Выдающиеся операции спецназа

Дон Миллер- псевдоним белорусского писателя Анатолия Тараса- автора этой информационной  подборки. 

Коммандос: Формирование, подготовка, выдающиеся операции спецподразделений 

   Западная пресса почти не замечала этого конфликта вплоть до  23  июля
1968 г., когда группа из трех членов Народного фронта  освобождения  Па-
лестины захватила Боинг-707 компании Эль-Ал на аэродроме в Афинах и зас-
тавила капитана корабля лететь в Алжир.


   Растерянное правительство Израиля быстро согласилось обменять  арабс-
ких заключенных на 35 пассажиров  и  экипаж  самолета.  Уступка  Израиля
вдохновила террористов на новые атаки, и уже 26 декабря 1968 г. два чле-
на Народного фронта, вооруженные пулеметами и гранатами,  открыли  огонь
по пассажирскому самолету Эль-Ал,  выруливающему  на  стартовую  полосу,
убив одного и ранив несколько пассажиров. Через два дня 150  израильских
парашютистов из отряда 101 прилетели на вертолетах на аэродром в  Бейру-
те, заминировали 14 самолетов арабских пассажирских линий  и  уничтожили
13 (один детонатор не сработал). Вся акция возмездия  длилась  менее  29
минут.


   Инциденты в Афинах и Бейруте вначале казались только обострением дли-
тельного конфликта. Однако сейчас ясно, что это был первый обмен ударами
в длящейся до сих пор войне сил спецназначения с международным террориз-
мом, охватившим большинство  стран  мира.  Возникновение  международного
терроризма в конце 60-х годов было сложным процессом.  Марксистские  го-
родские партизаны в Латинской Америке, европейские группы "Новых левых",
в частности западно-германские "Баадер-Майнхоф" и "Фракция  Красной  Ар-
мии", итальянская "Красные бригады", французская "Аксьен дарект"  ("Пря-
мое действие"); националистические террористы, например "ЭТА" в Испании,
"ИРА" в Северной Ирландии, "Аль Фатх" (ООП) на Ближнем Востоке - все они
начали тесно сотрудничать друг с другом и создали систему  "контратакую-
щих" акций. Закончившаяся успехом операция группы боевиков из "Аль-Фатх"
по захвату заложников, заставившая Израиль выполнить  требования  терро-
ристов, стала образцом террористических действий на дальнейшие 20 лет.


   В сентябре 1970 г. "Народный  фронт  освобождения  Палестины"  провел
очередной внезапный налет. С 6-го по  9-е  сентября  организация  сумела
захватить по одному самолету у американских,  швейцарских  и  английских
авиалиний и посадить их в Доусон Филд - неиспользуемом английском аэрод-
роме в Иордании. Чтобы добиться освобождения пассажиров и экипажей,  за-
падные правительства обещали освободить некоторых террористов,  осужден-
ных на тюремное заключение. Продолжавшиеся почти две  недели  переговоры
находились в центре внимания журналистов. Наконец, 15 сентября террорис-
ты представили долгожданную возможность для  телевизионных  съемок.  Они
освободили заложников, а самолеты взорвали.


   Так три западных государства, среди них одна сверхдержава,  показали,
что у них нет иных возможностей, кроме выполнения  требований  террорис-
тов. Тогда же король Иордании Хуссейн, боявшийся  господства  над  своей
страной вооруженных банд палестинских беженцев,  использовал  событие  в
Доусон Филд в качестве предлога, чтобы от них  избавиться.  17  сентября
1970 г. иорданская армия с применением  всех  доступных  средств  начала
атаку на палестинские лагеря. Столкновения  продолжались  несколько  не-
дель. 7 000 палестинцев были убиты, остальных выслали в Сирию  и  Ливан.
Через год возникли новые ультрарадикальные группы: Абу  Нидаля,  "Черный
сентябрь", "Хезболлах". Король Хуссейн спас свое государство, но за счет
значительного роста опасности для международной общественности.


