Босоногое детство мое. г. 11 Жизнь бурлит, штормит

 
БОСОНОГОЕ ДЕТСТВО МОЕ... Гл.11 Жизнь бурлит, штормит…

Детство...Детство моё босоногое -
Промелькнуло, как кадры в кино!
И пришла наша юность приветная -
Золотая настала пора!

Пошли, побежали дни учебы на втором курсе техникума. Отделение наше именовалось топографическим.  Готовило топографов - специалистов по описанию местности (тайга ли, горы, полупустыни, степи), с применением инструментов и приборов для измерений земной поверхности, для графического отображения в бумажном виде, на картах и т.д.

Обзавелся я друзьями однокурсниками, тоже выходцами из районов. Как бойкий Витя Андреев, толковый Коля Найденов, Миша Медведев, Саша Глухов-местный и другими, подружились мы с девчонками-однокурсницами Леной Покаминой, Валей Евдокимовой, Валей Шилинковой...

Наше «учебка» размещалась в центре Саратова–купеческого, не тронутого войной. В одном из старинных, из красного кирпича, зданий Верхнего базара (угол улиц Ленина и Горького).
Кроме топографов здесь готовили геологов, первый их выпуск состоялся в 1935 году. А в годы войны более 200 студентов и преподавателей ушли на фронт добровольцами, оставшиеся в тылу дежурили в госпиталях, помогали колхозникам убирать урожай. Силами юных студентов было вырыто около километра противотанковых рвов.

В 1945 году директором техникума был назначен Анатолий Яковлевич Мыльников, он на этом посту проработал 22 года. Вот в его бытность учился и я.

Началась пора освоения нами специальных дисциплин. Я бы сказал, очень специфических.
Как топография и топографическое черчение, геодезия и основы аэросъемки и картографии.
Знакомство с работой и математическими вычислениями на теодолитах - для измерения горизонтальных и вертикальных углов при топографических съёмках, геодезических работах, применение нивелиров для определения углов наклона, высоты объекта и разметки… и прочие заумности для меня.

Соответственно, занятия по математике усложнились, и не пахло рядом моей увлекательной и вдумчивой историей, бодрящей и живительной литературой, живописной, экзотической географией. Много-много цифр и вычислений, сухих для меня, расчеты, схемы… Мне казалось, что   порою я тону в них с головой, барахтался, чтобы не пойти ко дну под их грузом.

Хотя многие мои сокурсники увлеченно ими занимались. Я пыхтел, старался, но почему-то все эти спец дисциплины с математическими сложностями не лезли мне в голову, ну не приживались, хоть ты убей!
Я как мог, старался, пыхтел. Но больше тройки не вытягивал. А стипендию выдавали по итогам полугодий только при «четверках».

И было досадно, неужели я такой бестолковый! Тогда еще не понимал, что склад ума и мышления у меня, от бога, отнюдь не технический, а наоборот, гуманитарный… И трагедия это созревала потихоньку, накапливалась, чтобы бабахнуть.

А открытие многообразного мира нами, пареньками, продолжалось. Мы зимой записались в заваленном снегами городе в огромный, под куполом, теплый плавательный бассейн «Саратов». Это было чудо высотой в два этажа с прозрачными стенами из технического особо прочного стекла! «Саратов» считался одним из немногих лучших плавательных бассейнов в СССР.

Ты тренируешься в голубой прозрачной воде, аж восемь плавательных дорожек, ныряешь в глубину, аж до пяти метров, а за окнами видишь, укутанные снегами деревья и  шпыняет трескучий морозец! Вот там я освоил технику плавания «кролем» и «брассом», а так как вырос на пруду, то это удавалось легко, и привело к выступлениям на соревнованиях сверстников.

Полученные в Саратове навыки плавания с интересом оттачивал в течение своей жизни, где бы мы семьей не проживали.
Они проявились спустя два десятка лет в роковой момент, когда 17-и летний сын Сережа захлебнулся водой и начал тонуть в волнах Чёрного моря.
Жена металась на берегу с шестилетней доченькой, видя, как его голова то исчезает в воде, то появляется.

