Василий

- Василий, не смей! – Ксюша замерла в дверях, глядя на хвостатое свое чудовище.
Кот не повел даже ухом в ее сторону. Дернув раздраженно хвостом, он снова примерился и все-таки прыгнул.
Елка, высокая, пышная, полностью украшенная уже Ксюшей и Вадиком, на что был потрачен вчера весь вечер, величаво дрогнула и пошла вниз.
- Васька! – Ксения рванула через комнату, но это было уже лишним. Ойкнув от боли, она схватилась за щеку, по которой прошлась колючая ветка.
Вадим прибежал из кухни и, оценив масштаб бедствия, гаркнул на Ксюшу:
- Не двигайся! А то порежешься! Стой, где стоишь!
Ксения не любила ходить дома в тапках. Вот и сейчас на ней были тонкие пуховые носочки, которые связала бабушка.
Бабушка! Ксюша схватилась за голову. Беда! Вчера они с Вадиком уговорили ее разрешить украсить елку старыми игрушками и вот… Что они теперь ей скажут? Ведь там каждая просто драгоценность! И даже не потому, что редкие и стоят немало. Это Ксения точно знает, так как видела стоимость таких игрушек на аукционной площадке. А потому, что каждая из них – это память. Бабушка доставала коробку каждый год, перебирала их и снова складывала обратно, не решаясь повесить на елку.
Ксения всхлипнула и разревелась, грозя пальцем невозмутимо восседающему на диване Василию.
- Поросенок! Вот ты кто! Не кот! Порядочные коты так себя не ведут! Говорила же вчера Вадику! Надо было привязать елку к турнику! Тогда бы не упала! Что я теперь бабушке скажу?!
Вадик вернулся в комнату с веником и тапками.
- Держи! – он осторожно переступил через осколки и подошел к Ксюше. – Ого! Это тебя приложило, когда она падала?
Ксюша приложила пальцы к щеке и болезненно поморщилась.
- Ага! Ничего, это пройдет. А вот, что теперь мы бабушке скажем? Нет! Ну это надо?! И главное, как вовремя!
- А я тебе говорил, что это чудовище хвостатое еще потреплет тебе нервы. Так нет же, все равно взяла!
- А как я могла его там оставить? Ты же видел, в каком он был состоянии! Еще немного и не стало бы такого красавца… Жалко!
- И почему ты у меня такая добрая? Где таких берут?
- Где было, там уже нету. Все вышли! Вадька, что делать-то? Бабушку Сергей к вечеру привезет, а тут такое! Представляешь, как она расстроится? Это катастрофа!
- Даже спорить не буду. Давай-ка, мы вместо того, чтобы ахать и охать, оценим лучше масштаб бедствия. Иди сюда! – Вадим подхватил Ксюшу на руки и отнес на диван. – Сиди тут!
Елка, осторожно поднятая, снова уперлась макушкой в потолок, а Ксюша изумленно ахнула. И было от чего! Почти все игрушки были целы, кроме двух.
- Это потому, что вся она упала на ковер, а макушка, видишь, на то место, где он закончился. Дааа, не повезло зайчику. – Вадим осторожно смел ладонью осколки в кучку. – Василий! Обормот! Вот, кто тебя просил, а?
Пушистый виновник скандала восседал с видом, которому позавидовал бы и сам Далай-Лама. Презрение к двуногим, которые подняли такой шум из-за какого-то пустяка в виде дерева, притащенного ими в дом непонятно для каких целей, было настолько явным, что Ксюша и Вадимом рассмеялись.
- Нет, ты посмотри на него! Меня все чаще посещает мысль, что это я у него живу, а вовсе не наоборот!
Ксюша протянула руку и кот милостиво соизволил ткнуться в ее ладонь носом.
- А помнишь, какой он был, когда мы его увидели в приюте?
- Ага. Страшный, как смертный грех! Я даже испугался!
Ксюша задумчиво почесала кота за целым ухом. Второе, потрепанное, порванное, было меньше почти вполовину. Да и шерсть там отросла немного странной. Жестковатой и короткой. На этом месте был тот страшный ожог, который достался Василию после пожара.
