии. Я представляла его похожим на торжественные линейки в России - с морем цветов и воздушных шариков. Всё оказалось проще и серъёзней. Перед всем школьным коллективом вышли учащиеся - представители всех национальностей, обучающихся в школе и зачитали поочерёдно текст (на родном языке), определяющий основные условия атмосферы получения знаний на предстоящий учебный год. Главное, что подчёркивалось:
-Все должны быть внимательны и дружелюбны.
-Никому не должно быть одиноко в школе.
-Никто не должен быть обижен.
Было музыкальное сопровождение - барабанная дробь. Цветов как и шариков - не было.

Примечание:
Школьный мир - это совместная программа Общества защиты детей Маннергейма, Управления Полиции, Управления образования  и Ассоциации родителей, цель которой - благополучие и безопасность школьного сообщества. Основной принцип -  чувство общности, совместная работа, приносящая радость и энтузиазм. Цель - каждому школьнику в школе комфортно. Надёжное, безопасное и эффективное обучение требует активной работы в течении учебного года.

2***
СКАЗОЧНЫЙ УРОК
http://proza.ru/2013/11/10/669

   Бедные первоклашки!  Как им трудно в школе быть сосредоточенными, внимательными, когда в их рюкзаках прячутся любимые игрушки...Правда, их разрешается доставать только на перемене или в продлёнке.
    Но в школе каждый день не похож на другой - сегодня к ним пришли пятиклашки. Не все сразу, а так таинственно - загадочно постучав в двери, появились два мальчика:
-Есть ли в классе Лукас?
Лукас, удивлённый и радостный встаёт им навстречу, и они уводят его за отдельный стол в коридоре - слушать сказку.
Постепенно разобраны все - в коридоре, в разных уголках класса тихий и торжественно-сказочный читальный зал. Тихое чтение и попутные беседы не мешают этой торжественности. Это же так здорово слушать! Быть рядом со старшими школьниками-друзьями...
Счастливые первоклашки!
Это был урок родного языка.
 
3***
ЗАЧЕМ?
http://proza.ru/2013/10/08/2127

  Трещит голова — думает....Как-то долго и бесплодно. Попробую снова рассуждать — с другой стороны.  С того, что у меня здесь вызывает досаду. Не то, чтобы очень, но всё же...
Это иногда бывает в первом  классе.  Вот  и сегодня. Опять учитель разбивает  детей на группы...Вот  и ползут мысли — зачем? Чтобы они 20-30 минут в разных углах класса обсуждали что-то, сидя на полу? Спорили, а значит — шумели?   Что-то рисовали, ещё только учась писать? Для чего?
Только ли для того, чтобы в конце урока каждая группа выдала результат общей работы — показала нарисованную картинку, сказала пару предложений, да выслушала замечания от одноклассников?
      И вдруг я вижу ясно, что это начало огромной, сложной и очень важной работы по обучению детей общению! Это кропотливая работа на будущее: дети учатся  выполнению совместной работы.  Учатся слышать мнение другого, сопоставлять, выбирать, распределять — делать всё это увлечённо и потому — успешно!
Уже во втором, третьем классах все организационные вопросы протекают гораздо быстрее — распределение участков работы, идеи подачи материала, доведения до конца.. Без спешки, но по деловому,  без окриков, но с фантазией — всё  сами, учитель только советует...
       А творческие  работы старшеклассников  - это прямое отражение школьной жизни. Десятиминутный видеообзор даёт полное представление о том, что произошло в школе за определённый отрезок времени — всё подаётся с определённой долей юмора.
         И  очень всё это не просто в самом начале. И очень важно проходить эту школу! Я вдруг ясно поняла, что никогда и нигде этому не училась, как и все мы. И умеем делать работу либо в одиночку, либо командовать так, чтобы нам никто не перечил...Зачем нам кого-то слышать?
И нет у нас простого общения, когда не думаешь -
КАК и ЧТО сказать, а говоришь ТО, ЧТО ЕСТЬ.  Честно.

