Хор

Праздник песни проводится каждые пять лет на территории Таллинского Певческого поля. Несколько лет назад я второй раз в жизни стоял на этой огромной сцене. Она вмещает 30 тысяч певцов, на этот раз я стоял там один на том самом месте, где 50 лет назад располагался наш хор Иркутского Медицинского института. Это был очень престижный конкурс, право поехать на юбилейный праздник песни мы завоевали в конкурсе с лучшими хорами региона. Объединённым хором дирижировал Густав Эрнесакс-композитор, дирижер. Сейчас на Певческом поле установлен памятник, Густав Густавович впервые сидя наблюдает за конкурсами хоров. Праздник проходил с 27 по 29 июня 1969 года. Это было грандиозное действо с выступлениями, красочными шествиями по городу. В процессе подготовки к поездке мы разучили несколько народных песен на эстонском языке, был приглашен консультант, который дрессировал нас как попугаев, оттачивая произношение. Труды были вознаграждены бурными аплодисментами, когда мы на эстонском языке пели народные песенки во время шествия по городу и на выступлениях на предприятиях и в концертных залах. Кроме представления на певческом поле у нас была обширная программа, включающая классические произведения для хора и народные песни. Из Иркутска мы на поезде трое суток ехали до Москвы, потом ночь от Москвы до Таллина. Разместили нас в студенческом общежитии по два человека в комнате, кормили в буфете при общежитии. Для меня, как и многих из 50 хористов это была первая поездка в “советское зарубежье. Нас поразила мебель в наших комнатах — это были деревянные кровати очень хорошего качества, питание в буфетах без особого изыска, но очень вкусное, как дома. Не обошлось и без казусов - в первый же день русские варвары приняли биде в туалетах за странный унитаз и нагадили в него. К хористам были прикреплены инструкторы из местных, которые сопровождали гостей на неофициальные мероприятия. Нам очень хотелось попробовать печень трески и национальные блюда, и инструктор отвел желающих в кафе, где нас накормили и напоили. Не знаю, кто финансировал все эти мероприятия, но мы не платили ни копейки. После всех концертов хористов отвезли на пароме на остров Прангли, который интересен своей аутентичной атмосферой настоящей рыбацкой деревеньки. Здесь самый свежий воздух, уединенные песчаные пляжи и сосновый лес. Был пасмурный день - обычная погода для Прибалтики - не холодно, но и не жарко, некоторые туристы просто лежали в спальных мешках на пляже. Мы, пользуясь моментом решили искупаться, но пришлось сотню метров идти по песчаному дну, чтобы окунуться.

Нам выдавали карманные деньги, на которые я умудрился купить себе великолепные туфли с пряжками. Что ни говори, а снабжались республики гораздо лучше России.

Возвращались домой тем же путем. Лето, в институте каникулы и, сдав парадные костюмы для выступлений, мы разъехались по домам. Я поехал к маме в Братск. Год был урожайный на голубику, и я с мамиными знакомыми, двумя парнями, пошел в тайгу по ягодным местам. Набрали по ведру спелых ягод и остались ночевать около костра, так как возвращаться домой было поздно. Ночи в Сибири холодные, и, если днем мы изнывали от жары, то ночью, прижавшись друг к другу, с трудом согревали свои окоченевшие тела. Меня как самого молодого поместили в центр, иначе я бы не пережил короткую летнюю сибирскую ночь. Утром, подхватив свою добычу, мы потащились домой. Нам повезло - рядом с тайгой проходил железнодорожный путь, и пассажирский поезд на семафоре остановился. Из ближайшего к нам вагона вышел мой однокурсник в форме проводника. Он, как и большинство студентов, подрабатывали летом. Мы доехали с ним до станции Вихоревка, а оттуда на автобусе до дома. Моя ночевка в лесу вышла мне боком, видимо я все-таки переохладился несмотря на живые грелки, которые согревали мою тушку с двух сторон, и у меня на следующий день случился приступ почечной колики.

Каникулы закончились, и в конце августа я возвратился в институт. Все остальные студенты могли приехать в сентябре прямо к занятиям, но мы, хористы, должны были готовиться к очередному концерту в честь кого-то или к годовщине чего-то. Наш хор носил звание академического, и мы должны были выступать на всех торжественных мероприятиях. Хористов освобождали от обязательной помощи колхозам по выкапыванию картошки в сентябре, селили нас в новейшее общежитие номер 6, рядом с институтскими корпусами. Мы, люди творческие, должны были репетировать и репетировать. Руководил хором заслуженный работник культуры Российской Федерации Патрушев Василий Алексеевич, немолодой уже человек с черной повязкой на половине лица - он страдал невралгией тройничного нерва, но своей энергией и настойчивостью из нас, любителей, готовил настоящих профессионалов. Оттачивалась каждая музыкальная фраза, он заставлял нас повторять снова и снова, пока не получалось идеальное звучание. Конечно, без него мы были ничто, но этот человек заставлял звучать хор как орган. Это был академический хор, очень много вещей пели acapella, исполнялись произведения с полифоническим звучанием. Но хористы были студентами и, после окончания института, разъезжались по месту работы по городам и весям огромной Иркутской области. Кто-то оставался в Иркутске, но каждый год хор пополнялся новыми исполнителями из вновь поступивших в институт. Отбор был строгий и набирались люди с действительно хорошими голосами. Такой отбор прошел и я, прослушивание проводилось непосредственно в репетиционном зале, и вновь принятые хористы тут же становились в строй осваивать старый репертуар и разучивать новый. Закончил институт я в 1972 году и, хотя остался работать в городе Иркутске, участвовать в хоре я уже не мог - семья, работа отнимала все свободное время. Если студентам, участвующим в хоре, прощались пропуски занятий на время гастролей и выступлений, были поблажки на экзаменах и зачетах, то с работы меня никто не отпускал. Но у меня на всю жизнь осталось светлое чувство сопричастности с прекрасным, когда полсотни человек своими голосами в едином порыве творили чудо. Я помню залы с тысячами глаз, помню выражение экстаза на лицах благодарных зрителей, которые дышали синхронно с хором на последних аккордах Элегии Массне.


Рецензии