Сильней любви в природе нет начала?

    23 декабря 2022 года на сцене Московского областного театра драмы и
комедии прошла премьера комедийного мюзикла «Собака на сене». Он поставлен по пьесе известного испанского драматурга Лопе де Вега российским театральным режиссёром и драматургом Екатериной Гранитовой-Лавровской. Она же является автором либретто этой бравурной театральной постановки.

К сожалению, ни до, ни после спектакля создатели этого комедийного мюзикла не сочли необходимым организовать пресс-конференцию для посетивших премьеру журналистов. И нам только остаётся догадываться о том, что двигало Екатериной Гранитовой-Лавровской, композитором Григорием Ауэрбахом, художником Андреем Климовым хореографом Филиппом Черкасовым и педагогом по вокалу Ириной Сыромятниковой, которые вместе с обновлённой труппой ногинских актёров решили в очередной раз обратиться к этой пьесе Лопе де Вега. Они хотели ещё раз рассказать зрителям прихотливую историю о превратностях и хитросплетениях любви?..
Впрочем, творческое кредо Екатерины Гранитовой-Лавровской вполне отчётливо обозначено в её высказывании по поводу постановки ею в Москве на Сретенке спектакля «Муркалатура Гофмана» в «Школе драматического искусства». Цитирую тогдашнее высказывание Екатерины Геннадиевны: «Я согласна с мнением, что театр – это не идея, это атмосфера, эмоция. Гофман, например, обладал уникальным внутренним светом. Перед смертью он, парализованный, продолжал сочинять, диктовал свои сказки. Хочется разгадать: откуда у него при столь страшных мучениях сохранялся волшебный свет? Где был его источник? Наверное, если мы хоть немного приблизимся к ответу на этот вопрос, то зритель выйдет со спектакля с ощущением счастья… Знаете, как в юности бывает? Ты счастлив, но не можешь объяснить почему…»
    Наверное, это творческое кредо стало характерным индивидуальным почерком и для создания других талантливых постановок выпускницы режиссёрского факультета Российской академии театрального искусства-ГИТИСа (мастерская Леонида Хейфица).  С 1995 года Екатерина Гранитова-Лавровская является и преподавателем на кафедре режиссуры в этой прославленной академии театрального искусства-ГИТИСе.            
    Напомню, что комедию в трёх действиях «Собака на сене» Лопес де Вега написал в 1618 году (то есть более 400 лет назад). За 73 года своей довольно тяжёлой жизни испанский драматург (он потерял жену и у него утонул сын) написал более двух тысяч пьес и около трёх тысяч сонетов, чему могут позавидовать многие вчерашние и нынешние борзописцы. 
    Пожалуй, пьеса «Собака на сене» и сегодня остаётся одним из самых известных драматических произведений Лопе де Вега в России и за рубежом. Она не раз экранизировалась и ставилась в различных театрах мира и нашей страны. Наиболее популярной остаётся двухсерийная экранизация этой пьесы, осуществленная в 1977 году на «Ленфильме» известным кинорежиссёром Яном Фридом. Он создал по этой пьесе лирическую музыкальную комедию, в которой были задействованы блистательные советские актёры – Маргарита Терехова, Михаил Боярский, Елена Проклова, Армен Джигарханян и другие. В 2006 году эту пьесу поставил в Москве Театр имени Вахтангова, а в 2016 году премьера спектакля по этой пьесе прошла в столичном Театре Сатиры (режиссёр Павел Сафонов).
    Вероятно, и поэтому многим местным страстным любителям театра и гостям Ногинска захотелось вновь побывать на просмотре этой пьесы уже на сцене Московского областного театра драмы и комедии, чтобы сравнить столичные и ногинские постановки.         
    Сюжет пьесы вроде бы остаётся неизменным, но создатели спектакля стараются осовременить его событийное содержание.
