Социософия, 25
74. Идеология взаимодействия
75. Этика шестерки – диалог
БИНЕР БОГА И ЛИЧНОСТИ. КОСМИЧЕСКАЯ ТРОЙКА
Два пересекающихся треугольника в шестиугольнике суть – Бог и личность. В нашем мире между Богом и личностью существуют противоречия. Например, как примирить веру в Бога и свободу личности – за счет ли веры в Бога, за счет ли свободы личности? В жизни эту проблему мы часто решаем либо в пользу личности за счет веры в Бога, либо в пользу веры в Бога за счет свобод личности. Кажется, на Западе ее решают в пользу личности. А в России традиционно решали в пользу веры в Бога. Но возможно сближение позиций Бога и личности, если личность откажется от эгоистических стремлений и воспользуется своей свободой для самопознания и Богопознания.
Но флагманом шестого качественного этапа истории может стать и Россия, если, преодолев нынешний кризис и вступив на путь модернизации, она не соскользнет в левый либерализм, но в русле своих вековых традиций продолжит открываться Откровению. В дальнейшем потребуется соблюдение баланса между интересами личности и интересами общества, объединенного общей религиозной идеей (восхождения к вершинам духа).
Новая эра должна дать новое направление и тройке, которая не будет больше бесконтрольно гулять по просторам планеты, производя разрушения. Она, как мы видим это на эмблеме эпохи, будет направлена вверх, в космос. Тройка в эпоху шестерки становится космической тройкой, она стоит на страже Земли, на страже цивилизации, которая может быть уничтожена роковой случайностью – одним из блуждающих в просторах космоса каменных тел.
Нельзя не прислушиваться к предсказанию одной из самых почитаемых в России святых – блаженной Матроны Московской: «Без войны все умрете, жертв много будет, все мертвые на земле будете лежать. Вечером все будет на земле, а утром восстанете – и все уйдет в землю. Без войны война идет».
Если треугольник, обращенный вершиной вверх, не станет символом космической обороны, он может стать символом исхода в космос.
Космическая тройка может быть соединена с единицей как идеей спасения человечества, ставшего на путь духовного развития. Такими воинами были, к примеру, рыцари-тамплиеры, защищавшие христиан-паломников в Святой Земле.
ИДЕОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Если пятый исторический цикл это современность, выражением которой является, в частности, западное общество, каким будет следующий шестой? Когда пятерка достигнет вершины, реализовав свои дезидераты – будет накоплено достаточно материальных средств, которые перестанут быть императивом для цивилизации, –наступит момент стабилизации и люди задумаются о новых целях.
Придет момент, когда почва будет удобрена достаточно для того, чтобы появились новые идеи и ценности, которые сформируют лик новой эпохи. Трансформация произойдет на базе информационного общества. Одно из направлений, на которое будет сделана ставка – коммуникация, в рамках которой будут применяться новые подходы, ведь информация – основное средство коммуникации.
В процессе выработки новой ментальности, в которой будет меньше места для материальных ценностей, люди обратятся к непреходящему, хранительницей которого является религия, и в частности, к тем направлениям, которые могут изменить человеческий взгляд, сделав его более спонтанным, непривязанным к каким-либо моделям.
Философия коммуникации, взаимодействия будет важна для шестерки. Ибо суть коммуникации в том, что в этом процессе человек обретает новое. Когда нам что-то передают, мы должны вместить это, что само по себе является вызовом, поскольку пространство человека – интеллектуальное и эмоциональное – ограничено его жизненным опытом; чтобы вместить в себя новое, надо изменить свое бытие. Этот вызов будет обсуждаться в планетарном масштабе, он перестанет быть индивидуальной задачей личности, столкнувшейся с необходимостью перемен. Ибо общество подойдет к тому краю, когда перемены станут необходимостью для всех.
ЭТИКА ШЕСТЕРКИ – ДИАЛОГ
В нашем мире с диалогом большие проблемы. Любой психолог подтвердит вам, что диалог – актуальная проблема: родители не слышат своих детей, которым они прививают те же модели поведения и мышления.
Диалог представляется сложным еще потому, что у него есть техническая часть, к которой можно отнести речь, но также и общую развитость человека, включая способность хорошо владеть словом. Если у человека проблемы с речевым аппаратом, обусловленные физиологическими причинами, это значит, что он априори обречен на непонимание. Вряд ли он будет включен в диалог, в который приглашены участвовать другие.
Или, если человек плохо владеет словом, потому что, к примеру, недостаточно читал или ему не привили любовь к слову, вследствие чего он не умеет строить речевые конструкции, вряд ли он сможет участвовать в диалоге, который предполагает умение слушать-слышать и объясняться. Но, если нет возможности решать проблемы через диалог, человек пытается решить их других путем – через применение силы – насилие, воровство и т. д.
Так, неспособность человека к диалогу отражается и на уровне его жизни, она проявляется в бедности или в проблемах с законом. Неспособность к диалогу выражается во множестве социальных проблем.
Этика диалога означает, что все это понимают и на преодоление этой ситуации сознательно направляют усилия.
Здесь будет важна психология, которая отвечает за взаимоотношения, предлагая способы их улучшения и которая, надо полагать, пойдет в массы. Очевидно, что и количество психологий вырастет, будет множество систем координат, но главное, чтобы они работали и приносили пользу. Впервые психология, как отмечал писатель-мистик Петр Успенский, возникла в рамках религии; психологом является священник, принимающий исповедь верующего в храме. Возможно, вся эта наука о душе человека, сегодня разрозненная, обретет общую структуру, проявится общая картина человеческой души, которую можно будет исследовать так же, как сегодня исследуют клетки и микроорганизмы под микроскопом.
Возможно, эта этика породит новые способы коммуникации в будущем, которые упростят диалог технически, исключив из него, например, необходимость вербально-аудитивного общения и сделав более доступными и понятными те символы, при помощи которых будет общаться человек. Новые способы коммуникации могут сократить одновременно и время, которое человек тратит на общение, перенаправив энергию на достижение других целей.
Интересно, что демократия тесно связана с диалогом. И, например, в древних Афинах наибольшим влиянием и авторитетом пользовались те политики, которые хорошо отточили свою способность говорить публично. Но этично ли лишать права голоса и зачастую любых прав в обществе тех, у кого нет такой способности?
Вероятно, этику диалога будут применять широко и распространят ее также на животных, которые будут рассматриваться как субъект диалога. Не исключено, что их попытаются включить в этот диалог, в случае если появятся соответствующие технические возможности, например, сверхчувствительная техника, которую можно будет использовать для передачи информации, коммуникации.
Свидетельство о публикации №222123101365