   Западная Европа не сумела справиться с захватами заложников. Эта не приятная
истина подтвердилась 5 сентября 1972 г., когда восемь  террористов из группы
Черный сентябрь"  напали  на  гостиницу  для  израильских
спортсменов в олимпийской деревне в Мюнхене и захватили их в  заложники,
требуя освободить 234 заключенных в Израиле и Западной  Германии.  Немцы
были склонны согласиться с ультиматумом, но  Израиль  отказался.  Против
собственной воли немцы провели плохо подготовленную операцию по спасению
заложников, которая закончилась бойней - погибли пять террористов и  девять
израильских спортсменов. Через год террористы напали на  посольство
Саудовской Аравии в Париже, захватив посла, сотрудников и много  случай-
ных лиц в качестве заложников. Французы сдались, избегая ошибки,  совер-
шенной немцами.
 
   Ответ Европы - САС, ГСГ-9 и ГИГН
 
   Из всех потенциальных жертв терроризма только Израиль разработал пос-
ледовательную стратегию действий. Было решено ни при каких  условиях  не
уступать террористам и проводить акции возмездия с участием сил спецназ-
начения. Однако западные страны не захотели  придерживаться  столь  бес-
компромиссной позиции. Для них единственным подходом могло стать  созда-
ние особых формирований, способных быстро и гибко реагировать на  каждую
новую ситуацию. В начале 70-х годов в рамках САС-22 было выделено специ-
альное формирование для антитеррористических действий "Каунтереволюшина-
ри вофэ" (КРВ). Это можно перевести как "подразделение  для  специальных
заданий" Все роты полка по очереди проводят оперативные дежурства в рам-
ках  КРВ  и  одновременно  находятся  в  полной  готовности  предпринять
действия в любой части земного шара. Со временем 22-й полк САС  приобрел
такой авторитет в мире, что некоторые государства обращались с  просьбой
о помощи в кризисных ситуациях. Так было в Голландии в мае-июне 1977 г.,
когда специалисты САС спланировали и организовали вместе с местной поли-
цией и армией операцию по освобождению заложников, захваченных в  поезде
молуккскими террористами. Несколько месяцев спустя, 18 октября два  ком-
мандос из САС принимали участие в смелой атаке западногерманской  группы
ГСГ-9 в Могадишо на захваченный самолет кампании  "Люфтганза".  Обе  эти
акции закончились успешно. Однако бесспорно  самой  известной  операцией
стало освобождение заложников в иранском посольстве в  Лондоне.  Большой
опыт был накоплен в Северной  Ирландии,  в  операциях  против  ИРА  (Ир-
ландская республиканская армия)  и  ИНЛА  (Ирландская  народно-освободи-
тельная  армия).  САС  разрабатывал  новые  методы  антитеррористических
действий и испытывал новое вооружение и снаряжение. САС стала  считаться
лучшей антитеррористической организацией в мире. В Хефорде  (центре  уп-
равления и подготовки САС) организовали еще и особое  антитеррористичес-
кое руководство силами ФРГ, Франции и США. Немецкое правительство  пору-
чило создать новую группу ГСГ-9 полковнику Ульриху Вегенеру (пограничные
войска). ГСГ-9 начала действовать в 1973 г. Вскоре Франция пошла по сле-
дам соседа. Появилась ГИГН - "Группа вмешательства национальной  жандар-
мерии" - вначале из 15 добровольцев-жандармов.


   Попытки же людей, не имеющих специальной подготовки, бороться с  тер-
рористами, приводят к печальным результатам. Так, 29 июля 1994 г. спецг-
руппа краевого управления МВД России провела в Минеральных Водах  опера-
цию против чеченских террористов, захвативших вертолет с заложниками. На
его борту находились 12 человек: четверо преступников, 6 женщин-заложниц
и двое членов экипажа. Действуя абсолютно безграмотно  (достаточно  ска-
зать, что штурм происходил через задний грузовой  люк  вертолета,  тогда
как дверь и окна в пилотскую  кабину  остались  вне  внимания  атакующей
группы), горе-специалисты добились того, что погибли 4 заложницы, а  еще
две были ранены. Кроме того, ранения получили пилоты вертолета и 8  бой-
цов штурмовой группы! Сам вертолет сгорел от возникшего пожара. Был так-
же убит один из террористов, остальные ранены. За  такие  операции  надо
отдавать под суд! Они свидетельствуют лишь  о  двух  вещах:  полном  от-
сутствии профессионализма и  полным  пренебрежении  жизнями  заложников,
из-за которых, собственно говоря, и происходят подобные операции.  Поис-
тине удивительно, что спустя 17 лет после триумфа ГСГ-9 все еще оказыва-
ются возможными такие действия.
 
