К вопросу локализации албанского города Халхал

К вопросу о географической локализации албанского города Халхал


О лезгинских городах и городской жизни в Кавказской Албании IV–VII вв. письменные источники ничего не сообщают, кроме их названий, а археологическое изучение городов в настоящее время находится ненадлежащем уровне. Кроме древней столицы Кабала, историки упоминают новую столицу Партав, города Чор и Дарбанд на Каспийском побережье, Пайтакаран в Арцахе, пограничный с Иберией — Хунаракерт на Куре, а также Халхал, город Шаке в предгорьях Кавказа и возникшие на трассе торгового пути из стран Закавказья на Северный Кавказ и на Волгу новые города Шемаху, Ширван и Шапоран.


Города эти возникали или на месте древнего поселения на основе сельской общины, расположенной на торговом пути, или на базе царского хозяйства. Если судить об албанском городе по примеру городов армянских, то за стенами цитадели тоже, вероятно, имелись сельские поместья царя и знати («агараки» и «дастакерты»), население которых первоначально занимало положение горожан, вело сельское хозяйство и занималось ремёслами. Кроме того, около городов имелись «аваны» — поселения свободных земледельцев и ремесленников («рамиков»). Советский историк С.Т. Еремян (1908–1992) указывает, основываясь на письменных источниках, что в IV–V вв. жители агараков становятся феодальными крестьянами, а в V–VII вв. свободные земледельцы и ремесленники населяют аваны, которыми окружены феодальные города.


Одним из городов на территории правобережья Куры был неоднократно упоминавшийся в источниках город Халхал (древний город Лала). В III в. город Халхал являлся зимней резиденцией армянских царей, как об этом говорится в греческом тексте Агафангела (V–VI в.): «...в отцовском, Халхал называемом городе, в местах зимования царей Армении», а позднее здесь пребывали цари албанские. Этот город находился, по-видимому, в районе Агстафы, что в Казахском районе современного Азербайджана. Согласно историку письменности Закавказья и специалисту по античной истории С.Н. Муравьёву (род. 1938), название города по-персидски означает «ожерелье» (от «xal» — «родинка», «бусина»). Халхал находился в области Утик, близ границы с Иберией. Граница Великой Армении и Албании до 387 года, как известно, проходила по реке Кура, и город изначально был зимней резиденцией армянских, а с конца IV века — албанских правителей.


В вышедшей в 1939 г. статье о торговых путях в IV–VII вв., по географической карте К. Певтингера, С.Т. Еремян сопоставляет данные этой «Карты Кастория» со сведениями, почерпаемыми из «Географии» Птолемея из «Космографии» Равенского анонима. Автору удается уточнить ряд спорных вопросов, касающихся ряда албанских городов (Халхал-Лала, Хадаха-Кандак — ныне Мингечаур, Гардман-Хузашенн, Кабала–Востан-и-Марзпан и др.), а также рек и племён, и наметить те основные торговые пути, которые соединяли Албанию с соседними народами.


После замирения Армении Гней Помпей (длительность военного похода: осень 66–64 гг. до н. э.), идя из Арташата, появляется «в области Анахиты у берегов Куры», где «Областью Анахиты» назывались «храмовые земли» управлявшиеся жрецами; таковые земли имелись и в армянской Акилисене на верхнем Евфрате, и в Комане Каппадоннйской, и в западной Албании на границе с Иберией (восточная Кахетия). Но в данном случае речь идёт не об албанской храмовой земле, так как Помпей за Куру не перешел, а остался на правом её берегу, выйдя к ней в районе современного Казаха. Отпадает также отожествление Я.А. Манандяном с храмовой землей в области (современная Хоспия) в районе Ахалциха и Ахалкалаки, поскольку Помпей несомненно шёл из Арташата на север, а не на запад. Речь может идти о некой храмовой земле или в районе древнего Халхала, или в восточной части сопредельной с Албанией и Иберией области Гогарене. Ведь в задачу римского полководца входило обеспечение своего тыла сначала от албанов, а затем уже от иберов. Таким образом, если предположить, что в Албании святилище Селены — Анахиты и принадлежащая ему жреческая область были организованы по примеру малоазийских, то мы вправе были бы воссоздать следующую картину. В плодородной части западной Албании, может быть в районе Халхала (древняя Лала), имелась священная или жреческая область с храмом богини, особо в Албании почитаемой.


