Вступительный экзамен в консерваторию по теории

После того, как поступающие отсеялись или преодолели главные для работников музыкального искусства такие основополагающие для  них науки, как история КПСС, и  чуть менее значимый экзамен по литературе, в который входило и сочинение тоже, оставшаяся часть желающих стать музыкантами с дипломом московской консерватории допускалась и до ее теории тоже для сдачи и углубления знаний в этом деле. И вступительный экзамен по этим наукам тоже состоял из двух частей, как и все предыдущие экзамены в нее. На первой части этого экзамена требовалось написать диктант из двух голосов, и решить гармоническую задачу. Если ты справлялся с этим, тебя допускали и до устной части показа этих знаний. Там уже требовалось совсем иное мастерство, замечу. Так начнем с диктанта.

Попутно напишу для возможных немузыкантов. если вдруг и им тоже доведется это прочитать. Что музыкальные диктанты бывают предельно разные по форме, и по сложности от этого. Во-первых, в них бывает разное количество голосов. Чаще один, два или три. Совсем редко и 4 тоже. Но самыми сложными из них признаны те, что       только на 2 голоса кто-то сочинил. Те, что на три голоса, не в пример полегче. Там некое облегченное подобие гармонической задачи, которая решается по давно придуманнным законам музыкосложения. Там просто существуют правила заранее, которые надо не забыть.  Не допускать удвоения терции в аккорде, не допустить движения квинтами, или октавами, что ничуть не лучше квинт. Не разрешить тритон в терцию. если ты его услышал. как с уменьшенной секстой.Тогда в сексту и расширить надо. А увеличенную кварту можно и в  терцию смело превращать. А дальше все на слух...

Так самым сложным в этом деле остаются двухголосные диктанты.Так обычно и сочиняют, чтоб завалить абитуриентов сразу. Играют все диктанты 10 раз. Тональность объявляют сразу для той части, у  кого не абсолютный слух.  С ритмом догадаться надо. Но иногда по движению губ экзаменатора тоже можно  догадаться, там на 4 или на 2 просто триолями играют. Чаще для экзаменов берут 4. Это и проще, и сложней  в одном стакане. Зато длиннее сразу однозначно.

Так на моем экзамене было на 4/4, и 10 тактов музыки надо было записать. Там период с дополнением,  это бывает очень часто. Там основной период внезапно разрешается в шестую ступень, а не в тонику, поэтому еще два такта лишних укрепляют разрешение в тонику для устойчивого конца.

Так сложность особую вколотили во втором предложении того диктанта. Там внезапно оба голоса сошлись на ноте "фа", что в октаве малой расположилась. Диктант заранее назначили в си бемоль мажоре. И нота "фа" для основной тональности это доминанта чистая. И на четверть там все затихло. А потом в разные стороны поползла мелодия. Вот тут и надо было догадаться, какой мз голосов пополз. То ли в верхнем голосе четверть с точкой, которая ноту удлиняет ровно вдвое. Или там возникла пауза, и  ползет  только один голос из придуманных двух. Засада, в общем, вышла! Я что-то придумала. что надо записать.И сдала работу, чтоб решать задачу по гармонии на второй части первого захода испытания.

Задача не доставила проблем. На это я была хорошо натаскана всеми уроками своими.

Решила и задачу в нужный срок. Ни квинт, ни октав не допустила...И разрешила все очень привлекательно в глубокие басы, которые звучат красивее, чем все  то, выходит высоко.  И допустили меня и до второй части всей теории, которая любому музыканту намного менее важна, чем история КПСС.  А оценок никому не говорят. Их скажут только после сдачи двух частей одного экзамена.Тут признаться надо, раз я такая честная. Или хочу казаться ей. Вечером дня перед устной частью всего экзамена, сдали нервы и у мамы тоже. И она позвонила давнему знакомому, которого считала другом много лет.  Это был некий А.Н. Мясоедов, со старшим сыном которого теперь уже дружу и я. А в те годы можно было хвастаться только днями счастья в Новом Иерусалиме, где мы сидели рядом на одном бревне. И мама его отцу тогда стонала в трубку о своей тревоге. Старший Мясоедов пожевал губами, и только и сказал в ответ: "Пусть  идет сдавать."

Так я приехала на устную часть с большим запасом,как и обычно приезжала. Думаю, постою под дверью. Настроюсь на экзамен. Тут дверь открылась. Выглядывает кто-то.

- Вы почему стоите? Заходите быстро. В классе нет абитуриентов, и мы ждем сдающих. Я войти толком не успела даже. Как на меня уже успели обрушить последовательность аккордов. Я их   толком и не услышала, так внезапно их сыграли. По условиям их играют дважды. Не угадаешь с двух раз! Провалил экзамен. Я толком ничего услышать не успела.  Я же только еще входила, и закрывала дверь.

Я начала стараться, как могла. Что играли в соль мажоре, успели сделать там и прерванный оборот перед окончанием. И мне повторно проиграли это. Так они и сами обрадовались страшно, что я этот их оборот определила с первого раза. Позвали сесть за рояль, и им сыграть последовательность из домашней заготовки. Я домашнее сыграла. И вышла я за дверь с чистыми пятерками. За устный, и за письменный к тому же.И за всю гармонию.  Так я на вступительных экзаменах и пятерки получила  тоже.


Рецензии