Сказка о Пожирателе времени

Женька на классный час опоздал. Он «залетел» в класс, когда ребята уже сидели на своих местах, а молодая учительница физики, их классный руководитель, Дарьяна Семеновна что-то рассказывала.
- А вот и виновник нашей беседы, - она строго посмотрела на Женьку, - иди на место, можешь даже не садиться, расскажи, зачем ты маску козленка на морду собаки вашей соседки нацепил? С Марьей Михайловной чуть инфаркт не случился.
- А чего она подслушивает за нашей дверью стоит, а потом отцу докладывает, куда я идти собираюсь, - недовольно огрызнулся Женька.
- Одинокая она, ей скучно.
- Вот и мне скучно стало, решил ее развеселить.
- Развеселил? Грубо получилось. Поставь себя на ее место: ты гуляешь в парке, зовешь собаку, а вместо дворняжки на тебя бежит нечто черное с рогами, а если учесть, что Марья Михайловна плохо видит и были сумерки, то померещилось ей черт-те что, - ребята засмеялись, а классная руководительница продолжала, - я думала у тебя фантазия более изощренно работает и более гуманно. Садись.
Женька обескураженный сел на место.
- У меня больше ничего не придумалось.
- Плохо. Фантазия должна быть на высоте в любом деле.
- Дарьяна Семеновна, а как научиться фантазировать? - спросил сосед Женьки Толик.
- Попробуйте сочинять сказки.
- Какие сказки? Мы что, дети?
- Сказки могут быть и для взрослых, и для ученых — математические, физические. Например, - учительница задумалась, - «Сказка о Пожирателе времени». Сочиняйте! - она улыбаясь посмотрела на задумавшихся ребят, на Женьку, но все молчали.
- А кто такой Пожиратель времени? - спросили девочки.
- Давайте начнем с того, что такое время, кто как его себе представляет?
- Время? Для меня это временная шкала, как на истории, с годами, но ведь ее можно поделить на более мелкие отрезки? - начал рассуждать Женька.
- Можно, дели, - кивнула Дарьяна Семёновна.
- Годы, месяцы, дни, часы.
- Минуты, секунды, - добавил, смеясь, Толик, и замолчал.
- Все?
- Можно еще секунды с приставками микро, нано.
- Секунды в отрицательной степени, - обобщил Женька.
- До какой степени пойдем? - усмехнувшись спросила учительница и снова внимательно посмотрела на него, Женька молчал, - придумай что-нибудь, для этого и нужна фантазия!
- Я бы взял какую-нибудь условную длительность за единицу, как точка в математике.
- Таак, - протянула  довольная учительница, - а теперь скажи, что такое время по твоему.
Женька на мгновенье задумался и начал рассуждать вслух:
- Получается время, это последовательность этих единиц? - неуверенно предположил он.
- Все вы в детстве делали бусы из ягод рябины? Представьте, что единица времени, это такая ягодка, а бесконечная нитка с нанизанными на нее ягодами, это время. Женя, иди к доске, нарисуй, - Женька подошел к доске и стал рисовать маленькие кружочки на косо проведенной черте, а учительница продолжала объяснять, - теперь давайте подумаем, как на этой модели изобразить какой-нибудь процесс, например процесс перескока электрона в атоме на другую орбиту, химию все помнят? Атом себе представляете, да?
Учительница взяла у Женьки мел и нарисовала атом: в центре круга ядро, на орбите электрон.
- Из-вне прилетел другой электрон, наш электрон получил импульс и дополнительную энергию, сошел со своей орбиты. Как это обозначить на нашей шкале времени? - спросила она у Женьки.
Он начал закрашивать ряд кружочков.
- Это идет процесс, - пояснил он.
Дарьяна Семёновна посмотрела на доску и кивнула:
- Можно и так, - она снова взяла мел и стала рисовать выше и ниже такие же «бусы», поясняя, - и таких процессов одновременно происходит множество.
- Получается, что время — это длительность этих процессов? - удивился Женька.