   Ответ США - "Дельта Форс"
 
   Когда начальник штаба армии США генерал Абраме систематически  сокра-
щал спецподразделения, разыгрался террористический  кризис  70-х  годов.
Абраме не хотел, чтобы "зеленые береты" вновь возродились, пусть  в  ка-
честве силы быстрого реагирования на террористические акты.  Было  ясно,
что США нуждаются в каком-то  подразделении  спецназначения,  но  Абраме
считал, что оно должно подчиняться руководству армии.


   20 декабря 1973 г. Абраме сообщил генералу Уильяму Депью -  руководи-
телю новой программы "ТРАДОК" - что для борьбы с террористами собирается
увеличить число рейнджеров. Один батальон следовало сформировать  немед-
ленно и еще два через год. Депью было поручено сформулировать требования
к подготовке новых подразделений. Он вскоре пришел к выводу,  что  такие
батальоны потребуют слишком много средств и вооружения. Депью  при  под-
держке Чарльза Бекквита, бывшего полковника специальных войск, прошедше-
го стажировку в САС, представил альтернативное  предложение:  антитерро-
ристическое соединение не может быть больше одной роты и оно должно про-
ходить постоянную подготовку в условиях, близких к реальным. Предполага-
лось принимать только тех добровольцев, которые доказывают свою зрелость
и независимость в принятии решений.


   В течение какого-то времени генерал Адаме блокировал действия в  этом
направлении, но в 1976 г. его пребывание на посту кончилось.  Через  год
новый начальник штаба генерал Бернард У. Роджерс одобрил план  набора  и
подготовки солдат в подразделение, которое Бекквит назвал "Дельта  Форс"
(группа "Дельта") в честь своего старого формирования специальных сил во
Вьетнаме.
 
   Операция в Джибути, 1976
 
   Начиная с 70-х годов спецподразделения записали  на  свой  счет  нес-
колько крупных успехов в борьбе с международным терроризмом, а также по-
терпели ряд унизительных поражений. Тем не менее вскоре террористы  убе-
дились, что свободно действовать они далее не могут.


   Одной из первых прошла проверку французская группа.
   Ранним утром 3 февраля 1976 года школьный автобус двигался по  своему
маршруту в пригороде Джибути. Он отвозил в школу детей французских граж-
дан, проживавших в этой африканской колонии Франции. Все шло как  обычно
до тех пор, пока на одной из остановок в автобус  не  ворвались  четверо
темнокожих мужчин. В салоне в этот момент находились 30 детей в возрасте
от 6 до 12 лет. Вышвырнув водителя, террористы направили автобус в  сто-
рону Сомали, до границы с которым было не более 25 км.


   Машина остановилась в пустыне, возле французского пограничного  поста
Лояда. Напротив него находился точно такой же сомалийский пост. Оттуда к
бандитам немедленно присоединились еще  двое  сообщников.  Представителю
властей, прибывшему вскоре для переговоров, они  заявили,  что  являются
членами Фронта освобождения сомалийского берега (так террористы называли
территорию Джибути) и выдвинули ряд требований. Среди них  главным  было
освобождение из французских тюрем руководящих деятелей Фронта. В  случае
отказа они обещали убить всех детей.


   К посту Лояда командование французского гарнизона направило несколько
подразделений 2-го парашютного полка и 13-й пехотной полубригады  Иност-
ранного легиона. Легионеры двумя тяжелыми армейскими грузовиками перего-
родили дорогу к посту сомалийцев. Несколько бронеавтомобилей АМЛ-90  за-
няли огневые позиции. Однако никаких других действий они не предприняли.
Всем было ясно, что атаковать автобус нельзя. Это неизбежно повлечет  за
собой гибель детей. Поэтому военное командование  заверило  террористов,
что нападать на них никто не будет, и что на следующий день из  метропо-
лии привезут сюда арестованных "братьев по революционной борьбе".


