Зарубки на память 10

   4 апреля 2013г.

   Наступивший апрель отметился вчера первым дождем, перешедшим в мокрый снег. На улице грязно-снежное месиво, снег в нетронутых людьми и машинами местах просел, из белого превратился в серый, а на тротуарах сплошная слякоть. Если весь март проходил в пальто, то со 2 апреля перешел на куртку – как-то сразу потеплело, днем уже плюсовые температуры.

   В начале двадцатых чисел марта собрался позвонить Василию Васильевичу Воробьеву в Москву, с предложением отправить ему «Несокрушимую» для прочтения и возможной её распечатки где-нибудь в центральной военной прессе – судя по многочисленным его интернет-статьям, посвященным Сердюковской реформе и её последствиям (жилье, аутсёрсинг и т.д.), у него есть выходы на СМИ. Эта задумка у меня возникла давно – ещё в начале года, и для её реализации я попросил в поздравительной открытке своему бывшему шефу генерал-майору А.А. Воробьеву с 23 февраля сообщить мне его (В.В.) адрес и телефон. Он позвонил мне на праздник и, дав телефон В.В., выразил сомнение в его желании общаться со мной.

   Вот краткая историческая информация об этих двоих однофамильцах (а у нас в Финансовом  управлении округа о них говорили так: «Двум «Воробьям» в одном гнезде тесно»), прошедших в 80-е годы свой служебный путь в ДВО, а теперь проживающих уже более двух десятков лет в столице, и их роли в моей военной службе. Моя воинская служба в Хабаровске (1981-1998гг.) проходила в Финансово-экономическом управлении Дальневосточного военного округа. За 17 лет моего  пребывания в нём сменилось шесть начальников управлений, а у меня – до моего назначения в 1990 году на должность начальника 2-го отдела (а я прошел путь от старшего офицера этого отдела, заместителя начальника до руководства им) – два начальника отдела, и судьба их обоих оказалась весьма неоднозначной.
 
   Так, старший из Воробьевых – Василий Васильевич – был третьим по счету начальником нашего управления (1987-1990гг.), а младший – Анатолий Афанасьевич – был моим вторым начальником отдела, при котором я был поставлен на должность его зама, и он стажировал меня все пять лет моего «замства» (1985-1990гг.), натаскивая в вопросах финансирования капитального строительства, так как он сам был выходец из Строительного управления округа, а в я был в вопросах капитального строительства профан.

   Василий Васильевич (далее – В.В.) – фигура заметная, колоритная, харизматичная и эффектная. Его энергии, целеустремленности, властности можно было только позавидовать. Работать с ним было интересно, а наблюдать за ним – ещё интереснее, хотя наших специфичных вопросов капстроительства он глубоко не знал. Не в пример его предшественнику, покойному ныне генералу Василию Агеевичу Нестерову, который, за годы своего правления в ФЭУ ДВО, пользуясь широкой поддержкой тогдашнего командующего войсками округа, а впоследствии – последнего Министра обороны СССР маршала Советского Союза Д.Т. Язова, произвёл у нас почти что революцию в финансовых органах ДВО, когда многие мои коллеги оказались под следствием, даже успели побывать на нарах в СИЗО и т.д., в том числе совершил кардинальную ломку нашего бухучета в строительстве, ведущегося во втором отделе, но, что называется, «под себя». После того, как он убыл в Москву (где вскоре разбился с женой насмерть на собственном автомобиле), сломанный им бухучёт мы восстанавливали еще несколько лет.

    ВВ убыл от нас в Москву, на должность первого заместителя начальника ЦФУ МО СССР в 1990 году. А через год, с началом перестройки, его настойчивость в делах, принимаемая до того в штыки командой его предшественника, генерал-полковника В.Н. Бабьева, который просидел в должности начальника ЦФУ много-много  лет (это именно он еще в начале 1975 года вручал  мне диплом об окончании 4-хмесячных курсов на Военфаке в Москве, и, наверно, закоснел на этой должности окончательно), была замечена обоими Министрами обороны (сначала Е. Шапошниковым, а затем П. Грачевым) и он был поставлен на руководство военными финансами.
Увы, он в своей служебной деятельности исповедовал, думаю, весьма неоднозначный принцип руководства, который впоследствии привел его к крушению некоторых жизненных и служебных идеалов. Он заключался в подборе кадров и их продвижению по службе, исходя из личной преданности, а не по деловым, а тем более – моральным, качествам. Увы, этим грешат многие руководители и это, в конечном счете, негативно отражается на деле. Достаточно внимательнее приглядеться к нашей отечественной политической элите в стране за ряд последних лет и её ротации, и многое станет ясным. Конечно, неудобные своей независимой позицией, но умные подчиненные для любого начальника – что называется, «не подарок» и головная боль, но, когда это способствует успехам в делах, это – благо!

