Береста
Лютик сидел у оконца, разбирая письмо от дядьки. Тот писал римскими буквами, произвольно передавая ими словенскую речь. Лютик и греческие буквы знал, но римские были привычнее. Родичи не все были грамотными, писали скупо, на лютой смеси греческих и латинских букв, один кусок бересты едва исписывали, а вот Лютик, бывало, и три куска бересты испишет, и всё ему недостаточно.
Письмо меж тем было неприятным. Кончались весёлые деньки Лютика, его спокойное вольное житьё среди древлян.
Он любил тишину и одиночество, с удовольствием мастерил составные луки, к тяжёлому кузнечному труду его не привлекали - телосложение у паренька было очень худощавое. А в этой избушке в глухом лесу он и в работе преуспевал, и охотился удачно на некрупного зверя, а более всего нравилось ему смотреть на светловолосых древлянских девушек.
Среди населявших Киев на Днепре словен немало было потомков галлов - те были русоволосыми, были и потомки сарматов - среди них тоже светловолосых хватало, но древляне были уникальны. Их дети рождались с волосами цвета светлого серебра, и с возрастом наливались жёлтым медовым цветом, так, что напоминали непоседливые одуванчики. У взрослых волосы несколько темнели, но всё равно древляне были намного светлее словен.
Лютик уже два года жил рядом с древлянами, дружил с их детьми, и древлянские девочки упорно не желали убегать из его головы.
Но вот это письмо напрочь перечеркивало его мечты о грядущих совместных купаниях и посиделках на ночном лугу у костра.
Дядька Боромир писал, что воевода пообещал хазарам дать проводников в лес за Днепром, и их мастерская по производству луков неминуемо будет обнаружена. Посему дядька велел все заготовки спрятать в схороне, готовые луки раздать древлянам, а в избушке должны остаться только шкуры, и охотничий припас.
Самому Лютику дядька велел возвращаться в Киев, пока большой обоз не тронулся в путь.
Лютик не любил киевских парней - те были слишком простоваты и грубы, постоянно делились на концы, которые сходились в шумных стеношных боях.
Стеношные бои были главной страстью словен, и они часто по поводу и без повода их устраивали, к великой радости воеводы.
Для словен стенка была и подготовкой к настоящим битвам, и развлечением, и способом согреться в холодный день. Бить разрешалось только от пояса до воротника рубахи, только кулаком без зажатых предметов, за волосы и рукава дергать запрещалось. Основной задачей было прорвать строй противника, и удержать свой.
В настоящих боях бились только взрослые парни, а детишки играли в похожие игры с разрыванием строя и пленением, только без ударов, и под песенки. Играли в "бояр и молодых", с одинаковым азартом и мальчишки, и девочки.
А вот Лютик стеношных боёв не любил, из-за хилого телосложения всегда стоял сбоку, хоть и не самым крайним, благодаря достаточному росту. А вот попасть в центр, где стояли "надёжи - бойцы", для него было мечтой несбыточной. Тех ударов, что там сыпались, ему бы вполне хватило, чтобы враз отправиться к навьям.
Он посмотрел на бересту - свежая, этой весны. Значит, где-то в лесу у реки ещё одна роща определена на сожжение. Сейчас работники сняли широкие кольца бересты со стволов, теперь берёзы засохнут, через пять лет высохнут окончательно, и лес можно будет палить. Деревья сгорят, зола удобрит землю, на которой выгорят все сорняки и вредители. Снова пойдут урожаи сам сто, и ещё несколько семей перейдут дальше вверх по реке. Поляна превратиться в поле, которое ещё некоторое время будет давать неплохие урожаи, а потом нужно будет палить другой участок леса, и уходить ещё далее вдоль русла реки. Местные словене так и называют себя полянами, в противоположность живущим среди древ охотникам, коих называют древляне. Сами древляне с трудом говорят по словенски, и всех пахарей называют Русь - так как свет полей изгоняет первобытный мрак леса, а русый и светлый это одно и то же.
Книга "Вперёд на Запад" в процессе написания, главы выкладываю в своем ТГ канале, ссылка на главной странице.
Свидетельство о публикации №222123001495