   Однако в действительности переговоры велись исключительно ради  выиг-
рыша во времени. Вечером того же дня самолет ДС-9 доставил спецрейсом  в
Джибути боевую группу, состоявшую из 9-х человек, во главе  с  капитаном
Кристианом Пруто. Именно  им  предстояло  перечеркнуть  планы  террорис-
тов-революционеров...


   Прибыв на место, Пруто оценил обстановку. Она была хуже некуда. Авто-
бус стоял на ровном, как стол, месте. В радиусе 200 метров  вокруг  него
не было ни одного дерева, ни одного кустика, ни одной ямы. К тому же ря-
дом находился сомалийский пост. А симпатии сомалийцев полностью были  на
стороне террористов. Пруто предполагал, что после  начала  операции  они
могут открыть огонь по его бойцам. К этим двум  обстоятельствам  следует
добавить чудовищную жару. Джибути заслуженно называют  "печкой  Африки".
Когда наступит день, беспощадное солнце снова раскалит автобус, что  вы-
зовет нервозность как у детей, так и у бандитов.


   Итак, скрытно приблизиться к автобусу нельзя. Атаковать в лоб  -  тем
более. Чтобы преодолеть 200 метров, требуется не менее 30 секунд. За это
время террористы могут перестрелять и детей в автобусе, и всех бегущих к
нему людей. Следовательно, единственно возможный вариант действий -  это
использовать снайперов.


   На рассвете 4 февраля 8 бойцов, вооруженных винтовками ФР Ф-1 с опти-
ческими прицелами заняли позицию за грудой камней в 180 метрах от  авто-
буса. Каждому из стрелков Пруто определил его личный сектор  наблюдения.
Для удобства террористов пронумеровали. Снайперы ежеминутно  докладывали
по радио своему командиру, кто из бандитов в данный момент  находится  в
тех секторах, за которыми они следят сквозь прицелы. (Микрофоны  радиос-
танций прикрепили прямо на горло, чтобы руки оставались свободными). На-
до было дождаться такого момента, чтобы все террористы одновременно ока-
зались в зоне поражения. Только в этом  случае  можно  открывать  огонь.
Иначе оставшиеся в живых успеют расстрелять детей.


   Шел час за часом, но этот момент никак не мог наступить. Больше всего
мешали дети, которые то и дело смотрели в окна, или слонялись по салону,
закрывая собой силуэты своих похитителей. Сами террористы тоже постоянно
передвигались. Двое из них вообще почти все время находились за машиной,
периодически наведываясь на сомалийский пост. Бойцы истекали  потом  под
палящими лучами солнца, напряжение все нарастало, а развязка не  прибли-
жалась.


   Реальный шанс изменить ситуацию появился только тогда,  когда  терро-
ристы согласились с предложением накормить детей. Обед, который им  дали
в 14.00, был щедро приправлен  снотворным  и  транквилизаторами.  Вскоре
после еды большинство детей уснуло.  Их  головы  наконец-то  исчезли  из
окон. В 15.48, после 10 часов непрерывного ожидания,  Пруто  скомандовал
"огонь!" Прогремел залп. Четверо террористов в автобусе погибли мгновен-
но. Пятый, находившийся за ним - секундой позже. Однако из  поля  зрения
неожиданно исчез шестой похититель.


   Сигнал командира бросил вперед одеревеневших от долгого лежания  бой-
цов. С револьверами в руках они бросились к автобусу.  И  тут  произошло
то, что предвидел капитан Пруто: сомалийские солдаты стали  стрелять  по
бегущим. Пришлось им броситься на землю. Немедленно легионеры и их  бро-
неавтомобили обрушили шквал огня на агрессивных соседей. Под его прикры-
тием капитан вместе с двумя бойцами бешеным аллюром снова устремились  к
автобусу. За это время шестой террорист успел вскочить в автобус и заст-
релить маленькую девочку. Если бы не стрельба с сомалийского поста, это-
го бы не произошло. Впрочем, все 10  солдат  и  сержантов,  находившихся
там, заплатили жизнью за свои действия. Их тела, а также здание заставы,
стали напоминать решето (что вскоре стало причиной конфликта с  Сомали).
Ну, а черномазого  негодяя  в  автобусе  Пруто  и  его  товарищи  сумели
расстрелять на бегу.


