Пять притч о главном

Выразить словами то, что понимаешь, так чтобы другие
поняли тебя, как ты сам – дело самое трудное и всегда чувствуешь,
 что далеко, далеко не достиг того, что должно и можно.
/Л.Н. Толстой/

Предисловие автора

Вся наша жизнь состоит из необходимости постоянного выбора. Во сколько проснуться утром, в 7 или в 10? Выпить за завтраком кофе с круассаном или съесть горячий бутерброд с чаем, посетить театральную премьеру или провести вечер в гордом одиночестве за чтением занимательной книги. Так или иначе, мы всегда находимся в состоянии – между. Между «тем» или «этим», между нашим «за» и нашим «против». Что же в конечном итоге определяет наш выбор?
Течение энергии разума возможно в разных направлениях, как в направлении позитивного результата, так и в направлении негативного. Все зависит от истинной сути и мотива. Если истинный мотив поступка продиктован, желанием добиться успеха, признания, гордыней или самомнением, результат будет однозначно не утешительным. Другое дело, если истинным мотивом поступка станет безусловное искреннее проявления таких чувств и качеств как – забота, внимание, доброта, терпимость, ответственность, сострадание, любовь, в этом случае положительный результат не заставит себя долго ждать. Даже если вы не достигните желаемой цели, вы не впадете в огорчение, в страдание, в сожаление и депрессию. И не накопите в качестве извлеченного опыта, огромную корзину всевозможных внутренних страхов и негативных эмоций. Которые в дальнейшем не позволят вам вырваться из состояния неудовлетворенности жизнью, всячески препятствуя любым появляющимся возможностям.
Я говорю сейчас о воспитании умения управлять своим вниманием, способностью безоценочно и безпристрастно наблюдать за тем, что происходит с нами в момент решения той или иной задачи, или жизненной ситуации. То есть о воспитании культуры – осознанности. Задача эта достаточно сложная, потому как требует наличия внутренней дисциплины, которую так же необходимо воспитывать.
Китайская мудрость гласит: «Куда направлено внимание, туда течет энергия». Осмелюсь её немного перефразировать: «К чему направлено ваше внимание, туда и течет ваша энергия». Так вот главная сила осознанности, заключается в умении контролировать этот процесс. Одним из действенных средств воспитания осознанности является притча – разновидность метафорической аналогии, «волшебная» сокровищница человеческой мудрости  на пути самопознания.
Притчи, которые вы прочтете  – это ни философия и ни психология, не голая теория, и не слабо обоснованная гипотеза, хотя объективно могут и обнаружить в себе многое из их признаков. Всё, о чем в них пойдет речь – это проверенные длительной практикой результаты, выводы и наблюдения, которые ни в коем случае не позиционируются мной на роль правил к обязательному исполнению. То, как, чем, и когда руководствоваться в своем личностном саморазвитии – это сугубо индивидуальный выбор каждого отдельно взятого человека. А вот главный секрет, и великая ценность этих знаний находится там, где начинается понимание того, что поистине великое сокровище спрятано глубоко внутри каждого человека, являя собой неотъемлемую часть природы нашей же собственной личности.
 
Притча первая.
Случайная встреча. Счастье.

- Ой, извините, я нечаянно. Вы не ушиблись?

- Нет, ничего. Только в следующий раз будьте, пожалуйста, осторожнее.

- Хорошо... Подождите! Мне кажется, я вас откуда-то знаю.

- Конечно, знаете, я же ваше Счастье.

- Счастье?! Моё?!... Не узнал. Богатой будете.

- Возможно, и буду. Это только от вас зависит.

- От меня?!... Не уходите, пожалуйста! Можно с вами поговорить? Или вы спешите?

- Можно и поговорить. Только мне показалось, это вы, куда-то спешили.

- Простите, бежал, задумался.

- О чем думали?

- Не поверите, именно о вас и думал.

- Интересно. Что же вы там, такого обо мне думали, что даже не заметили?

- Вас икал, думал о том, куда вы пропали. А тут вдруг... вы... сами.

