Идеология - не запрещена

Идеология — не запрещена.

Иногда можно услышать походя оброненное «идеология у нас запрещена», и сразу вспоминаешь Ельцинских «младореформаторов» (Чубайса, Гайдара...) Но в Конституции запрещена не идеология, а признание какой-либо идеологии «в качестве государственной или обязательной» (статья 13). И если какая-либо идеология поддерживается большинством, стала господствующей, но «не по закону», а по факту, то такая идеология не противоречит Конституции.

Вопрос об идеологии — не мои досужие рассуждения, это сфера моих «профессиональных интересов», ибо я окончил философский факультет в 1979 году («преподаватель философии и обществоведения»), тема диплома: «Субъект, объект и формы социального познания». Выдавая дипломы, ректор УрГУ Суэтин напутствовал: «Ромбик не снимайте с груди, пусть люди видят выпускника университета, подходят с любыми вопросами, и вы обязаны и можете ответить на любые «общественные» вопросы...»

Идеология — это система взглядов об общественной жизни, которой придерживается конкретный человек. Эти взгляды принято подразделять на шесть «сфер»: политическое сознание, правовые взгляды, моральные установки, эстетические воззрения (на то, что считать прекрасным, а что — безобразным), философские (общие) рассуждения, религиозные установки (или, напротив, атеистические). Итого шесть:
- политика,
- право,
- мораль,
- эстетика,
- философия,
- религия.

Идеология может существовать на теоретическом (научном) уровне, где разрабатывается, обосновывается, но существует и на уровне обыденного сознания (термин «общественная психология»).
Имеет место и подразделение на «общественное сознание» и «индивидуальное сознание», но ещё Ленин заметил, что жить в обществе и быть свободным об общества нельзя (и известный эксперимент с Маугли доказал, что вне общества человек не может стать человеческим индивидуумом, он остаётся животным). Поэтому мы можем изобретать в своём огороде нечто исключительное, можем иметь уникальные мысли о Вселенной, но во взглядах на общество мы подключены (как вилка в розетку) к общественному полю, к группе или классу с определёнными общественными воззрениями, развиваем их, критикуем оппонирующие нам взгляды: это и есть наше существование в идеологии, которую (на сколько полюсов она бы ни делилась) запретить никак нельзя, нельзя запретить думать.

(А вот если конституционно установить какую-нибудь идеологию как обязательную для граждан — это и будет запретом думать иначе, предписанием думать «только так». В нашей Конституции такое запрещено, но не запрещено само идеологические сознание, сама «идеология вообще»).

А теперь главный вопрос: какая же у нас идеология? Какова наша «национальная идея»?.. Ну, в нашей многоконфессиональной стране можно было бы сослаться на Бога, мол, живите все по-божески: и те, у кого Бог — Иисус Христос, и те, у кого Аллах, и те, у кого Будда... А как быть с атеистами?.. Можно порассуждать о том, что нам пришлось осваивать много новых земель, строить крепости, «знакомиться и уживаться» с новыми соседями, и тогда идеология наша будет в мысли о державности, о силе нашего общего дома (а в общем доме не терпят воров, лентяев...). Продолжать не буду. В конце концов верхи предложат концепцию нашей идеологии «!в теоретическом, научном виде». А я остановлюсь на «первом этаже», на уровне нашего повседневного (так называемого обыденного) сознания, на уровне общественной психологии: какие нормы и установки должны у нас быть? Ответ:

Вопрос не корректный: у кого «у нас»? У всех до единого? Так не бывает, люди и их взгляды (и это мы знаем)  разные!.. А ответ даёт сама жизнь: в обществе (по крайней мере в российском) издревле существовали нормы поведения большинства (я употребляю термин «здорового большинства», тот есть здорового идеологически)), и взгляды другой, меньшей группы (про которую разные поговорки: «моя хата с краю...», «не подмажешь — не поедешь», «вас много, а я один», и другие. И здоровое большинство имело неустанный моральный труд держать разных захребетников «в узде»: осуждением, бойкотом, и прочее. А установки здорового большинства: «миром (обществом) надо решить», «миром сделать», «сам погибай, а  товарища выручай!» (присловье времён Великой Отечественной войны), «миром избрать голову (главу», «торгуйся — ругайся, сторговался — молчи!»...

Защищайте свою идеологию (к какой бы группе вы ни принадлежали, к большинству ли, к меньшинству ли), но жизнь наша под небом Бога такова, что все равно будет преобладать и руководить жизнью идеология большинства, которое придерживается жизненно здоровых правил. Бывают кризисы и спады в функционировании нашего общественного сознания (идеологии), бывает время «разбрасывать камни», но приходит «время собирать камни» (Библия), время крепить идеологию! Сейчас такой момент. Говорите с людьми на темы и быта, и государства, и о морали, и об искусстве, и о вере, о законах и о правосудии, будьте активными, любите в себе человека как личность.

Бог — тоже Личность, потому что разделяет добро и зло, борется с Сатаной, и человеку тоже предписана как личности борьба со злом, со всеми кознями Сатаны... Жизнь — это не спаньё под солнышком, растянувшись в лодке при мертвом штиле... Бывает, поднимется волна, начнётся шторм, и если проспать, не повернуть лодку носом к волне, поперёк — то погибнешь. Элементарно. Свою идеологию нужно отстаивать, защищать и воплощать — неустанно, храня бдительность. Бдительность — от «бдеть», то есть не спать. Поспали вдоволь и чуть всё не проспали, теперь расплачиваемся, увы. Но нужно вставать и идти вперёд...


Рецензии