В конце 66 года до н. э. армия Гнея Помпея расположилась на зимовку предположительно в окрестностях современного города Ахалкалаки, но в период праздника Сатурналий (17–23 декабря) на римский лагерь напали. Источники приписывают нападение либо одним лишь албанам, либо объединённым войскам албанов и иберийцев. Победив нападавших, римские войска выступили вниз по течению Куры в Иберию и дошли до местности между крепостями Гармозика (совр. Армазцихе) и Севсамора (совр. Цицамури) недалеко от Мцхеты, где их поджидал иберийский правитель Арток. Царь сжёг мост через Куру и отступил к реке Пелора (вероятно, современная Арагви). Помпей сумел переправиться на левый берег Куры без моста, и вскоре римляне настигли Артока на Пелоре, где иберийская армия была полностью разбита (по сообщению Плутарха, иберы потеряли 9 тысяч человек убитыми и 10 тысяч — пленными). Царь запросил мира, условием для заключения которого была выдача наследников римлянам в заложники. Из Иберии Помпей направился в Колхиду вдоль Куры, через Сурамский перевал и вдоль реки Фасис (Риони), прибыв, наконец, в греческую колонию Фасис в окрестностях современного Поти на берегу Чёрного моря.


Прибыв в Фасис, Помпей узнал о бегстве Митридата в Боспорское царство, но не решился преследовать его ни сухопутным путём, ни морским. Вместо этого римский полководец установил блокаду Боспора, а сам направился в Кавказскую Албанию (либо чтобы отомстить Орозу за недавнее нападение на свой лагерь, либо из-за выступления албанов против Рима и союзников) окружным путём. В историографии также встречается версия, будто Помпей направился в Албанию прямым путём — вдоль Куры, через Иберию, — однако она игнорирует свидетельства Диона Кассия о желании полководца застать албанов врасплох и о следовании не кратчайшим, а обходным маршрутом. По-видимому, римская армия следовала через окрестности современных городов Ванадзор и Дилижан, откуда вышла к Куре и пересекла её. По сообщению Плутарха, переправа через реку была затруднена строительством албанами частокола вдоль неё. Форсировав реку Камбиз (современная Иори), Помпей подошёл к реке Абант. Абант, как правило, отождествляется с рекой Алазани, хотя изредка высказывается мнение, что это река Самур, расположенная значительно дальше на северо-востоке.


Именно на левом берегу Абанта римляне встретили армию албанов, в которой античные историки насчитали 60 тысяч пехотинцев и 12 тысяч всадников. Плутарх также сообщает, будто на стороне албанов в этой битве сражались жившие на Кавказе амазонки. В сражении, состоявшемся между современными городами Шеки и Закаталы, албанская армия была разбита. Царь Оройз запросил мира, но после его заключения Помпей продолжил движение на восток. Причина, по которой Помпей двинулся к Каспийскому морю после победы над врагами, неясна. Существует предположение, что он надеялся разведать возможность налаживания торговли по этому маршруту с Индией. Кроме того, встречается версия, будто Помпей надеялся добраться до Индии, чтобы повторить подвиг Александра Македонского. В любом случае, трудности похода вынудили Помпея вскоре повернуть назад, хотя он подошёл к Каспийскому морю на расстояние трёх дневных переходов.


В 450 году близ села Халхал произошло очередное сражение между албанами, армянами и иберами с одной стороны и войсками сасанидского Ирана с другой. О Халхале сообщают армянские историки V века Агафангел и Егише, называя его городом. Из Агафангела известно, что Халхал находился в области Ути, что подтверждает другой албанский историк — Мовсес Каланкатуйский. Агафангел сообщает, что город Халхал был зимней резиденцией царей Армении. Егише, говоря о событиях V века, называет Халхал зимней резиденцией царей Албании. Попутные сведения о Халхале имеются в труде грузинского историка Леонтия Руисского (XI в.).


