Баллада-диптих о портрете с иллюстрацией

               
                1.


     Любите ли вы живопись, мой друг? разумеется, да, я это чувствую, даже не имея чести узнать вас лично, но тогда, стоя в музее перед каким-нибудь мастерским портретом, вы должны всякий раз вести один и тот же мысленный разговор с самим собой, просто потому, что во все времена и при любых обстоятельствах, пусть и с разной степенью осознанности, все любители живописи вели его, – 
     разговор этот бросает наиболее осмысленный свет как на природу искусства, так и на устройство психики воспринимающего его, то есть в данном случае именно вас, –
     и разговор этот примерно такой. –
     «Почему я не могу оторвать от него глаз?» — «Не знаю». — «Верю ли я в его буквальную жизнь?» — «Нет». — «Считаю ли, что художник его только выдумал?» — «Тоже нет». — «Хочу ли я войти в реальное общение с портретом?»  — «Пожалуй, нет». — «Желаю ли раз и навсегда исключить такой фантастический контакт?» — «Скорее всего нет». — «Допускаю ли я душевное, духовное или иное существование портрета в какой-нибудь потусторонней или просто недоступной мне реальности?» — «Вряд ли». — «Исключаю ли я его категорически?» — «Ничего подобного». — «Приглядываясь внимательно к портрету, не нахожу ли я в нем свойств, скрытых во мне самом?» — «Как будто нет». — «Полностью ли я уверен в моем отрицании?» — «Ни в коей мере». — «Хочу ли я полностью или частично войти теперь или же после моей смерти в измерение портрета?» — «Не хочу». — «Вполне ли я уверен в этом моем желании?» — «Не вполне». — «Отражает ли портрет тайну жизни?» — «Не думаю», — «Значит, он не имеет к ней никакого отношения?» — «Не могу сказать», — и так далее и тому подобное, – 
     а вот та тихая и неуловимая определенность, что притаилась, как тень, между разного рода и в целом куда более отчетливыми неопределенностями, —
     она и есть, пожалуй, душа как портрета, так и тех, кто замер перед ним в магическом созерцании, то есть вас, любезный читатель, –
     но к чему я, собственно, клоню? только к тому, чтобы вы обратили внимание, что никакой живой человек не может смотреть на нас так, как смотрят с полотен самые удавшиеся портреты, хотя нельзя утверждать и того, что портрет в сути своей напоминает ушедших из жизни людей, –
     так кто же тогда герой портрета? задав себе напоследок этот риторический вопрос, вы уж точно продемонстрировали самое что ни есть отменное понимание живописи.


                2.



                Ты ходишь, зритель, но замрешь, как я : 
                присядь, мой друг, в сторонке от меня.
 
                И загляни в музейный католог :
                тебе понравился мой некролог?

                Ты, может, хочешь знать, где я теперь?
                но для тебя закрыта эта дверь.

                Перед тобою столько же путей,
                сколько несходных есть в тебе частей.

                Во мне ж едины целое и часть :
                времен голодных не страшна мне пасть.

                Я так же, как и ты, могу любить,
                и так же, как и ты, любовь забыть.

                Могу смеяться, плакать, воевать,
                по мелочи досадной тосковать.

                Могу с людьми я искренне дружить,
                но и один могу всю жизнь прожить.

                Положим, не дано мне умереть,
                зато могу столетьями стареть.

                Границы все могу перешагнуть,
                хоть пальцем мне нельзя пошевельнуть.

                Но больше я всего люблю смотреть,
                как вынуждены зрители стареть :

                те самые, что так же, как и ты,
                пришли поведать мне свои мечты.

                Часами я гляжу на них подряд –
                и не моргнет пронзительный мой взгляд.

                Кто видит жизнь, как я, то есть насквозь,
                идет с ней рядом, но немного – врозь.

                Вот и тебе пора уже домой –
                спасибо, что ты гость был нынче мой.

                Как будто все сказал я о себе :
                где жизнь, где бытие – решать тебе.


Рецензии