Рассказ ямщика

Ямщик был пьяный в усмерть. Новый год на носу. Ели блестели на фоне бледного неба. Стояла застигнута я в расплох от шума саней, тишина. И я эту тишину слышал каким-то потусторонним чувством. Тишина печали и грусти.
- Барин, а вы почему не женитесь? - спросил ямщик и лукаво подмигнул.
- Много будешь знать, своя баба выгонит из дому, - я был не в духе и ответил как смог.
- Не, баба у меня золотая, я её из Сибири забрал, столько годиков меня ждала. Золотко, а не женщина.
- Из Сибири? В ссылке что ли был?
- Может и в ссылке, кому какое дело. А что по любви и в Сибирь заглянуть нельзя? - ямщик стеганул лошадь ещё сильнее. - Вы вот зря печалитесь, в нашем горе только мы сами и виноваты. А так если виноватых искать, только в снегах и замёрзнуть можно.
- Вот скажи мне, Иван, ты отчего со своей бабой счастлив? Живёте вы бедно, детей у вас нет, лошадь вот-вот сдохнет. Не пойму, почему ты такой весёлый. Может от того что пьяный? - я сжал губы, ожидая слов ямщика. Тот подернул плечами, выпрямился, и ещё сильнее накинул лошадь. Ветер за моими плечами разыгрался как осводившийся от цепи пёс.
- А я и тверезый весёлый. А чего мне горевать, приеду, в доме чистота и порядок, А то что деток у нас нет, не моя беда. Кто мне их даст на воспитание, если нет у нас копейки в запасе. С того и живём, что я заработаю. А от вашего барского рода много и не возьмёшь, копейки и кидаете, да ещё с гонором. Но баба у меня золотко, с ней и никакого злата и не надо. А что деток нет, не моя то вина. Так Бог дал.
- Всё у тебя Бог да Бог. Сколько езжу с тобой, всё ты мне про потусторонние силы вещаешь. А что он тебе богатую жизнь не дал, Бог твой?
- А вы, барин, хоть и богаты, да несчастливы. Счастье оно не в деньгах живёт, в состоянии сердца. Вы вот со мной сейчас препираетесь, а кто вас успокоить может? Меня моя жена всегда поддержит, какая бы скотина мне в душу не нагадила, а у вас с этим пусто. Живёте вы хорошо, материально, но вижу что главного вам не хватает -любви.
- А где она эта любовь и в какое время суток мне её искать?
- Вы же не ищите.
- Так скажи, где мне искать, может и поищу.
- Не, вы не согласитесь.
- Болван, а не ямщик. Я ему одно говорю, А он мне своё. Раз языкатый, договаривай до конца.
- Есть у нас одна девчина...
- Из Малороссии что ли?
- А хоть бы и от туда, там что разве не люди живут, обижаете.
- Давай дальше.
- Так вот, живёт одна дивчина и горюет. Никто не знает из-за чего она горюет...
- Может, болеет чем?
- Не перебивайте. Я всё расскажу, а потом думайте сами что вам угодно. Итак, она горюет. Сядет, бывало у окна, глазки сузит, и шепчет что-то про себя. Мать у неё есть, но разве мать разберёт, что там у неё на душе. Говорили старухи, влюбилась она однажды в кого-то, а кто это был, никто и не ведает.
- Порчу навели, чего там сыск разводить.
- Да нет, барин, порча тут не причём. Тут дело ещё глубже. Целая философия, понимаешь.
- Философия! Какая у девок может быть философия? Смеешься, что ли?
- А почему бы и нет? Одни бары, что ль, философию свою производят? У женщин тоже есть своя философия. Там такие глубины, ум весь оставишь.
- Давай дальше. Интересно, что там за девка такая, которая от философии горюет.
- Горюет, в том-то и дело. Но вы слушаете дальше. Я как-то проезжал мимо ихней хаты, и вижу, она шмелей ловит. Ловит и отпускает, ловит и отпускает. Я даже лошадей остановил. Никогда в жизни такого не наблюдал.
- Да, Иван, ты меня озадачил. Зачем ей шмели? Может, забава какая?
- Может, и забава, но я о другом подумал. Детство, вот это как называется.
- Так сколько ж ей лет?
- Двадцать девять.
- Какое же это детство в таком возрасте? Дурочка, вот и всё.
- Барин, вот вы её не видели, а сразу говорите что дурочка. В том-то дело что не дурочка. Тут ещё глубже. Тут целая философская система, как нам наш учитель говорил. Целая жизнь.
- Понятно. Вези к ней, хочу посмотреть на эту твою дивчину.
- Вот это дело, барин. Я-то с превеликим удовольствием.
Ехали мы долго, да всё по ухабам, и всё в горку. Снега в наших краях редки, а тут всё прямо замело. Красота, русская дикая красота! Осталась позади одна деревня, потом другая. Ни души, одни птицы порхают с ветки на ветку, играются. У третьей деревни остановились.
- Барин, я сразу сказать хочу. Мы издалека посмотрим, а близко подходить не будем. Девчонка пугливая, подумает что мы её выкрасть хотим.
- Посмотрим издалека.
- Вот там и там проедем, там свернём, и вы её увидите.
- Так ты её позовёшь, что ли?
- Сама выйдет. Будьте уверены.
Так и вышло. Приехали, встали, смотрим. Не прошло и малого времени, выходит она. Я чуть не задохнулся горячим дыханием. Редкая красота, статность, достоинство человеческое.
 - Барин, вы это не дышите так, а то мне страшно за вас. Словно русалку увидели.
Я потерял ощущение времени и пространства. Какая же великая красота!
- Иван, у тебя вода есть?
- Есть, барин, извольте.
- Ты её видишь?
- Вижу, барин, вижу, как же не видеть. По снегу катается. Я вам и говорю, тут не болезнь, тут целая философия!
- Никогда в жизни не видел ничего подобного!
- Вот и я о том говорю. Чудеса! Вот оно, счастье!


Рецензии
Подиж ты! Целая философия! Зелёная.
С уважением!

Евгений Костюра   01.01.2023 15:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений!
С Новым годом вас!

Алексей Суслов   02.01.2023 04:20   Заявить о нарушении
Спасибо! Вас тоже, с Новым годом!

Евгений Костюра   02.01.2023 16:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.