   У ВВ этого не было. Вслед за собой он подтянул в Москву, и в другие округа на командные должности своих людей – моих коллег из ДВО. Прямо скажем, некоторые из них деловыми качествами не блистали. ВВ это понял много позже. Но уже в 2003 году, т.е. ещё 10 лет назад, когда я, будучи на «гражданке», на учебе в Москве, был у него с ребятами из бывшего ФЭУ ДВО в гостях на нашем Военфаке, который он возглавлял с 2001 по 2006 годы, он уже откровенно сетовал на моральные и деловые качества многих из тех, кого он, сев в высокое кресло Военного финансиста № 1, вытащил и расставил на высокие должности. А уже сегодня, в наших нелегких условиях, он вообще остался практически один. Конечно же, я никогда не скажу ему об этом. Зачем? Эту трагедию он пережил сам, а вот понял ли её «первоистоки»? Не знаю…

   И, наверно, самой его большой ошибкой стал его однофамилец, «Воробей № 2» в большом Дальневосточном финансовом «гнезде» – Анатолий Афанасьевич Воробьев – мой непосредственный начальник, который возглавлял 2-й отдел, прейдя из Строительного управления ДВО ещё в 1985 году, при В.А. Нестерове, который его и пригласил на эту должность. Как же можно всё, что было в те, далёкие ныне, годы, припомнить и рассказать? Как генерал В. Нестеров буквально «сослал» чуть ли не на год на «вечную» проверку в КЭУ и на её склады, словно в почётную ссылку, оголив тем самым отдельные участки работы у себя в управлении, огромную команду ребят из нашего ФЭУ, которую возглавил именно мой шеф А.А. Воробьев, результатов которой на выходе оказалось – «НОЛЬ»! Но работа отдела была нарушена. А он это использовал для себя, для того, чтобы, отстранив фактически грамотного начальника отдела в лице АА, и оставив малопонимающего (пока!) В. Голышева, «сломать» не понравившийся ему учет финансирования строительства у нас в отделе. И – вдруг - строительные финансисты оказались (до сих пор считаю - НЕЗАСЛУЖЕННО!!!) в «фаворе» у него (НО НЕ У НАС!). Тут уж попытались подсуетиться некоторые ушлые строительные финансисты, бегая к нему за нашими спинами «на ковер». Всё это далеко в прошлом, но насколько это вспоминается с не проходящей тошнотворностью, гадливостью, будто это было вчера. Ведь за этим были и другие моменты. Но -  как о них расскажешь?!!

   А потом АА убыл в Ленинград, на равноценную должность, в ФЭУ ЛенВО. А у меня возникло море учетных проблем, и я пытался дозвониться до него, решить их. Где-то он подсказывал, где-то – нет. А затем, уже когда я перевез родителей в августе 1992 года из объятой пламенем войны Молдовы в Хабаровск, обменяв их очень хорошую трехкомнатную квартиру в Кишиневе на «двушку» с доплатой у на в Хабаровске,  и отремонтировав её, мне вдруг начали поступать звонки от АА из Питера: «Я убываю в ГСВГ, а тебе надо перебираться в Питер на мою должность!». Я, было, воспылал желанием, которое быстро остудила моя, трезвомыслящая, жена Наташа, возразив мне: «А родителей куда денем?». Потому, скрепя сердце, дал ВВ отбой, причем несколько раз. И, как оказалось, очень своевременно и оправданно. Почему?

   Был у нас в ДВО один хитрый офицер, в своё время перебежавший из финансистов-строителей в «бюджетники» (что само по себе уже нонсенс! Обычно это делалась в противоположную сторону. Да, вот пойди ж ты!) - Н.Ф. Артамонов. И… неожиданно пошёл в рост. Сначала стал НачФО Уссурийской дивизии, затем – НачФО Армии, а потом неожиданно ушел на ЛенВО, аж на должность начФО округа! Так просто это не бывает. Что-то я не знал о его связях и «мохнатых лапах», да мне и не надо было. А вот, как и чем всё это обернулось, хочу поделиться.

   Моим первым шефом в отделе, еще до АА, был майор Петров Евгений Александрович. Он ещё летом 1981 года, когда я приезжал в Хабаровск из Белогорска с квартальным отчетом (а я третий год служил главным бухгалтером 19 авторемзавода в Белогорске) ,  «зазвал» меня к себе на разговор во 2-й отдел ФЭУ, представил тогдашнему начальнику управления (полковник Путий Н.А.), который и предложил мне (читай: Приказал!) перейти к ним в Управление. Я, конечно же, дал согласие. Всё в течение полугода решилось положительно и 1 ноября 1981 года я вступил в должность старшего офицера 2-го отдела, возглавляемого Е.А. Петровым.
 