   Операция в Лояда считается классической. Она наилучшим образом  пока-
зала всем скептикам, что могут сделать специалисты в тех случаях,  кото-
рые дилетантам кажутся безвыходными.


   В Лояда действовали члены Группы вмешательства национальной жандарме-
рии. По-французски аббревиатура этого названия  читается  как  ГИГН.  (С
точки зрения советских традиций можно сказать, что речь идет о  спецназе
французских внутренних войск). Предназначенная для борьбы с  террориста-
ми, а также с особо опасными вооруженными преступниками, ГИГН за 20  лет
своего существования провела более 600 боевых операций. В ходе  их  уда-
лось освободить более 250 заложников, причем ни один боец группы не  был
убит, что свидетельствует о высочайшем профессионализме.


   Помимо уничтожения террористов в Джибути, бойцы ГИГН прославились  во
время подавления бунта заключенных во французской тюрьме Клерво в январе
1978 г.; в освобождении от вооруженных фанатиков  главной  мусульманской
святыни Кааба в Мекке (Саудовская Аравия) в сентябре 1979 г.; в операции
по наведению порядка на острове Новая Каледония во время  восстания  ту-
земцев-канаков в мае 1988 года.


   Решение о создании специальной антитеррористической группы в  составе
национальной жандармерии было принято еще в 1971 году. Но только  через.
2 года командующий М. Кошар  смог  в  приказе  от  3  сентября  1973  г.
объявить о начале ее деятельности. Первоначально ГИГН была разделена  на
2 отряда. ГИГН-1 базировалась в Мэзон-Дльфор под Парижем и  отвечала  за
безопасность северной части страны. Ею командовал лейтенант Пруто, кото-
рому подчинялись 15 унтер-офицеров, разделенных на 3 группы, по 5  чело-
век в каждой. ГИГН-2 находилась в Монт-де-Марсан и обеспечивала безопас-
ность южной Франции. В 1976 году обе группы соединили в одну под  коман-
дованием Пруто, ставшего к тому времени капитаном.


   В 1979 г. ГИГН насчитывала уже 40 человек, а спустя  еще  10  лет  ее
численность возросла до 80 бойцов и специалистов обслуживания. Основными
тактическими единицами являются отряды, по 12 человек в каждом (2  звена
по 5 человек плюс к ним проводник служебно-розыскной собаки и командир).
Один из этих отрядов ежесуточно находится в полной боевой  готовности  и
может через 30 минут после получения приказа отправиться в  любую  точку
не только Франции, но и всего остального мира. Капитана Пруто  на  посту
командира сменил в 1984 г. капитан Филипп Маслен.  Потом  и  он  уступил
свое место капитану Филиппу Легоржу. С 1989 года ГИГН  входит  в  состав
ГСИГН - Группы безопасности и  вмешательства  национальной  жандармерии.
Помимо нее, это формирование включает еще эскадрон парашютистов и группу
охраны Президента республики.


   Важное направление в деятельности ГИГН, это оказание  помощи  службам
безопасности разных стран в создании и подготовке аналогичных формирова-
ний. Среди них Марокко, Тунис и другие прежние  французские  колонии,  а
также Саудовская Аравия, Испания, Польша, ряд иных государств. Кроме то-
го, специалисты ГИГН помогают становлению нового спецподразделения фран-
цузской полиции РАИД, причастны к  созданию  отрядов  спецназначения  во
французских вооруженных силах: в сухопутных войсках, в иностранном леги-
оне, на флоте, в парашютно-десантных частях.
 
   Операция "Джонатан": Уганда, 1976
 
   27-го июня 1976 г. в 9.00 утра с аэродрома в ТельАвиве поднялся само-
лет "А-ЗОО" французской авиакомпании и взял курс на Париж с  промежуточ-
ной посадкой в Афинах. Но после вылета из Афин самолет захватили  терро-
ристы. Их было 7 на 254 пассажира аэробуса. Пятеро принадлежали к Народ-
ному фронту освобождения Палестины, а двое были членами  западногерманс-
кой террористической организации "Баадер-Майнхоф". Пилоты получили  при-
каз направить самолет в Бенгази (Ливия) и продолжать полет через Судан в
Уганду. Правящий там диктатор Иди Амин выразил согласие принять  самолет
в угандийском аэропорту в Энтеббе. После посадки террористы заявили: "На
борту корабля находятся несколько десятков пассажиров  еврейской  нацио-
нальности, и взамен за них мы требуем от их правительства освободить  53
палестинцев из ООП, находящихся в израильских тюрьмах, а также заплатить
выкуп за самолет".


