По следам чисто английских убийств

Сказать, что я фанат детективов, сказать нельзя. Но назвать меня и их противником, тоже. Когда есть время, пересматриваю уже когда-то увиденные фильмы. А так как у меня склероз, то через пару месяцев смотрю фильм повторно  как новый. Вроде сюжет знакомый, но чем все закончится, не помню.

Чисто английский сериал по чисто английским романам Каролины Грэм. От перемены мест слагаемых сумма английского детектива не меняется, и время не властно над истинными ценностями. Чопорные островитяне по-прежнему совершают самые изощренные преступления, за ними с самым обстоятельным и почтительным видом следуют элегантные сыщики, а фоном для этих сдержанных страстей остаются зеленые лужайки и тенистые аллеи, сумрачные кабинеты и холодные спальни. Почти все действие происходит в деревнях небольшого, образцово безмятежного графства Мидсомер. Иной раз на этом пасторальном фоне происходит такое, чего и в столицах не видывали. А службу, которая опасна и трудна, деревенские полицейские не выбирают.

Человек всегда стремился к тому, чтобы создать некую микромодель мира, всех примеров в литературе, живописи и кино не перечислишь. Подобно свифтовскому Гулливеру в стране лилипутов, авторы стремятся посмотреть на мир с высоты. Парадоксально, но факт: прекрасный образец такого ракурса – сериал «Чисто английские убийства» (в оригинале «Убийства в Мидсомере»). Кстати, там есть серия, отсылающая нас к сюжету о Гулливере…

Этот британский телевизионный долгожитель (выходит с 1997 года по сей день), казалось бы, очередной представитель жанра полицейского детектива. Но у британцев ничего не бывает так просто. Во-первых, эта традиционная, ожидаемая, но, как всегда, элегантная дань английскому стилю: все эти лужайки, шторы в мелкий цветочек, тесные уютные мансарды, благородно состаренные буфеты и твидовые пиджаки здесь показаны без ненужного пафоса, но с очевидным почтением. Поэтому сериал идеально подходит для релакса – можно даже за сюжетом не следить, а бесконечно разглядывать рисунок на чайном сервизе или модели велосипедов. Об этом я собираюсь написать отдельную заметку.

Но и сюжет не будем обходить стороной. Детектив полиции графства Мидсомер Барнеби (первые 13 сезонов Том, затем его кузен Джон) вместе со своим напарником-сержантом (их у каждого из Барнеби было несколько) распутывают преступления. На фоне этого проходят их семейные истории, они влюбляются, переживают, дружат, воспитывают детей, поддерживают увлечение своих жен театром, литературой и живописью и т.д. Удивительно, но эти характеры меняются и развиваются, и у их развития есть логика. Нам ли, наблюдающими за прямо-таки зловещими и необъяснимыми переменами в характере какой-нибудь прокурорши из отечественной долгоиграющей сериальной пластинки, не испытывать радость, когда сценарист знает, куда вести своего героя? Конечно, это вопрос риторический.

И все же все это не делает «Чисто английские убийства» микромоделью мира. Тогда что? Ответ очевидный и в то же время парадоксальный: сами убийства. Вернее, мотивы из совершения. К злодейству в аристократических имениях, где дворецкий оказывается хранителем тайн, а скромный сельский учитель или конюх – единственным потомком умершего двадцать лет назад баронета и, следовательно, наследником состояния, ко всему этому мы давно уже привыкли и повторять это из сериала в сериал не имеет смысла. Разве что Джулиану Феллоузу можно позволить поиграть со стереотипами ради «Госфорд парка». Нет, в Мидсомере вы такого не найдете, а если и найдете, то приготовьтесь к гораздо более глубоким конфликтам. Здесь ищут потомков Шекспира, древние друидские святилища, автографы Иоганна Себастьяна Баха, обнаруживают подделки, сделанные всемирно известным художником (так совпало, что он тоже из Мидсомера), изучают развитие психоанализа и распутывают военные преступления времен Первой Мировой.

Если все это кажется вам слишком высокопарным и надуманным, то знайте, что в этом уголке Англии могут разработать и реализовать продуманный и многоходовый план мести и ради местной велогонки, или конкурса юных пианистов, роли в номере для сельской ярмарки… Все в Мидсомере делается с размахом, потому что жители его главного городка Костона и близлежащих деревень не испытывают на себе давления провинциальности – со своей точки зрения, они и есть центр мира, поэтому никаких полумер быть не может – ни в любви, ни в ревности, ни в мести. Нет послаблений и в работе полиции – она каждое место преступления обследует тщательнее, чем, наверное, было изучено место убийства Кеннеди. А скорости работы мысли обоих детективов Барнеби остается только завидовать. И вот это ощущение сопричастности к большому миру, соучастие в его судьбе своей активностью делает Мидсомер миниатюрой нашего общества, в которой отражены как его недостатки, так и несомненные достоинства.

И еще одно позволяет говорить об особой вселенной «Чисто английских убийств»: кажется, нет британского актера, который бы не сыграл хотя бы в одном эпизоде сериала. Кто-то начинал с него, кто-то своей звездностью добавляет блеска очередному сезону, кто-то на закате своей карьеры дает настоящий мастер-класс актерской игры, а кто-то словно бы сбегает от привычных амплуа и реализует давние профессиональные мечты.