Я плыл на одной линии с ним, поглядывал - и сразу все понял. Вмиг у меня вычислилась дистанция, расстояние до него, и от него до берега, мой запас сил, скорость движения, чтобы успеть не дать ему пойти на дно, и я смог доплыть с сыном до берега. А он был довольно плотным, так как занимался штангой, а плавал средне.

Гонку у смерти в этот раз я выиграл, подхватил его снизу в волнах. Да спасибо, что на помощь кинулся с берега парень и мы, поддерживая сына с двух сторон, добарахтались с ним и вытащили на берег. У него, лежащего, хлынула изо рта вода – наглотался.

Посему через годы, при строительстве своего дома, я отвоевал у жены участок земли, предназначенный ею под картошку и несколько лет с сыном, возводили и запустили неглубокий бассейн с фильтр-очисткой.

В первую очередь решил, что мои будущие внуки обязательно будут «жить в воде». Как в ту воду глядел. Когда появились на свет божийу дочери Тани двое внучат-мальчишек, то натаскивал их с малу в этом бассейне. Подросли они – стал серьезно занимался круглогодично с каждым в бассейне фитнес-центра Волгограда. Зачастую тренировались там двумя нашими семьями.
И сегодня внуки отменно плавают в Волге и на море, любят нырять и плавать под водой, выделывают различные трюки, прыжки, словно родились в той стихии.

Опять занесло меня в сторону от моей саратовской юной жизни.

Увлечение книгами, как добрыми наставниками в большой мир, привело в стены саратовской областной библиотеки, благо располагалась та недалеко от места учебы в красивом старинном здании кинотеатра «Ударник».
В библиотеке нашел для себя многое из исторической, фантастической и авантюрной литературы. Одним словом, дорвался до любимых книг.

Конечно, мы отмечали с девчонками-одногрупницами дни рождения, встречали Новый год, они подучивали нас, неловких, танцевать.
Тогда гремели песни итальянских певцов Робертино Лоретти, как «Ямайка», «Санта Лючия», Доменико Модуньи и других, входил в моду быстрый танец «Чарльстон». И на танцевальных вечерах в техникуме, мы как могли, лихо «разрезали» ногами и руками  под песню:

Бабушка, отложи ты вязанье,
Заводи старый свой граммофон,
И мое ты исполни желанье,
Научи танцевать чарльстон.

Или срывался весь наш юный зал в вихре веселья и молодой нерастраченной энергии, лишь заслышав мелодию Д. Модуньи и буйные и вольные слова:

Ну и пусть, моряк нескоро
Ты заглянешь в этот город,
Корабли блуждают в море.
Словно в небе облака,
Не поддамся я печали,
Я ведь знала, с кем встречалась
Ты не пекарь, не аптекарь
Не разносчик молока.
Плачу я, но не жалею,
Что влюбилась не в жокея,
Не в торговца бакалеей
А в бродягу-моряка!

Почти напротив обл библиотеки высилось здание юридического института, и мои глаза часто упирались в него. Мудрая судьба словно потихоньку подготавливала, подталкивала меня к будущей юриспруденции.

Ибо в это время записались я и мои друзья в комсомольский оперативный отряд при райкоме комсомола.

В отряде была строгая дисциплина, обязательный инструктаж, учили основам правовых знаний, выдавались удостоверения и т.д. Мы дежурили вечерами, следили за порядком с опытными командирами и сотрудниками милиции на мероприятиях в Доме офицеров, на танцплощадках и стадионах, массовых религиозных празднованиях, как Пасха, день Святой Троицы, на скрытых ночных постах на 1-е и 9-е Мая и т. д.

Сталкивались с дебоширами, пьяницами и прочими негативными проявлениями. Мне интересно было вникать, понимать, какие меры принимали командиры, они поругивали нас за просчеты, похваливали за удачи, например, изъятие кастетов, а то и ножей у хулиганов на танцплощадках.
Мы набивали себе шишки, получали синяки от недругов, которые после мероприятий подлавливали нас в малолюдных, темных местах и скопом нападали и мгновенно исчезали, оставив с разбитыми носами.

