15. Алексей Толстой

Алексей Толстой (1883-1945 г.г.) – русский-советский писатель, он заслуженно входит в когорту самых выдающихся отечественных писателей XX века.

Однако, читая биографическую литературу посвященную Толстому, удивляешься тому, как много злопыхательства звучит по его адресу. Очевидно, объясняется это тем, что в его судьбе, также как и в судьбе Булгакова, большую роль сыграл Сталин. А имя Сталина для наших критиков-либералов, это как красная тряпка для быка - оно само, как и имена всех его сторонников, вызывает их незамедлительную ярость и проклятия.

А.Толстой жил в трудные времена, на переломе двух эпох, и это отразилось на его судьбе. Много недоброжелательства изливалось по его адресу, как со стороны русских эмигрантов, которые заклеймили его как изменника, так и от советских писателей, которые были недовольны его быстрым признанием и успехом на Родине. Однако секрет его необыкновенной популярности и прижизненной славы был прост: он заключался в огромном таланте и необыкновенном трудолюбии. Граф и при этом "гордость советской власти" (так его называли советские деятели), писал один за другим исторические и фантастические романы, издавал сказки и пьесы.

В 2015 году А. Варламов издал книгу "Красный шут", в которой он упрекает писателя во всех возможных и невозможных грехах: в неискренности, в продажности, в стремлении к роскоши. Но читая книгу быстро становится ясно, что истинная причина нелюбви к Алексею Толстому это антисталинизм, ведь Толстой получил аж три сталинских премии первой степени из рук вождя. А все, что связано с именем Сталина со времени хрущевского "разоблачения культа личности" подвергается осуждению. Но ведь несомненно то, что по заслугам получил Алексей Толстой эти премии, доказательством этому служат все его книги. То есть, лютая ненависть к вождю народов у либералов-интеллигентов зашкаливает и изливается обильно на его любимого писателя.

***   
Алексей Николаевич Толстой родился в городе Николаевске Самарской губернии 10 января 1883 года. Отцом его был граф Николай Александрович Толстой. Однако детство будущего писателя прошло в имении обедневшего помещика Алексея Бострома под названием Сосновка. Дело в том, что мать писателя сбежала от своего мужа графа Николая Александровича Толстого к Бострому, когда находилась в интересном положении. 

До 13 лет Алексей считал Бострому своим отцом и носил его фамилию. Мать будущего писателя долгое время старалась вернуть сыну потерянный графский титул. Однако Николай Александрович никак не мог простить жене её неблаговидного поступка и не желал признавать сына. Графом Толстым Алексей Николаевич стал только в 1901 году после скоропостижной смерти отца в Ницце.

Первое время Алексей обучался дома, а затем их семья переехала в Самару. В губернском городе юноша поступил в реальное училище, а по его окончании уехал в Петербург и стал студентом Технологического института. Он учился на факультете механики.

Литературный труд всегда привлекал Алексея. В этом плане пошел он по стопам матери, которая увлекалась писательством и писала романы. Начал Алексей Толстой с поэзии, первый сборник его стихов вышел в 1907 году. Однако он сам считал свои стихи слабыми и перешел на прозу. Отправившись на практику в старинный уральский город Невьянск, Алексей стал собирать местные легенды, исторические факты, изучать достопримечательности. Набранный материал он использовал в своих первых прозаических произведениях. Толстой считал, что каждый писатель должен иметь свой, индивидуальный язык, который нельзя спутать ни с каким другим. Он начинает скрупулезный труд по выработке собственного литературного языка. Материалом для этого служат старинные сказки, фольклор, летописи, труды протопопа Аввакума, судебные акты XVII века.

1907 год стал для Толстого переломным, он бросил учебу в институте и стал заниматься исключительно писательством. Главной темой его творчества стал мир уходящего дворянства, представленный «нелепыми и красочными чудаками». Вскоре вышел в свет его первый сборник повестей и рассказов «Заволжье». А затем
выходит прозаический сборник под названием «Сорочьи сказки». Книги Толстого сразу получили признание и огромный успех:
«Толстой — несомненный талант, писатель-реалист, “восходящая звезда”, — писал Брюсов. — Сейчас Толстой самый видный из молодых беллетристов… он уже настолько на примете, что даже неудачи его интересны».
Горький сообщал своим адресатам: «Обратите внимание на Алексея Н. Толстого, прочитайте его “Заволжье” и рассказы в “Аполлоне” — стоит!". «В нашей литературе восходит новая сила, очень вероятно, что это будет первоклассный писатель, равный по таланту своему однофамильцу. Я говорю об Алексее Толстом».

А сам Толстой писал тетушке Марии Леонтьевне 20 сентября 1910 года: «Положение мое упрочается, и все мне прочат первое место в беллетристике, не знаю, как это выйдет».
Так 27-летний граф стал известным прозаиком. Вскоре издатель «Шиповника» С.Ю. Копельман предложил Толстому договор на очень лестных для молодого писателя условиях: издательство обязывалось платить за право печатания всех произведений А.Н. Толстого ежемесячно по 250 рублей при отдельной оплате каждого нового произведения.

В 2001 году Алексей женился на красавице Юлии Рожанской, с которой он познакомился на репетициях в любительском театре. Юлия стала студенткой медицинского института, и вскоре у них родился сын Юра. К сожалению, он скончался в пятилетнем возрасте. В 1910 году супруги оформили развод. ПО мнению окружающих: «Они не совпадали по характеру. Общительный Алексей Толстой, любящий богемную суету, и спокойная, уравновешенная домоседка Юлия Васильевна".
Позднее Толстой сошелся с художницей Софьей Исааковной Дымшиц, в этом союзе родилась дочь Марианна. 