   Мужик он был непростой, как непростым был и сам наш отдел, на котором многое в округе замыкалось. И финансирование промышленных предприятий, которое затем легло на мои капитанские плечи; и строительство, которым я занялся много позже; и строительство армейских объектов так называемым хозяйственным способом – наша особая забота и головная боль.
 
   В те славные годы нашим округом командовал самый главный «нештатный строитель» Минобороны Герой Советского Союза генерал армии И.М. Третьяк, который, прейдя из Белорусского военного округа, поставил для себя главную задачу – укрыть в хранилища стоящую в наших многочисленных гарнизонах вдоль границы под открытым небом в огромном количестве военную технику. А для этого он и поставил задачу каждому командиру части – строить широким фронтом своими силами хранилища, а заодно и капитальные ограждения – знаменитые, чешской кладки, заборы. Контроль за всем этим был жесточайший, а наш отдел оказался на острие атаки в этом деле. Чуть ли не еженедельно приходилось обзванивать всех командиров и собирать сведения о состоянии строительства всех объектов. Так что сразу же мне пришлось осваивать многие направления службы, и не самые простые. Кстати, за эти ратные подвиги И.М. Третьяк был позднее удостоен уникальной для военного чиновника наградой – ему было присвоено звание Героя социалистического труда!

   ЕА же, втайне, спал и видел себя в ЛенВО – это была его вожделенная мечта. Но главной болью и заботой для него был отдел – самый многочисленный в управлении, превышающий в финуправлении даже другую нашу «жемчужину» - финансовую инспекцию – кузницу управленческих кадров округа.

   Куда потом ушел Е. Петров, я не помню, кажется, куда-то в Группу войск. Но, после моего твёрдого «нет» на предложения АА перейти в ЛенВО, туда на должность начальника 2-го отдела пришел (не помню уже - откуда?) Е.А. Петров. Но, увы, это место оказалось для него роковым. Новый НачФО ЛенВО Н. Артамонов решил «закрепиться в незаменимых» перед командующим войсками округа, и, используя свои старые знания в области финансирования капитального строительства, как-то умудрился «изыскать» средства и на них построить, ни много ни мало, целый жилой дом для офицеров штаба ЛенВО! Эта лихая «кавалерийско-строительная атака» хитрого Артамонова повысила его авторитет у генералитета Питера, но стоила жизни новому начальнику 2-го отдела Е.А. Петрову, который, видимо, не захотел разделить эти мутные «лавры», а заодно и уголовную ответственность сомнительного успеха этого скользкого мероприятия. Неминуемый конфликт интересов между ними закончился для Петрова летальным исходом (говорят, не выдержало сердце).

    Впрочем, это только упрощенный и вольный пересказ случившегося много лет назад. На сегодня ушёл в мир иной и последний объективный свидетель этого, полковник В.Е. Михалёв, который был заместителем руководителя нашего управления в те годы, а потом, уволившись, перебрался в Питер, где работал гражданским специалистом в ФЭУ ЛенВО. Он, кстати, был давним другом покойного Е.А. Петрова, поскольку они оба тоже были выходцами из Строительного управления округа.

   Моя супруга в своё время сказала мне: «Видимо, Господь распростёр свою длань над твоей головой, защитив тебя от этих напастей». Может быть, она была права: кто знает, кто знает...




   5 апреля 2013г.

   …Продолжаю о «делах давно минувших дней». К концу 1994 года АА, вместе с Г.М. Сапроновым, который, будучи из той же плеяды Дальневосточников (в свое время был на Краснореченской дивизии и я ревизовал его в вопросах строительства), перетянутых ВВ в Москву, были им также направлены в ГСВГ для оказания помощи в выводе войск и решении очень сложных финансовых вопросов, - оба они вернулись в Москву и были приняты ВВ в центральный аппарат ГУВБиФ МО РФ (новое название бывшего ЦФУ), оба – на высокие должности. Сапронов – на должность одного из замов самого В.В. Воробьева, а Анатолий Афанасьевич – на должность начальника 3-го управления ГУВБиФ (финансирование капстроительства и промышленности Минобороны).

   Прошло некоторое время и АА вновь начал одолевать меня звонками – теперь уже с предложением перебраться в Москву, к нему в 3-е управление. Мотивировка – засилие «вездесущих москвичей» в его аппарате, которым он не имел возможности доверять в службе и ему нужны были «свои люди». Эти предложения тоже были весьма заманчивым, но я отказался. Чем, думается, надолго нашел себе в его лице недоброжелателя. Явно это никак не проявлялось, хотя я подчинялся непосредственно ему в вопросах финансирования, отчетности и т.д. Но и не возникало у него за эти 9 лет и желания пообщаться со мной, хотя формальные поводы можно было бы найти – хотя бы теми же вызовами под благими предлогами в командировки в Москву.