- Послушайте, давайте уже на ты, все таки еще не чужие.

- Да, конечно, давайте.

- Ну вот, ... как видишь, никуда я вовсе и не пропало. Это просто ты сам меня замечать перестал.

- Не правда! Я как раз наоборот, все это время хотел, чтобы ты рядом было.

- Хотел?! Ха! Скажешь тоже. Хотеть мало, а, что ты сделал для того, чтобы я рядом было? Ты, что, любил кого-то искренне? Кому-то помогал бескорыстно, добра желал? Или сострадал кому?

- Конечно! И любил, и сострадал, и добра желал... да и помогал. Как без этого?

- Врешь...

- Почему это вру?

- Потому, что до сих пор меня ищешь. Страдаешь, наверное... Да?

- Страдаю...

- Потому и врешь. Я с кем попало, не вожусь. Меня еще заслужить надо. Вот ты говоришь, любил. А как любил? Я прихожу только к тем, кто чувство удовлетворенности жизнью испытал. Только не то, которое сейчас вы, люди, себе придумали. Мне ваши материальные блага и плотские утехи, как зайцу стоп-сигнал. А за той удовлетворенностью, которая настоящая. Та, что заключена в умении ценить то, что уже имеете, и в отсутствии беспокойства из-за желаний чем, или кем-либо, обладать. Так ты как любил? Ну, давай же, ответь. Честно, ответь! Любил? Или только желал любви? Для кого желал? Для себя? А как же те, кого любил? Им что, по-твоему, я уже и не нужно?

- Ты прямо без ножа, по живому. Больно же...

- А ты как хотел? Это не я. Ты сам меня игнорируешь. Хочешь меня? Учись выбор делать.

- Ты смотри, какое рисковое. А как же - «Мой дом, моя крепость?».

- Да никак! Ты меня вообще слушаешь? Со мной любые стены не преступны, даже те, которых еще нет, а без меня, самый лучший дом, могила. Ты для меня, всё! Я твоя суть. А ты за прошлое уцепился мертвой хваткой. Может, оставишь уже, его труп могильщикам? Смердит, за версту.

- И, что, вот так всё бросить и сломя голову, в неизвестность? Босиком с голым задом? Зато, с тобой, под руку, да? Сомнительное какое-то удовольствие.

- А ты, что каких-то гарантий хочешь? Я Счастье, а не юрист. Хочешь меня? Рискуй! Увидишь, у тебя всё получится. Я в тебя верю. Поверь и ты. Позволь себе быть счастливым, создай условия. Какие могут быть гарантии, если ты сам и есть гарант. Используй шанс, или сиди дальше, в своем уютном склепе. Трясись от страха потери нажитого. Только меня забудь... Молчишь? ... Ладно, как хочешь. Посиди, подумай. А я, пойду. Дома тебя ждать буду.

Притча вторая.
Бескорыстный поступок. Доброта.

- Отец! Вы чего такую тяжелую сумку сами тащите?

- Моя сумка, вот и тащу.

- Давайте помогу что ли?

- Помоги, только тащить далеко придется.

- А я не спешу. Одна голова хорошо, а два сапога пара. Как-нибудь вместе донесем.

- Ну, хорошо, держи. Только мне сынок и отблагодарить-то тебя не чем.

- Брось отец. Не нужно. Я просто так помочь хочу. По-человечески.

- Молодец! На правильном пути стоишь.

- Это почему же?

- Из-за любви…

- Да ты, батя, философ.

- Нет, я всего лишь твоё Добро.

- Добро?! Вы смеётесь, да?

- От чего же? Добро над добром не смеется, и всегда за добро, добром платит.

- Да я же сказал. Мне ни чего не надо.

- Ошибаешься. Вот скажи, у тебя, что, в жизни нет никаких проблем?

- От чего же нет? Как и у всех, вполне достаточно чтобы не скучать.

- Ну, вот видишь? А нужны они тебе, что ты так ими гордишься? Вижу, вот ты добрый человек, бескорыстно помочь готов ближнему. Так почему же ты сам себя так не ценишь, что своими проблемами довольствуешься?