Современники удивлялись трудоспособности писателя, он работал поистине без устали. В 1911 году из-под его пера выходит роман под названием «Две жизни», в 1912 году — роман «Хромой барин». Затем была повесть «За стилем», сборник рассказов, пьесы, которые пользовались большим успехом в московском Малом театре. Писатель живет насыщенно, он успевает не только творить, но и быть в курсе всех событий- посещает вечеринки, выставки, театр.

В 1914 году началась первая мировая война. Пойти на фронт добровольцем, как Гумилев, Толстой не мог, его не взяли по причине повреждения лучевого нерва (летом 1901 года он сильно поранил руку), но он стал военным корреспондентом. Приемному отцу Алексей писал: "Я работаю в “Русских ведомостях”, никогда не думал, что стану журналистом, буду писать патриотические статьи. Так меняются времена. А в самом деле я стал патриотом. Знаешь, бывает так, что юноша хулит себя, презирает, считает, что он глуп и прыщав, и вдруг наступает час, когда он постигает свои духовные силы (час, которому предшествует катастрофа), и сомнению больше нет места. Так и мы все теперь: вдруг выросли, нужно делать дело — самокритике нет места — мы великий народ — будем же им».

Как военный корреспондент Алексей Николаевич лично путешествовал во всем фронтам и по крупице собирал всевозможную информацию о текущих событиях. «Русские ведомости» содержали отдельную колонку под названием «От нашего корреспондента», в которой Алексей Толстой рассказывал о том, что видел на фронте, и вкратце передавал ход событий. Как правило, в названии каждого очерка указывалось географическое место того или иного сражения времен Первой Мировой войны. Алексей Николаевич побывал на Волыни, в Галиции и на Кавказе. Целая серия его журналистских статей была посвящена жизни русских солдат в окопах и особенностям содержания военнопленных в тот период.

Толстой восхищался храбростью и национальными ценностями русского народа. Он считал, что совместная борьба россиян против завоевателей и ненавистников делала их только сильнее и крепче духом. В 1916 году военный корреспондент Алексей Николаевич Толстой отправился в путешествие по западному театру боевых действий. Он побывал во Франции и в Англии, что позволило ему получить полную картину о происходящих военных событиях на Западном фронте.

На фронте же Толстой встретился с поэтессой Натальей Крандиевской, которая работала сестрой милосердия. До войны она была светской дамой, женой успешного адвоката Федора Волькенштейна. Наталья была красива и талантлива, вот как вспоминал ее, свою ученицу, Иван Бунин: «Она пришла ко мне однажды в морозные сумерки, вся в инее — иней опушил всю ее беличью шапочку, беличий воротник шубки, ресницы, уголки губ — я просто поражен был ее юной прелестью, ее девичьей красотой и восхищен талантливостью ее стихов…»

Позднее Наталья подробно рассказала о том, что произошло между ней и А.Толстым:
«Началом моего брака с А.Н. Толстым я считаю 7 декабря 1914 года. Тогда с вокзала я вернулась домой. Дома меня ожидал Толстой.
— Вы? — воскликнула я. — Что вы здесь делаете?
Он не отвечал, подошел и молча обнял меня.
Не знаю, как случилось потом, что я оказалась сидящей в кресле, а он — у ног моих. Дрожащими от волнения пальцами я развязала вуаль, сняла шляпу, потом обеими руками взяла за голову, приблизила к себе так давно мне милое, дорогое лицо. В глазах его был испуг почти немыслимого счастья.
— Неужели это возможно, Наташа? — спросил он тихо и не дал мне ответить».
 
А затем посыпались к ней письма влюбленного и счастливого Алексея:
«Наташа, душа моя, возлюбленная моя, сердце мое, люблю тебя навек. Я знаю — то, что случилось сегодня, — это навек. Мы соединились сегодня браком. До сих пор не могу опомниться от потрясения, от той силы, какая вышла из меня, и какая вошла из тебя ко мне. Я ничего не хочу объяснять, ничему не хочу удивляться. Я только верю всем моим духом — что нас соединил брак, и навек. Я верю, что для этого часа я жил всю свою жизнь. Так же и ты, Наташа, сохранила себя, всю силу души для этого дня. Теперь во всем мире есть одна женщина — ты. Я понял, теперь только почувствовал силу твоей женственности. Душа твоя, белая, ясная, горячая; женственность твоя глубокая и томительная, она потрясает медленно и до конца. Но я знаю, что мы едва только коснулись любви.. Когда мы соединимся, мы опять сойдем на землю, но преображенные, и земля будет чудесной для нас, и мы будем казаться чудесными людьми. Мы возьмем от любви, от земли, от радости, от жизни все, и когда мы уснем до нового воскресения, то после нас останется то, что называют — чудом, искусством, красотой. Наташа, душа моя, милая моя женщина. Прости за весь сумбур, который я написал, — но мне хочется плакать от радости. Я тебя люблю, желаю тебя, ты осуществилась наяву, нечаянно как молния вошла в меня. Жду твоего письма. Люблю тебя. Прошу — ничего не говори, я боюсь — он тебя убьет, сам этого не желая».

