11. 2 Можем ли мы мерить явления?

«Явления физические, биологические и психические (или духовные) мы не можем мерить одной меркой. Вернее сказать, что явления жизни и явления сознания мы совсем не можем мерить. И только относительно первых, то есть явлений движения, думаем, что можем их мерить. Хотя это тоже очень гадательно.

Во всяком случае, мы знаем несомненно, что ни явлений жизни, ни явлений сознания мы не можем выразить в формулах физических явлений – и вообще никаких формул у нас для них нет».

                Почему? Исток явлений жизни и сознания находятся на других (высших) уровнях пространства. Мы наблюдаем лишь следствия их действия.

«Желая уяснить себе отношения разных родов явлений между собою, мы должны более подробно рассмотреть законы их перехода одно в другое.

Прежде всего, нужно взять физические явления и подробно изучить все условия и свойства их перехода одно в другое.

«Действия ощущения вызываются действиями раздражения. Но оба эти действия вовсе не должны быть равны. Искрой от папиросы можно сжечь целый город. Надо понять, почему это возможно. Положите доску на ребро какого-нибудь предмета на подобии весов и так, чтобы она находилась в равновесии.  На обе стороны доски поставьте теперь равные гири. Гири не упадут, хотя они будут стремиться упасть, они уравновешивают друг друга. Снимем с одной стороны доски самую маленькую, тогда другая сторона перетянет, и доска упадёт, то есть сила тяжести, существовавшая раньше, как  невидимое стремление, сделается видимою движущею силой. Если же мы положим доску с гирями на землю, то сила тяжести уже не будет производить действия. Но она всё-таки не уничтожается. Она перейдёт в другие силы.

Те силы, которые только стремятся произвести движение, называются связанными или мёртвыми  силами. Силы, действительно обнаруживающиеся определёнными движениями, называются свободными или живыми силами, но между свободными силами нужно ещё отличать силы развязывающие, освобождающие от сил развязанных, освобождённых.

Между освобождением силы и её переходом в другую  существует огромная разница.

Если один вид движения переходит в другой, количество свободной силы остаётся тем же. Напротив, когда одна сила освобождает другую, количество свободной силы изменяется. Свободная сила раздражения развязывает связанные силы нерва. И это освобождение связанных сил нерва совершается в каждой точке нерва. Первое движение растёт, как пожар, как снежная лавина, увлекающая за собой всё новые и новые сугробы снега. Вот почему действие (явление) ощущения не должно быть вовсе равно раздражению» (Статья о Вундте А. Л. Волынского).

… иногда ничтожное количество физической силы может освободить огромное, колоссальное количество  физической энергии.

Но всё, какое только можем собрать количество физической силы, не в состоянии освободить капельки живой энергии, нужной для самостоятельного существования микроскопического живого организма».
 
                А уход за растением, разве не освобождает силы роста?

«Сила, заключающаяся в живых организмах, жизненная сила способна освобождать безконечно большие количества энергии, (чем сила движения) как жизненной, так и просто физической.

Макроскопическая живая клеточка способна распространяться безконечно, эволюционировать в новые виды, покрывать растительностью материки, заполнять водорослями океаны, строить острова из кораллов, оставлять после себя мощные пласты каменного угля и пр., и пр.»

                Она имеет связь с чем-то мощным по силе энергии. Если эта связь нарушена, то клеточка начинает погибать.

«Относительно скрытой энергии, заключающейся в явлениях сознания, то есть мыслях, в чувствах, в желаниях и в воле, мы видим, что количество её ещё более неизмеримо, ещё более безгранично».

                Связано ли всё это с питанием человека?

«Из личного опыта, из наблюдения, из истории мы знаем, что идея, чувство или воля могут, проявляясь, освобождать безконечные количества энергии, создавать безконечные ряды явлений. Идея может действовать века и тысячелетия и только расти и углубляться, вызывая всё новую энергию. Мы знаем, что мысли продолжают действовать и жить, когда само имя человека, создавшего их, превратилось в миф, как имена основателей древних религий, творцов безсмертных поэтических произведений, героев, вождей, пророков. Их  слова повторяются безчисленным количеством уст. Идеи разбирают, комментируются. Сохранившиеся произведения переводятся. Печатаются, читаются, заучиваются, декламируются, ставятся на сценах, иллюстрируются. И это не только великие произведения мировых гениев. Какое-нибудь одно маленькое стихотворение может жить тысячелетия, заставляя сотни людей работать для себя, служить себе, передавать себя дальше».

                Почему так происходит? Любое произведение наполнено определённой, кроме словесного содержания, выраженного в словах, чувственной энергией того, кто написал их. Чем больше импульс этой энергии, тем больше людей их читает и заряжается этой энергией и передаёт её дальше.

«Посмотрите, сколько потенциальной энергии в каком-нибудь маленьком стихотворении Пушкина или Лермонтова. Эта энергия действует не только на чувства людей. Но самим своим существованием действует на их волю. Посмотрите, как  живут и не хотят умирать слова, мысли и чувства полуфантастического Гомера,  и сколько «движения» вызвало за время своего существования каждое его слово.

Несомненно, что в каждой мысли поэта заключается огромный потенциал силы, подобно потенциалу, заключающемуся в куске угля или в живой клеточке, но безконечно более тонкий, невесомый и могущественный.

Это замечательное соотношение явлений может быть выражено так, что, чем дальше данное явление от видимого и осязаемого, от физического, чем дальше оно от материи, тем больше в нём скрытой силы, тем большее количество явлений оно может произвести, повлечь за собой, тем большее количество энергии оно может освободить, и тем меньше оно зависит от времени».

                То есть существует особый слой пространства, откуда изливается эта энергия через произведения людей?

                Человек, пытаясь познать, как устроен окружающий мир, использует сугубо человеческие   понятия. А надо отвлечься от них и мыслит по-другому. Представим, что мир идей, мир слов  и мыслей живой. Он живёт своей особой жизнью. Идеи, мысли, слова рождаются  в человеке. В человеке они живут, и в нём же умираю, когда человек их забывает. Таково их существование, такова их жизнь.  Нам это трудно воспринять, потому что мы живём иначе. Большая часть нашей жизни направлена на уход за своим физическим телом. Оно требует питания, дыхания, одежды, крова. Но в нас есть то, чему это не нужно. А нужны впечатления от самой жизни. А именно нашей душе. Ей нужна энергия чувств. То есть у души своя особая жизнь. Но так как она заключена в физическое тело, эта жизнь не видна нам. Ей не нужны материальные богатства, из-за которых и происходят войны. Душа спускается в физическое тело, чтобы ощутить жизнь. Но физическое тело имеет свою особенность, оно чувствует боль телесную. Эта боль необходима для сохранения физического тела.  Душа же испытывает душевную боль. С чем она связана? Одиночество – отрыв от целого. А что нужно духу (монаде)? В чём его жизнь? Для чего духу и душе нужно физическое тело? Душе  - испытывать разные чувства, через земную жизнь. Духу – ощутить движение? А мысли к чему отнести, к душе или к духу. Мысли отнести лучше к Разуму.

Какой можно сделать вывод?  Человек включает  в себе три свершено отличные жизни: жизнь физического тела (механические, химические, физические движения), жизнь души (чувств и желаний - творчество) и жизнь духа – сознания (мысли).  Так ли это? В каждой жизни идёт борьба противоположностей. 

 Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 89).


Рецензии