Артемьев Эдуард

Из моего опыта общения с Артемьевым.
---
     Мы встречались 5 раз. Всего провели за чаепитием около 10 часов. 3 встречи пришлись на 2022 год.
     Он мало рассказывал о своей музыке. Вообще ничего. Его тянуло к обсуждению общих вопросов, где, конечно, была и музыка. Если не знать, что он композитор, и практически весь день проводит в своей студии, можно было бы подумать, что он философ.
     Познания у него были очень широкие. Откуда он находил время для чтения книг, непонятно. Но к тому же он был ещё умный и начитанный ценитель прекрасного. Он профессионально и глубоко рассуждал об индийских танцах, о пластике индианок, скрытых под сари, о том неизгладимом эстетическом впечатлении, которое производила на него архитектура императорских вокзалов. Причём он в тонкостях знал все их конструктивные, чисто строительные особенности.
---
     Если он и говорил о музыке, то всего пару-тройку слов: я классик, и ищу своё вдохновение в Космосе. Он утверждал, что его Ангел музыки наградил его всего лишь одним мотивом, который постоянно звучит у него в голове, но в котором он слышал все музыкальные фразы известные и неизвестные ему. А он просто утром встаёт и записывает одну и туже Божественную фразу, как он её услышал именно в это утро, именно с этим видом в окне, именно с тем настроением, с каким он сел за своё рабочее место.
     У него в доме, в его музыкальной лаборатории, стояли три синтезатора. В сущности, он был Королем синтез-музыки. Он использовал все доступные возможности для воспроизведения своей музыки на синтез машинах. Там были партитуры для музыкальных инструментов, которых в природе не существовало. Отчего и назвали его музыку космической.
---
     Я запомнил несколько его философических принципов, эссе, касаемых музыки.
---
     Стихи нынче сочиняют все, кому не лень (здесь я с ним не соглашусь, есть поэзия, а есть Поэзия), он имел в виду стишки, я так думаю. Но музыка, по его словам, недоступна дельцам от музыки.  Сегодня это последний оплот истинного искусства, потому что, нужно ещё иметь профессиональный набор навыков, чтобы выразить музыку в нотах или в исполнении.
     Современные же электронные программы воспроизведения музыки и сочинения с её помощью распахнули ворота для умельцев от музыки. Этот последний оплот к середине 21-го столетия рухнет. Сочинять музыку будут все.
---
     Что касается классики, то здесь есть ещё остатки музыки академической. Но очень много экспериментов, попыток переизложить классику первых авторов, которые шли от чувства, а все переизложения рассчитаны на момент.
     Нет развития в современном искусстве. Новые стили порождают новую технику, новые инструменты, откуда появляются и новые художники, новые музыканты. Скрипка породила Паганини, орган с клавиром - Баха, симфоника породила Бетховена. От себя добавлю: электроника породила Артемьева.
---
     21-й век отмечен кризисом в музыке. Но это так видится тем, кто живёт в этот век. В музыке кризис был всегда, но это и посыл, это и мотив к его преодолению.  Сейчас не используется пространство, музыка в какой-то замкнутости, того нельзя, этого нельзя. Даже джаз с роком закоснели. Музыку нужно выводить из вакуума. Выводить к людям, ведь фольклор, никогда не испытывал кризиса, потому что он был и есть всегда с людьми, в их жизни, в преодолении. Нельзя замыкать музыку в скобки её классиков. Они совсем не это имели ввиду, когда создавали свои шедевры.
---
     Музыка должна стать сейчас основным архитектурным элементом человеческого пространства. У каждого автора музыки должен быть свой Космос, а не чужой.
     Музыку сочинять -- это переболеть, это пережить очередной стресс, очень мучительный. Но внутри каждого музыканта постепенно, с преодолением воспитывается требовательный соучастник творчества, его критик, с которым по строгости не сравнится никакой прокурор.
---
     Киномузыка не терпит пренебрежения. Это выход из замкнутости, музыкант попадает под зоркие взгляды миллионов слушателей. Сегодня музыка кино недооценена. Причём кино не только широкого формата, но и, так называемого, клипового. Это ведь новые возможности, это вызов для музыканта вырваться за рамки клубной музыки, мало кому понятной.
     А ведь именно в кино были первые шаги выдающихся музыкантов 20-го века, где была неповторимая импровизация и гениальные находки.
---
     Как будет развиваться музыка дальше? Думается, что её перспектива, как и всегда, будет в сохранении своей мистериальности, когда музыка соединяется со словом, голосом, актёрской игрой, цветом, видеоголографией, инженерией. Симбиоз разных искусств всегда символизировал молодость человечества, его возрождение.
+++++++++++++++


Рецензии
Сердечное спасибо, что поделились. Очень интересно было познакомиться с мыслями великого композитора.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   19.06.2023 13:43     Заявить о нарушении