Старый Ястреб Миле Дедакович
Когда начался процесс распада Югославии, Дедакович вернулся на родину и летом 1991 года принял участие в формировании Национальной гвардии Хорватии. По причине недостатка квалифицированного офицерского состава в Хорватской армии, Дедакович был уже в конце августа того же года назначен командиром гвардейской бригады, дислоцированной в Вуковаре — одном из центров родной для него Восточной Хорватии, который в то время осаждался нео-четниками из вооружённых формирований так называемой Сербской Краины (Mile Dedakoviс Jastreb - Jutarnji list, 14.9.2011). При том, что в самом Вуковаре Дедакович прежде никогда не бывал (Mile Dedakoviс Jastreb - biografski film, 2016).
Чтоб почувствовать обстановку тех дней, стоит процитировать одну из песен хорватского гусляра Миле Краины:
Нападают сербокоммунисты,
Генералы-красные фашисты,
Четники-кровавые бандиты!
...И от Штатов им идёт защита!
(действительно, старший Джордж Буш был странно благожелателен к четникам)
Сербские тузы и генералы
Четникам стволы и бомбы дали,
На хорватов вместе налетали,
Грабили, глумились и взрывали!
Разрушали церкви и гробницы,
Добивали раненных в больницах!!!
(перевод Кирилла Козубского)
1 сентября 1991 года Дедакович возглавил гарнизон Вуковара после отставки Марина Видича, а также стал командиром только что сформированной 204-й Вуковарской бригады, насчитывавшей 1803 бойца (Hrvatski vojnik, сентябрь 2006) которая отвечала за оборону пригородов Вуковара и соседнего города Илок. Тогда же Дедакович получил позывной «Ястреб», связанный с его прежней авиационной службой. Миле сразу же занялся организацией круговой обороны вдоль защитного периметра Вуковара. Город был разделен на оборонительные сектора, приписанные к отдельным добровольческим формированиям (Живой Журнал. - ЮГОСЛАВСКИЕ ВОЙНЫ. ЧАСТЬ 7: ВУКОВАР ИЛИ ХОРВАТСКИЙ СТАЛИНГРАД). Согласно идее Дедаковича, хорваты не должны были сразу же реагировать на действия ЮНА, они должны были атаковать врага в наиболее уязвимых точках. Были сформированы специальные летучие отряды из десяти человек, целью которых стала борьба с танками, вторгнувшимися в пределы оборонительного периметра.
Во время Битвы за Вуковар Югославская народная армия применяла свою излюбленную тактику, разработанную ещё маршалом Тито во 2-ую мировую войну: в первую очередь уничтожать военные больницы. Поэтому все три месяца Вуковарская больница подвергалась целенаправленному обстрелу авиации и артиллерии ЮНА. Для успешного отражения югославских атак хорватские командиры Миле Дедакович и Томислав Мерчеп создали систему окопов, охватывающих смежные районы города. На верхних этажах высотных домов были оборудованы огневые точки, тогда как из самих строений была вынесена вся мебель и все горючие предметы. Подвалы многих зданий были преобразованы в убежища, где можно было переждать артиллерийский или воздушный налёт. Еще одним изобретением хорватов стало использование метеорологических ракет, которые хоть и наносили малый урон, но серьезно деморализовывали противника, предполагавшего, что на вооружении хорватов есть не только автоматы и пулеметы, но и ракеты класса земля-земля, с югославских военных складов.
Миле Дедакович командовал бригадой на первых стадиях сражения за Вуковар, и в те дни ход боевых действий складывался не в пользу хорватов: несмотря на то, что хорватам удалось сковать силы ЮНА и укомплектовать вооружением ряд подразделений Национальной гвардии Хорватии (число бригад которой выросло с 20-ти в конце августа 1991 года до 60-ти к концу ноября), у хорватов не было бронетехники, а гарнизон получал не более одной десятой от того, что требовалось. Многочисленные обращения Дедаковича к президенту Хорватии Франьо Туджману с просьбой выслать бронетанковые подкрепления оставались без ответов. В критический момент на помощь Вуковарскому гарнизону прорвался из Боснии 9-й батальон Хорватских оборонительных сил «Рафаэль Бобан», названный в честь легендарного усташского генерала. Его численность составляла всего 300 бойцов.
30 сентября 1991 г. авиация ЮНА подвергла массированным бомбардировкам хорватские города Вуковар и Осиек, а заодно и приграничный венгерский город Барч.
1 октября 1991 г. хорватами было взято село Маринци, и Дедакович прорвался из Вуковара в Винковцы через линию обороны ЮНА, уступив пост коменданта Бранко Борковичу. Великий хорватский гусляр Миле Краина (1923 — 2014) назвал Борковича - «Ястребом малым» (jastreb mali), в отличие от Дедаковича: 40-летнего «Старого Ястреба» (Jastreb stari). К середине октября Дедакович был назначен одним из участников операции по деблокаде Вуковара, отрезанного от остальной Хорватии. Прорыв блокады начался после успешного наступления хорватов под Маринцами, но эту операцию... остановил лично Туджман своим приказом, изданным под давлением Европейского экономического сообщества. ЕЭС (один из трёх китов будущего Евросоюза) неожиданно потребовал от хорватов прекратить огонь! (Mile Dedakoviс Jastreb - Jutarnji list, 14.9.2011) Таким образом формально-демократический ЕЭС подыграл коммунистам-титовцам!!!