У меня долгое время оставался такой «подарок» в виде белесого шрама на губе. Мои друзья постепенно перестали ходить в оперы отряд, переключились на другие занятия и интересы. Из техникума остался я и однокурсница Лена Покамина.
 
...Наше молодое поколение начинало  путь по наведению общественного порядка от  этих отрядов и спустя 60 лет  общество пришло к  специализированному  ОМОНу.      Читаю  прессу 20 января  2024 года: «Свыше 50 тысяч сотрудников и военнослужащих Росгвардии совместно с представителями других силовых ведомств 18 и 19 января обеспечили общественную безопасность на объектах религиозного культа по всей стране при проведении мероприятий, посвященных празднику Крещение Господне».

Итак, прыжок в прошлое. Саратов, 1964 год… Великолепный храм на берегу Волги. Мы здесь впервые, зеленые студенты геологоразведочного техникума. Масса народа на богослужении. Это святой праздник Пасхи. Люди разные, но все притихшие и торжественные, с каким-то внутренним душевным трепетом. Мы крутим с интересом головами, поражает высокие сводчатые потолки с цветными росписями, строгие лики святых, позолота иконостасов, священнослужители в нарядных ризах. Все так необычно (ибо религия - это опиум для народа, еще крепко сидит со школы в наших головах).

Однако мы не забываем о своих обязанностях: внимательно смотреть, чтобы не появлялись местные хулиганы, не просачивались крепко выпившие дяденьки, перед храмом и прилегающих улочках не возникало каких –то ссор и драчек…

 Наш комсомольский оперативный отряд, это  как активная часть распространенных тогда добровольных народных дружин. Перед заступлением на дежурство получили четкий инструктаж. В том числе с почтением и уважением относится к верующим и ходу богослужения. На рукавах у нас красные повязки, имелись удостоверения, и все подчинялись сотруднику милиции в форме и командиру нашего отряда. Всю ночь мы не смыкали глаз, особенно поглядывая на дюже шнырявших среди бабушек пацанов. Тогда в толпе были распространены карманные кражи.

Самим –то было как-то волнительно и интересно. Никаких неприятных случаев допущено не было, и не произошло. А нахождение в храме Божьем повлияло на юные головы, конечно не у всех, и заставляло затем иными глазами посмотреть и задуматься над вековыми духовными традициями свои прапрадедов. Но для понимания истиной духовности должны пройти десятилетия и мощные катаклизмы в стране.

Итак, на сей день 20 января 2024 года… Россия. «Росгвардейцы несли службу на территории более 14 тысяч православных храмов, соборов и церквей, в которых проходили богослужения».

Приходилось нам в те далекие времена участвовать и в других мероприятиях, более сложных и ответственных. 

Наверное, так начался мой непростой путь следственно-прокурорского работника, длиной в 28 лет. Из них четверть века отданы отчему краю и людям земли волгоградской. Среди которых есть друзья литераторы- священнослужители, как В. Эристави, недавно выпустивший книгу «Наши герои».
Добавлю, что мой интерес к истории замечательных судеб священнослужителей волго-донского края, известных в российской империи и за рубежом, но попранных советско-партийным диктатом, воплотился затем в книгу «Звени, звени, Святая Русь!».
.............

Так или иначе, но первое поощрение на юридическом поприще  получил я от Управления КГБ при СМ СССР по Саратовской области, согласно приказа №8 от 17 июня 1964 года.

Вручали мне и другим «оперативникам» этот документ от имени начальника Управления генерал-майора Васькина - благодарность «за оказание помощи по обеспечению государственной безопасности». «Зубром контрразведки» называли этого руководителя, начавшего службу следователем и ставшего председателем КГБ при Совете Министров Туркменской Республики, откуда он был перенаправлен в Саратов.

Скромный листок этой благодарности, потрепанный при многих переездах, каким-то чудом сохранился у меня по сей день.

  Пройдут десятки лет... Но эти впечатления, дополненные   моей следственно-прокурорской работой,  привели к  тому, что решили с женой первого внука Илью научить постоять за себя и давать отпор в будущей жизни.
С пяти лет возили его в секцию карате «киокушинкай». Посвятили этому обучению с опытными мастерами   семь насыщенных  лет. Он выступал на соревнования в Волгограде, завоевывал грамоты, кубок, медаль, получил оранжевый пояс.