- Отчего же не ценю? Хотя.… Если честно, даже и не задумывался об этом.

- А вот задуматься как раз таки и не мешало бы.

- Ты это к чему, отец?

- Да к тому, что больно мне смотреть на достойных, но несчастных людей. Я же вижу, что страдаешь. А ведь в тебе есть потенциал. Пока точку невозврата не прошел, пока в отчаяние не провалился. Смирись, оцени эти проблемы правильно. А потом, махни рукой, и пошли их все к чёрту. Вот тогда и увидишь, как у тебя крылышки вырастают. Отпусти ситуацию, избавься от собственных ограничений, и увидишь, как по-новому жизнь заиграет. То, что ты сейчас имеешь, это лишь то, что ты, позволяешь себе сейчас иметь, и не более того. Так позволь же себе что-то лучшее.

- Ну и что же?...

- Любовь, Добросердечность, Сострадание. Ведь есть же они в тебе, по поступкам вижу. Не будь как все. Удовлетворенность жизнью зависит от того, с кем себя сравниваешь, и от того, какое окружение выбираешь – они тебя делают. Источник счастья в собственной самоценности, в собственном достоинстве, но не в области материального достатка, а в проявлении доброты и отзывчивости, несмотря ни какие обстоятельства. Наивысшее счастье - в освобождении от страданий! Так-то вот... Задумался? … Такая тебе моя плата будет. Ну, что же, вот сынок, за разговором уже и пришли.

- Так это ж пустырь! Где же ты тут живешь?

- А я и не здесь, я в людях живу. Так, выхожу иногда, когда устаю от тесноты с Глупостью. Спасибо тебе большое, что проводил. А сумку себе оставь. На память. Она все равно пустая…

Притча третья.
Цена отношений. Любовь.

- Разрешите присесть? У вас свободно?

- Пожалуйста, садитесь.

- Извините за нескромный вопрос. Почему вы один? Это же семейное кафе. Все места, парочками заняты, детишки вон, резвятся, а вы, один?

- Не хочу показаться грубияном, но какое вам до этого дело?

- Да, в общем, то никакого. И в то же самое время, самое, что ни есть прямое.

- С чего это?

- Я, Любовь.

- Очень приятно. Но ваше имя, меня мало интересует.

- А это не имя. Я, та самая, настоящая Любовь. Чувство такое знаете?

- Знаю, конечно. И того, что я знаю, вполне достаточно, что бы закончить на этом, с вами общение.

- Почему же это?

- От вас, одни неприятности.

- Интересно, это, какие же?

- А вы, не видите?

- Вижу. Потому, к вам и подсела. Захотелось ваше, мнение узнать.

- По-моему, я вполне ясно выразился. От вас, одни неприятности. Вот и все мое мнение.

- Это не мнение, это обвинение. И заметьте вполне поверхностное. Обоснуйте, если не трудно.

- Хорошо. Вон там, смотрите парочка, за столиком. Недавно пришли. С виду вполне себе счастливые, симпатичные молодые люди, одеты прилично. С кольцами, значит в браке. Только вот и двух минут не прошло, как выяснять отношения начали. Не буду вдаваться в подробности, но у них взаимные, вполне обоснованные претензии друг к другу. Теперь сидят злые, хмурые, недовольные, пьют кофе молча. И куда их Любовь делась? Встреча с реальностью – разрушение иллюзий. Вот и вся ваша любовь.

- Да, … Серьезно вас судьба потрепала. Совсем во мне разуверились. А ведь не я в этом виновата. А вы сами. Люди. То о чём вы мне сейчас сказать пытаетесь, это всего лишь следствие. Следствие ваших собственных ошибок. Ошибок выбора. Отношения ведь разные бывают. Одни, основываются на власти, богатстве, положении в обществе – такие отношения будут существовать ровно до тех пор, пока человек будет располагать этими ресурсами. Это ненадежные и изменчивые факторы. Таковыми будут и отношения. А есть и другие, основывающиеся на чувстве близости, родства, уважении и ответственности по отношению друг к другу. Только в таких отношениях есть я.