«Наташенька моя, если бы ты знала, как я люблю тебя, как предан тебе. При мысли о тебе я взволнован и испуган немного и почтительно. Представляю тебя нежную, легкую, своевольную душеньку, умную и бестолковую, изменчивую и ласковую. Я чувствую тебя всем духом, всем телом. В тебе сочетание родного, женского, милого с вечно ускользающим своеволием и потому опасным».

«Душенька моя, очарование мое, ты принесла мне такое счастье, о котором я не мог мечтать, потому что не знал, что можно так любить и так полно существовать. Наша жизнь еще только начинается, и нашей любви и счастью нет конца… Выше тебя, прекраснее тебя я не знаю, благословляю Господа за то, что он послал мне тебя».

наталья давно и тайно любила Алексея, она развелась и стала его женой. Он позднее вспоминал: «Война и женитьба на Наталье Васильевне Крандиевской были рубежом моей жизни и творчества. Моя жена дала мне знание русской женщины». Ее образ позднее Толстой увековечил в романе "Хождение по мукам". Наталья- это Катя, а Даша- ее младшая сестра. 

***
Тем временем, в России усиливались революционные настроения. Февральскую революцию Толстой принял с энтузиазмом. Он тогда был счастлив — любимая жена, недавно родившийся сын Никита, любимая страна, в будущее которой он верил.

Ему было важно сохранение и сбережение России и когда летом 1917 года Гершензон в присутствии Толстого стал приветствовать массовое дезертирство и хвалить большевиков, то Толстой «возражал горячо, резко и, проводив Гершензона, сказал: "Все дело в том, что этому умнику на Россию наплевать! Нерусский человек. Что ему достоинство России, национальная честь!"

А октябрьскую революцию Толстой, как и многие другие русские писатели-интеллигенты - Бунин, Горький, Куприн, Шмелев и др., не принял. Уже в ноябре 1917 года начались "хождения по мукам" у семьи Толстого. Его записи из дневника:

1 ноября: "Тяжелыми снарядами обстреливают рядом с нами Казаковский дом. Почти все жильцы перебрались вниз. С той стороны несколько окон разбиты пулями. Газ плохо горит. Хлеба нет. Телефоны не работают.. В сумерки Москву покрыл густой туман. За время всех этих событий отошли, растаяли все прежние интересы, желания, цели. Осталось только одно: Наташа и сын. Богатство, слава, роскошь жизни — все это стало ничтожным, ненужным, не важным. Теперь бы жить в тихом городке на берегу моря, тихо, строго и чисто. Пришли снизу, велели гасить весь свет. Ожидается ночная атака…»
3 ноября. "Наташа надела платочек, пошли к Крандиевским. Дюна в слезах: “Потому плачу, что до сих пор не плакала”.
"Чувство тоски смертельной, гибели России, в развалинах Москвы, сдавлено горло, ломит виски».
Илья Эренбург вспоминал: «Алексей Николаевич Толстой мрачно попыхивал трубкой и говорил мне: “Пакость! Ничего нельзя понять. Все спятили с ума…”

Бунин покинул Москву в мае 1918 года. Толстой — в августе. Уезжали впятером — Толстой с женой, двое детей — Федор и Никита, которому не исполнилось и полутора лет, и няня Юлия Ивановна Уйбо. Вначале в Харьков, а затем в Одессу. В Харькове Толстой дал свое первое интервью. Неожиданно в этом интервью прозвучали оптимистичные нотки веры в будущее России:
«Я верю в Россию. И верю в революцию. Россия через несколько десятилетий будет самой передовой в мире страной. Революция очистила воздух, как гроза. Большевики в конечном счете дали страшно сильный сдвиг для русской жизни. Теперь пойдут люди только двух типов, как у нас в Москве: или слабые, обреченные на умирание, или сильные, которые, если выживут, так возьмут жизнь за горло мертвою хваткой. Будет новая, сильная, красивая жизнь. Я верю в то, что Россия подымется».

А в апреле Толстой с семьей отплывают на пароходе в Константинополь. Он записывал в те дни в дневнике:
«Вечерня на палубе. Дождичек. Потом звездная ночь. На рее висит только что зарезанный бык. Архиепископ Анастасий в роскошных лиловых ризах, в панагии, служит и все время пальцами ощупывает горло, точно там его давит. Говорил слово… Мы без родины молимся в храме под звездным куполом. Мы возвращаемся к истоку св. Софии. Мы грешные и бездомные дети… Нам послано испытание…
Плакали, закрывались шляпами, с трудом, с болью…
Богачи и старые дамы, сидящие всю ночь на сундуках.. Вонь и смрад темных трюмов. Хвосты с утра повсюду. Настроение погрома. Злоба и тупое равнодушие. Никто не сожалел о России. Никто не хотел продолжать борьбу. Некоторое даже восхищение большевиками. Определенная, открытая ненависть к умеренным социалистам, к Деникину».

Даже на пароходе, в этих нечеловеческих условиях, Толстой продолжал работать, даже. Вот воспоминания его приемного сына Федора Крандиевского:
«В первый же день утром в углу трюма, освещавшегося открытым наверху люком, я увидел перевернутый ящик из-под консервов, на котором стояла пишущая машинка “Корона”. На другом маленьком ящике сидел Алексей Николаевич, обвязанный по-прежнему шерстяным кашне с английской булавкой наверху. Он стучал на машинке. Останавливался и после долгой паузы отстукивал следующий абзац. Он работал. В своей обычной манере: несколько слов рукой на листе бумаги, а затем сразу на машинке несколько фраз… Он не мог не работать. Работа была для него почти физической потребностью. За мою долгую жизнь рядом с отчимом были лишь считанные дни, когда он не работал». Иван Бунин тоже признавал, что Толстой отличался "редкой талантливостью" и трудолюбием ("когда садился за работу, то все кипело - работник был он первоклассный").