Историю этого кота Ксюша услышала от Сергея, своего брата. Тот работал пожарным и часто делился с сестрой и ее мужем подробностями дежурств.
- Представляешь, выехали сегодня на вызов. Двухэтажка старая. Знаешь, что на окраине, у вокзала? Сама понимаешь, там просто рай для огня. Перекрытия старые, дерево везде. Полыхнуло мгновенно просто. Люди повыскакивали в чем были. Ор, истерика, ну, как обычно все. Работаем. И вдруг оттуда – кот! Выскочил прямо на Сашку, который собирался внутрь идти, чтобы проверить, все ли вышли. Представь, Саша делает шаг к подъезду, а из огня на него шар такой черный летит и орет. Картина… Даже фильм ужасов покажется детским мультиком по сравнению с ней! Сашка в сторону шарахнулся, а кот за ним. Вцепился и вопит! Сашка его от себя отшвырнул. Кот метнулся к подъезду и опять к Сашке. Бегает туда-сюда и кричит так, что сразу ясно стало – зовет.
- Хозяин там остался?
- Хозяйка. Она лежачая была. А никто из соседей про нее и не вспомнил.
- Сереж…
- Нет, нормально все! Успели. Вытащили, скорая приехала. А она, представляешь, говорит, что нет у нее кота. И никогда не было!
- Как это?!
- А вот так! Правда, странно? Ведь он нас прямо к двери ее привел. Надышался, конечно. Откачали кое-как и забрали с собой. Саша его в приют отвез потом. Забрал бы, но ты же знаешь, что у него ребенок недавно родился, да и живут они в маленькой квартире с родителями.
- А больше никто не захотел взять?
- Ксюх, нам сказали, что у него шансов почти нет, а в приюте уход и… ему там не больно будет… Ну, ты понимаешь…
Вадим тогда даже не стал ничего спрашивать. Просто взял ключи от машины и спустился вслед за Ксюшей и Сергеем вниз, к подъезду.
Кот, которого они увидели в приюте, был настолько страшным, что Вадима даже передернуло. Обгоревший, ободранный, он и раньше-то, видимо не был образчиком красоты кошачьего брата, а теперь… Лежа на боку в просторной клетке, он тяжело дышал и даже не отреагировал, когда Ксюша коснулась его лапы, бессильно вытянутой вдоль длинного тела.
- Девушка, он совсем плох. Честно скажу, я не думаю, что он выживет.
- Неважно. Сереж, а почему он так сильно обгорел?
- Мы его поймать не могли. Он метался по этажу, кричал под каждой дверью, пока мы все не проверили. Только тогда ушел на улицу. В руки так и не дался, все сам. Вышел под подъезд и рухнул. Тогда и подобрали.
Кот шевельнулся, открывая зеленые, как крыжовник на солнышке, глаза. Увидев этот взгляд, подернутый болью, Ксюша больше не думала.
- Я хочу его забрать!
- Ксюх, ты точно уверена? – Сергей переглянулся с Вадиком.
- Точно. Как нам его довезти до клиники? Он выдержит?
- Не знаю, — честно признался волонтер, который оглянулся в поисках чего-то по сторонам, а потом ушел в другую комнату. – Вот! Лучше на этом. Переноска вам не понадобится, а так хоть не придется его там вынимать из клетки и тревожить лишний раз.
Большая, порванная в нескольких местах собачья лежанка была такой большой, что кот на ней просто потерялся. Мужественно вытерпев перемещение из клетки на это импровизированное ложе, он тихо мяукнул только тогда, когда Ксюша попросила:
- Продержись еще немножко! Мы постараемся!
Подруга Ксении, в клинику которой был доставлен кот, всплеснула руками, а потом покрутила у виска пальцем:
- Ксюха! Ты того? Или этого? Что прикажешь мне с ним делать?
- Лечить, Лен! Давай! Время идет!