- Мысль здравая, но действительна только для одного процесса. Давай подумаем еще: процессы не связаны между собой, их начало и конец друг с другом не пересекаются, у каждого из них будет свое время, как думаешь, можно найти по ним длину вот этого не зависимого от остальных процесса? - спросила она Женьку, рисуя еще одни «бусы».
- Нет, они все разные, хаотичные.
- Значит, чтобы найти длительность какого-то процесса, их нужно упорядочить? - Дарьяна Семёновна посмотрела на Женьку. Тот стоял у доски растерянный, - Давай рассмотрим наш первый процесс, - она продлила прямую, начерченную Женькой и нарисовала кружочки дальше, - процесс закончился, электрон перешел на другую орбиту, из-вне пришел еще один импульс, электрон снова начал путешествовать, - она снова стала закрашивать кружочки, а вокруг протона нарисовала еще два круга, обозначив новое местоположение электрона после первого процесс и после второго на еще более высокой орбите, - мог бы наш электрон прыгнуть сразу на третью орбиту?
- Нет, ему бы энергии не хватило, - сразу сообразил Женька, - значит второй процесс возможен только после того, как закончится первый, - сделал он вывод.
- Получается, что время это еще и очередность процессов? - учительница стала вытирать руки от мела, - процессы идут непрерывно и сразу один за другим и каждый из них длиться определенное количество единичек времени, - объясняла она притихшим ребятам, поглядывая на часы и собираясь закончить внеочередное классное собрание, которое ее попросила провести завуч, разобрав поступок Жени Столетова.
Она знала, что Женьке уже и так досталось от отца, соседка нажаловалась и ему, так что разбор его поведения в классе считала совершенно излишним.
- Кто сможет сформулировать вывод? - спросила она, ребята молчали, - Женя, попробуй.
Женька переступил несколько раз с ноги на ногу глядя на доску и собираясь с мыслями:
- Время, это длительность процесса, -  начал он.
- Какого процесса? - сразу попросила уточнить Дарьяна Семёновна, и показала ему на доске один закрашенный кружочек, который он рисовал на прямой.
- Аа, - Женька понял, - это длительность какого-то минимального процесса, который ни на что больше нельзя разложить.
Учительница улыбнулась:
- Это не совсем точный вывод. Один такой процесс это единица времени, а время?
- Это количество таких процессов, - закончил ее мысль Женька.
- Совершенно верно, время это количество длительностей одинаковых последовательных элементарных упорядоченных процессов, - учительница подчеркнула Женькины кружочки на кривой прямой, - последовательных, потому что пока не кончится один, второй начаться не может, элементарных, это вы поняли, упорядоченных, - она задумалась, - если они не будут упорядоченны, в мире будет хаос, один процесс должен быть логическим продолжением другого.
Ребята завозились, зашептались, обдумывая сказанное.
- А Пожиратель времени, это кто? - спросили девочки.
- И как он время может пожирать?
Учительница улыбнулась:
- Вы, наверное, все слышали от своих родителей, бабушек, дедушек, что в их молодости дни были длиннее.
- Ага, трава зеленее, а деревья выше, - ребята засмеялись.
- Это связывают с психологическим восприятием времени людей в разном возрасте. Но давайте представим, что процесс перехода на другую орбиту стал длится не шесть временных единиц, как у нас, а с какого-то момента пять. Если это единичный случай мы ничего не заметим, а если все процессы стали короче? Подумайте над этим сами.
- Пожиратель времени съедает эти оставшиеся единицы времени! - тут же начали сочинять мальчишки.
- Получается, что время линейно? - спросил Толик, глядя на доску.
- Наша галактика линейна?
- Нет, это спираль.
- Но мы видим ее как полосу в небе, Млечный путь.
- А, я понял, мы находимся внутри времени, поэтому видим его линейным, а на самом деле это что?
- Я думаю, что геометрическая форма времени на много сложнее, скорее всего это фрактал, она подошла к учительскому столу и готова была отпустить ребят домой.
- Дарьяна Семёновна, а что это за частицы, единицы времени? - спросил Женька улыбаясь.
- О, это самый интересный вопрос. Фантазируйте!
Ребята зашумели, стали высказывать различные предположения.
- А все таки? Как вы себе их представляете? - не унимался Женька.