Прибыли в Константинополь, а затем в Париж. Своё отношение к большевикам Толстой формулировал так: «Вы не поверите, до чего я счастлив, что удрал наконец от этих негодяев, засевших в Кремле». В рассказе 1918 года «Как я был большевиком», Алексей Толстой писал: «Я ненавижу большевиков физически. В годы революции погибли два моих брата, восемь человек моих родных умерли от голода и болезней, я сам страдал ужасно. Мне было за что ненавидеть большевиков. Россия разрушена и залита кровью, содрогается смертельно».

О жизни Толстого во Франции сохранились воспоминания близких.
«Денег на жизнь не хватало. Не было никаких перспектив выбраться из нищеты. В припадке отчаяния он даже подумывал о самоубийстве», — вспоминал Федор Крандиевский. Любимая жена, Наталья Васильевна Крандиевская, пишет кратко, что «жизнь в Париже была трудной».

Оба крутились, чтобы как-то выжить, тесно общаясь своим эмигрантским кругом.  Наталья Крандиевская стала подрабатывать швеёй, а Алексей Николаевич без устали писал. В Париже он написал свой первый роман «Сёстры» из трилогии «Хождение по мукам», «Графа Калиостро», пьесу «Любовь — книга золотая», несколько исторических вещей и небольших рассказов о современной, в том числе и эмигрантской жизни. Но больше всего славы принесла Алексею Толстому в эмиграции автобиографическая повесть «Детство Никиты».

Здесь Толстой подружился с писательницей Надеждой Тэффи. Она вспоминала:
"Он приехал в Париж с женой, милой, красивой и талантливой поэтессой и двумя детьми.. Мы все Толстого любили. Он был занятный собеседник, неплохой товарищ и, в общем, славный малый. В советской России такие типы определяются выражением «глубоко свой парень».
Его исключительный, сочный, целиком русский талант заполнял каждое его слово, каждый жест. Ходил он по Парижу, словно Иванушка из сказки по царским палатам, с разинутым ртом, и ни Париж ему, ни он Парижу ни с какой стороны не подходили. Французскому языку до конца дней своих не выучился, разыскал с помощью художника Шухаева русскую баню и мятные пряники и так, целым, нетронутым монолитом, и отбыл на родину.
Недостатки его были такие ясно-определенные, что не видеть их было невозможно. И «Алешку» принимали таким, каков он был. Многое не совсем ладное ему прощалось. Даже такой редкий джентльмен, как М. Алданов, дружил с ним и часто встречался. И когда Толстой уехал из Парижа, нам очень его не хватало. Жизнь потускнела, вытрясли из нее соль и перец..
Последний год своего парижского бытия он сильно приуныл. Друзьям признавался честно: "Здесь больше делать нечего. Ни с кого ни гроша не вытянешь. Одной литературой не проживешь. Зовут в Берлин. Попробую". Осенью 1921 г. Алексей Толстой с семьёй переехал из ненавистного ему Парижа в Берлин.

***
В Берлине Толстой начинает печататься в газете, так называемых сменовеховцев, «Накануне» и в ее литературном приложении. «Накануне» издавалась в Берлине на советские деньги – на сей счет никто не обманывался, эмигранты газету не любили, презирали, стыдились самого факта ее существования, этого соблазна, искушения для бедной эмигрантской и нищей советской публики. «С грустью должен Вам сообщить, что моральный престиж „Накануне“ в Берлине и особенно в Москве (да, да) весьма низок", – писал харбинский сменовеховец Н. А. Ухтомский своему другу.

Причины перемены отношения Толстого к советской власти можно прочесть в "Хождении по мукам". Дело в том, что Толстой-художник часто опережал Толстого-мыслителя. Художник перешел на сторону красных раньше гражданина. Толстой был совсем не из тех, кто продается за чечевичную похлебку, его подкупала растущая мощь Советской страны, мощь нового русского государства, империи, которую интуицией художника он издалека узрел и к которой по контрасту со слабостью эмиграции потянулся и слушал всем телом, всем сердцем, всем сознанием. И отсюда — высказанная в «Хождении по мукам» вера в воскресение России: «Уезд от нас останется, — и оттуда пойдет русская земля…»

Сменовеховцы предлагали отказаться от бесперспективной борьбы с советской властью и перейти от конфронтации к сотрудничеству. В 1922 году Толстой написал открытое письмо Н.В. Чайковскому, в котором объяснил причины изменения своего мировоззрения. Он писал:
«В эпоху великой борьбы белых и красных я был на стороне белых. Я ненавидел большевиков физически. Я считал их разорителями русского государства, причиной всех бед.. Жизнь в эмиграции была самым тяжёлым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины, невесомым, бесплодным, не нужным никому ни при каких обстоятельствах..
Задача газеты „Накануне“ не есть,. борьба с русской эмиграцией, но есть борьба за русскую государственность..
Я же, сотрудник этой газеты, вошедший в нее на самых широких началах независимости, политической борьбы не веду, ибо считаю, что писатель, оставляющий свое прямое занятие – художественное творчество для политической борьбы, поступает неразумно, и для себя и для дела вредно.
В существующем ныне большевистском правительстве газета „Накануне“ видит ту реальную, – единственную в реальном плане, – власть, которая одна сейчас защищает русские границы от покушения на них соседей, поддерживает единство русского государства и на Генуэзской конференции одна выступает в защиту России от возможного порабощения и разграбления ее иными странами..»