   А где-то осенью 1995 года он внезапно приехал в Хабаровск с женой по дороге в Океанский военный санаторий. В тот период я и мои сослуживцы уже были обременены садовыми участками в 20 км от города, где мы пытались поправить своё материальное благополучие с помощью «даров земли» и своего труда, испугавшись, что родное государство, обрушившее экономику страны, не прокормит нас.

   Мы с моими офицерами отдела – В. Дрюковым и В. Синельниковым (моими подчинёнными, а заодно и соседями по даче) – организовали на наших дачах для московских гостей уху и шашлыки, хорошо и тепло пообщались. Заодно, АА, побывав у нас с супругой дома (а мы к тому времени уже 15 лет проживали в старой «хрущёвке», на первом этаже, и в полной мере «хлебали» все её «прелести», с техническим подвалом под нами, с бракованными плитами перекрытия под полом, с вечной сыростью, отражавшейся на здоровье детей), оказывается (как мне потом рассказали мои ребята), поспособствовал тому, чтобы мне вскорости всё же дали приличную квартиру. Одним словом, всё было тепло, просто и по порядочному, словно и не было той длительной «прохлады» в наших отношениях.

   Однако прошло совсем немного времени и в один прекрасный день ко мне в служебный кабинет явились оба моих подчинённых – Дрюков и Синельников, и я, посмотрев им в глаза, всё сразу понял. «Что, АА сагитировал вас на Москву?». Оба они, скромно потупив взор, молча кивнули. А весной 1996 года они оба укатили в Москву, в центральный аппарат. А ещё через 2,5 года, в ноябре 1998 года и  я сам ушел в запас.

   Откровенный разговор с АА состоялся уже в Москве, спустя пять лет, когда я там был от Хабаровского Росфиннадзора на учебе в Финансовой Академии в 2003 году. Первый раз после своей 25-летней военной службы, я оказался в здании Минобороны, в 3-м управлении, в гостях у АА, чему предшествовала моя случайная встреча на Красной площади с Виктором Синельниковым, уже полковником. Он мне и организовал встречу с АА на следующий день. Тогда, в кабинете у АА, в присутствии тех же Дрюкова и Синельникова, состоялся предметный разговор, в процессе которого откровенно были расставлены все точки над «i» в наших бывших служебных делах. Я в тот день был также препровожден (уже изрядно «падшафе») к В.Н. Кузнецову и Г.М. Сапронову, которые в тот период были заместителями руководителя финансового ведомства Минобороны и носили генерал-лейтенантские погоны.

   А на следующий день мне была организована на проспекте Мира неожиданная встреча с самим В.В. Воробьевым, возглавлявшим в то время военный факультет при МФИ – нашу финансовую Миниакадемию. Был вызван из Белоруссии В.М. Платонов – мой второй зам, который уволился через полгода после меня, не захотев занять кресло начальника отдела. Был там и АА, и В. Синельников, и Н.М. Хохлов, который с должности заместителя начальника ФЭУ ДВО ушел в своё время от нас в Москву замом к ВВ. Пообщались мы здорово. ВВ вдвоем с Хохловым, что называется, «вылизали» военный факультет, сделали отличный ремонт (а у меня было с чем сравнивать – ведь я там учился на 4-месячных курсах 28 лет назад), а особое впечатление на нас произвел сделанный ими музей истории военных финансов, где были представлены все округа, в том числе наш.

   И вот прошло ещё десять лет, и ничего нет: ни ГУВБиФа; ни 3-го управления; ни Ярославского финансового училища; ни Военфака; ни института военных финансистов в нашей Армии – ВСЁ УНИЧТОЖЕНО, ВСЁ В ПРОШЛОМ!

   Но прошлое имеет свойство возвращаться – в разных своих проявлениях, смыслах и значениях. Так случилось и на сей раз. Но об этом – чуть позже…


Рецензии
Неведомая для меня сторона службы, читается с большим интересом.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   31.12.2022 12:09     Заявить о нарушении
Дорогой Владимир, спасибо тебе за
моральную поддержку моих старых
мемориальных опусов. Почему-то я
не сразу их опубликовал, а ныне
они читаются с интересом для самого
себя.
С Новым годом тебя, дорогой! Будь
здоров и счастлив.
Обнимаю,
Виталий

Виталий Голышев   31.12.2022 12:29   Заявить о нарушении