   В Энтеббе пассажиров поместили в захламленном здании аэропорта.  Экс-
центричный безумец, президент Уганды генералиссимус Иди Амин пожелал ис-
пользовать это драматическое событие для укрепления своего авторитета  в
странах  третьего  мира.  Он  предоставил  террористам  полную   свободу
действий, а территорию аэропорта  оцепил  войсками  -  солдатами  прези-
дентской гвардии.


   Власти Израиля всегда отличались непримиримым отношением к  террорис-
там. Они и на этот раз решили, что события пойдут по их  сценарию.  Была
немедленно начата подготовка к операции по освобождению  заложников.  До
того, как правительство приступило к переговорам, разведслужбы Израиля в
молниеносном темпе получили информацию о самих террористах,  заложниках,
угандийской армии и аэродроме в Энтеббе. Столь же  быстро  была  создана
специальная группа, начавшая отрабатывать атаку на самолет  в  пустынном
районе, где его не заметил бы ни один спутник стран, склонных доброжела-
тельно рассказать об этом властям Уганды. Разведке довольно  легко  уда-
лось добыть данные об аэродроме - частично от израильской фирмы, которая
строила большую часть сооружений, а частично  -  с  помощью  фотографий,
сделанных американским спутником.


   30-го июня террористы освободили  всех  пассажиров,  кроме  евреев  и
французского экипажа, отказавшегося покинуть самолет.  Всего  в  Энтеббе
осталось 103 человека. Освобожденные пассажиры были немедленно высланы в
Париж, где их допросили израильские и  французские  разведчики,  получив
ценные дополнительные сведения. Стало известно, как выглядят и ведут се-
бя вооруженные террористы под командованием некоего Вилфрида Безе.  Пас-
сажиры рассказали, что аэродром окружен угандийскими солдатами, а на бо-
ковых летных полосах стоят несколько истребителей МИГ-15, 17 и 21,  при-
надлежащих ВВС Уганды. Заложников содержат в зале аэровокзала.


   С Угандой не могла идти речь о каком-либо сотрудничестве или  о  пре-
дупреждении, что Израиль собирается применить силу против террористов. К
такому акту хозяева отнесутся как к агрессии. Это подтверждали  рассказы
освобожденных пассажиров о поведении угандийских солдат, симпатии  кото-
рых явно принадлежали арабским похитителям, а не пленникам. Поэтому  из-
раильский штаб должен был считаться с тем, что появление штурмовой груп-
пы вызовет вмешательство угандийских войск, а это замедлит ход  операции
и повысит вероятность гибели заложников от рук террористов.


   Приняв во внимание все обстоятельства, антикризисный штаб, во главе с
генералом Мордехаем Гуром, тогдашним начальником штаба армии, разработал
сценарий с учетом возможных осложнений. Командующим операцией стал  бри-
гадный генерал Дан Шомрон, получивший в свое  распоряжение  добровольцев
из 35-й парашютной бригады, группу "Саерет Голани"  (разведчиков-комман-
дос из известной пехотной бригады "Голани") и соединение  "269"  (Саерет
Миткаль). Дополнительно были выделены несколько агентов "Моссада" и  ме-
дицинский персонал. Наряду с тренировкой штурмовой группы, обучали пило-
тов полету, приземлению и взлету без помощи извне. Кроме того, несколько
коммандос научились работать заправщиками, поскольку запаса топлива хва-
тало только на полет в одну сторону и следовало восполнить его на месте,
в Энтеббе. Всей операции присвоили кодовое название "Джонатан" (Ионатан)
- по имени командира штурмовой группы полковника Натаньяху.