- Можешь одной фразой сформулировать корпускулярно-волновую теорию фотона?
- Фотон проявляет себя как волна и как частица вещества.
Дарьяна Семёновна удовлетворенно кивнула, этот материал давно не повторяли на уроках.
- Другими словами при разных обстоятельствах фотон может быть энергией или массой и представляет собой дуальную пару.
Ребята закивали, услышав знакомую формулировку.
- Есть одна гипотеза. Давайте предположим, что существует еще одна дуальная пара: информация-время, и обе эти пары составляют одну частицу с общим центром и каким-то неделимым количеством потенциальной энергии. Как вы думаете, какую геометрическую форму может иметь такая частица?
- Шар?
- Это оптимальная форма в случае однородности частицы, а у нас получилось, что эта частица состоит из четырех ипостасей.
- Треугольная пирамида, - выкрикнул кто-то с последней парты.
- Совершенно верно, тетраэдр, - учительница быстро начертила на доске тетраэдр, обозначила его центр, и подписала вершины: «энергия», «материя», «информация», «время», - для наглядности представим себе эту частицу так. Каждая ипостась занимает свою вершину. В спокойном состоянии потенциальная энергия сосредоточена вокруг центра. Теперь давайте поразмышляем, что произойдет с этой частицей, если к ней придет импульс из-вне.
- Она возбудится.
- Правильно, но как? - учительница обвела глазами класс, у ребят идей не было, - что такое импульс? Пусть это будет, для наглядности, механическое воздействие, толчок, и то, как среагирует на него частица, будет зависеть от того, в какую ипостась придется удар. Если удар придется в область энергии — частица станет волной, потому что ее собственная потенциальная энергия сместится тоже в сторону ипостаси энергии, остальные три не возбудятся и никак не будут себя проявлять. Если толчок придется в область материи?
- Частица станет веществом? - сразу продолжили ребята.
- Да, если толчок придется в область информации? Как может выражаться информация в этих условиях? Женя.
- Я думаю, что кроме двоичного кода ничего не подойдет, - не уверенно сказал он.
- Правильно думаешь. В спокойном состоянии это ноль, а в возбужденном состоянии частица становится единицей информации. А если толчок придется в область времени? - снова все молчали, - тогда частица пошлет импульс другой не возбужденной частице, потратив на это всю свою энергию. Собственно это и есть тот неделимый минимальный отрезок времени, время возбуждения ипостаси времени в такой частице.
- Дарьяна Семёновна, а как узнать, в какое место придется толчок?
- Никак, это совершенно спонтанный процесс, но, видимо, эти частицы можно как-то сориентировать под воздействием внешних полей, тогда количество попаданий импульса в нужную ипостась увеличится.

Женька шел домой ошеломленный. Он все время думал об этой гипотезе, в его голове роились тысячи мыслей и еще больше вопросов. На следующий день после уроков он нашел учительницу в кабинете физики:
- Дарьяна Семёновна, можно вопрос по вчерашней гипотезе?
Учительница рассмеялась.
- Давай, что, сильно зацепила?
- Я всю ночь думал. Получается время не непрерывно? Если частицы становятся энергией или массой, то времени в этот момент нет?
- Почему? Ведь частиц много, по теории вероятностей четверть всех частиц будет именно временем. Это как удар метронома. Если весь процесс создания вселенной начался одновременно, с одного большого импульса, Большого взрыва, то все частицы возбуждаются одновременно и синхронно, и строго по очереди и их очень много, из них состоит все в нашем мире.
- А где находятся эти частицы? В Космосе?
- Везде, и в Космосе тоже. Есть версия, что скопления так называемой «темной материи» в дальнем Космосе это и есть скопление этих самых частиц, до которых еще не дошел ни один импульс.
Женька задумался.
- Дарьяна Семёновна, как вы думаете, что происходит с этими частицами после того, как они возбудятся?
- Они становятся энергией или веществом.
- Это понятно, а если они становятся информацией, временем?
- Вероятно существует информационно-временное поле, и косвенное доказательство его существования есть, это результаты опытов с вогнутыми зеркалами астрофизика Николая Александровича Козырева.
- А, зеркала Козырева, я читал.

