Ч. 2 Чукотка 1931-33 гг. Дневник радиста Душкина
К Весне 1931 г. наш Двигатель что-то начал капризничать. Очень тяжело заводился. Запальный шар долго разогревался.
Когда шар сняли для осмотра то оказалось, что вся его пустота забита какой-то накипью, получился шар не пустотелый поэтому он долго разогревался. Запасного шара не было. Стали выбивать нагар, но он оказался очень крепким и трудно поддавался очистке, а главное неудобно было его очищать.
Оказывается: вместо машинного масла для смазки цилиндра и всех двигающихся частей мы пользовали Пищевое растительное масло которое нам сгрузили с п\х вместо нашего Машинного в бочке, а поэтому и получился быстрый нагар.
Нипель форсунки которая вспрыскивала горючее в Цилиндр разработался, отверстие стало большое, а поэтому при вспрыскивании получалось не распыление нефти а струя и она заливала шар плохо воспламеняясь.
Нипеля в запасе тоже небыло.
Спасибо Николаю, он додумался вогнать в отверстие нипеля кусок иглы от шприца и этим уменьшил отверстие.
Вот так мой т. Майдыковский высасывал все как говорится из пальца. Я им был очень доволен за его находчивость и безотказную работу.
Вот такие-то работники и дороги на Зимовках где приходится надеятся только на себя, а иначе все развалится и пропадеш.
У Николая один был недостаток: он был странно привередлив в пище
Сливочное масло, колбасу, Ветчину Сыр - не ел., а это у нас только и было. И вот как бывало садимся за стол то надо было изыскивать чем его накормить и это меня злило. Ведь он мог заболеть Цингой.
Но пробыв в Уэллене 3 года у нас ни кто не болел Цингой, ибо мы все же старались есть Местное свежее мясо Оленя, белого Медведя, Нерпу и Моржа и это нас спасало. А овощей свежих конечно не было ни каких
А вот Николай это же сливочное масло в поджаренном - растопленном виде ел чуть ни ложками и мы всегда старались ему поджаривать Хлеб в Масле.
У передатчика вышел из строя весь запас Генераторных Ламп. Я работать стал более осторожно, стараясь уменьшать мощность чтоб не перегружать Лампы, а также приспосабивал Лампы других типов.
Кое как выкручиваемся, а ведь приближается Навигация и работы будет больше
Надо будет держать связь с проходящими пароходами и давать им сводки погоды, и главное Ледовую обстановку.
Запросил Анадырь чтоб он выслал мне Лампы и если есть - запальный шар при первой оказии или специальной нартой.
Весной 1931 г. Я купил себе в Дежнева двухстволку Бельгийскую "Дека" - была только одна., а Николай купил у какого-то Чукчи за 20 р. Старую шомпольную Берданку.
И вот во время Лета уток мы трое Я, Николай и Аристов ходили на охоту за Речку. И вот однажды охотясь мы с Аристовым убиваем уток, а Николай со своей берданкой, пока ее засыпит порохом да дробью да запыжит своим шомполом мы всех спугнем, да и выстрел его что-то не сбивал уток.
А у него для зарядки ружья были приспособлены уже отмеренные дозы пороха и дроби в специальных жестяных патрончиках, только шомпалом всунет в ствол и запыжит и все.
И вот однажды мы так охотились и начали с Аристовым скулить над его ружьем и им, что он ни как не может убить утку
Разожгли костер с наносных дощечек и прутьев и предложили ему взорвать свое ружье. Мы его довели до белого каления. Он психанул. Набил полный ствол пороха и положил свое ружье на костер. Через несколько минут раздался взрыв и похороны его ружья. Так Майдыковский закончил свою охоту на всегда.
Со мной на охоте тоже произошел случай. Однажды на весеннем перелете Я пошел поохотится на уток на окраину косы - там уж очень сильно летели утки.