   В первых числах июля в Африку были переброшены две израильских  груп-
пы. Первая спряталась вблизи аэропорта в Энтеббе. В  ее  состав  входили
разведчики "Моссада" и коммандос из "269". Разведчикам предстояло прове-
рить информацию об аэродроме и положении на нем, а коммандос должны были
предотвратить вмешательство извне в ход операции. Угроза могла  исходить
из столицы Уганды Кампалы, расположенной в 32 км от Энтеббе.  Там  нахо-
дился большой гарнизон с танками  Т-54  и  бронетранспортерами.  Поэтому
после начала операции коммандос собирались заминировать подходы к аэрод-
рому. Вторая группа, также состоявшая  из  коммандос  "Саерет  Миткаль",
проникла в район аэродрома в Найроби - столице соседней Кении.  Если  бы
штурмовая группа Натаньяху не сумела заправиться в Энтеббе,  им  хватило
бы горючего только до Найроби. Ожидавшие их там  в  укрытии  израильские
коммандос должны были просто  обслужить  самолеты  при  согласии  прави-
тельства Кении, а если нет - сделать это силой, захватив аэродром.


   Освобождение 151 заложника 30  сентября  Иди  Амин  с  большим  шумом
объявил своим личным успехом в  переговорах  с  террористами,  что  было
сплошной ложью. Тем не менее, подогревая его самолюбие, израильтяне  де-
лали вид, что верят ему и всецело полагаются на его посредничество.  Та-
кой ход позволил отодвинуть срок окончания ультиматума и завершить  под-
готовку рискованной операции, 3-го июля в 14.00 кабинет министров Израи-
ля принял окончательное решение о начале операции. В 15.00 в воздух под-
нялась группа самолетов: четыре "Геркулеса С-130" и два "Боинга-707".  В
"Геркулесах" летели коммандос и их автомашины. Первый "Боинг" вез штаб и
центр связи - он должен был все время находиться в воздухе и оттуда  ко-
ординировать действия отдельных групп. Второй "Боинг", оборудованный как
летающий госпиталь с медицинским персоналом на борту, стартовал два часа
спустя.


   В полной радиотишине эскадра пролетела над водами Красного моря,  за-
тем снизилась и низко над землей преодолела территории Эфиопии  и  Кении
(которая, кстати, согласилась на перелет). Над озером Виктория  самолеты
выполнили поворот и в 23.01 (по другим источникам в 0.21) первый  транс-
портный самолет коснулся колесами посадочной  полосы  в  Энтеббе.  Перед
приземлением была пущена в ход дезинформация: на  аэродром  направляется
самолет из Израиля с освобожденными палестинцами, как того хотели терро-
ристы. Этого известия хватило, чтобы вызвать временное замешательство  и
ослабить на несколько драгоценных минут бдительность похитителей и уган-
дийских солдат. Самолет еще не затормозил, а из  грузового  люка  начали
выезжать джипы с коммандос. С этого момента в их  распоряжении  было  не
более 55 минут - время для прибытия крупных подкреплений из Кампалы.  За
первым "Геркулесом" приземлился следующий, а за ним на боковой полосе  -
два остальных. После приземления первого был пущен в ход еще один  трюк.
Из самолета выехал сверкающий черный мерседес, во всех деталях напомина-
ющий личный лимузин Иди Амина. Эту машину прекрасно знали по всей  Уган-
де. Ожидалось, что его точная копия вызовет типичную панику при  появле-
нии главы правительства.


   Две группы коммандос молниеносно заняли позиции на взлетной полосе, а
мерседес и два джипа двинулись к терминалу здания аэропорта.  Здесь  они
затормозили перед угандийским сторожевым постом.


   С этого момента события разворачивались в  бешеном  темпе.  При  виде
"аминовского" мерседеса оба часовых, разумеется остолбенели,  но  оказа-
лись людьми сообразительными: взгляд на едущие за лимузином джипы - вер-
но, как и говорилось, везут палестинцев. Боевики из ООП  одеваются  так.
Но почему они все вооружены? Угандийцы схватились за оружие, однако зат-
ратили на колебания несколько ценных секунд. Из передних и боковых  окон
мерседеса прозвучали выстрелы - это полковник "Иони" и сидящий за  рулем
коммандос стреляют в часовых из пистолетов "Беретта" с глушителями.  Од-
нако оба - очень хорошие стрелки - промазали! Первый из угандийцев  бро-
сается наутек. Короткая серия из пулемета  ФН  МАГ,  смонтированного  на
первом джипе, косит второго часового. Коммандос из "Миткаль" во главе  с
майором Ботцером выскакивают из машин и бегом бросаются к главному входу
терминала, откуда их обстреливают оповещенные первыми выстрелами  терро-
ристы. Солдаты вбегают внутрь здания и под гул выстрелов кричат заложни-
кам на английском и иврите: "Израильская армия! Ложитесь! Ложитесь!"