4***
СВОЁ МНЕНИЕ
http://proza.ru/2013/03/29/763

 Помогаю второклассникам "выпускать" свои книжки. Это очень интересное дело - не могу не улыбаться...
В школе прошла неделя без учебников - каждый выбирал себе дело по интересам, а потом писал своё мнение, свои впечатления. Мероприятия были продуманы заранее, приготовлено всё необходимое, учителя и ассистенты распределены по участкам. Мне довелось увидеть исследовательскую  работу старших детей - работая в парах, они переходили с одного рабочего места на другое, делая свои маленькие открытия, или решая задачи на смекалку. Но и у малышей - первоклашек-второклашек тоже были свои исследования - задачи и опыты по силам. И обязательная рефлексивная часть - записать свои мысли, а не просто пометить - понравилось или не понравилось.
  Делали видеофильмы.
 ( У меня тоже получился смешной двухминутный мультик).
И как интересно это проходило в каждой возрастной группе! Ребята писали сценарий, а потом делали техническую работу. Делали увлечённо.
К сожалению, не всё видела своими глазами - уроки музыки, литературного творчества, спорта не удалось посетить, просто нельзя было физически успеть быть одновременно во всех местах сразу.
И дети - выбирали самое близкое для себя.

И вот - скрепляю большим степлером красочные книжечки - дети расписали обложки уже, и авторство указали. Чудесная неделя прошла.
Пробегаю глазами по листочкам - надо проверить последовательность страниц. Но успеваю и увидеть многое глазами детей...
Мне нравятся книжки.
Нравится то, что второклассники так искренне и серьёзно пишут свою историю.
Свою жизнь.

5***
МЫ ЕЩЁ ПОГОВОРИМ!
http://proza.ru/2014/02/28/2354

     Как я себя чувствую в новой школе?
Попробую ответить, хоть это и не так просто. Если сказать одним словом, то, конечно, однозначно:
-Хорошо!
А что за этим словом?
Много всего, ведь главная цель стажировки - улучшить профессиональный язык до требуемого уровня!
Я ощущаю вокруг себя незаметную готовнось помочь. И на уроках, и в учительской. Это и приятно, и ответственно.
Радуюсь - показалось, что могу поддерживать беседу. Вот и сегодняшние пятничные  ощущения те же.  Стараюсь! Даже благодарю за беседу во время перерыва, правда, не очень гладкой фразой:
-Спасибо! Мы поговорим скоро ещё!
И тут учитель финского языка Олави поднял вверх указательный палец, и повторил совсем с иной интонацией:
-Мы ещё поговорим!
Все засмеялись. Нетрудно догадаться над чем. Но знаете, прозвучало всё очень обнадёживающе, как это ни  странно.

6***
ДЕВЧОНКИ ШИЛИ КУКОЛ
http://proza.ru/2013/12/03/2051

Вчера прошло последнее в полугодии занятие кружка рукодения. Несколько слов хочется сказать и об этом - ведь девочки шили кукол.

Начиналось всё с изображения на бумаге куклы-мечты - каждая девочка нарисовала свою куклу, придумала ей имя.
До начала шитья всё уже было продумано.

Техническая работа заняла много времени, потому что всего раз в неделю и только час продолжалось занятие.
Но все старались, хотя для девяти-десятилетних детей это не так и просто! Когда уже и "волосы" были пришиты, и личики нарисованы, настоящей радостью оказались первые дизайнерские пробы моделирования и затем - пошив одежды.
И последние украшения - ленточками, бусами...

И вот - последняя фотография "мамочек" с "дочками" на руках.
Счастливые девочки, тепло обнимая дочек, уходили домой.

А вы шили когда-нибудь кукол?

