Две даты

                Две даты.

         Сегодняшний день богат на даты. Сегодня исполнилось 310 дней с начала специальной военной операции и 100 лет со дня создания Союза Советских Социалистических Республик.
         По ситуации на фронтах этой удивительной специальной военной операции ничего говорить не буду. Новости появятся в период Новогодних праздников, а пока идёт где вялотекущая, а где очень горячая позиционная война. До боя курантов резких изменений обстановки ждать не приходится.
         Сегодня есть повод вспомнить нашу недавнюю историю. Так уж получилось, что в новой России я прожил уже дольше, чем в Советском Союзе, хотя родился при Никите Сергеевиче Хрущёве, детство и юность прошли во времена руководства Леонида Ильича Брежнева, срочную службу служил при Юрии Владимировиче Андропове и Константине Устиновиче Черненко, в институт поступил тоже при недолгом правлении Константина Устиновича, а закончил получение своего первого высшего образования при недавно ушедшем из жизни Михаиле Сергеевиче Горбачёве.
         Разумеется, Советский Союз был уникальным государством. По сути начиная с 1922 года под единым названием существовало несколько весьма различных государств: в 20-ые годы это страна, постепенно восстанавливающаяся после Гражданской войны за счёт государственного капитализма, концессий и Новой экономической политики, реальная федерация, единство которой удерживала ВКП(б), где ещё допускались дискуссии внутри партии, а граждане страны имели возможность выехать за её пределы. Иосиф Виссарионович Сталин постепенно прибирал власть к рукам, используя разногласия внутри партии, но он ещё не стал полноправным хозяином страны.
                С 1929 года по 22 июня 1941 года это уже другая страна. Начинаются Индустриализация, совпавшая во многом с Великой депрессией на Западе, и Коллективизация, переведшая сельскохозяйственное производство на индустриальные рельсы и вытеснившая большую часть крестьянства в города, нуждавшиеся в рабочей силе на вновь создаваемых предприятиях. Руководство ВКП(б) во многом стало ориентироваться на США, которые очень серьёзно помогли СССР со строительством новых предприятий, Анастас Иванович Микоян по американскому образцу создал пищевую  промышленность, а молодые кинематографисты изучали опыт киноиндустрии в Голливуде, и многие любимые нами фильмы снимались по чуждым коммунистической идеологии, но таким привлекательным образцам.
                Власть в стране полностью перешла в руки Иосифа Виссарионовича и его ближайшего окружения, что позволило полностью зачистить «старую ленинскую гвардию» и окончательно оформить номенклатуру, ставшую новым правящим классом. Она ещё не успела замкнуться в себе и «забронзоветь», и талантливая молодёжь получила возможность в рамках этой системы реализовывать свои способности и амбиции, но уже любое несогласие с сложившейся «системой» могло закончиться в лучше случае лагерем на Дальнем Востоке, в худшем – стенкой во внутренней тюрьме НКВД.
                Окрепшая власть начала активно осваивать «наследие Российской империи» и постепенно подбирать под себя отпавшие её части, включая государства Прибалтики, Западную Украину и Западную Белоруссию, Бессарабию. Правда, Финляндия сумела отстоять свою независимость, не войдя полностью в специально созданную «Карело-Финскую Советскую Социалистическую Республику», но новая советская власть считала, что это вопрос ближайшего времени. Фактически федерация стала унитарным государством, тем не менее сохраняя юридический статус союза суверенных государств, сохранивших право на «самоопределение вплоть до отделения», что было отражено в новой Конституции СССР 1937 года.
                Начало Великой Отечественной войны привело к быстрой трансформации Советского Союза в единый военный лагерь. Вновь вспомнили о русском патриотизме, дали возможность РПЦ избрать патриарха, и это дало свой результат. Введение погон в 1943 году ещё больше стало напоминать канувшую в Лету Российскую империю. Одержанная Победа в Великой Отечественной войне окончательно закрепила роль Советского Союза не просто как правопреемницы бывшей Российской империи, но и позволило ему стать центром куда более мощной структуры «мирового социализма» от Адриатики до Жёлтого моря.