Во время работы в «Накануне» Толстой сумел добиться от Советов значительных уступок, чтобы добиться максимально бесцензурного, не стесненного идеологией подбора текстов. Даже люди, настроенные по отношению к «Накануне» враждебно, признавали: «В России нет прессы, „Накануне“ – форточка для них, пропускающая свежий воздух свободной Европы».

Толстой сумел помочь многим писателям, у которых не было иной возможности печататься. В «Накануне» издавались советские писатели- Пришвин, М. Зощенко, Александр Грин, В. Катаев, Вс. Иванов, Вл. Лидин, О. Мандельштам, Г. Шенгели, Н. Асеев, А. Ахматова, Б. Пильняк, М. Волошин, Вс. Рождественский, К. Чуковский, А. Неверов, а из эмигрантов -Соколов-Микитов, Георгий Венус, Вадим Андреев и Роман Гуль. «Накануне» печатала начинающего Булгакова. Фактически не кто иной, как Алексей Толстой вытащил Михаила Булгакова из безвестности и нищеты, создав новое литературное имя.

Тэффи вспоминала, что после "смены вех" поднялась против Толстого отчаянная эмигрантская газетная травля. Его так трепали, что оставаться за границей было почти невозможно. Оставалось одно — ехать в Россию.
Толстой жаловался Тэффи: "Кинулись рвать, как свора собак. Да и все равно лучше уехать. Ты понимаешь, что мне без России жить нельзя. Я иссяк. Мне писать не о чем. Мне нужны русские люди и русская земля. Я еще многое могу сделать, а здесь я пропал. Да и возврата мне нет".

Об этом он писал и в письме Чуковскому: «Не знаю, чувствуете ли вы с такой пронзительной остротой, что такое родина, своё солнце над крышей?»

В 1922 г. Толстой познакомился с Максимом Горьким, когда тот приезжал в Берлин. Горький его уговаривал – можно же вернуться на родину, там и признание, и тиражи будут многотысячные, и гонорары соответствующие. И большевики уже не такие изверги, как раньше, у них теперь НЭП – Новая экономическая политика.

Алексей Николаевич уже и сам понимал, что без России ему не жить. В мае 1923 года он съездил ненадолго в Россию и был приятно удивлён теплым приёмом. Жизнь на Родине вроде начала налаживаться, частное предпринимательство разрешили, на рынках изобилие продуктов. Сам Троцкий гарантировал ему неприкосновенность. Окончательное решение было принято и в конце лета 1923 Толстой вместе с другими сменовеховцами возвращаются в Россию, уже советскую. Вслед им летят проклятия от русской эмиграции, они происшедшего так и не поняли, а может быть просто завидовали..

***
Советское правительство благосклонно встретило беглого писателя. Ступив на родную землю, Алексей Николаевич, как вспоминал Чуковский, «сразу же впрягся в работу, не давая себе никакой передышки». Впечатления от жизни в эмиграции отразились в повестях Толстого «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924), «Эмигранты» (1930) и рассказе «Чёрная пятница» (1924).

Однако, первое время ему было нелегко в России. Советские писатели встретили его настороженно и враждебно. Даже Булгаков, для которого Толстой так много сделал, печатая его произведения в "Накануне" и сделав его имя известным, весьма критически отзывался о нем в своем дневнике. Но в реальности искал его дружбы и содействия.

В 1927 году Толстой принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк». После этого пошли другие произведения –он доработал «Аэлиту», написал «Гиперболоид инженера Гарина», рассказ-утопию «Голубые города». Советские читатели не сразу приняли фантастику, со скепсисом к творениям «красного графа» отнеслись и его коллеги – Иван Бунин, Корней Чуковский, Юрий Тынянов. И только Максим Горький сразу предсказал, что эти произведения станут очень популярными.

Толстой продолжал работу над трилогией "Хождение по мукам". В 1928 году вышла в свет вторая книга трилогии - роман «Восемнадцатый год». Это уникальное не только художественное, но и историческое произведение. Вот как Толстой описал жизнь довоенного Петербурга:
«То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности. Девушки скрывали свою невинность, супруги — верность. Разрушение считалось хорошим вкусом, неврастения — признаком утонченности. Этому учили модные писатели, возникавшие в один сезон из небытия. Люди выдумывали себе пороки и извращения, лишь бы не прослыть пресными.
Таков был Петербург в 1914 году. Замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго — предсмертного гимна, — он жил словно в ожидании рокового и страшного дня. И тому были предвозвестники — новое и непонятное лезло изо всех щелей».

Этому упадническому бытию Толстой противопоставил здоровых русских людей — сестер Катю и Дашу, инженера Телегина и офицера Рощина. Петербург — это болезнь, которой так или иначе, легче или тяжелее больны толстовские герои. Это то, что должна исторгнуть из себя Россия. Трилогия «Хождение по мукам» в этом смысле — гимн устойчивой, традиционной национальной жизни, о которой мечтал писатель.