И вот сидя за бугром ждеш когда утки полетят над тобой и когда поднимишся то утки увидя тебя сразу сгрупировываются в одну кучу и выждав нужный момент стреляем, падает штук 5-6 и много подранков, которые пролетев еще немного падают на льду Залива и их подбирают ребята Чукчата которые с санками всегда идут за охотником зная что подранки будут ихние
Если ты несеш 5-6 шт., то они везут на санках целую кучу. Они подранков доганяют и душат - став коленом на грудь утки.
И вот Я выстрелил дуплетом, утки упали, Я наклонился поднять утку, а она прыг и поскакала, Я заней и видимо стволами сунул в снег - гляжу летит на меня большой табун уток, Я этих бросил, переломил ружье - зарядил оба ствола и бью в попыхах дуплетом в табун, утки падают, Я подбираю и что-то взглянув на ствол ружья, мне показалос конец залеплен грязью дотронулся, а оказалось стволы разорваны Сантиметров на 12-15 от конца, Я повесив нос пошел домой. И опять Николай мне отпилил оба разорваных конца, пересадил мушку и Я охотился с обрезом но оно еще было хорошо, ибо у ружья стволы были длинные.
Вот так Я поохотился и оказывается нельзя стрелять когда в стволе есть снег или вода. Ну ? на следующий год Я себе канечно купил Хорошее ружье Туловку 16 калибр и купили с Николаем по Мелкокалиберному 12 зарядному Винчестеру .Монтекрист. полуавтомату. Очень удобны для охоты на Мелкого зверя и Нерпу.
В Навигационное время работы было очень много. Три береговых станции по 3 раза в день выходили на связь да 5-6 пароходов идущих на Север и с Севера.
Наступало время приходилось спать урывками по 20-30 мин. с заведенным под ушами будильником, а что сделаеш, такая уж работа.
Осенью 1931 г. Возвращаясь с Севера шхуна "Чукотка" у пос. Кресты была затерта льдами и Раздавлена. Команда шхуны прибила в Уэллен на нартах, а затем они выехали в Провидения и от туда пароходом во Владивосток
Летом 1931 г. к нам прилетел на Гидросамолете "Савой" Летчик Е. Кошелев и Э. Лухт из Севастополя. Этот самолет одномоторный, но двух винтовой, винт с переди и с зади, тянущий и толкающий
Он проверял трассу и выносливость самолета. С Уэллена он летал на остров Врангеля
Проложил трассу Иркутск-Врангель.
Зимой с 1930-31 г. к нам на собаках приезжала Киноэкспедиция для съемки какой-то Картины. Кинооператор был Плотников, пожилой мужчина.
Они снимали в Уэллене с Натуры чукотские Танцы и быт, что-то у них не клеилось. И вскорости они уехали на собаках обратно. Мне было не доних со своими неполадками.
С Первым п/х осенью 1931 г. Я получил из Анадыря Лампы, шар и Аккумуляторы
Я упоминал, что при перевозки 80 v аккумуляторы разбились, и Я собрал батарею самодельную. Использовал оставленные предыдущим Радистом т. Сычевым стеклянные банки от батареи "Медингера" и пластины от разбитых Аккумуляторов, сделав свои аккумуляторы 80 v. На которых и работал.
Во всяком случае Наша Рация не смотря на перегрузку в работе и не хватку запчастей Работала бес перебой но и обеспечивала всех проходящих п/х связью и сводками о льде и погоде.
Надо сказать, что в Дежневе имелась баня и Топливо и вот хотя изредка но мы все-же ездили на собаках в Дежнев помытся и попарится в бане а то в ? ван ??? мытье так-себе и очень Хлопотливо, пока натаиш на примусах воды со льда или снега.
В 1931 г. по Распоряжению Петропавловского окрисполкома мне было предложено открыть в Уэллене Районную сберкассу заведовать которой поручено мне по совместительству.
Пришлось засесть за пособия и грызть науку как вести это дело
Прислали необходимые бланки, Книжки и Литературу. И вот еще увеличилась работа.
Да тут еще местный коллектив избрал меня Председателем местного объединенного профкомитета.
Так, что работой был загружен основательно - скучать некогда.
т. Аристов как заведующий Райфинотделом передал мне все денежные средства имеющиеся в Исполкоме тысяч 100.