А затем Илья подрос, увлекся в гимназии игрой на гитаре в оркестре, пришли другие интересы и приятели. Мы посчитали, что свою " дедовскую"спортивную миссию по плаванию и карате выполнили – и внук пошел самостоятельным путем.

Вы с улыбкой спросите, а какой же мой дальнейший путь в Саратове?

Мне потребовалось почти года два, чтобы понять, что я выбрал не ту специальность. Не по моему уму, не по моим природным склонностям и задаткам.

Я бросил учебу в техникуме на втором курсе где-то в апреле, а стипендию, как «троечнику» по математическим дисциплинам мне не давали с января.

А надо было платить за квартиру и питаться, из дома малость помогали, но на проживание не хватало.

И пришлось пройти через трудовое горнило, включая работу грузчиком на областном аптечном складе. Впоследствии по жизни я стал весьма уважать  Её Величество Математику. Но до сих про жду и улыбаюсь, когда же мне в повседневном быту понадобятся еще в школе вдалбливаемые в голову тангенсы и котангенсы…

Оставив учебу в СГРТ, все-таки пытался до конца понять, что же такое –работа топографа, чтобы убедится, по мне это дело или нет. Правильно ли я поступил, прекратив учебу по этой специальности? То есть, решил «понюхать пороха». Ведь продолжить обучение в СГРТ можно будет, перейдя на заочное отделение и работая, коли я вдруг ошибся.

Притом жгло сознание, что родители так надеялись на мое обучение, тянулись изо всех сил – а у меня не получилось, не сложилось, что вроде бы их подвел.
А еще тогда была сильна хуторская молва, общественное мнение - и мне было как-то стыдно выглядеть перед родителями и земляками этаким неспособным, неучем.
Может, то было завышенное мальчишеское честолюбие, но сейчас, в семьдесят пять прожитых лет, трудно все вспомнить и сказать.

Характерно, что на этом курсе ряд ребят, раскусив, что не туда поступили, оставили техникум, как и мои новокиевские одноклассники и соквартиранты Вася и Вова.

Посему записался я в экспедицию помощником топографа и выехали мы для производства съемок, с теодолитом, планшетом, рейкой и прочими инструментом и снаряжением в один из районов Саратовской области.

Да, не забыл я ту интересную девочку Валю из дальнего заволжского села, с которой познакомился на пруду в Новокиевке. И с интересом переписывался с ней, школьницей, во время учебы в техникуме.

Для меня это была светлая невидимая ниточка, связывающая с родным отчим краем в огромном чужом городе.  " И кричит о чем-то звонко синеглазая девчонка из безоблачного детства моего...".

Скажу, что затем у нас четыре года была активная связь, редкие встречи в Новокиевке и долгая переписка.
 

На фото:
Автор на втором курсе СГРТ
 

Продолжение следует... гл.12  http://proza.ru/2023/01/26/978


Рецензии
Приветствую Вас, Николай!
Читал и завидовал. Белой завистью: родители слегка помогали! Мне за четыре года - ни копейки. И немного удивлялся: как это не давалась математика? Я тоже гуманитарий, а успевал. Ещё как! Вот поступаю я в горный техникум, сдаю экзамены по математике. Просто смешная задачка! Я её за несколько минут решил, а больше делать нечего, сижу, рассматриваю аудиторию и ребят. И что? Получаю двойку! И куда торопился? Мог бы десять раз проверить, ведь в пустяке ошибся. Геодезию изучал в пределах программы, но в жизни пригодилось. Первый семестр жил без стипендии, брат был на курс старше и с большой подземной стипендией. А со второго семестра уже был на хорошем счету, избрали в комитет комсомола техникума. И пошло, и пошло...
А читать Ваш текст было интересно. Ведь молодость у всех была и прошла.
Я тоже гуманитарий, много читал, кончилось тем, что стал журналистом на всю жизнь. С Новым Годом!
Всех благ!
Василий.

Василий Храмцов   31.12.2022 17:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.