Строгий, но справедливый
Шульга Афанасий Афанасьевич (05.03.1926 – 06.07.2021)
А.А. Шульга окончил Уфимский авиационный техникум (холодная обработка металлов, 1947) и Всесоюзный заочный машиностроительный институт (приборы точной механики, 1966). С 1947 г. работал на Долгопрудненском машиностроительном заводе (конструктор, старший инженер, начальник механического цеха, начальник технологической лаборатории). На должность главного технолога БЛМЗ был назначен 03.08.1966 г. приказом 7-го Главного управления Министерства авиационной промышленности (ГУ МАП) № 499/к. Ранее к начальнику 7 ГУ МАП с просьбой побеседовать с А.А. Шульгой лично в связи с тем, что имеется намерение перевести его с ДМЗ на БЛМЗ главным технологом, обратился директор БЛМЗ В.И. Дёмин. Главный инженер управления Л.П. Битков кандидатуру одобрил, и с той даты А.А. Шульга проработал главным технологом завода по 1993 г.
Уже за первый год своей работы «…проявил себя хорошим организатором, технически грамотным инженером. Правильно и оперативно решает технические вопросы…» Правда, не обходилось за эти годы и без замечаний. Были среди них связанные с обеспечением техники безопасности при выполнении в производстве технологических процессов, с освоением новых авиационных изделий. Но результаты работы говорят сами за себя. Только на ответственной должности главного технолога – 28 лет!
На одной из фотографий этого материала в президиуме 34-й профсоюзной отчетно-выборной конференции БЛМЗ 03.11.1984г. ДК «Спутник» - директор БЛМЗ Н.П. Евстафьев, заместитель заводского сектора отдела организационно-партийной работы ЦК КПСС Н.Ф. Кузнецов, председатель профкома БЛМЗ Ю.Ф. Сёмин, главный технолог А.А. Шульга.
В 1974-1975 гг. по заданию МАП А.А. Шульга был командирован для оказания технической помощи на авиационный завод в Индию (г. Лакхнау). В 1975 г. объединение «Авиазагранпоставка» дало следующую характеристику по результатам командировки: «За время пребывания в Индии А.А. Шульга показал себя квалифицированным и опытным специалистом. Им был проведён комплекс работ по подготовке технологической документации для производства колёс и агрегатов… Им прочитан курс лекций индийским специалистам… Пользовался деловым авторитетом у заказчика и советских специалистов». Возвратившись, Афанасий Афанасьевич почти год исполнял обязанности заместителя главного инженера завода, затем вернулся на должность главного технолога.
Поездка на авиационный завод в Индию была не единственной зарубежной командировкой Афанасия Афанасьевича. В 1988 г. ему довелось с важным заданием налаживания производственных и коммерческих отношений посетить КНР (Китайскую Народную Республику).
Новым событием в жизни коллектива завода в перестроечный период стали отчёты руководителей, выборы и утверждение в должности. 28.11.1988 г. профсоюзным собранием коллектива отдела главного технолога с приглашением руководства завода, представителей технологических служб цехов и отделов (всего 74 чел.) был заслушан и утверждён отчёт главного технолога Шульги А.А. и в результате продлён срок руководства отделом.
На его счету – рационализаторские предложения, награды. Он один из авторов разработки и внедрения унифицированной переналаживаемой технологической оснастки. Он руководил работами по уменьшению припусков в штампованных заготовках и внедрению рационального раскроя листового материала. Активно участвовал в разработке специализированного оборудования для механического производства завода. Внедрено в производство 6 рационализаторских предложений. А.А. Шульга награждён Почётной грамотой Министра авиационной промышленности, Почётной грамотой ЦК КПСС и Совета Министров СССР, «Бронзовой медалью ВДНХ» и другими наградами. Он один из заслуженных ветеранов труда.
Проработав в должности главного технолога до 06.10.1993 г., затем А.А. Шульга до 1996 г. продолжил работу ведущим инженером отдела. После ухода на заслуженный отдых Афанасий Афанасьевич всегда отзывался на обращения бывших коллег за консультациями, с удовольствием посещал завод для встреч с молодым поколением, как труженик тыла приходил на торжества в честь Дня Победы.
Своими воспоминаниями о работе с А.А. Шульгой поделились его коллеги.
Александр КЛОЧКО, ведущий инженер-технолог отдела № 6 , к.т.н.:
– «Строгий, но справедливый» – так я бы охарактеризовал Афанасия Афанасьевича Шульгу-руководителя. Он много и с удовольствием работал с молодыми специалистами. По-отечески заботился о них, советовал, помогал. Помню, когда я был председателем Совета молодых специалистов завода, проводили мы в заводском доме культуры «Спутник» вечер молодых специалистов и КВН. Пригласили многих руководителей БЛМЗ, но пришёл только Афанасий Афанасьевич. Ему с нами, а нам с ним было комфортно. Он, конечно, и в научно-технических конференциях молодых специалистов активно участвовал: давал темы, помогал подготовиться. Технически грамотный, он активно занимался научно-техническим развитием механического производства. За разработку специального станка АТ600 для механической обработки авиаколёс, например, был награждён медалью ВДНХ.
Сергей БЕЛОВ, начальник конструкторского бюро приспособлений отдела № 6:
– При первом знакомстве с Афанасием Афанасьевичем я и мои друзья были ошеломлены. Нас, семерых студентов-дипломников МАТИ, которым надо было собирать материал для дипломных работ, привели в кабинет главного технолога. Он нам представился: «Афанасий – восемь на семь!» До сих пор для меня загадка, почему он так сказал*. На наши слова о том, что нам хотелось бы поработать, подзаработать, он тут же ответил: «Давайте в цех! План годовой закрывать заводу поможете!» И мы действительно оказались в цехах – механическом и сборочных. Нас приняли на работу, выдали конкретные задания. Мне, например, надо было написать технологию на колесо КТ156. Дали за образец уже готовую технологию на другое изделие, и я начал изучать производство и создавать документ. Было, помню, очень трудно, потому что практической подготовки у нас не было. Но и технология получилась, и для диплома материала набралось на её основе. Мы поняли здесь, на БЛМЗ, для чего учились. Теоретические знания превратились в практику. С первых дней мы окунулись в заводскую производственную атмосферу. С тех пор я никогда не боялся в цехах бывать. Спасибо Афанасию Афанасьевичу!
А вот что сказал однажды сам Афанасий Афанасьевич:
– 30 из 80 лет жизни я провёл на БЛМЗ. Это срок! Не только каждый человек, но и каждый станок стали для меня родными. Это и радостно, и печально. Радостно, потому что нами много сделано для отечественной авиации. Печально, потому что сейчас поставляют комплектующие те, кого мы учили. Работайте и восстанавливайте передовые позиции нашей авиации ради нашей Родины!
* Думаю, что А.А. Шульга посчитал число студентов – получилось 7. Знал, что в его имени Афанасий – 8 букв. Вот и вывел формулу своего взаимодействия со студентами«8 на 7». Мол, я, Афанасий, один на вас семерых (прим. автора).
Свидетельство о публикации №222123000381