7***
И САМООЦЕНКА
http://proza.ru/2013/11/02/633

Сколько интересных поделок мастерят детские руки на уроках труда - мастерят творчески, с интересом и вдохновенно, но согласно своим силам. В школе всё необходимое есть - современные швейные машинки, ткани, пряжа, разные кнопочки, ленточки, пуговицы, бусинки и т.д.
      Тема "Вязание" начиналась кратким повторением теоретичнских основ. (В шестом классе практически все имеют опыт вязания, за исключением новеньких - иностранцев). Потренировавшись некоторое время, каждый в своём темпе, продумывает, что он хотел бы и что он реально может успеть в отведённое на вязяние время. Образцы есть - целый пакет реальных изделмй на столе, дополнительно можно листать журналы, посмотреть интернет-страницы.
Свой проект ученик заносит в  свою тетрадь "в цвете", то есть, по рисунку видно, что и примерно сколько ему понадобится для осуществления плана.
 Далее - работа. Спокойная и тихая, очень "домашняя" - ведь это - ручной труд.
Но вот кто-то заканчивает работу. Учитель показывает как её правильно прогладить, затем прикрепляет на стенд - неделю изделие будет украшать кабинет, а затем ученик приносит домой либо варежки, либо чехольчик для телфона, либо игрушку - зайца, куклу или мячик.
   Работа заканчивается самооценкой всегда -
на отдельном листочке (самооценочный лист) ученик рисует и отмечает отдельные этапы работы,
в особой графе отметив, чему НОВОМУ он научился.
 Видели ли бы вы лицо ученика, держащего в руках своё собственное творение!
Это лицо счастливого человека. Правда.

8***
ПОХОДНЫЙ ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
http://proza.ru/2013/11/23/77

 Так я решила назвать свой короткий рассказ про библиотеку в Финляндии, умеющую  быть рядом с читателем с самого раннего  его детства до глубокой старости. Здесь много читают и сейчас, когда, казалось бы, весь мир завис в виртуальной реальности.

   "Финская библиотека — это современная, культурная, распространенная во всех местах Финляндии библиотечная сеть, она одинаково бесплатно оказывает все услуги: пользование всеми фондами, используя реальные и виртуальные формы обслуживания. Библиотека здесь — это новая модель библиотеки на современном высокотехнологичном уровне, которая не просто является информационным учреждением, а есть центр доступа к информации и культуре обо всем мире."
   
   Но я хотела бы отметить как здесь бережно "выращивают" читателя, как поддерживается и развивается интерес к чтению.

   "В Финляндии библиотека — часть всей системы образования, поэтому практически везде городская библиотека находится вблизи от учебного заведения. В библиотеках проводятся национальные праздники, концерты, библиотеки занимаются и сохранением национальных фондов, создают национальные электронные базы данных."
 
    А в школу приезжает специальный книжный автобус из главной библиотеки города. В нашу школу - по вторникам. И каждый класс получает коробку книг, соответствующую возрасту и интересам. Что происходит далее?
    А далее - на уроках родного языка выделяется время на чтение, и тогда класс превращается в читальный зал, а учитель в библиотекаря. Это в первом и во втором классах учитель сам записывает в специальный журнал название выбранной учеником книги, её автора, код,  а более старшие делают это сами. И все - читают!
Не верите?
Правда! Тишина читального зала...
Книга остаётся в парте ученика до её прочтения, и после прочтения обязательно делается отзыв краткий. Или иллюстрация.
В школе есть и своя библиотека, используемая очень активно.

      В Финляндии много читают, в том числе книги о своем крае, о культуре, о людях, прославивших этот край.

9***
ЧТО ОСТАЁТСЯ?
http://proza.ru/2014/02/13/2337

Кажется, такая мелочь - всего лишь одно событие, где класс пробовал себя в поэтическом творчестве, да и получилось по общему мнению только у двоих - у Лаури, да у Енны, но все почувствовали причастность к необычному миру творения, это точно!
Началось всё, конечно, со слова поэта http://www.proza.ru/2013/10/12/1049
Потом чтение стихов детских. Потом свои пробы, когда и одна строчка являлась хорошим результатом.
 Но всё это вылилось в идею составить классную рождественскую программу на разных языках. Придумывали, учили, волновались...
Учителя родного языка помогли с переводами.
Выступление длилось восемь минут, но какое сияние было в детских глазах!
А после?
Енна показала мне толстую тетрадь, полученную в подарок на Рождество - это её RUNOKIRJA*.
Лаури пишет рассказы - это я уже знала, переходя в другую школу на чисто математическую стажировку.

На прощанье получила от класса самодельные очень содержательные открытки "на счастье".
А сегодня я встретила классного руководителя, и она поведала, улыбаясь:
-Знаешь, к празднику школы  - это будет в мае, они хотят подготовить новую свою программу. Все будут рады, если будешь на празднике.