                Первые послевоенные годы во многом отличались возвращением рудиментов бывшей Российской империи в советскую повседневность: практически все чиновники и рабочие ряда предприятий, учащиеся были одеты в форму, в каждом министерстве появилась своя система классных чинов и знаков различия, в школах ввели некоторые элементы обучения из программы дореволюционных гимназий, добавив также изучение основ формальной логики и психологии.
                Началась борьба за приоритет открытий русских учёных и конструкторов в мировых науке и технике, в результате чего появился такой стих: «Россия – родина слонов, слоны в ней только передохли». В стране возникла не только иерархия профессий, в которой на первое место вышла работа в партийных органах, несколько ниже – служба в МГБ, ещё ниже – служба в Вооружённых Силах и МВД, а всё остальные занятия проигрывали вышеназванным по престижу и уровню оплаты, но и иерархия народов, где русский народ стал старшим братом, украинский и белорусский народы стали считаться младшими, а ряд народов, включая немцев, крымских татар, турок-месхетинцев, чеченцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, балкарцев, корейцев, греков, итальянцев, болгар, поляков, многих эстонцев, латышей, литовцев, подвергшихся насильственному выселению из мест проживания оказались практически в самом низу социальной лестницы. Ни на государственную службу, ни даже на службу в Вооруженных Силах, ни выехать за пределы спецпоселений эти люди претендовать не могли. Поэтому будущий президент Ичкерии Джохар Дудаев поступал в лётное училище, написав в анкете, что он осетин. Только в 70-ых годах начали призывать в армию немцев. До самой кончины Советского Союза не могли решить проблему с крымскими татарами и турками-месхетинцами.
                Одновременно под личиной «борьбы с космополитизмом» бурным цветом расцвёл антисемитизм, как реакция на «неправильное поведение» недавно созданного Израиля в мировой политике. При этом сложилась парадоксальная ситуация, когда этих же «космополитов» активно привлекали к работам по созданию ядерного оружия, ракетной программе и созданию противоракетной обороны. В результате многие евреи меняли имена, фамилии, записывались представителями других национальностей, а всё вместе это породило феномен русско-еврейских «полукровок», сыгравших значительную роль как в гибели Советского Союза, так и в становлении новых суверенных государств. Так государственный антисемитизм породил могильщиков не только для себя, но и для государства.
                Интересные процессы шли в партийном руководстве. С одной стороны номенклатура становилась всё более замкнутой структурой, с другой сам Иосиф Виссарионович пытался её «прореживать» с помощью уголовных дел, среди которых наиболее громкими стали «ленинградское», «мингрельское» и «дело врачей». Сталин попытался в конце жизни сделать ставку на органы исполнительной власти, выдвинув на первый план перспективную молодёжь, прошедшую горнило Великой Отечественной войны, оставив партийным органам идеологическую и воспитательную работу, но эта реформа ему не удалась. Не важно, сам ли он умер в силу преклонного возраста или ему «помогли» в этом, отстранить партийный аппарат от «руля» ему не удалось.
Со смертью И.В. Сталина начался новый этап в жизни страны, называемой СССР.
               Вначале партийный аппарат во главе с Никитой Сергеевичем Хрущёвым сумел переиграть ставшего председателем Совета Министров СССР Георгия Максимилиановича Маленкова, выбив из-под него мощную поддержку со стороны первого заместителя Председателя Совета Министров СССР, Министра внутренних дел СССР Лаврентия Павловича Берия, физически уничтожив его с помощью руководства Вооружённых Сил СССР (судебный процесс над Лаврентием Павловичем Берия, обвинённом во всех смертных грехах, от шпионажа в пользу Великобритании до массовых изнасилований, носил, судя по всему, постановочный характер), а затем и лишив его занимаемой должности 31 января 1955 года. Теперь партийный аппарат стал полновластным хозяином в стране, добившись полной лояльности возникших на осколках объединённого МВД СССР соответственно Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и союзно-республиканского МВД СССР. «Борьба с культом личности И.В. Сталина» позволила Первому Секретарю ЦК КПСС н.С. Хрущёву полностью подчинить себе партийные структуры, вычистив из них под разными предлогами сторонников сталинского курса. Началась «Оттепель», породившая феномен «шестидесятничества», который также сыграл важную роль в ликвидации Советского Союза в годы Перестройки.