- Вы, что хотите сказать, что эта парочка с выбором друг друга ошиблась?

- Вполне возможно. Для этого и надо понять характер их отношений. Знаете, на первом этапе отношений, всегда влюбленность присутствует. Так вот она, весьма коварная подруга. В человека природой автоматизм влюбленности заложен, как главный козырь эволюции, - выживания, воспроизведения, выращивание потомства. Все как у животных. И в момент влюбленности, такой бульон внутри закипает, такие процессы в организме запускаются, что человек и думать то ни о чем другом не может. Даже если и замечает, что его партнер не очень добропорядочен, все равно продолжает испытывать к нему привязанность. Первичное влечение крайне ненадежно и нестабильно. И в этот момент брак оформлять, будет весьма опрометчивым поступком. Разум то вам зачем?

- И зачем же?

- Затем, чтобы способность не терять, объективно оценивать обстоятельства. В данном случае, друг друга. При таком подходе, физическая привлекательность на второй план уходит, и открывает завесу личных качеств человека. Ценность человека, именно в них сокрыта. Так только взаимоуважение и рождается. А для этого время требуется. Узнать, как следует друг друга, за месяц, два не получится. На это иногда годы нужны. Простую вещь поймите. Цель любви, не желание отношений, а сама любовь! Нести ответственность, проявлять заботу, внимание, уважение. На подобное, подобным и она откликается. А вы, люди, как сейчас любите?

- Как получается, так и любим.

- Так не любят, так только страдания множат. И живут в привязанности, ежедневно, а то и ежечасно, испытывая недовольство, претензии, чувство несправедливости к себе. На каждое действие и поступок, ярлыки оценок вешают, неизбежно скатываясь к осуждению. Возведут себя в ранг жертвы, и хранят потом эту жертву, всю оставшуюся жизнь как святыню, да еще и прикрываются, придуманной «высшей» целью: «Страдаю, ради…», - вставьте недостающее. Только вот отношения, построенные на такой привязанности, парадоксально приводят к ненависти. Кому нужна такая семья? Какими детей, в ненависти воспитаете? И кто виноват в этом? Опять я?

- Даже не знаю, что и ответить. Похоже, вы чертовски правы. Столько глупостей из-за любви делаем. А на самом деле, была ли это настоящая любовь? ... Зачастую даже и сами не понимаем.

- Вижу, задумались. Ну, вот и хорошо. А мне пора. Пойду. Да, и еще. Знаете, о глупостях жалеть не надо. В жизни все происходит именно тогда, когда и должно произойти. Случайного, ничего не бывает. Любая ваша глупость, это урок. Обожглись? Проанализируйте, ответьте себе на вопрос. Что вас влекло к этим обстоятельствам? Желание? Или любовь? Счастливо оставаться. Надеюсь, на скорую встречу.

Притча четвертая.
Дурные мысли. Здоровье.

- Здравствуйте больной.

- Здравствуйте сестра.

- Вовсе я и не сестра.

- А кто же вы?

- Ваше Здоровье.

... – А разве так бывает? ...

- Еще как бывает.

- Где же вы были до того как я в больницу попал?

- Это не вы у меня спрашивать должны. Это я у вас спросить пришло. Чем это я так перед вами провинилось, что мне теперь приходится вас тут выхаживать.

- Простите, не понимаю…

- Афоризм знаете - «В здоровом теле, здоровый дух»?

- Знаю, конечно.

- Ну вот, вы и ответьте мне. Куда вы свой здоровый дух растранжирили? Пили, курили, физическими упражнениями пренебрегали?

- Ни чего я не транжирил, и вредных привычек не имею, спортсмен я. Ясно? Чего вы мне тут голову морочите, мне и так не хорошо, а тут вы еще, со своими афоризмами.

- Могу и уйти. Только смотрите, как бы вам без меня хуже не стало.