10***
УРОК МУЗЫКИ
http://proza.ru/2013/11/05/57

 Это был урок бодрости, и пролетел как одно мгновение. Учитель Вилле начал с того, что всех первоклашек превратил в капитанов, и каждый повёл свой корабль. Я и сама не заметила, что и мой корабль в пути.
 А отчалила я, как и все мы — в угрюмую беспросветную ночь...

_
 Вы — с нами?
Тогда — послушайте авторское исполнение. У первоклашек было ещё более радостно!
*
Oli synke; y;
http://www.youtube.com/watch?v=0bM68m3d8Ao

_
Ниже перевод. Не всё так удачно звучит как в оригинале, но позволяет представить, о чём речь.

*
Была мрачная ночь (ночь - 3раза),
когда я повёл корабль.
Волны  страшные били свирепо
и пену взбивали,
я крепко держал штурвал (вал — 5 раз)
зорко всматривался вдаль (даль — 5 раз)
потом в глубине (не — 3 раза)
рыбу увидал
Ха-ха-ха!
Это акула!
Хи-хи-хи!

После такого путешествия было радостно исполнить и хором любимые песни, и,  организовать сопроводительные оркестры для солистов...
Чудно, право...
Как они умеют так радостно учить и учится?

11***
РОЖИЦА
http://proza.ru/2013/11/01/1388

     В углу кабинета труда - зеркало. Вернее, это трельяж, причём закрытый всегда. Рядом шкафчики с неодходимыми для урока вещами - моточкими шерсти, лоскутами и пр.
 И очень часто можно видеть, что ученики, проходя в угол за необходимой вещью, всё же умудряются заглянуть в своё отражение.
 Причём, девочки - поправляют причёски, прихорашиваются, а мальчики - строят рожицы. Сегодня рассмеялась - девочка строила рожицы...Правда, не такие страшные как мальчишки - просто смешные.

12***
МОЙ ДРУГ
http://proza.ru/2013/10/03/1959

Сегодня в четвёртом классе обсуждали тему:
"Хорошая школа".

-Какая школа хорошая? - спросил учитель.
Лаури ответил:
-Такая, в которой много друзей.
А Юхани был иного мнения:
-Если в школе есть друг. Пусть один, но настоящий.

Мне было интересно слушать рассуждения детей - они обсуждали школьную атмосферу, в которой интересно узнавать новое.

А потом они пели песню, вызвавшую у меня улыбку.
Я сделала перевод. Сыроватый, конечно.
Но хочется, чтобы и ещё кто-нибудь улыбнулся.

Minun yst;v;ni. s;vel ja sanat Petri Virtantn
http://www.youtube.com/watch?v=H9Gd-BjkA78 - можно послушать

Мой друг

1.Мой друг как шерстяной носок,
который согревает зимой.
Мой друг как луговой  цветок,
которому улыбаюсь светло.

Припев:
Возьми мою руку, пойдём на берег смотреть
как небо краснеет и за деревья солнце садится.
Я ещё маленький, и поэтому - любознательный.
Узнавать мир интересно.
Когда стану взрослым, надеюсь, что никогда
не перестану учиться.

2.Мой друг как шерстяной носок,
который согревает зимой.
Мой друг как луговой  цветок,
которому улыбаюсь светло.

Припев:
Возьми мою руку, пойдём на берег смотреть
как небо краснеет и за деревья солнце садится.
Я ещё маленький, и поэтому - любознательный.
Узнавать мир интересно.
Когда стану взрослым, надеюсь, что никогда
не перестану учиться.

13***
СЛОВО ПОЭТА
http://proza.ru/2013/10/12/1049

Как я работаю? 
Среда моя окружающая являет  порой столь неожиданные  грани соприкосновения, что и не знаешь, что  вытащить из своего багажа многолетнего опыта работы с детьми.
Причём быстро... И не на родном языке...
Иногда досадно — ничего не получается, а иногда даже улыбаюсь неожиданному результату.
            