               Не буду останавливаться на последующей истории СССР. Она достаточно хорошо известна, хотя многие пружины тех событий до сих пор не прояснены. Это относится и к деятельности различных «групп влияния» внутри ЦК КПСС, и роли Юрия Владимировича Андропова в постепенном выводе органов КГБ из-под контроля ЦК КПСС, и, более того, роли этой организации в создании международных структур, способствовавших постепенному «размыванию» позиции партии в международных политических и экономических отношениях, и попытке внутрипартийного переворота на 26 Съезде КПСС с отстранением от дел Л.И. Брежнева, который удалось купировать, в череде странных смертей наиболее перспективных кадров, имевших потенциал стать преемниками Л.И. Брежнева, и о роли Андрея Андреевича Громыко и Дмитрия Фёдоровича Устинова в событиях, связанных с вводом советских войск в Афганистан, и об их роли в недопущении к высшему партийному посту в СССР считавшихся перспективными кандидатами Владимира Васильевича Щербицкого и Григория Васильевича Романова, которые могли бы сохранить Советский Союз, в отличие от М.С. Горбачёва.
              Обо многом мог бы рассказать и ушедший из жизни относительно недавно Евгений Иванович Чазов, долгое время руководивший 4-ым Главным управлением Министерства здравоохранения СССР, но до архивов этой структуры историки доберутся не скоро.
              В результате всех этих событий к власти пришёл Михаил Сергеевич Горбачёв. Он мог бы стать великим реформатором, но сам себя переиграл в попытке установить личный контроль над партийным аппаратом.
              Я часто задавал себе вопрос, мог ли сохраниться в истории Советский Союз? Да, мог бы. Но при этом руководству страны пришлось бы решить несколько серьёзнейших проблем, которые угрожали его существованию.
              Первой проблемой была возможность обновления правящего слоя в стране. Номенклатура в том виде, в котором она сформировалась к началу 80-ых годов, уже была настроена, во-первых, на ограничение притока свежих кадров и передачу полномочий по наследству, во-вторых, стремление жить по стандартам западной элиты привело к распространению идеи о конвергенции с Западом и обмене формальной власти на право собственности. Поэтому без «огня по штабам» было уже не обойтись, но и китайский вариант «Культурной революции» в условиях СССР был невозможен.
               Второй проблемой стало бы возвращение контроля над органами безопасности. Слишком долгое пребывание Ю.В. Андропова позволило ему вывести их из-под плотной «опеки» со стороны партийных органов, и, более того, взять сами партийные органы под плотный оперативный контроль при том, что официально номенклатурные работники выводились из-под контроля КГБ.
               Третьей проблемой стало отставание советской науки и техники от мировых тенденций. Слишком крепко сидели на своих местах некогда заслуженные академики и Главные конструкторы, не давая хода перспективной молодёжи. Да и активная работа научно-технической разведки Первого главного управления КГБ СССР привела к тому, что многие технические решения просто копировались, а ряд перспективных направлений зарубежной науки и техники просто не находил грамотных специалистов даже для копирования полученных на Западе результатов. «Цап-царап» работает только тогда, когда уровень собственных учёных и конструкторов соответствует добытым данным.
                Четвёртой серьёзной проблемой была ставка на экспорт углеводородов в ущерб развитию собственной глубокой переработке сырья. Поэтому экономическая ситуация внутри СССР слишком зависела от уровня цен на газ и нефть.
                Пятой серьёзнейшей проблемой было использование рыночных механизмов в экономике. Здесь всё было не просто. Пойти по пути Венгрии и Польши, позволявших внутри своей экономики существование мелкого и среднего бизнеса, Советский Союз так и не решился. Игра в «кооперативы» без нормального правового обеспечения и контроля привела к быстрой деградации тех предприятий, которые образовывали их для решения текущих проблем. Поэтому без грамотной экономической реформы Советский Союз был обречён.