Лена глянула на ребят, тронула за обожженное ухо кота, и вздохнула:
- Везунчик просто! Попробуем. Только, чур, я ничего не обещала!
Это «чур», прозвучало так знакомо, почти по-родному, что Ксения улыбнулась сквозь слезы. Сразу вспомнилось, как они носились по двору всей их бедовой компанией, играя в «лова».
- Чур, я в домике! - то и дело слышалось возле старого куста сирени.
Нет уже ни этого двора, ни куста, служившего им защитой и прибежищем. Теперь на месте их старенькой пятиэтажки высотки, а компанию разбросало по свету так, что и не соберешь. Из всех в городе остались только Ксения с Сергеем, Вадим и Лена. Остальные разъехались кто куда. Правда, год назад, на Ленкиной свадьбе собрались почти все, и они тогда здорово провели время, вспоминая детство и свои проказы. И побеги на речку, когда все матери во дворе были полностью уверены в том, что их чада гуляют «за домом». И футбол на большом стадионе, откуда их не раз гоняли, но они приходили снова и снова, ведь там были настоящие ворота. И «казаки-разбойники» в которых играли двор на двор, поливая потом презрением проигравшую сторону до следующей игры: «Где уж вам! В носу не кругло!»
Лена сделала все возможное и невозможное. Кот выжил. Только ухо, которое пострадало так сильно, что подруга Ксюши только развела руками, пришлось оставить как есть. Оно заживало особенно долго, и Василий очень возражал, когда Ксения доставала флакон с зеленкой.
- Цвет не ваш, величество? Ну, извините!
Вадик, который уже привычно доставал две старые прихватки, чтобы держать «пациента», посмеивался:
- А у него характер!
- У меня тоже!
- Битва титанов! Ставлю на кота!
- Только попробуй! Давно с зеленым носом не ходил?
Василий под эту сурдинку умудрялся вывернуться из рук Ксюши и начиналась погоня по всему дому.
Ксюша нарекла приемыша Василием и, заметив, что он совершенно не реагирует на простонародное «Васька», величала его только полным именем.
- Василий, радость моя, походишь немножко зелененьким, зато потом болеть не будет! – пыхтела она, зажимая вырывающегося кота и размазывая зеленку по нему, по себе и по Вадику заодно.
Через какое-то время и Ксюша, и Вадим пришли к выводу, что без кота их жизнь явно была несколько пресной. Если раньше они приходили с работы и без сил падали на диван, чтобы посмотреть какой-нибудь фильм и пообщаться, то теперь Василий делал все, чтобы им не было скучно даже полминуты. Сюрпризы, которые он тщательно и со вкусом готовил почти каждый день, заставляли сначала ругаться, а потом вздыхать, чередуя проклятия с уборкой или скачками за неуловимым хвостатым по всей квартире. Но, неизменно, после того как все успокаивались, кот появлялся совершенно невозмутимый и усаживался в «позу Будды», как говорила, Ксюша. Его вид был настолько комично-торжественен, что сначала Ксения, а потом и Владик начинали смеяться, тут же забывая о том, что натворил этот злодей.
Угомонился Василий, когда к Ксении переехала бабушка. Валентина Андреевна сдавала все больше, и сама уже не справлялась. Кроме Ксюши, других вариантов, где «преклонить голову» у нее не было. Сергей жил один, дома почти не бывал, пропадая то на работе, то в компании таких же, как и он, байкеров. С ними Сергей исколесил почти всю страну и, возвращаясь из своих путешествий, твердил сестре:
- Ксюшка, лучше, чем дома, не бывает нигде! Точно тебе говорю!
Он заикнулся было о том, что бабушку заберет сам, но и Ксения, и сама Валентина Андреевна только рассмеялись в ответ.
- Гуляй, пока молодой! А мы уж как-нибудь сами. Девочками!
- И мальчиками! – Вадим притворно хмурился, за что тут же получал сразу два поцелуя. И от жены, и от бабушки, которая ее воспитала.