Женьке очень нравились такие беседы с учительницей физики. Она переводила сложные физические понятия в другую, какую-то простую и доступную плоскость и все становилось понятно, наверное поэтому после школы он поехал поступать в МГУ на физический факультет.

Снова они встретились через сорок лет.
В родной город Евгений Трофимович Столетов приехал после трудного симпозиума, на котором он делал доклад по своей Теории элементарных эфирных частиц. Доклад его вызвал много споров, но выводы, подтвержденные опытами, сомнений не вызывали, его теорию признали революционной, а его самого и соратников выдвинули на соискание Нобелевской премии.
Дарьяна Семёновна сидела в кабинете физики, проверяла контрольные десятых классов, когда дверь открылась, и заглянувший в нее мужчина спросил:
- Дарьяна Семёновна, можно?
- Пожалуйста, входите, - ответила она недоуменно, обычно родители так не церемонились.
Мужчина зашел в класс, на мгновенье замер у четвертой парты в среднем ряду и подошел к ее столу. Что-то до боли знакомое, но давно забытое было в его облике. Она внимательно всмотрелась в его лицо:
- Женя Столетов?! - узнала она, встала из-за стола, поторопилась, запнулась за ножку стула.
Евгений Трофимович подбежал к ней и поддержал, чтобы старая учительница не упала. Та смутилась.
- Здравствуйте Дарьяна Семёновна, я к вам, - сказал он, посадив учительницу за парту и сев напротив.
- Здравствуй Женя, рассказывай, как живешь.
Евгений Трофимович рассказал ей про то, как учился в Университете, защищался, выдвинул и обосновал свою Теорию, создал научно-исследовательский институт, как придумывал и проводил опыты, доказывающие существование элементарных эфирных частиц и их свойства, про недавний симпозиум.
- Дарьяна Семёновна, я к вам по делу. Международный союз физиков подает документы в Нобелевский комитет на соискание премии нашей группой ученых, и я должен указать там всех, кто был причастен к созданию Теории элементарных эфирных частиц. В ее основу легла та самая гипотеза, о которой вы нам рассказали однажды, когда дали задание придумать сказку о Пожирателе времени. Кто ее автор? Откуда вы ее взяли?
Учительница загадочно улыбнулась.
- Это было так давно.
- И все таки?
- Это был мой экспромт, задача того классного часа была разбудить вашу фантазию, нужно было подать пример.
- Значит Вы ее придумали сами?! - удивился Евгений Трофимович, - а я-то перерыл всю литературу, которую только нашел в Университетской библиотеке, когда учился, чтобы почитать по подробнее, а когда не нашел, пришлось все додумывать самому.
- Вот видишь, это принесло плоды, - улыбнулась учительница.
- Сегодня же позвоню в Международный союз физиков, скажу, чтобы в списки авторов была внесена Ваша фамилия, как автора идеи.
- Нет-нет, Женя, не надо, я всего лишь сказочник, удачно попавший в цель, ведь Жюль Верн не считается изобретателем компьютеров и телевидения, хоть он и описал их в своих произведениях. Свою теорию ты создал, обосновал и доказал и она этим ценна, без нее все мои догадки так и остались бы гипотезами, даже сказками, не более того. Я очень рада за тебя. Для учителя самая большая награда — это достижения его учеников.
Евгений Трофимович помолчал.
- Дарьяна Семёновна, можно Вас спросить? Что за Пожиратель времени, что вы имели в виду? Ведь рассказывая нам про него, вы прекрасно понимали, что физические процессы просто так не могут стать короче.
Учительница засмеялась:
- Ах Женя, Женя, ты так и не понял? Есть только миг, когда возбуждается ипостась времени, это и есть жизнь, это то, что происходит с нами здесь и сейчас, а Пожиратель времени — состояние покоя после того, как частица станет временем и передаст свою энергию, это прошедшее время.
- Получается вся наша жизнь — Пожиратель времени? - вздохнул Евгений Трофимович.
- Получается так, - улыбнулась своим мыслям старая учительница, - по большому счету Пожиратель времени это машина, устройство мироздания, которое делает будущее прошлым.


Рецензии