Волшебный камень

                День как день -  летом таких много. Но этот - в далёкой деревне, у Лёшкиного деда Матвея, запомнился надолго. Городских курортников, пацанов и девчонок, каждый год на каникулы набирается много.  Село небольшое, но уютное, на берегу реки, сосновый бор. Деревья высоченные упираются макушками в облака. А воздух!  Дышать – не надышаться! По Иртышу нет-нет да пароход проплывет или катер промчится. Какой басом прогудит, поприветствует, а если буксир баржу тянет, тоненько-тоненько свистнет – ждет, когда с берега кто платочком иль рукой махнёт.   Живи и радуйся, одним словом - здорово!
       Компашка сверстников подобралась что надо. С рассвета до обеда дедам да бабкам помощь. В деревне работа найдётся: старики знают, как внучат озадачить. А после молодежь выдвигается гурьбой на пляж в затон, метрах в трёхстах выше по течению. Собираются по интересам. Малышня отдельно – у них игры, только им понятные. У девчонок другие - точат языки, обсуждая деревенские сплетни, охая и ахая. Пацаны собираются серьёзной компашкой возле густых зарослей ивняка. Можно вполголоса и ругнуться, изображая дедов, и рассказать забавный случай о рыбалке или ещё чего приврать.  Место подходящее. Визг, писк, смех звенит по  берегу! Такой громкий, заразительный, что в деревне, наверняка, слышно!  Брызги до самого неба! Вокруг радость и счастье!
  Только Лёхе тоскливо. Спиной прижимался к горячему песку, смотрел на проплывающие облака. Ничего не хотелось – ничего!  Незаметно ладонью смахнул слёзы. Перешёл в шестой класс – значит взрослый! – рассуждал так.  Незачем привлекать внимание. Возникла проблема - решать самому, и нельзя перед друзьями плакаться…

                ***
Две недели назад баба Маша сильно занедужила. Дед вызвал "Скорую". Лёху в дом не пустили, оставили сидеть возле санитарки на лавочке. Доктор несколько раз бегал в машину – забирал то один, то другой прибор…
- Смотрите сами, - выговаривал деду Матвею, спускаясь с крыльца, - мало ли что от госпитализации отказывается. Лучший вариант - положить в больницу, в реанимацию. Сами знаете -  болезнь серьёзная. Ничего теперь не поможет. Надо ждать худшего со дня на день. Лекарство оставил. Не обижайтесь.
Пыль закружилась и понеслась вслед «Уазику». Лёха неожиданно для себя понял, что скоро придется расстаться с любимой бабулей. Некому будет обнять и погладить непослушный вихор на макушке. Никогда больше не попробовать   душистых пирожков с золотистой корочкой. В избе пахло лекарством. Крепко держал худенькую, морщинистую руку и плакал.
- Чего это, внучок?  Не грусти. Денёк- другой полежу и встану.
-Обещаешь?- прошептал сквозь слёзы.
-Обещаю!
Обняла, прижала к груди вихрастую Лёхину голову и поцеловала в макушку.
- Нос кверху и марш в огород деду помогать! Поди, без контроля не справиться вдвоём? И рассмеялась, держась за бок.
Прошла неделя, вторая. Бабе Маше становилось хуже. К вечеру прибегала соседка и ставила укол. Помогал он или нет, сказать трудно. До рассвета слышались приглушённые стоны. Лёха проснулся от тепла шершавой ладони бабы Маши, нежно гладившей непослушные вихры.
-Спи, внучок, спи! Это я так! Тесто на пирожки завела, а то вы последнее время на строгой диете. Да не удержалась, на тебя глядя, вот и разбудила. Спи!
 Повернулась, неуверенно двинулась к кровати. Лёшка вскочил, обнял и помог добраться.
-Чего удумала, поднялась! Прям изголодались! Лежала бы и выздоравливала!
Открылась дверь, и вошёл дед Матвей с банкой, наполненной парным молоком. Поворчал для порядку на бабу Машу...
  До обеда окучивали картошку на огороде. Солнце пекло основательно. После каждого пройденного рядка прятались в тени разлапистой сосны у плетня.  Вода в тот день в колодце казалась удивительно вкусной. Пока дед умывался и пил из ведра,Лёха успел окучить картофельный рядок. Повернулся и увидел, как прибежала соседка, подозвала деда и говорила- говорила, быстро жестикулируя. Тот накинул рубаху и подозвал внука:
- На сегодня хватит! Остальное потом доделаем. Лёш, ты это… иди с ребятнёй, купайся! Вон жара какая стоит! Иди. Я тебя позову. Домой пока не ходи – плавки на тебе, а полотенце возьми, что у колодца висит. Тяпку здесь оставь.
Повернулся и пошёл в сторону избы. Лёха сразу понял: то, чего опасался эти дни, может случиться сегодня и сейчас, но ослушаться деда Матвея не мог и побрёл в сторону затона.