- Постойте! ... Извините, … Погорячился. Не уходите, пожалуйста.

- Уже лучше. Ну, так, что говорите спортсмен, вредных привычек не имеете? А как насчет вредных мыслей? Или скажете, таковых не было?

- Были, наверное, как не быть. Только причем тут это?

- Очень даже причем. Эмоция, Мысль, Действие – это же триединство развития. Всё просто. Эмоции негативные? - Мысли дурные - Действия бестолковые. А в итоге, страдает тело.

- Это как?

- Вот так! Лежишь? Болеешь? Плохо тебе? А причину искать пытался?

- Чего её искать, остеохондроз у меня.

- Это не причина. Это следствие. А причина то, совсем в другом.

- И в чём же? ...

- А ты подумай. Недовольство, обиды, зависть, злость, гнев. Суть одна – это всё, твои претензии к Жизни, а значит и ко мне. А мы так устроены, что претензий не принимаем, и обратно их отдаем. Подсказками. Поскользнулся, упал, ногу сломал, гипс. Хорошо это?

- Нет, конечно.

- А если бы не упал и ногу не сломал, шёл бы себе дальше, злился на соседа, за скандал у парковки. Помнишь? Мысли дурные – действия бестолковые. И на первом же перекрестке, тебя бы машина сбила. На смерть. Что лучше? … То-то же. Запомни. Во всём есть, цель и высший смыл. И если ты этого не видишь, это не означает, что этого нет. Вы же, люди, такие несовершенные. Зато гордыни и самомнения выше облаков. Вот, и твой остеохондроз. Он внутри тебя, и не за один день появился. Это сколько же ты негатива в себе скопил, что он уже изнутри, тебя разрушаться начал? А подсказки ведь, были. Вспоминай…

- Ну, если задуматься. Наверное, были. Только всё не серьезное что-то. Как я профессию брошу? Куда с насиженного места сорвусь? На что жить потом?

- Вот, вот. Дурные мысли – бестолковые действия. Всё в твоих руках. Выбор сделал? Получи результат. Каждому по заслугам.

- А как же теперь быть?

- Мысли исправь. Времени теперь у тебя вагон. Вот и переключись с минуса на плюс. Поменяй полюса. Копил негатив, а теперь столько же позитива другим отдай. Подари людям любовь, добро, сострадание. Отдавай не жлобься, тогда и увидишь результат. Прежде чем получить что-то хорошее, что-то хорошее отдать надо. Закон такой у Вселенной. Вон, смотри, сестричка, какая симпатичная, капельницу тебе ставить идет. Хорошая девушка. Знаю. Ну, а мне пора. Пойду уже. Поправляйся горемычный. Завтра, еще загляну.

Притча пятая.
Бессонная ночь. Искренность.

- Привет. Ты чего это вторую ночь, не спишь? Сидишь тут в темноте, пустым взглядом стену сверлишь... Молчишь? ... Да, плохо дело. Похоже батенька у вас депрессия.

- Да иди ты!… Не хватало мне еще с собственной галлюцинацией разговаривать.

- Ни какая я тебе не галлюцинация. Меня вообще-то Искренностью величают. Ты позвал, я и пришла. Спрашивай. Чего надо?

- Ни кого я не звал. Просто думал о своем и всё.

- Мне-то врать не надо. Мысли они ведь знаешь, материальные. О чём думаешь, то и привлекаешь. Делись уже. О чём так сильно думал?

- Устал, сил моих больше нет. Кругом обман. Каждый желает за счет другого пожить, поживиться, пробиться. Врут, приспосабливаются, манипулируют. Отчего люди такими циничными становятся?