- Мне кажется, что пришло время нового переосмысления, – сказала Екатерина Гранитова-Лавровская в антракте между двумя действиями корреспонденту Московского областного канала «360» Анастасии Косенко. - Все-таки советский фильм был снят в советские времена. Тогда были не совсем понятны отношения статусов. Сейчас мы уже понимаем, что такое любовь между топ-менеджером и младшим клерком, их долгий путь друг к другу. Это более интересно рассматривать, как мне кажется», — заявила режиссёр-постановщик. 
    Напомню, что действие пьесы разворачивается в итальянском Неаполе. Молодая и капризная вдова, красавица-графиня Диана де Бельфор (в её роли блеснула актриса Екатерина Потапова), однажды ночью просыпается от несносного шума в своём ухоженном саду. Выйдя из спальни в сад, она сталкивается с двумя закутанными в плащи фигурами. Несмотря на требование графини остановиться, обе фигуры спешно покидают сад.
    В ходе проведённого Дианой расследования выясняется, что ночными визитёрами в саду были её молодой секретарь и красавец-ловелас Теодоро (артист Валентин Садики) и одна из служанок графини Марсела (артистка Ирина Громцева), приходившая на ночное свидание с Теодоро. Окружённая тремя аристократичными и настойчивыми претендентами на её руку и сердце Диана холодна и язвительна к своим обожателям – графу Федерико (артист Дмитрий Якупов), маркизу Рикардо (артист Евгений Кива) и графу Людовико (заслуженный артист РФ Виктор Башинский).
     Однако в ней вспыхивает неуёмная ревность, когда она замечает, как на её глазах начинает бурно развиваться роман между её секретарём Теодоро и служанкой
Марселой. Причём её секретарь не прочь приволочиться и за другими служанками чопорной графини – за Доротей (артистка Валерия Кудряшова) и Анардой (артистка Евгения Баринова)
    Условности и тяжкое бремя светских предрассудков не дают возможности дерзкой графике открыто признаться в любви к своему секретарю. Она начинает плести различные интриги, лукаво играя на трепетных чувствах Теодоро и Марселы. Главный герой пасует и решает скрыться от неразрешимого любовного треугольника и уехать из Неаполя в Испанию.
     Следует отметить, что режиссёр-постановщик Екатерина Гранитова-Лавровская и её творческая команда предлагает зрителям такую версию известного драматического материала, которая в большей мере зависит от выбранного создателями сценического жанра. Спектакль наполнен искромётной и живой музыкой, песнями, танцами, шутками. И через лёгкую, радостную и весёлую форму подачи материала ведётся разговор о серьёзных вещах, касающихся взаимоотношений мужчины и женщины. Тема любви - вечная и манящая, всегда хранит в себе много тайн и необычных развязок.
     Остаётся добавить, что постановочная команда премьерного спектакля – грамотные специалисты в создании театральных мюзиклов. Екатерина Гранитова-Лавровская ставила свои постановки в Театре на Малой Бронной, Театре Et Cetera, Московском академическом театре имени Владимира Маяковского, Центральной Академии драмы (Пекин, КНР), театре «Красный Факел» в Новосибирске, Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан в Уфе, Театре имени Бориса Лавренева в Севастополе, в Российском академическом молодёжном театре (РАМТ) и в других.
    Художник-постановщик спектакля Андрей Климов работал в ведущих
театрах Москвы и России – во МХТе имени А.П. Чехова, театре имени Маяковского, театре Моссовета, театре «Сатирикон», театре имени Ермоловой, театре Российской армии, театре «Еt Cetera», театре Комедии имени Акимова и в театре «Приют Комедиантов» в Санкт-Петербурге и в других.
    Стойкие поклонники театрального искусства, стоя аплодируя в конце постановки создателям и артистам, занятым в премьерном спектакле, надеются, что мюзикл «Собака на сене» прочно впишется в репертуар Московского областного театра драмы и комедии и ещё не раз порадует ногинчан и гостей этого подмосковного города. По крайней мере, билеты на премьерные показы этого мюзикла на 8 и 21 января уже раскуплены заранее. 

На снимке: режиссёр-постановщик и автор либретто спектакля «Собака на сене» Екатерина Гранитова-Лавровская.


Рецензии