Герои Толстого любят Россию, их сердцу не тяжело, но легко, светло от любви. Они предназначены для жизни, не смерти. Для них Россия не кончена, но подлежит воскресению. Последнее для нашего героя абсолютный постулат. Не так важно, кто Россию воскресит, важно — что она воскреснет. Это могли бы сделать белые, но не сделали, и тогда Толстой и его персонажи неизбежно повернулись в сторону красных. Спасение России придет не из эмиграции, пусть даже она и чище и благороднее. Оно придет из России. Из глубины.

А то, на чем настаивал Иван Бунин, что народ оскотинел, верно ли это? В конце концов, и те, кто преодолевал в семнадцатом веке смуту, отнюдь не были героями с убеленными ризами и в смутное время вели себя по-разному. Толстой точно знал, что история чистыми руками не делается, и белые Россию не спасли и не воскресили точно. А вот сделали ли это красные — вопрос, на который писатель пытался ответить всю свою жизнь.

Закончив трилогию «Хождение по мукам», литератор решил заняться книгой для детей. Вскоре из-под его пера выходит замечательная сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Писатель использовал для своей истории произведение Карло Коллоди о деревянном человечке Пиноккио. Но это был не плагиат, а глубокая переработка исходного материала. 

В 1929 году на сцене МХАТа поставлена пьеса Алексея Толстого «Петр Первый». В своей автобиографии Толстой упомянул о том, что «Постановка первого варианта «Петра» во 2-м МХАТе была встречена РАППом в штыки, и ее спас товарищ Сталин, тогда еще, в 1929 году, давший правильную историческую установку петровской эпохе». Сталин сказал, что «пьеса прекрасная, жаль только, что Петр выведен в ней недостаточно героически».

Над двухтомным романом о «Петре» Толстой трудился целых 16 лет. Работал он и над 3 частью, но завершить её так и не успел. Тем не менее два тома, вышедшие из-под пера Алексея Николаевича, получили не только государственное признание, но и радушно были встречены коллегами по литературному цеху. «Я в восхищенье от толстовского «Петра» и с нетерпеньем жду его продолженья», — писал Пастернак.  «Перечитывал «Петра» Алексея Толстого вчера на ночь. Очень талантлив!» — вторил ему Бунин. «Пётр» — первый в нашей литературе настоящий исторический роман, книга — надолго", — резюмировал Горький.

Илья Эренбург писал о А. Толстом: «В этом громадном, грубоватом человеке много подлинной любви и нежности. В уюте его повестей (уют, от которого в ад запросишься), точно в глыбе, бесформенной, уродливой, таится, как крупица золота, любовь. Весь смысл — в ней, только в глуби она, разыскать надо, не дается, как хромой барин, на брюхе валяйся, грязью обрасти — тогда получишь.. Толстой средь нас сладчайший поэт любви, любви всегда, наперекор всему, на краю смерти и после нее, вовек пребывающей трепетной птицей, облаком, духом.."

***.
Благодаря трудолюбию и великому таланту граф Толстой постепенно добился огромного успеха в советской России, и начал жить достойно. Его биограф А.Варламов совершенно беспочвенно утверждает, якобы Толстой стремился к роскоши. Ну какая-такая роскошь, жил он в 2-комнатной квартире в Москве и имел двухэтажную дачу в Барвихе. Да сейчас так любой москвич живет. Говорят, что писатель любил красоту во всем, но разве это плохо? Еще Достоевский писал, что "красота спасет мир". Однако к творчеству Толстого внешние обстоятельства отношения не имели, благодаря своей увлеченности, таланту и трудолюбию он состоялся бы в любых условиях.

В 1934 году Толстой принял участие в подготовке и проведении Первого всесоюзного съезда советских писателей, на котором выступил с докладом о драматургии.
В 1930-е годы он регулярно выезжал за границу (Германия, Италия — 1932, Германия, Франция, Англия — 1935, Чехословакия — 1935, Англия — 1937, Франция, Испания — 1937). Участник Первого (1935) и Второго (1937) конгрессов писателей в защиту культуры.

Творческая одарённость Толстого проявлялась во всех его произведениях. Но в России его чествовали как писателя советского. В 1936-м на съезде Советов председатель Совета народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов во всеуслышание заявил: «Передо мной выступал всем известный писатель Алексей Николаевич Толстой. Кто не знает, что это бывший граф Толстой! А теперь? Один из лучших и самых популярных писателей земли советской…»

20 июня 1936 года вместе со Сталиным и членами правительственной комиссии Алексей Толстой нёс по Красной площади урну с прахом Максима Горького. В 1936—1938 годах, после смерти Горького, он возглавлял Союз писателей СССР. С 1937 года стал депутатом Верховного совета СССР 1-го созыва, с 1939 — академиком АН СССР. В 1937 году вышел знаменитый роман «Хлеб» о гражданской войне и роли в ней Иосифа Сталина. 

Зато недоброжелателей и завистников вокруг писателя расплодилось немеряно. О нем слагали анекдоты, в которых Толстой, якобы, переобувался в воздухе, лебезил перед новой властью и бросался на колени перед генеральскими конями. Конечно, все это были дешевые выдумки, ведь после Октябрьской революции Толстой совсем "не переобувался в воздухе, а был вынужден эмигрировать". Сам Толстой все эти байки и слухи воспринимал очень спокойно. Потому что не был лишен здравого чувства юмора и самоиронии.