Что еще поражает, так это самые разнообразные способы убийств практически всех групп жителей городка и деревень.  Я видел и другие сериалы — про комиссара  Мегре из французской полиции, знаменитого сыщика Эркюля Пуаро,  инспектора Морса, но там события разворачиваются в городах Франции и Англии, а вот в современных французских детективах и «чисто английских убийствах» в небольших деревнях и городках этих двух стран.  И способы убийств не такие экзотические, как в сериале, о котором я пишу сейчас.

Упомянуть о всех их я даже не собираюсь. Это же не инструкция для будущих преступников, а размышления об увиденном в сериале. К тому же какие только причины не являются поводом для убийства. В нашей стране для них нет места, так как история Англии и некоторых семейств насчитывает века, а у нас многие не знают свои  родословные в течение последнего века.

Но чтобы вы, уважаемые читатели, имели некоторое представление о совершенных в деревенской глубинке преступлениях, приведу лишь несколько сюжетов про расследования, проведенные старшим инспектором Барнаби и сержантом Троем, завершившихся успешно в начальных сериях фильма.

Безмятежная деревушка Баджерс Дрифт взбудоражена необъяснимым убийством пожилой леди Эмили Симпсон. Она найдена мёртвой в своем коттедже, вокруг которого уже давно творится что-то неладное. Её старая подруга Люси Берлингер уверена, что смерть была насильственной. Она убеждает инспектора Барнаби и сержанта Троя из Бюро Криминальных Расследований городка Коустон взяться за это дело. Поиски убийцы приводят к раскрытию целой цепи зловещих событий, ведущих в далекое прошлое.

Джеральд Хэдли, секретарь писательского кружка в тихой деревушке Уорфи в графстве Мидсомер пригласил на встречу знаменитого романиста Макса Дженнингса. Когда труп Хэдли со следами отчаянной схватки находят на следующее утро, прочие члены писательского кружка внезапно признаются в глубокой неприязни к покойному. Инспектор Барнаби и сержант Трой узнают, что Хэдли был человеком таинственным. У него не было ни родственников, ни номера Национального страхования, а свадебная фотография на видном месте его квартиры не имела документальных подтверждений. Вскоре детективы находят второй труп и встают перед загадкой двойного убийства.

Труп Агнесс Грей, старейшей жительницы деревушки Фирн Бассетт, находят в реке. Судя по следам жестоких побоев на теле, женщина не собиралась топиться. Тем временем её кузен должен сыграть самоубийство в детективной драме «Амадей», идущей на сцене любительского театра в здании бывшей зерновой биржи знакомого Колстона. Только и его смерть тоже оказывается реальной. Прежде чем инспектору Барнаби откроется связь между этими событиями, ему предстоит заглянуть за кулисы театральной жизни и узнать цену кипящих там страстей.

Ремесленная мастерская, арендующая здание старой мельницы в Мортон Финдл, регулярно теряет деньги. Некоторые инвесторы из местных жителей уверены, что их надувает управляющий мастерской Алан Холлингсворт. Когда его роскошная жена Симона внезапно исчезает, инспектор Барнаби начинает прорабатывать версию похищения с целью вымогательства. Он устанавливает наблюдение за Холлингсвортом, но тот ускользает от полиции с крупной суммой денег, а его соседка погибает в очень подозрительной автокатастрофе. Когда Холлингсворта находят мертвым, а его жена объявляется живой и здоровой, Барнаби понимает, что похищение было инсценировано, но не может этого доказать.

Вот несколько сюжетов нескончаемого сериала. Сказать, что я посмотрел всё, не могу, мне хватило впечатлений после нескольких серий на то, чтобы рассказать своим читателям, которые, возможно, еще их не видели.  Но открою секрет. Меня больше интересовали не запутанные и часто просто высосанные из пальца сюжеты, а  обстановка и спокойная жизнь в английской провинции. У меня есть небольшая заметка со сравнением французских деревень и наших, российских.  И у меня сложилось мнение, что теперешние наши деревни, вернее, коттеджные поселки, примерно напоминают французские. Не секрет для любителей истории, что Россия в своем развитии отстала минимум лет на сто о развитых европейских стран — Англии и Франции. К тому же старинные дома, построенные в 18-19 веках, не уничтожались дотла во время мировых войн, а также, сделанные из камня, не сгнивали, как деревянные дома в России.  Отсюда и разница привычной многим читателям картины российских деревень с европейскими, но она постепенно стирается. Но об этом у меня будет еще отдельное произведение.


Рецензии
Здравствуйте в новом году, Александр! Удивительное совпадение. Также в свободное время смотрю этот сериал и уже дошла до 17-ого сезона. Т.е. это уже не Том со своей семьёй, а Барнеби Джон, его жена Сара и малышка Бетти создают поразительный контраст с теми жителями английской провинции, что совершают убийства... - порой такие жестокие, безумные, что кажется, эти люди из какой-то прошлой эпохи - не из современного мира. А как удивительно трогательно смотрится Бетти на руках у сержанта... - как же его завут?..) - буду смотреть следующую серию, постараюсь запомнить. Мне также нравится наблюдать пейзажи, красивейшие цветники около сельских домов, дороги, обочины, леса и поля - это же сегодняшняя Англия?..)

Любушка 2   01.01.2023 13:57     Заявить о нарушении
Его Нельсон зовут.

Любушка 2   02.01.2023 07:21   Заявить о нарушении