                ***
-Чего, Лёха, сегодня такой смурной? - спросил Санёк и присел рядом на горячий песок. -Может, чего помочь?
Лёха молчал, пытался не подавать виду, но слёзы сами потекли из глаз. Незаметно подтянулись и окружили остальные друзья-мушкетёры.
-Чего тут пытать, и так ясно! Это из-за бабы Маши. Всё село знает. Самая весёлая и добрая бабушка. Чудеса, конечно, бывают, но только в сказках. Жаль, но ничего не поделаешь, - пробормотал рыжий, с веснушками по всей физиономии Колёк.
Колёк, Санёк и Витёк - три брата, внуки деда Игната. Семьи их по разным уголкам страны разбросаны, а вот угораздило родиться в один год, и крепкие, коренастые в любимого деда.
-Оно, конечно, про чудеса правильно. Только, помните, дед рассказывал про волшебный камень. Сказка- сказкой, а что, если попробовать? А найдём, и вдруг получится?  Всё равно без дела сидим, - тараторил Витёк.
-Что ещё за камень?- поинтересовался Алёшка.
Перебивая друг друга, вспомнили толи быль, толи легенду о волшебном камне, которую на днях перед сном рассказал дед Игнат. Тот и приврать мастер, но верить хочется. Оказывается, во всех реках хранится волшебный камень. Небольшой и нетяжёлый. У каждой своего цвета, а по форме- как сердце. Называется «Сердце реки». Вот в нашей реке «Сердце Иртыша». Он постоянно в движении и перемещается то вверх, то вниз по течению. Попадает только в добрые руки тому человеку, кому край-головушка помочь надо! Долго в руках держать нельзя, да и не удержать - ладонь жжёт! Загадал желание - и бросай в воду. Оно сразу же исполнится!
 Убедили Лёху друзья. Ныряли до самого заката, да так камень и не нашли. Да где  найти, когда Иртыш- река своеобразная, дно песчаное, вода мутноватая! Видать, дед Игнат красиво, но приврал. Собираться стали домой. Только Лёхауспокоиться не мог.
 - Ещё один разок нырну и догоню. Идите к девчонкам – я скоро! – крикнул друзьям и нырнул.
Вода мутная, жёлтая, на дне ничего не видно – песок! И вдруг рука нащупала что-то твёрдое, гладкое. Лёшка доплыл до берега, встал на ноги. На раскрытой ладони увидел то, что так долго искали с мальчишками. Прозрачный камень багрового цвета, в виде сердечка с серыми прожилками, припекал, покалывал кожу.
-Пацаны, вот! Он поднял камень над собой. Радость появившейся надежды переполняла. Желание загадал давно. Руку больно жгло. Размахнулся, чтобы кинуть. Но увидел, как коршун выхватил из гнезда на прибрежном дереве маленького птенца, несмотря на крики матери- сороки, и понёс над рекой.
-Да ты что же, паразит, такое делаешь! – возмущениям Лёхиным не было предела,
 - Верни на место!
 Сколько было сил, запустил камень в коршуна. Не попал, а камень упал в реку.
Коршун, всем на удивление, развернулся, положил птенца в гнездо и взмыл ввысь.
Лёха сидел на песке. Слёзы текли по щекам. Ругал себя за непростительную оплошность:
-Ну, что я такой недотёпа! Была же возможность помочь бабе Маше, а я упустил! Надо же было в этого коршуна кинуть!
-Да не переживай! Значит, так должно было случиться! Птицам помог. Смотри, как сорока радуется – трещит о своём счастье на весь белый свет!
Подходя к избе, Лёшка увидел деда Матвея. Тот сидел на крыльце, обхватив лицо ладонями, по небритым щекам текли слёзы. Что было силы, рванул к дому, но добежать не успел. Дверь распахнулась. На пороге стояла баба Маша. Улыбаясь, держала миску с горячими, покрытыми золотистой корочкой пирожками. Плакали все, но то были слёзы радости. Сорока на плетне трещала и трещала, приглашая посмотреть на свершившееся чудо. Неизвестно, что тогда помогло. Волшебный камень. Спасенная Сорока. Доброта или Любовь…


Рецензии
Очень живые чувства!
Хорошо, что рассказ закончился слезами радости.
Всего доброго Вам, удачи и новых творческих успехов!

Михаил Захарович Шаповалов   22.08.2023 12:32     Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.