Он попадал в скандальные истории, однако примечательно то, что сам писатель никогда не устраивал провокаций. Однажды поэт Осип Мандельштам прилюдно отвесил графу "леща", якобы за оскорбление жены. Потом и Даниил Хармс написал шарж на Толстого. В общем, ему изрядно доставалось. И, как замечали современники, одной из главных причин всего этого была банальная писательская зависть.

Он, как и раньше посильно поддерживает других писателей. Благодаря Толстому в 1940 году был издан сборник стихов Ахматовой; вместе с Фадеевым и Пастернаком Толстой пытался представить эту книгу на Сталинскую премию, попытка, однако, не увенчалась успехом. И таких историй множество. Толстой вступался, впрягался, спасал. Но больше всего он людям прощал. Этот большой, шумный, веселый человек был одарен от природы удивительной человеческой незлобливостью, он никогда не мстил своим обидчикам, чтобы там не сочиняла Надежда Мандельштам.

22 июня 1941 года Толстой завершил работу над заключительной частью трилогии «Хождение по мукам» — «Хмурое утро».

***
Началась Великая Отечественная война. Толстой был одним из фактических соавторов знаменитого обращения Молотова — Сталина 1941 года, в котором советские лидеры призывают народ обратиться к опыту великих предков:
"Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!" (Речь Сталина на параде Красной армии 7 ноября 1941 года).

В годы войны Алексей Толстой написал около шестидесяти публицистических материалов (очерков, статей, обращений, зарисовок о героях, военных операциях), начиная с первых дней войны (27 июня 1941 года — «Что мы защищаем») и до самой своей смерти, в конце зимы 1945 года. Самым известным произведением Алексея Толстого о войне считается очерк «Родина».

Осенью 1941 года писатель был эвакуирован под Горький и более двух месяцев (в течение сентября—ноября) проживал на даче в санатории «Зимёнки» на берегу Волги.
Он продолжал создавать начатый в 1929 году исторический роман «Пётр Первый».

30 марта 1943 года в газете «Известия» было опубликовано письмо Толстого к Сталину с просьбой направить сто тысяч рублей Сталинской премии за роман «Хождение по мукам» на постройку танка. Ниже редакция поместила ответ Сталина, который заканчивался так: "Ваше желание будет исполнено. И. Сталин"

Толстой начал работать над пьесой об Иване Грозном в октябре 1941 года, но зарождение замысла относилось еще к середине 30-х годов. 31 января 1935 года В. Д. Бонч-Бруевич писал А. М. Горькому: «Алексей Николаевич.. очень много посвящает времени истории Иоанна Грозного, собирает материалы – книги, портреты – и говорит, что в его сознании Петр имеет свои истоки в Иоанне Грозном и что Иоанн Грозный для него даже интереснее, чем Петр, колоритнее и разнообразнее. Хочет о нем писать». Первая часть пьесы «Орел и орлица» была закончена в феврале 1942 года.

В статье «Над чем я работаю» («Огонек», 1943, № 3, 17 января) Толстой писал: «Я работаю сейчас над драматической трилогией «Иван Грозный». Время Грозного, XVI век, – это эпоха создания русского государства. Личность и дела Ивана Грозного в силу ряда причин искажались историками. Только теперь, на основании недавно открытых документов, русская историография вернулась к этой эпохе, чтобы по-новому осветить ее. Эпоха Грозного – это эпоха русского ренессанса, которая, так же как эпоха Петра Великого, отразила огромный подъем творческих сил русского народа".

С пьесой Алексея Толстого об Иване Грозном все вышло очень сложно. В начале ее разнес в статье М.Б.Храпченко, сказав, что "пьеса А.Н. Толстого не решает задачи исторической реабилитации Ивана Грозного". В итоге пьесу опубликовали тиражом всего 200 экземпляров. Для человека, давно привыкшего к успеху и отвыкшего от критики, это должно было стать сильным ударом.

Алексей Толстой написал продолжение («Трудные годы»), и направил Верховному главнокомандующему письмо, в котором проявляется его патриотизм: 
«История советского двадцатипятилетия и неистощимые силы в этой войне показали, что русский народ — почти единственный из европейских народов, который два тысячелетия сидит суверенно на своей земле— таит в себе мощную, национальную, своеобразную культуру, пускай до времени созревавшую под неприглядной внешностью. Идеи величия русского государства, непомерность задач, устремленность к добру, к нравственному совершенству, смелость в социальных переворотах, ломках и переустройствах, мягкость и вместе — храбрость и упорство, сила характеров, — все это особенное, русское, и все это необычайно ярко выражено в людях шестнадцатого века. И самый яркий из характеров того времени — Иван Грозный. В нем — сосредоточие всех своеобразий русского характера, от него, как от истока, разливаются ручьи и широкие реки русской литературы. Что могут предъявить немцы в 16 веке? — классического мещанина Мартина Лютера?»

Сталин, прочитав произведение о Грозном говорил: "Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким. Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал.. Нужно было быть еще решительнее".

Многие произведения «красного графа» были экранизированы. Это «Хромой барин», «Хождение по мукам». Есть целый ряд фильмов, основой для которых стали книги Алексея Толстого: «Детство Никиты», «Гиперболоид инженера Гарина», «Золотой ключик», «Аэлита», «Формула любви», «Петр Первый», «Юность Петра».

