О русском понятии сознание

                О русском понятии "сознание"

        До революции это было одно слово, а после - совершенно другое. В чём разница - до 1917 года оно было созидательным, как по смыслу, так и содержанию, а после революции его содержание стало разрушительным. Суть речей Михаила Горбачёва сводилась к тому, что Перестройка должна начинаться с "перестройки сознания". Однако его речи расходились с делами, потому что "перестройка сознания" осуществляется путём физического уничтожения всех, кто думает иначе. Он был к этому не готов, поэтому Советский Союз рухнул почти немедленно.
       По поводу советского сознания мне вспоминаются сразу две истории. Первая, когда я работал в СОМИ (Математический институт Свердловское отделение) которое было создано во время Отечественной войны, когда Математический институт Академии наук был эвакуирован, на Урал, в Свердловск, где осталась часть библиотеки, после того, как по окончании войны ведущие математики вернулись в Москву. На Урале же остались книги по математике, в которых с пугающей серьёзностью обсуждались проблемы Пролетарской математики, базирующейся на классовых системах аксиом.
       Помимо классового сознания в советское время была широко распространена идея, согласно которой истинность сказанного зависела от того, кто именно фразу произнес: "Экономика должна быть экономной," - один из примеров подобного вида судьбоносных умозаключений. В 1964 году был создан Экономико-математический институт, у которого ещё не было своего здания и который поэтому размещался в разных частях города Москвы. Одним из таких мест был Институт Марксизма-Ленинизма на Волхонке, наоборот, закрытый в это же время, от которого осталась куча мусора в виде старых журналов, разбирая которую, один из наших сотрудников с удивлением воскликнул: "Гляньте, какой я журнальчик нашёл! В нём должна быть моя статейка..." - все собрались вокруг. Это был журнал 1914 года издания, в котором была напечатана его статья, в которой он предсказывал на основании статистических данных, что в 1918 году Россию ждёт неурожай и жуткий голод. Самое неожиданное: эту статью читал, судя по пометкам на полях, сам В.И., потому что ленинским почерком было написано: "Это не экономист, а ГОВНО". А неурожай действительно был и голод тоже был, причём ужасный... Я не помню фамилии этого сотрудника, он давно умер (был очень стар ещё в 1964), но Институт его помнит: "О нём Ленин писал". Вот ни о ком больше, а о нём, написал, а журнал с ленинским автографом хранился в Институте Марксизма-Ленинизма.
        Русское слово "сознание" - это ни о чём, на иностранные языки оно непереводимо. Имеет смысл выражение "сознание бессознательного", а ведь это всё равно, что сказать "прямолинейность непрямолинейного" - это как ленинское "ГОВНО", то самое, что лучше не трогать. Когда тебе говорят, что ты "сознательный", то непонятно как на это реагировать, толи сразу в "рожу дать", то ли, наоборот, расцвести и поблагодарить лицемерно. В этом смысле меня буквально поразили рассуждения Джулиана Джейнса. Цитирую: "Персонажи Илиады не присаживаются, чтобы поразмыслить, что им делать. Они не обладают сознательным мышлением... и, конечно, лишены самоанализа. Нам даже трудно понять, на что это было похоже. Когда Агамемнон, царь людей, похитил у Ахилла его возлюбленную, один из богов схватил Ахилла за его светлые волосы и посоветовал ему не сражаться с Агамемноном... Один бог заставлял Ахилла обещать, что он не вступит в сражение, а другой бог побуждал его именно к этому... Фактически боги выполняли функцию сознания".
        Благодаря наблюдательности и умению рассуждать, мы неожиданно узнали, что сознание - это приобщение либо к знанию, которым обладает Бог или к знанию прямо противоположному. Итак, на протяжении тысячелетий, а это, значит, что практически всегда, сознание являлось со-знанием, то есть знанием, причём совместным, а самое важное с Кем именно - с Богом или Его противником.
        Сознание - это нечто, достающееся нам от Бога. Иногда человек может рассуждать подобно Богу, то есть, наплевав на все предрассудки, присущие человеку, не обращая внимания на: "святость", общественное мнение, исторический опыт, - и побеждать, тогда это сознание.
        Итак, цветы образуют соцветия, звезды - созвездия, знание - сознание. Есть сочувствие, сопереживание, но нет соубийца, сопреступник, сонаркоман, - русский язык замалчиванием своим свидетельствует, что очень важно, с кем ты: с Богом или его хулителями. С плохим связана приставка "по": позор, победа, подельник, но сокамерник.
        Я вспомнил его фамилию Каценеленинобойген. Он сам при регистрации в гостинице произносил её так: "Пишите по частям: Кац не Ленин но Бойген".


Рецензии