В итоге, «юго-сербские силы» (jugo-srpski snaga) получили перевес и 252-я танковая бригада ЮНА вернула 14 октября под свой контроль все территории, недавно занятые хорватами. И 18 ноября 1991 года героический Вуковар пал.
Вскоре же после оккупации Вуковара (преданного тогдашними мировыми заправилами на заклание) безбожными полчищами коммунистов-титовцев и сербских четников, я написал стихотворение «Хорватская осень». К сожалению, оно не было напечатано по горячим следам событий, и лишь в 30 сентября 2017 году я записал его в книгу отзывов Центра Славянских культур Библиотеки им. Рудомино, который я посетил в день закрытия Недели Хорватии.
Вот текст стихотворения:
Краковский Гвоздь (*) не смогли коммунисты
В череп словенцу забить —
Ныне Кадиевич яростно тщится
Шахматный щит (**) разрубить!
Гибнет Дубровник (***), Далмация стонет,
Кровью окрашен Дунай —
Так в третий раз за столетие входит
Ужас войны в этот край.
Беженский лагерь под Новой Градишкой,
Сарваш, Сисак, Козиброд (***) —
Гибнут бойцы, гибнут жёны, детишки!
Страждет хорватский народ.
Пал Вуковар — но навстречу дум-думам (****)
Гвардия снова идёт
U boj za narod svoj (*****), за честь и культуру,
Древние гимны поёт.
Служит священник под грохот снарядов —
Юноши в круг собрались.
Так воскрешается дух сережанов (******) —
Стражей Военных Границ!
ПРИМЕЧАНИЯ
(*) Первой жертвой бомбежек югославской авиации стало словенское село с удивительным названием Краковский Гвоздь.
(**) Шахматный щит — герб Хорватии.
(***) Жертвы югославских бомбардировок.
(****) Дум-дум — разрывные пули, запрещённые Женевской конвенцией. Их широко использовала ЮНА.
(*****) Строчка из хорватской песни.
(******) Сережаны — граничарский спецназ XVI — XIX веков.
Как известно, в 1991 году мнения россиян по сербо-хорватскому и сербо-словенскому конфликтам резко разделились. И очень многие в России сочувствовали (да и теперь сочувствуют) преступному режиму наследников Тито-Броза. Особо же усердствовали в клевете на хорватский народ такие ложно-патриотические газеты, как «Литературная Россия», «Русский вестник» и «Радонеж». А также «Советская Россия», русско-палестинская газета «Аль-Кодс» и невзоровская программ «600 секунд»... Они дошли до кощунственного перевода стрелок. Когда хорватов, убитых титовцами и четниками, эти издания выдавали за сербов, убитых хорватами!!! Вбросы на эту тему были массированными и невероятно наглыми!
...Дедакович и Боркович осудили изменническое решение хорватского президента об одностороннем прекращении огня на Вуковарском направлении. После чего Старый и Малый Ястребы были объявлены преступниками и 22 ноября 1991 года, вместе с полевым командиром-реэмигрантом Доброславом Парагой, были арестованы полицией. Газета «Slobodni tjednik» тогда же опубликовала запись телефонных переговоров Дедаковича с Франьо Туджманом, в котором Дедакович тщетно просил президента выслать подкрепления. Публикация вызвала массовое недоверие общественности к властям, которые фактически сдали город врагу. Дедакович вскоре был отправлен под суд, вместе со всем руководством Хорватской партии права, по ложному обвинению в подготовке теракта на Банских дворах. А руководимая бывшим титовцем Йосипом Маноличем «Комиссия по Вуковару» именно Дедаковича и Парагу объявила ответственными за падение города-героя.
Однако же, беспристрастный суд оправдал обоих!
После освобождения из тюрьмы Дедакович уволился из рядов Хорватской армии, а руководство Хорватской партии права назначило его инспектором Хорватских оборонительных сил (ХОС). В 1992 году, после убийства боевиками ХВО доблестного генерала ХОС Блажа Кралевича (недавнего реэмигранта из Австралии), Дедакович какое-то время занимался процессом мирного урегулирования конфликта между ХОС и хорватскими регулярными войсками.
В 1996 году Дедаковичем была опубликована книга «Битва за Вуковар», написанная совместно с радиоведущей Аленкой Миркович-Надь. В ноябре 2005 года Дедакович вместе с министром обороны Бериславом Рончевичем занимался сбором всех документов 204-й Вуковарской бригады, а 25 сентября 2006 г. был удостоен торжественного приёма в Вуковаре перед верховным главнокомандующим, тогдашним президентом Степаном Месичем. Без сомнения, Месич во многих отношениях подобен Туджману, но вот умеет иногда делать хорошую мину при плохой игре...
Став инвалидом, Дедакович с супругой Терезой переселился в далматинский городок Новиград (близ Задара). Здесь он частично восстановил разрушенное здоровье. Он пользуется огромным уважением местных жителей, которые зовут его «Ястреб» или «Генерал» (Mile Dedakoviс Jastreb: U Novigradu sam se preporodio. - MAGAZIN OLUJA, 1.3.2014).
Многая лета генералу Миле Дедаковичу!
За вашу и нашу свободу!
Свидетельство о публикации №222123100196