Зимнее свидетельство бытия Бога

Две тысячи шестнадцатый год подходит к концу, две тысячи семнадцатый скоро начнёт свой долгий-долгий путь. За окном на дворе зимняя пора. Морозный декабрьский воздух, пушистый белый снег, сугробы, скользкий лёд. Порой бывает чистое небо и яркое греет солнце, а бывает тусклый и унылый свет, едва пронизывающий клубы снежных облаков. На дворе то тихо, то метель. Вечера всё холодней и холодней. Время года самое суровое, а тут ещё и Рождественский пост сорок дней, до седьмого января. Конечно, Новый Год приносит радость в сердце, в дом, в семью. На улице красочный фейерверк, весёлые гулянья вокруг украшенной ёлки и катанья детворы с ледяной высокой горки. Но Рождество Христово, даже в самую суровую зимнюю стужу, нам дарит настоящий Праздник; вокруг вдруг как-то необычно преображается природа. В храмах люди празднуют, ликуют, по домам ходят, колядуют. Кому-то на душе становится радостно, тепло, кому-то холодно и грустно. Кто-то верит в Бога и вместе с другими верующими радуется Его Рождению в наш мир, а кто-то о Нём ничего и слышать не желает. Мол, наука ещё не доказала Его существование. И не хочет знать, что около восьмидесяти процентов мировых учёных, хотя и по-разному, но признавали Бога. И с каждым годом их число не убывает. Действительно, постигая ту или иную науку, невозможно избавиться от вопросов: как «вселенский» взрыв, согласно теории "большого взрыва", смог всё создать, оживить, упорядочить и узаконить? Вот смотрит он, неверующий в Бога, за окно и видит лишь людей, зверей, природу, а Бога нигде нет. Смотрит через замёрзшее стекло, а на самом стекле письма от Бога и не замечает...
Мы привыкли к узорам на стекле с детских лет. Из детских сказок помним, что их мороз рисует. Но теперь-то, когда выросли, какой мороз? На что похожи эти странные рисунки? Если приглядеться, то заметим сходство с привычными для нас растениями, где есть травинки, стебли, лепесточки и цветочки, и ни один из них не повторяется, каждый уникален. Глядя на такие рисунки, замирает сердце и застывает всё тот же с детства любопытный взгляд. Каков художественный талант, какова фантазия и каково искусство! Ум поражается от столь тонкой и кропотливой прорисовки каждой отдельной детали, части и всей композиции целиком. А ведь если присмотреться, то это не просто рисунок на стекле, как на бумаге или на холсте, а целое "хрустальное" 3D творение. Ещё больше поражается ум, и замирает сердце, когда «на твоих глазах», прямо перед носом, рисунок этот пишется. Как невидимые кисти куда-то протягивают по стеклу ледяные линии. Разводят в одном месте и сводят в другом, образуя из стебелька листочек, а затем идёт заштриховка пустых мест, и продолжение рисунка следует... Кто же это? Кто же он, невидимый художник? Мороз? Температура воздуха? Быть может ветер?
Обратимся за ответом к Древней Книге - Священному Писанию, к Библии, а именно к Бытию и дням творений. Там мы видим следующее. "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Бытие 1:1-2). По учению Православной Церкви "небо" является миром ангельским, духовным, а "земля" миром человеческим, материальным. Обратим внимание, что "земля" не устроена, и термин "вода" здесь используется не в обычном нашем понимании, но означает сотворённую материю "землю". Далее о воде: "И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью... И назвал Бог твердь небом..." (Бытие 1:7-8). Здесь говорится о "воде" - космосе, и "воде" - той материи, которая под видимым небом. "И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] ...И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями..." (Бытие 1:9-10). Дальше начинается самое интересное: "И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так... " (Бытие 1:11). Далее: "И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо" (Бытие 1:20-21). "И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо" (Бытие 1:24-25).
Как мы видим из приведённого текста, из второго стиха - "Дух Божий носился над водой". По учению Церкви Дух Божий таким действием наделял материю необходимой способностью; земле, которая после появилась из воды как суша, и воде, произрастить и произвести растения, рыб, птиц и прочих животных. Но, как мы наблюдаем по тексту в 21 и в 25 стихах, Бог принимает участие в акте творения и "творчество" остаётся у Творца.
Далее. "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Бытие 1:27). По учению Церкви одним из аспектов образа Божьего в человеке является способность творить, то есть "творчество". И кроме Бога и человека творить никто и ничто не способно. Не считая сугубо житейского быта у животных, а это: 1. Жилище: гнёзда, норы, берлоги и так далее; 2. Пропитание: бобры «инженеры экосистем» строят плотины, как для жилья, так и для пропитания; пчёлы, строящие ульи под жильё и пищу; ящерицы, хамелеоны меняют окраску тела в целях защиты от хищников и нападения на насекомых. Но насколько бы не был развит их примитивный разум, интеллект, чувства, инстинкты, только человек, не считая многообразия своего творения: музыки, художества, стихов, поэм и прочего, смог повторить своего Творца. Смог уподобиться Ему, сотворив виртуальную реальность, искусственное время и пространство. Речь о компьютерных играх и прочих разработках. И наконец, искусственный интеллект. Робототехника, повторяющая человека, - вершина творческой мысли и мастерства. Но это далеко не вершина богоподобия. Такой вершины нет.
Теперь, возвращаясь к узорам на стекле, становится понятным – кто этот незримый и несравненно талантливый Художник. Мороз, температура воздуха, ветер - лишь инструменты, а уже Бог находит Своё им применение.
Вот так тихо и незаметно, в самую стужу, когда казалось, быть уже не может хуже, Бог напоминает о Себе, о том, что Он рядом, и никто у Него не забыт. В мире нет существа, появившегося по своей воле. Псалмопевец Давид: «...Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Псалом 138:13-16).


Рецензии