Вступительный экзамен в консерваторию по теории
Попутно напишу для возможных немузыкантов. если вдруг и им тоже доведется это прочитать. Что музыкальные диктанты бывают предельно разные по форме, и по сложности от этого. Во-первых, в них бывает разное количество голосов. Чаще один, два или три. Совсем редко и 4 тоже. Но самыми сложными из них признаны те, что только на 2 голоса кто-то сочинил. Те, что на три голоса, не в пример полегче. Там некое облегченное подобие гармонической задачи, которая решается по давно придуманнным законам музыкосложения. Там просто существуют правила заранее, которые надо не забыть. Не допускать удвоения терции в аккорде, не допустить движения квинтами, или октавами, что ничуть не лучше квинт. Не разрешить тритон в терцию. если ты его услышал. как с уменьшенной секстой.Тогда в сексту и расширить надо. А увеличенную кварту можно и в терцию смело превращать. А дальше все на слух...
Так самым сложным в этом деле остаются двухголосные диктанты.Так обычно и сочиняют, чтоб завалить абитуриентов сразу. Играют все диктанты 10 раз. Тональность объявляют сразу для той части, у кого не абсолютный слух. С ритмом догадаться надо. Но иногда по движению губ экзаменатора тоже можно догадаться, там на 4 или на 2 просто триолями играют. Чаще для экзаменов берут 4. Это и проще, и сложней в одном стакане. Зато длиннее сразу однозначно.
Так на моем экзамене было на 4/4, и 10 тактов музыки надо было записать. Там период с дополнением, это бывает очень часто. Там основной период внезапно разрешается в шестую ступень, а не в тонику, поэтому еще два такта лишних укрепляют разрешение в тонику для устойчивого конца.
Так сложность особую вколотили во втором предложении того диктанта. Там внезапно оба голоса сошлись на ноте "фа", что в октаве малой расположилась. Диктант заранее назначили в си бемоль мажоре. И нота "фа" для основной тональности это доминанта чистая. И на четверть там все затихло. А потом в разные стороны поползла мелодия. Вот тут и надо было догадаться, какой мз голосов пополз. То ли в верхнем голосе четверть с точкой, которая ноту удлиняет ровно вдвое. Или там возникла пауза, и ползет только один голос из придуманных двух. Засада, в общем, вышла! Я что-то придумала. что надо записать.И сдала работу, чтоб решать задачу по гармонии на второй части первого захода испытания.
Задача не доставила проблем. На это я была хорошо натаскана всеми уроками своими.
Решила и задачу в нужный срок. Ни квинт, ни октав не допустила...И разрешила все очень привлекательно в глубокие басы, которые звучат красивее, чем все то, выходит высоко. И допустили меня и до второй части всей теории, которая любому музыканту намного менее важна, чем история КПСС. А оценок никому не говорят. Их скажут только после сдачи двух частей одного экзамена.Тут признаться надо, раз я такая честная. Или хочу казаться ей. Вечером дня перед устной частью всего экзамена, сдали нервы и у мамы тоже. И она позвонила давнему знакомому, которого считала другом много лет. Это был некий А.Н. Мясоедов, со старшим сыном которого теперь уже дружу и я. А в те годы можно было хвастаться только днями счастья в Новом Иерусалиме, где мы сидели рядом на одном бревне. И мама его отцу тогда стонала в трубку о своей тревоге. Старший Мясоедов пожевал губами, и только и сказал в ответ: "Пусть идет сдавать."
Так я приехала на устную часть с большим запасом,как и обычно приезжала. Думаю, постою под дверью. Настроюсь на экзамен. Тут дверь открылась. Выглядывает кто-то.
- Вы почему стоите? Заходите быстро. В классе нет абитуриентов, и мы ждем сдающих. Я войти толком не успела даже. Как на меня уже успели обрушить последовательность аккордов. Я их толком и не услышала, так внезапно их сыграли. По условиям их играют дважды. Не угадаешь с двух раз! Провалил экзамен. Я толком ничего услышать не успела. Я же только еще входила, и закрывала дверь.
Я начала стараться, как могла. Что играли в соль мажоре, успели сделать там и прерванный оборот перед окончанием. И мне повторно проиграли это. Так они и сами обрадовались страшно, что я этот их оборот определила с первого раза. Позвали сесть за рояль, и им сыграть последовательность из домашней заготовки. Я домашнее сыграла. И вышла я за дверь с чистыми пятерками. За устный, и за письменный к тому же.И за всю гармонию. Так я на вступительных экзаменах и пятерки получила тоже.
Свидетельство о публикации №222123000698