Вардан Мамиконян, которого союзные войска избрали своим спарапетом, разделил войска на три части: одна армия должна была охранять границы Армении со стороны Атропатены, где формировались персидские полки; вторая армия под начальством Вардана должна была пройти через Иберию, соединиться здесь с иберскими войсками и начать действия на территории Албании против Себухта, персидского марзпана в Чоре, разбить неприятельские войска, оказать тем самым албанам обещанную помощь и обезопасить себе тыл. Третья армия должна была остаться внутри Армении, её возглавлял марзпан Васак Сюни. Пока Вардан добирался до Албании, изменник Васак сообщил персидскому военачальнику, что армянские силы разбиты на части и таким образом ослаблены, и о том, что Вардан с небольшим войском идет в Албанию. Это он сообщил и марзпану Чора Себухту, «который не стал выжидать в краях Чора, а сосредоточил все множество своих войск и спешно перешел большую реку, именуемую Кур, и встретился [с Варданом] близ границ Иберии, против города Халхал, который был зимней ставкой царей Албании». Здесь войска построились для боя, во время которого армяне опрокинули персов и «гнали их до недоступных Мест в лесах, у обрывистых берегов реки Лопнас». Здесь «противостали им [армянам] некоторые из царевичей царя Баласакана». Персам помогали не только баласаканы, но и лпины под водительством «храброго Вурка, брата царя лпинов, который был убит в этом бою вместе с многими его хамхарзами». По словам Елише, большинство персов было сброшено в реку. Считается, что после сражения 450 года в городе Халхал происходили переговоры с хонами после обращения к ним албанского царевича Вахана (анг. Vahan).


Начиная с V в. в истории Албании упоминается у впадения в Куру реки Туриан-чай город Халхал, бывший зимней резиденцией албанских правителей, а потому к нему вполне может быть приложено птолемеевское определение «известный», и в нём можно видеть Оссику. Предполагается, что именно в районе Халхал располагалась албанская жреческая область, с храмом богине Анахите, особо почитаемой в Албании, а также прорицалище. Жрец, занимавший второе место после царя, управлял доходами храмовой области, которые формировались как с обработки земли, так и с ремесел. Страбон так описывал эту область:


«Из богов они почитают Гелия, Зевса и Селену, в особенности же Селену, святилище которой находится вблизи Иберии. Обязанность жреца у них исполняет самый уважаемый человек после царя; он стоит во главе большой и густонаселенной области, а также распоряжается рабами храма, многие из которых, одержимые божеством, изрекают пророчества».


В Анониме «Картлис мокцевай» («Обращение Картли») — свод хроник, составленный в VII или IX в., — упоминается сюннийская царица Перожавра. Попутные сведения об исторических областях Арране, Мовакане (Мугань), городах Халхале и Барда’и (Берда) имеются в труде Леонтия Руисского (Леонтн Мровели, XI в.). У Страбона также подробно описан ритуал жертвоприношения. Существование вблизи современного Казаха в древности культового сооружения находит подтверждение в процессе раскопок, проводимых на холме Сары-тепе, в результате которых были обнаружены остатки крупного помещения, культового предназначения, а также базы колонн. Сооружение датируется VI–V веком до н. э. Подобные сооружения нигде более пока не обнаружены. Предполагается, что исторический Халхал, упоминаемый в сочинениях арабо-мусульманского историка Абу-л-Хасана Ахмада б. Йахйа б. Джабира б. Дауда ал-Балазури (820–889/92) под названием Кисал (Касак), был перестроен в период правления наместника провинции Арминийа Марвана б. Мухаммада. Согласно ал-Балазури, он был построен в 40 фарсахах от Бардза‘а (Барды) и 20 фарсахах от Тифлиса (ныне г. Тбилиси) якобы наместником халифа Марваном ибн Мухаммадом (732–744). По мнению историка-исследователя А.К. Шагиняна (род. 1975), «нет сомнения в том, что это древний Халхал, который при арабах был перестроен заново».