- Не искренние, вот и циничные. Удобно ведь. Внушил себе, что всё вокруг тебя хорошо, и пусть хоть сто раз плохо, за то ни какой ответственности. За собственные поступки-то отвечать, и трудно, и боязно. А так, переложил всю ответственность на Жизнь, на Судьбу, на Долю свою несчастную. Как будто и не ты это вовсе. Это окружающие такие. Пусть сами всё и разгребают. А сам, за их широкой спиной, в своей прекрасной лжи сиди, отсиживайся. Ну, не чудо ли? Для таких людей подобную иллюзию разрушить и правде в глаза взглянуть, смерти подобно. Вот и выкручиваются, кто во что горазд. А уж коли, собственной искренности не имеют, то и чужую не признают. В лучшем случае с недоверием и настороженностью к чужой искренности относиться будут. В худшем, запишут в умалишенные, и чураться будут как прокаженного.

- Ну и как жить с этим? Разве это правильно? Разве справедливо?

- Я тебе так скажу. Их жизнь, это их выбор. Кто в этой грязи сидит, того это устраивает. И разубеждать их в обратном, занятие неблагодарное. Искренность – это не простое осознание, принятие и явление себя таким, каков есть. Искренность, это действие, это поступок, это работа над ошибками, проявление истинного добросердечия, любви, сострадания. У тебя своя ценность, - твоя собственная жизнь. Зачем тратить её на пустые переживания. Если ты сам, искренен, честен, правдив, как перед собой, так и перед другими. Значит лично с тобой всё в порядке, и будь уверен, у тебя в жизни, всё сложится на отлично. Уж кому-кому, а мне точно, можешь в этом вопросе смело верить. Так, что давай, бросай хандрить и ложись спать. До рассвета четыре часа, еще даже выспаться успеешь. А я побегу. Если еще что, зови, не стесняйся. Мой дом, - в твоей совести. Значит и я, всегда при тебе. Помни об этом. Нравишься ты мне очень. Верю, что не испортишься.

Заключение

В подавляющем большинстве, современные люди не слышат, не понимают, и не принимают своих чувств. Происходит это потому, что люди часто путают свои чувства с собственными эмоциями.
Эмоции это всего лишь некие путеводные магистрали, внутри которых словно кровь по сосудам к нашему сознанию устремляются наши чувства, наполняя его содержащейся в них информацией. Это очень живой и динамичный процесс. Психика человека устроена так, что чувствует самую малейшую их пульсацию. Тут то и скрывается главная проблема.
Чувствуя это движение, чувствуя эту пульсацию, мы начинает преждевременно реагировать действием только лишь на этот первичный эмоциональный процесс, тем самым отказывая себе в возможности правильно понимать и оценивать свои истинные чувства. Это все равно, что радоваться поездке в машине, совершенно не отдавая себе отчета в том, куда она нас везет.
Наиглавнейшая задача самопознания заключается в том, чтобы научиться пониманию различия наших чувств и наших эмоций. Жить не по принципу, «хочу и буду!», а по принципу осознанного понимания последствий, которые повлечет за собой реализация всякого моего «хочу».
Я глубоко уверен в том, что любое слово, действие или поступок человека, должны быть непременно одухотворены. Должны иметь высокую нравственную наполненность, потому как они несут в себе мощную энергию управляющего воздействия.
В условиях предстоящего сложного выбора Далай-лама XIV советует задать себе следующий вопрос: «Сделает ли это меня более счастливым?», и дать себе абсолютно честный и искренний ответ на него. Этот вопрос переключает внимание человека от того в чем он себе отказывает, на то к чему он стремится. Главное чтобы мысли и чувства были настоящими – правдивыми, логичными, реалистичными, а истины высоконравственными.
Работайте над собой, повышайте самооценку, воспитывайте в себе всё самое лучшее. Помните, самое стабильное в жизни – это перемены. Научите себя твердой решимости добиваться этих перемен, а не застревайте в своих страхах лишая себя возможности использовать шанс на лучшую жизнь. Загляните в лицо своим страхам. Победите их. Научитесь верить в себя, доверять своим мыслям, своим чувствам. И тогда, сами убедитесь –  возможным станет всё, даже самое на первый взгляд невозможное!


Рецензии
Замечательные притчи, Виктор!
Эх, такие бы вещи да детям в школы...

С наилучшими,

Хомуций   11.10.2023 16:03     Заявить о нарушении