Родители Ксении и Сергея ушли один за другим в течение года. Сначала отец, который молчаливо боролся со страшной болезнью, терпя боль и стараясь не омрачать свои последние мгновения с семьей. А потом ушла и мать, не найдя в себе сил жить без любимого мужа. Резко обострившиеся проблемы с сердцем дали о себе знать и Ксения с братом осиротели.
Валентина Андреевна не раздумывала даже минуты. Несмотря на возраст, она подняла все свои связи, которых у нее, как у лучшего эндокринолога города, было немало, и добилась, чтобы детей отдали ей, а не отправили в детдом. Единственная дочь, которую Валентина Андреевна родила почти в сорок лет, подарила ей сразу два счастья – внуков. И отдать их кому-то на воспитание для Валентины Андреевны было подобно предательству.
Бабушку Ксюша любила как никого на свете. Она звала ее к себе с того самого дня, как они с Вадимом поженились, но Валентина Андреевна отнекивалась:
- Молодые вы. Поживите сами. Зачем вам такой мухомор, как я, рядом?
- Ба!
- Не делай мне голову, Ксения Александровна! Ее есть кому сделать и без тебя! Придет время, и я вам еще успею надоесть. А пока, радуйтесь тому, что у вас есть возможность побыть вдвоем.
Время пришло чуть раньше, чем планировала Валентина Андреевна, но ноги уже плохо слушались, зрение подводило и справляться даже с несложными домашними делами, становилось все труднее. Ксюша махнула рукой на бабушкины возражения и перевезла ее к себе.
- Бабуленька, и мне, и Вадиму, очень далеко от тебя на работу. Так бы мы к тебе перебрались. Я понимаю, что ты не хочешь переезжать. Но, я обещаю, мы будем тебя привозить в гости к подругам.
- Да разве я об этом переживаю?
- А о чем?
- Что помешаю вам…
- Бабушка! Ты не о том переживаешь!
- Вот скоро придет мое время…
- Да чтоб ты сто лет еще здорова была! – сердилась Ксюша. – Что за глупости?! Бросить меня хочешь? Нет уж! Дудки! Кому я своих детей доверю, а?
- Да куда уж мне, Ксюшенька?!
- Туда! Береги себя! Ты мне очень нужна! И Сергею тоже! Мы его так с тобой никогда не женим, если будем только и делать, что тебя жалеть!
- Найти бы ему девушку хорошую…
- Вот и займись! И выброси из головы всякие глупости!
Появление в доме Валентины Андреевны Василий воспринял поначалу настороженно. Как уж они договаривались, Ксения не знала, но сюрпризы по вечерам прекратились и кот теперь строил из себя домашнего питомца, мирно полеживая на коленях у Валентины Андреевны и поставляя ей больное ухо.
- Ба, а почему он терпит, когда ты ему уши чешешь? Мне руки кусает.
- Может, потому, что мы симбиоз с ним?
- Почему?
- Он мне боль снимает, а я ему. Не спрашивай меня, как это получается. Я не знаю и, как ученый, отвергать должна подобные теории, но, ведь, работает же! Мне становится легче и, судя по всему, Васеньке тоже.
«Васенька» умильно жмурился, загоняя когти в плед, лежащий на коленях бабушки, а Ксюша только пожимала плечами – если так, то и ладно. Все лучше, чем землю из цветочных горшков по всему дому собирать.
При бабушке Василий был паинькой, а вот без нее…
Сегодня случился как раз такой день. Валентину Андреевну с утра забрал Сергей, чтобы «прокатить» по подругам, дав возможность поздравить их с Наступающим. Вадим, ради такого дела, одолжил шурину машину и остался дома помогать жене с подготовкой.
Убрав последние осколки, Вадик сокрушенно покачал головой. Починить не получится. Ксюша тихо плакала, вертя в руках остаток стеклянной Снегурочки. Фигурка раскололась на несколько частей, и голова в кокошнике теперь лежала на ладони Ксении.
- Жалко… Это Снегурку, кажется, дедушка бабуле подарил.
Она о чем-то задумалась, а потом сорвалась с места.