Деньги Хранились в деревянном сундуке под замком, который стоял в корридоре школы около комнаты моей Рации. Бывало что на этом сундуке спали проезжающие через Уэллен работники с других пунктов.
Должен сказать что все ? были ? честные и о похищении денег даже ни когда не закрадывалась мысль, а чукчи ни за что не возьмут чужого.
Они очень честные и воровством не балуются, да видимо и не умеют воровать.
Вкладчиками были сначала все организации т.е. Советские учреждения; Рик, школа, Кооператив, Фактории, а затем я стал привлекать и единомышленников наших Русских, работников и Чукчей
В то время начислялось 8 % годовых держать в сберкассе было выгодно.
В дальнейшем филиалы сберкассы были открыты в Лаврентии и в Чаплино.
О них скажу ниже.
В Осеннию навигацию 1931 г. п/х "Шмидт" шел из В-востока на Колыму через Берингов пролив.
Подходя к Берингову Морю он связался со мной. Я давал ему сводку о состоянии льдов в проливе.
И вот подходя к Мысу Дежнев капитан п/х "Шмидт" вызвал к аппарату Душкина
Я сказал что я Душкин в чем дело?
Он говорит: на нашем п/х едет Ваша Жена с семьей. Ввиду того, что пролив забит плавучими льдами Я подойти к берегу не смогу, и поэтому предлагаю вам принять все меры о снятии своей семьи с парохода пока Я буду дрейфовать \ОКОЛО\ напротив Уэллена и если вы в течении 2-х часов не снимите вашей семьи то Я вынужден буду таковую везти дальше ибо, рисковать быть затертым льдами Я не могу.
Я ему ответил что постараюсь принять все меры к снятию семьи.
Это сообщение меня поразило.
С одной стороны Я был рад, что приехала семья, а с другой Я поразился как это так она рискнула ехать в такую дальнюю поездк ? с двумя детьми Дочерью Риммой 7 лет и сыном Анатолием 3 лет.
Ехать к черту на куличке где нет ни каких удобств самых примитивных, ни школы ни больницы ни чего.
Да и дорога-то дальняя от Нижнеудинска до В-востока 5 суток это жел. дороге, а там пароходом черт её знает сколько времени. Вот это "орел"!
А Я ведь как приехал на Чукотку написал ей подробное письмо о здешних местах, о здешнем быте и условиях жизни и отослал с п/х идущим во В-восток
В дальнейшем Я ей слал телеграммы и переводы денег извещал о здоровии но ни когда не заикался даже о её приезде сюда. И вот пожалуста! Она рискнула без уведомления меня - ехать ко мне.
Хоть-бы дала телеграмму, что выехала мол жди. Так нет в тайную.
Ну чтож делать, надо как то высаживать.
Я немедленно бросился к Аристову объяснил ему что и как Выручай мол!
И вот мы с ним пошли к активистам старым охотникам. - Чукчам. Аристов объяснил им по Чукотски в чем дело и просил совета как быть. Они подумали-поговорили что-то между собой и решили мне помочь забрать мою Неушку и Неплюкан Кляум с парохода.
/Женщину и маленьких человеков/.
Между прочим меня они звали
Ветхау ёльки Кляуль, что в переводе означает "Человек говорящий по воздуху".
Как только п/х "Шмидт" показался около Уэллена Я по Радио передал капитану чтоб он ждал людей выехавших к пароходу на Шлюпке.
Чукчи 3 человека взяли среднюю байдару и с ними и Я и потащили ее в пролив по льду и где были полыньи то плыли в плавь и так мы двигались километра 3.
Зина осталась ждать Мать и ребят на берегу, от радости все бегала и всем говорила, что приехала Мама.
И вот мы на борту.
Я поблагодарил капитана забрал Семью и их багаж и таким же способом мы добрались обратно до берега.
И так моя семья вся в сборе на Чукотке, Я с семьей
P.S.: Ч. 1: http://proza.ru/2022/12/30/1221
Свидетельство о публикации №222123001353