                Йонис — ученик четвёртого класса наказан за драку на перемене — с ним беседовал  дежурный на перемене учитель, «передал» дела классному руководителю,  и уже перед началом урока я получаю задание разделить с Йонисом наказание — посидеть рядом с ним в коридоре  десять минут.
Учитель начал урок, закрыв дверь класса. Йонис  тихо плачет, спрятав лицо в ладонях, плечи его вздрагивают...Кольцо рук на столе,  но он отгорожен от всего мира, тем более — от меня...
Можно просто посидеть молча рядом — никто не упрекнёт меня в неумении найти нужные слова для африканского мальчика, только второй год изучающего финский язык, и совсем ещё не умеющему понимать всех школьных правил.
Но я пытаюсь начать разговор:
-Ты Йонис? Я правильно называю твоё имя?
Ответа не получаю, но вижу что-то, похожее на кивок — вдохновляюсь, -  есть контакт!
-Ты плачешь так сильно, потому что не хотел драться, но не мог себя сдержать? И  ты- злишься и досадуешь?
Опять кивок.
-Знаешь, Йонис, русский поэт Пушкин не советует плакать и расстраиваться... Мне его стихи помогают быть спокойной всегда.
-Кто? -
На меня удивлённо смотрят карие мальчишечьи глаза.
Поэт Александр Пушкин. Ты знаешь, что такое — стихи?
-Знаю! Скажи сейчас,  что он написал?
Я читаю стих Пушкина, в своём примитивном переводе,  конечно:

«Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.”
https://stihi.ru/2022/03/22/5091
-Здорово! - говорит мне Йонис. - А ты  можешь принести посмотреть книгу стихов Пушкина? Я хочу запомнить.
-Могу. Но ты хочешь читать на русском?  Я принесу тебе листок с переводом.
-Хочу. Только не умею. Но ты принеси, пожалуйста!
  _
На следующее утро, едва я пересчитала все ступеньки лестницы-спуска с улицы Лунной горы, как услышала детские голоса:
-Мой*, Татьяна! - Разновозрастная группа детей во главе с Йонисом бежала мне наперерез, -
ты принесла книгу стихов?
Я поняла, что самое интересное только начинается.
___
Moi - привет, здравствуй

14***
СОЙТИ С УМА
http://proza.ru/2013/11/15/1657

     Оказывается, пословица "Век живи - век учись" не зря сложилась, и никогда нельзя думать о себе как о чём-то полностью известным самому себе.
      А речь пойдёт о настроении. Согласитесь, что настроение очень важная вещь, без хорошего и с места иногда не сдвинешься, а из плохого - вообще иногда не придумаешь как выйти.
Опять была на уроке у первоклашек, а они говорили о настроении: изображали злых, весёлых, грустных, и надо было по виду человека узнать - в каком он сейчас настроении...
Всё у них получалось - серьёзная игра, но всё же игра.
И незаметно она переросла в упражнения - разбившись на группы, дети "поднимали" друг другу настроение, говоря добрые слова. Тут я почувствовала, насколько это важное для малышей общение, и что об этом стоит написать.
     До конца урока оставалось минут пять, и учитель Лена, неожиданно предложила мне сесть на её стул, а детям, по желанию, конечно, сказать мне что-нибудь хорошее. Внутренне поиронизировав над собой "мне самое место учиться общению с первоклашками", я начала слушать добрые слова. Дети были щедры - все пятнадцать мне сказали очень тёплые слова, ни разу не повторившись.  Когда маленькая Сандра, коей только в воскресенье исполнится семь лет, подошла ко мне последней, и обняв, тихо сказала:
-Ты лучшая,-
я точно на мгновение сошла с ума -
мне показалось, что меня обнял весь мир.
_
А ведь это была игра.
Хорошая игра.


Рецензии
Хорошо бы перенимать хорошее, Татьяна.
Даже при наличии скепсиса - так трудно поверить, что ныне для молодых книга много значит.В России ли, в Европе или Америке...

Александр Скрыпник   19.02.2023 16:23     Заявить о нарушении
Это меня больше всего поразило - отношение к книге, и то, что в библиотеках уголки созданы для каждой возрастной группы, где можно устроиться и почитать. И даже разыграть сценку по сказке. Или поиграть в тихие настольные игры развивающие.

Очень расстраивалась, что у нас такого нет. Хочется верить, что непременно будет.

Отношение к библиотеке у меня очень трепетное. Сейчас ещё добавилась тревога.

Спасибо, Александр!

Татьяна Кожухова   19.02.2023 16:58   Заявить о нарушении