                Шестой серьёзнейшей проблемой стали перекосы в экономике в пользу ВПК. Понятно, что старики в Политбюро, пережившие Великую Отечественную войну, старались сделать максимум возможного для невозможности повторения событий  22 июня 1941 года. В результате был создан монстр с бесконечным аппетитом, требовавший всё больше ресурсов для своего прокорма.  При отсутствии должного контроля огромные средства тратились на пустые и бесперспективные темы и изделия. Результаты просчётов того времени мы наблюдаем сегодня в ходе специальной военной операции.
                И самой главной проблемой стало отсутствие нормального информационного обеспечения как органов управления, так и населения страны. Красивая ложь ведёт к фатальным просчётам, а замалчивание проблем порождает недоверие людей к средствам массовой информации. Поэтому в те годы люди куда больше верили сообщениям западных «голосов», чем советским газетам и ТВ.
                Ещё один вопрос, возможно ли было восстановить СССР после его распада в 1991 году? Думаю, что до начала двухтысячных годов такая возможность существовала. В основе её лежала возможность быстрого экономического роста России в новых условиях и повышение жизненного уровня населения, который мог бы стать привлекательным для жителей других вновь возникших суверенных государств.
Такая возможность появилась в 1996 году во время выборов Президента Российской Федерации.
                Если кто-нибудь из современников помнит, в феврале 1996 года президентский рейтинг Бориса Николаевича Ельцина колебался около статистической погрешности. Война в Чечне, «прихватизация», события октября 1993 года создавали ситуацию «безвыходности», и казалось, что победа Геннадия Андреевича Зюганова неизбежна, «как крах капитализма».
                В феврале этого года я вместе со своим бывшим однокурсником Сергеем Михайловичем Манукянцем, учитывая наш определённый опыт участия в избирательных кампаниях, сформулировать потенциально привлекательную программу для кандидата в Президенты. Эта история заслуживает написания отдельного авантюрного романа, но программу мы создали. Разумеется, она носила компилятивный характер, но в целом была вполне реализуемой. Благодаря определённым личным связям мы запустили её в избирательный штаб по избранию Б.Н. Ельцина под руководством Сергея Александровича Филатова. За аналитику в штабе тогда отвечал внук Вячеслава Михайловича Молотова Вячеслав Алексеевич Никонов. Он её сразу оценил, заявив при этом, что это его личная заслуга, а не продукт интеллектуальных усилий каких-то никому не известных «краснодарских хлопцев». Я, конечно, не буду утверждать, что данный товарищ был просто плагиатором, но, судя по тому, что после этого он в основном делал карьеру в качестве депутата Госдумы и телеведущего, его интеллектуальный потенциал так и не породил чего-то более интересного.
               Программа была опубликована в «Российской газете» как Президентская программа Б.Н. Ельцина, по основным её положениям был издан ряд указов Президента, которые постепенно были отменены осенью того же 1996 года. Как бы то ни было, свою роль она сыграла в победе на выборах Б.Н. Ельцина. Ряд её положений нашёл позднее применение в деятельности правительства под руководством Е.М. Примакова, нку а некоторые идеи, вроде программы «Своё жильё», придания статуса государственных служащих врачам и учителям или полностью контрактной армии, до сих пор кочуют в программных документах различных партий и кандидатов в депутаты различных уровней.
               Реализация той программы позволила бы создать предпосылки для постепенного восстановления бывшего СССР, но история сослагательного наклонения не имеет. В настоящее время шансов на подобное развитие событий нет, а перспективы специальной военной операции не слишком радужные, так что сегодня важнее сохранить Российскую Федерацию в общепризнанных границах, а не создавать очередную химеру.
                Как ни печально, Советский Союз, несмотря на весь свой нереализованный потенциал, мёртв, и реанимации не подлежит. Но это не значит, что мертва идея о создании на постсоветском пространстве нового межгосударственного объединения на иных, чем в СССР, принципах.
                В наступающем Новом году я желаю всем своим читателям мира, здоровья, счастья и реализации всех своих возможностей. И очень надеюсь, что в новом году мы не столкнёмся с новыми «воронками событий», мешающими счастливой повседневной жизни.


Рецензии