- Вот я… балда!
Быстро включив ноутбук, Ксения защелкала мышкой.
- Смотри!
На экране была точно такая же Снегурка, как та, что разбилась.
- Я же помню, что видела что-то похожее. Смотри, Вадик, она такая же!
- Здорово! Это аукцион?
- Да! Я здесь продавала дедушкину табакерку. Помнишь, ту, от которой бабушка попросила избавиться?
- Ага.
- Вот! А здесь целый раздел с такими игрушками. И владелец живет в нашем городе! Это же такая удача! Вадик… Только вот…
Ксюша нахмурилась и разочарованно вздохнула.
- Чего ты?
- Она стоит…
- Дорого?
- Очень! Это какая-то редкая игрушка. Не знаю, почему у нее такая цена, но сам видишь.
Увидев цифры на экране, Вадим присвистнул:
- Ничего себе! Целое состояние! Слышишь, Василий? Ты угробил целое состояние! На эти деньги можно купить много-много таких котиков как ты.
Кот не повел даже ухом в сторону невнятных претензий. Как может какая-то стекляшка стоить дороже, чем он? Он единственный и неповторимый! Странно, что эти люди не понимают таких элементарных вещей.
Вадим немного постоял, глядя на расстроенную жену, а потом решительно шагнул к тумбе, на которой стоял телевизор.
- Здесь хватит!
Небольшая коробка, которую Вадим достал из ящика, на мгновение заставила Ксению оживиться, но потом она снова сникла.
- Нет, Вадик, мы же эти деньги на отпуск копили…
- И что? Подумаешь, отпуск! Что важнее, праздник без нервов с любимыми людьми или отпуск, который еще непонятно, когда будет? Поедем в какое-нибудь место попроще. Не все ли равно куда? Главное, что вместе и к теплому морю. Разве я неправ?
Ответом ему были такие объятия, что Вадим не устоял на ногах и рухнул на диван вместе с Ксюшей, которая целовала его, приговаривая:
- Всегда знала, что выберу самого лучшего мужчину на Земле!
Владелец игрушки оказался бодрым старичком лет восьмидесяти, который прочел целую лекцию о том, какие игрушки были в ходу в царской России, а какие в период СССР. Ксюша так заслушалась, что совершенно забыла о времени и спохватилась только тогда, когда Вадим коснулся ее руки.
- Ой! Простите, ради Бога! Вы так интересно рассказываете! Но, нам нужно спешить! Игрушку необходимо вернуть на елку до того, как бабушка ее хватится.
- Простите, милое дитя, я думал, что вы коллекционируете подобные раритеты. Но теперь понимаю, что это не так. Позвольте полюбопытствовать, а зачем вам эта игрушка?
Ксения рассказала Михаилу Ивановичу и про кота, и про елку, и про то, как много эта игрушка значит для ее бабушки. И, когда она окончила свою речь, Михаил Иванович улыбнулся чуть лукаво и ушел в другую комнату. Маленький деревянный ящичек, выстланный ватой, который он отдал Ксении, заставил ее удивленно поднять брови:
- Это она?
- Да. Берегите ее! Обещайте мне!
- Конечно! Я теперь Василия даже близко к елке не подпущу! Вадим…
Вадик достал было конверт, но Михаил Иванович покачал головой:
- Нет, молодой человек! Не все можно купить за деньги! Сегодня мое сердце наполнено радостью, а в моем возрасте человек уже понимает, как много это значит. Мне хорошо от того, что есть еще такие люди как вы. Которые способны отказаться от своих планов ради того, чтобы не расстроить родного человека. Это очень дорогого стоит! Я старый холостяк, но знаю, что значит семья. Пусть эта безделица порадует вашу бабушку! Я понимаю, что миссия ваша носит секретный характер, но, если вы когда-нибудь признаетесь ей в том, что случилось, предайте мой поклон и наилучшие пожелания!
Ксюша, не раздумывая больше, шагнула вперед и обняла Михаила Ивановича:
- Спасибо… Вы даже не представляете, что вы сейчас для нас сделали!