Плодородные области, скотоводческие районы и богатые города стран Закавказья из века в век притягивали к себе как северокавказских кочевников, так и полукочевые племена, возвращавшиеся из этих походов с богатой добычей, о чем свидетельствуют отдельные находки в погребениях вождей по ту сторону Кавказского хребта. В начале VI в. имело место большое нашествие северокавказских народов на страны Закавказья. Об этом событии рассказывает албанский историк Мовсес Каланкатуйский, сообщая о «царе росмосоков с его войсками, с полчищами товельскими (?), собравшем также все войска хонов» и прорвавшем, по-видимому, Дербентские укрепления, чтобы «рассыпаться по области утиев и расположиться лагерем около города Халхал». На вопрос, через какой из перевалов или проходов проникали эти полчища в Закавказье, ответ даёт указание историка на город Халхал в области Ути, где в начале VI века, после переправы через Куру они расположились лагерем и где происходила организация предстоящего военного похода. Если б они проникли через Аланский (Дарьяльский) перевал, то они должны были бы сначала появиться на территории Иберии, но в неё они устремляются уже после остановки у Халхала. Выбор ими именно этого пункта объясняется тем, что Халхал находился на скрещении военных и торговых путей, ведших отсюда в Иберию, к Мцхете, и в Армению, к Двину и Вала-рашапату. Следует остановиться на словах историка, сказавшего, что в лагере близ города Халхала царь росмосоков, «избрав трёх полководцев, сделал их предводителями великих полчищ и поручил им власть над массой одиннадцати племён. Он приказал им разделиться на три части и напасть на Албанию, Армению и Иберию».


Необходимо также упомянуть несколько одноимённых топонимов в современном Азербайджане. Так в Огузском районе современного Азербайджана существует лезгинское село Халхал (азерб. Xalxal, ранее село «Халхалъ» Нухинского уезда Елисаветпольской губернии). Кроме того, в Огузском районе современного Азербайджана также существует село под названием Халхалкышлак или Халхал-кышлак (;зерб. Xalxalq;;laq). Выходцы села Халхал в позднем Средневековье носили арабиизированную нисбу «ал-Халхали».



Автор: ‘Али Албанви

На фото: Карта-схема Кавказского похода Гнея Помпея в 66–64 гг. до н. э.


Литература / источники

1. Джафаров Ю.Р. О локализации храмовой области в Кавказской Албании // «Вестник древней истории». Выпуск №2. 1985. С. 97–108. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/33AU83, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.12.2022). — Яз. рус.

2. История Агатангелос. Житие и история святого Григора, 28: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/33AU98, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.12.2022). — Яз. рус.

3. Ковалевский С.А. «Карта Птолемея» в свете исторической географии Прикаспия // Географическое общество СССР. Известия Всесоюзного Географического общества, Выпуск 85. — Академия наук СССР, 1953. С. 39. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/33ATk3, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.12.2022). — Яз. рус.

4. Литовченко С.Д. Армянский поход Гнея Помпея // Доклад на V Международной научной конференции, посвященной 350-летию г. Харькова и 200-летию Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/33AgZo, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.12.2022). — Яз. рус.

5. Мамедов Т.М. Албания и Атропатена по древнеармянским источникам (IV--VII вв.). — Элм, 1977. С. 23. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/33AU4F, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.12.2022). — Яз. рус.

6. Манандян Я.А. Круговой путь Помпея в Закавказье // «Вестник древней истории». Выпуск №4 (9). 1939. С. 70–82. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/33AgaA, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.12.2022). — Яз. рус.

7. Муравьёв С.Н. Птолемеева карта Кавказской Албании и уровень Каспия (Постановка вопроса. Системный анализ карты, предварительная локализа;ция рек и поселений, стратегия дальнейших поисков). — М.: Наука, 1983. С. 139. // Вестник Древней Истории, №1 (163). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/33ATeX, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.12.2022). — Яз. рус.

8. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. — VII в. н. э. Издательство Академии Наук СССР. Москва–Ленинград. 1959. С. 19; 29; 89; 136; 191–192; 210–211; 234–235; 248–249. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/33APDR, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.12.2022). — Яз. рус.

9. Шагинян А.К. Армения и страны южного Кавказа в условиях византийско-иранской и арабской власти. — С-Петербург, 2011. С. 415. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/33AU2a, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.12.2022). — Яз. рус.

10. Шагинян А.К. Формирование новой этнической и конфессиональной карты Армянского и южно-кавказского нагорий при арабах // Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2012. Вып. 2. С. 75. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/33ATYL, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.12.2022). — Яз. рус.

11. Albania [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/33ATca, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.12.2022). — Яз. анг.


Рецензии