Алексей Толстой стал одним из немногих авторов, получивших Сталинскую премию I степени в области литературы и искусства несколько раз. В 1941 году он был удостоен её за первые две части «Петра I», в 1943 году – за трилогию «Хождение по мукам», в 1946 году, уже посмертно – за пьесу «Иван Грозный».

***
С Натальей Крандиевской Алексей Толстой прожил 21 год. У них выросли 2 сыновей- Никита и Дмитрий.
В 1935 году они развелись и Толстой женился на своей секретарше Людмиле Крестинской-Баршевой. Говорили, что он был буквально околдован этой молодой женщиной необыкновенной красоты. Он ей писал полные любви письма и она не могла не ответить на его чувства:
"Любимая, обожаемая, прелестная Мика, вы так умны и чисты, вы так невинны и ясны, — чувствуешь, как ваше сердце бьется, прикрытое только легким покровом… Мика, люблю ваше сердце, мне хочется быть достойным, чтобы оно билось для меня… Я никогда не привыкну к вам, я знаю — если вы полюбите — вы наполните жизнь волнением женской и человеческой прелести, я никогда не привыкну к чуду вашей жизни".

Читая письма А. Толстого, понимаешь, почему он был так любим женщинами. Причина была та же, что и в случае внешне невзрачного, но великого поэта и человека Ф. Тютчева: они оба умели красиво любить! А ведь женщины любят ушами!

В 1936 году А. Толстой приехал в Париж с молодой женой. Он стремился помочь русским эмигрантам, которые, как правило, жили в нужде, вернуться на Родину. А. Куприн к нему прислушался и вернулся в Россию. По возвращении в СССР Куприн говорил о радости встречи с родиной, о трудных судьбах той части эмиграции, которая, отойдя от “белой идеи”, еще не решалась вернуться в Россию. Рассказывал, что сам он долго колебался, но внял советам Алексея Толстого и твердо решил ехать домой. О Толстом он говорил с нежностью: “Спасибо Алеше — похлопотал за меня”».

Во время Великой Отечественной войны Толстой стал членом Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов. Также он был на знаменитом Краснодарском процессе, который проходил 14-17 июля 1943 года, на котором судили группу советских коллаборационистов, принимавших участие в военных преступлениях в регионе. В декабре 1943 года, присутствуя в Харькове на первом показательном процессе против немецких офицеров, виновных в злодеяниях против мирного населения, Алексей Толстой сильно простудился. После этого случая он так и не смог оправиться, работая через силу.

В 1944 году врачи обнаружили у писателя рак лёгких, который и стал непосредственной причиной смерти Алексея Толстого. Шесть месяцев его мучили жестокие боли, в 23 февраля 1945 года классик отечественной литературы умер.
24 февраля его тело было кремировано, а 26 февраля урну с прахом торжественно захоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. В этот день в СССР был объявлен общегосударственный траур.

Список литературы:

1. Бузник В. В. Толстой Алексей Николаевич // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь: в 3 томах. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.
2. Бунин И.А. Третий Толстой. Журн. «Октябрь», 1943, № 11–12.
3. Варламов А.Н. А.Толстой. Красный шут. Молодая гвардия. 2006.
4. Воспоминания Тэффи об Алексее Толстом. 5. Елена Д. Толстая. Деготь или мед. Алексей Н. Толстой как неизвестный писатель (1917- 1922)
6. Западов В. А. Алексей Николаевич Толстой: Книга для учащихся. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — М.: Просвещение, 1981.
7. Крестинский Ю. А. А. Н. Толстой. Жизнь и творчество (Краткий очерк). М., изд. АН СССР, 1960.
8. Крюкова А. М. Алексей Николаевич Толстой. — М.: Московский рабочий, 1989.
9. А. Н. Толстой. Краткая автобиография (1943).
10. А. Н. Толстой. Новые материалы и исследования. — М.: Наследие, 1995.
11. Толстой А.Н. Собрание сочинений в 10 томах. М.: Художественная литература, 1982
12. Толстая-Крандиевская Н. В. Я вспоминаю // «Прибой»: альманах. Л., 1959.
13. Чуковский К. Алексей Николаевич Толстой (Из воспоминаний) // «Москва»: журнал. — 1964. — № 4.


Рецензии
Доброго дня, Полина!
Читаю Ваш текст перед самым Новым Годом! Я всегда восхищался Алексеем Толстым, с замиранием сердца читал его произведения. Помню, восхитился глубокому знанию жизни, читая роман "Хождение по мукам". "Петром Первым" восхищался. "Князем Серебряным" особенно - люблю мистику с тех пор. Но вот такого цельного очерка о жизни Алексея Николаевича прочитать ни у кого не удалось. Просто не искал специально. А Вы собрали воедино много сведений, и получился цельный образ писателя и человека. Действительно, надо быть умным и талантливым, чтобы переместиться их одной эпохи в другую, не потеряв себя и не сфальшивив. Удивляет меня и Сталин, который был таким прозорливым и дальновидным.
Большое Вам спасибо за отлично сделанный материал!
С наступающим Новым Годом и Рождеством Христовым!
Удачи Вам!
Василий.

Василий Храмцов   31.12.2022 10:44     Заявить о нарушении
Спасибо дорогой Василий! С Новым годом! Сегодня в 24.00 подниму первый бокал "За Россию" и второй - "За ПОбеду!".

Полина Ребенина   31.12.2022 17:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.