Две стороны сознания философский и не-философский

Две стороны сознания: философский и не-философский анализ. Часть первая.

Как известно, анализ предполагает разделение целого на части, чтобы впоследствии осуществить обратную операцию - синтез, собрать их воедино как конструктор.
Однако, если в мире предметов, сделанных человеком, это работает хорошо, то в мире природы - не очень. Заменить больную лапку на здоровую животному нельзя, можно "подправить" природный процесс таким образом, чтобы она зажила, а точнее, чтобы сам   организм выправил нарушение функционирования. Для этого, в свою очередь, надо знать, каким образом функционирует весь организм.
Можно, конечно пытаться понять весь организм, отрезая один его орган за другим или у разных организмов разные органы и смотреть, что получится. Однако, главный недостаток останется - отрезанную часть обратно не приставить, а, значит, полноценный анализ живого организма так не работает. Основным методом изучения живого организма являются изучение влияния изменений работы одних органов или систем на работу других.
В философии живым организмом является сознание, работу которого философ постоянно контролирует - как говорят философы, "рефлексирует". И вот здесь нужно понимать как работают "все органы сознания". Но что следует понимать под органами? Если в биологии всё вроде бы ясно - голова, сердце, руки-ноги - то в философии дело обстоит иначе. Такого деления нет. Но есть ли некоторые явления сознания, которые можно выделить в отдельные его "органы" или обособленные системы?
Согласно Основному методу философии такими системами являются объективная и субъективная стороны сознания - сознание как физический и сознание как ментальный процесс. И изучение взаимодействия между этими системами в процессе философской "рефлексии" есть основная, базовая предпосылка правильного философского анализа.
Более того, отсутствие контроля за этими системами лишает и самой возможности ведения философского анализа.


Рецензии