- Поверьте, я понимаю это очень хорошо! И сделал это не только для вас, но и для себя тоже!
Ксения и Вадим успели вернуться домой до приезда бабушки. Ксения как раз вешала Снегурку на елку, когда Валентина Андреевна, охнув, опустилась в кресло и вытянула, натруженные за день, ноги.
- Господи, как же дома хорошо! Устала… Зато, всех увидела, со всеми пообщалась! Столько новостей, что нам теперь на все праздники хватит. Ксюша, детка, а что ты делаешь?
- Да вот, решила поправить немного игрушки. Мало ли! Чтобы не упали.
- А, дай мне, пожалуйста, эту Снегурочку!
Валентина Андреевна протянула руку и Ксении не оставалось ничего иного, как осторожно опустить хрупкую свою находку на ладонь бабушки.
- Дед твой подарил мне ее, когда мы собирались встречать наш первый новый год вместе. Как я радовалась тогда! У нас была маленькая елочка, а на игрушки денег не хватило. И он купил мне одну-единственную эту Снегурку. Погоди-ка!
Валентина Андреевна провела пальцами по игрушке раз, потом другой и нахмурилась.
- Ксюша, а где моя Снегурочка?
- Бабуль…
- Только не ври мне! Я знаю, что это другая!
- Другая, — призналась Ксения. – А откуда ты знаешь?
- Потому, что у моей была трещина. Вот здесь! – Валентина Андреевна провела пальцами по спинке Снегурки. – Я разбила эту игрушку в тот самый день, когда твой дедушка подарил мне ее. Уронила случайно, но очень удачно. Она не разлетелась вдребезги, а раскололась как-то пополам почти. И твой дедушка ее склеил. Специально ходил в реставрационные мастерские, чтобы узнать, как это лучше сделать. Видишь, как хорошо починил? Она столько лет меня радовала. Ксюша, а где моя Снегурочка?
Ксения опустилась на пол перед креслом бабушки и всхлипнула:
- Это я виновата! Надо было привязать елку, зафиксировать! Тогда Василий не смог бы ее уронить! И Снегурочка не разбилась бы, и зайчик остался бы цел…
- И ты из-за этого так убиваешься? – Валентина Андреевна легонько потрепала внучку по щеке. – Перестань сейчас же! Это просто вещи, Ксюша! Понимаешь? Память… Она же не в них. Она в сердце! И мне вовсе не нужна Снегурка, чтобы помнить твоего дедушку. Да, я, конечно, расстроилась, что она разбилась, но это такая мелочь по сравнению с тем, что ты у меня есть, что вы все здоровы. И ты, и Сережа, и Вадим! Разве может быть что-то важнее? Конечно, нет! Поэтому вытирай глазки и пойдем-ка займемся уже готовкой! А то Новый год на носу, а у нас еще ничего не готово!
Василий, взиравший на эту сцену с ничем не замутненной невозмутимостью, спрыгнул с дивана и, задрав хвост, направился на кухню.
- О! Видишь? Наш разбойник полностью со мной согласен! Идем!
А, спустя несколько часов, под бой курантов над столом поднимутся бокалы, и Михаил Иванович, которого Ксения с Вадимом пригласят встретить с ними Новый год, на правах гостя провозгласит тост, и все дружно подхватят его пожелания здоровья и счастья. Василий будет тихо сидеть на спинке дивана, а потом стечет с нее черной каплей, пристроившись под боком у Валентины Андреевны. Она потреплет его за оборванное ухо и тихо шепнет:
- Что, разбойник, натворил дел? Спасибо тебе! В нашей маленькой семье, кажется прибыло и теперь на одного хорошего человека в нашем доме станет больше. А это очень здорово! И за это я прощу тебе даже Снегурку. Спасибо…
Тихое урчание станет ей ответом, и Валентина Андреевна улыбнется новому знакомому, а потом кивнет своим «детям».
И правда, что грустить в такой день? Будем здоровы!


Рецензии