   В течение пятнадцати секунд гибнут самые опасные  террористы.  Однако
не все заложники послушались предостережения: двое растерянных людей  не
среагировали и погибли под перекрестным огнем. Одновременно через другой
вход врывается вторая группа коммандос. Они  быстро  обыскивают  комнаты
для отдыха и в одной из них наталкиваются на двух  террористов  в  граж-
данской одежде - в руке одного из них граната на боевом взводе. Падая на
землю, коммандос поражает его очередями из "Узи". Однако граната взрыва-
ется, убивает обоих террористов и ранит двух израильтян. В это же  время
другие коммандос ликвидируют угадийских солдат.  Из  предназначенных  на
захват главного здания десяти минут штурмовая  группа  затратила  только
три.


   Тем временем на территории всего аэродрома продолжается бой с  остат-
ками угандийских сил, под огнем которых израильтяне выполняют свое зада-
ние. Уже в самом начале, после приземления всех "Геркулесов", парашютис-
ты вывели из них 2 бронетранспортера и прикрыли аэродром со стороны  до-
роги в Кампалу. Одна из штурмовых групп с боем захватила башню  управле-
ния полетами и радиостанцию авиапорта. Другая огнем  из  гранатометов  и
автоматического оружия уничтожила стоящие на аэродроме истребители,  ко-
торые могли бы взлететь вдогонку за  израильскими  самолетами.  Те,  кто
захватил здания, обыскивают помещения, забирая всех заложников.  В  ходе
этих действий гибнут все террористы, которых, как оказалось, было больше
семи. За акцией следил находившийся в воздухе на "Боинге 707" штаб  Шом-
рона.


   На 40-й минуте солдаты бригады "Голани", очистив территорию от  уган-
дийцев, начали эвакуацию заложников в самолеты. На 53-й - первый С-130 с
освобожденными пленниками подымается в воздух. Через минуту, сняв  отпе-
чатки пальцев убитых террористов, по очереди взлетают остальные  самоле-
ты. Уже в последнюю минуту угандийцы пытаются помешать подняться четвер-
тому самолету, выключив все аэродромные огни. Пилот выполняет  стартовые
операции, не видя даже взлетной полосы, совершенно вслепую.  Операция  в
целом длилась 58 минут. Из Кампалы подкрепления так и не пришли до окон-
чания операции.


   Отряд израильских самолетов направился в Кению,  правительство  кото-
рой, к счастью, разрешило заправку в Найроби. Там перевели раненых  ком-
мандос в самолет-госпиталь, где ими занялись врачи,  а  затем,  пролетев
над океаном и Красным морем, участники операции направились в Израиль.


   В результате были освобождены все заложники, кроме двоих, погибших во
время атаки штурмовой группы, а также одной женщины, которая еще до ата-
ки была помещена  в  больницу  в  Кампале,  а  потом  убита  по  приказу
разъяренного Иди Амина. Были убиты все террористы, от 20 до 35 угандийс-
ких солдат, и около 100 ранено. Уничтожены 11 угандийских  истребителей.
Погибли двое израильских коммандос: сержант Сурвин во время штурма башни
управления полетами и полковник Ионатан Натаньяху. Этот молодой  полков-
ник, очень популярный в израильской армии, имевший много боевых  наград,
был известен просто как "Иони". Его убили на 40-й минуте, когда он, наб-
людая за действиями своих солдат, на короткое время выглянул из  здания.
Несмотря на ожидаемые большие потери, ранения получили только  несколько
израильтян.


   Рейд на Энтеббе служит примером хорошо спланированной, подготовленной
и выполненной антитеррористической операции. Он показал, что такая акция
может быть осуществлена в любом месте, независимо от международных  сог-
лашений. Правительство Израиля вновь продемонстрировало, что оно защища-
ет своих граждан, не останавливаясь перед любыми препятствиями, а солда-
ты израильских сил специального назначения способны профессионально  вы-
полнить решения своего правительства.


Рецензии