Хор
Нам выдавали карманные деньги, на которые я умудрился купить себе великолепные туфли с пряжками. Что ни говори, а снабжались республики гораздо лучше России.
Возвращались домой тем же путем. Лето, в институте каникулы и, сдав парадные костюмы для выступлений, мы разъехались по домам. Я поехал к маме в Братск. Год был урожайный на голубику, и я с мамиными знакомыми, двумя парнями, пошел в тайгу по ягодным местам. Набрали по ведру спелых ягод и остались ночевать около костра, так как возвращаться домой было поздно. Ночи в Сибири холодные, и, если днем мы изнывали от жары, то ночью, прижавшись друг к другу, с трудом согревали свои окоченевшие тела. Меня как самого молодого поместили в центр, иначе я бы не пережил короткую летнюю сибирскую ночь. Утром, подхватив свою добычу, мы потащились домой. Нам повезло - рядом с тайгой проходил железнодорожный путь, и пассажирский поезд на семафоре остановился. Из ближайшего к нам вагона вышел мой однокурсник в форме проводника. Он, как и большинство студентов, подрабатывали летом. Мы доехали с ним до станции Вихоревка, а оттуда на автобусе до дома. Моя ночевка в лесу вышла мне боком, видимо я все-таки переохладился несмотря на живые грелки, которые согревали мою тушку с двух сторон, и у меня на следующий день случился приступ почечной колики.
Каникулы закончились, и в конце августа я возвратился в институт. Все остальные студенты могли приехать в сентябре прямо к занятиям, но мы, хористы, должны были готовиться к очередному концерту в честь кого-то или к годовщине чего-то. Наш хор носил звание академического, и мы должны были выступать на всех торжественных мероприятиях. Хористов освобождали от обязательной помощи колхозам по выкапыванию картошки в сентябре, селили нас в новейшее общежитие номер 6, рядом с институтскими корпусами. Мы, люди творческие, должны были репетировать и репетировать. Руководил хором заслуженный работник культуры Российской Федерации Патрушев Василий Алексеевич, немолодой уже человек с черной повязкой на половине лица - он страдал невралгией тройничного нерва, но своей энергией и настойчивостью из нас, любителей, готовил настоящих профессионалов. Оттачивалась каждая музыкальная фраза, он заставлял нас повторять снова и снова, пока не получалось идеальное звучание. Конечно, без него мы были ничто, но этот человек заставлял звучать хор как орган. Это был академический хор, очень много вещей пели acapella, исполнялись произведения с полифоническим звучанием. Но хористы были студентами и, после окончания института, разъезжались по месту работы по городам и весям огромной Иркутской области. Кто-то оставался в Иркутске, но каждый год хор пополнялся новыми исполнителями из вновь поступивших в институт. Отбор был строгий и набирались люди с действительно хорошими голосами. Такой отбор прошел и я, прослушивание проводилось непосредственно в репетиционном зале, и вновь принятые хористы тут же становились в строй осваивать старый репертуар и разучивать новый. Закончил институт я в 1972 году и, хотя остался работать в городе Иркутске, участвовать в хоре я уже не мог - семья, работа отнимала все свободное время. Если студентам, участвующим в хоре, прощались пропуски занятий на время гастролей и выступлений, были поблажки на экзаменах и зачетах, то с работы меня никто не отпускал. Но у меня на всю жизнь осталось светлое чувство сопричастности с прекрасным, когда полсотни человек своими голосами в едином порыве творили чудо. Я помню залы с тысячами глаз, помню выражение экстаза на лицах благодарных зрителей, которые дышали синхронно с хором на последних аккордах Элегии Массне.
Свидетельство о публикации №223010101033