Рождество

РОЖДЕСТВО
Рассказ

Я дорисовал морской бой и подписал печатными буквами – ПЕТЯ, это был мой подарок папе на Рождество. В квартире было тихо. Я подошел к окну и увидел, что уже совсем стемнело, падали редкие снежинки и в стекле, отражаясь ,мерцали огоньки моей новогодней елочки. Стало скучно, и я пошел к маме. Она сидела в кресле, укрывшись пледом, и читала с грустным лицом.
- Мам, ну когда приедет папа?-
-Сынок, ты же знаешь, папа задерживается в командировке -  она погладила меня по голове, походила по комнате и сказала уже веселым голосом.  – А, что, если нам завтра поехать к бабушке, в деревню. Как ты на это смотришь «мин херц»?- Она всегда меня так называла, когда была в хорошем настроении, а все потому, что папу моего зовут Алексей, а я, значит – Петр Алексеевич – как Петр Первый. Я обрадовался, закричал « Ура..!» и побежал к себе искать ледянку, а мама взяла телефон и стала звонить своей подруге.
- Алло! Люся, это я – сказала она голосом Ефима Шифрина – что ты завтра делаешь? У меня есть идея! Ведь завтра – Сочельник, так? Ну и едем в деревню, да, к маме, попаримся в бане, погадаем, согласна, отлично! Потом тетя  Люся о чем - то  спросила и мама ответила, что Алексей застрял в Челябинске, что-то там с нелетной погодой.
- Ну, все, до завтра, встречаемся в 9- 30 как всегда, у киоска, пока!-
Мама велела мне идти  спать, а сама достала рюкзак и стала складывать  в него нужные вещи.
Я залез под одеяло и стал думать – что такое «сочельник». Наверное, это что-то сочное, вкусное и веселое. А, может это сочный ельник? Такой  очень зеленый, яркий, как нарисованный. Потом я вспомнил строчки из сказки – « вот в сочельник в самый, в ночь, Бог дает царице дочь». И я представил -  на троне сидит царица, а симпатичный дедушка с белой бородой из облаков  протягивает ей красивую, нарядную девочку. И тут я уснул.
На вокзале было суетно, слякотно и шумно. Я крепко держал маму за руку, прижимая к себе ледянку, и старался ни на кого не натыкаться. У киоска тети Люси не было и мама уже начала ее тихонько ругать: вот недотепа, опять проспала или что ни будь перепутала! Но, тетя Люся не дала себя долго ругать и тут как тут вынырнула из толпы, поправляя на ходу сбившийся берет, улыбаясь во весь рот , и таща за собой большой полиэтиленовый пакет.
- А, Петюня,  Мариночка, привет, привет! Как я рада, что на этот раз не опоздала!-
- В электричке я протер стекло, и стал смотреть на отъезжающие здания, людей, платформу, деревья. Жалко, что с нами нет папы, он бы мне рассказал столько интересного, а то от тети Люси немного прока, только и трещит о каких  то  фасончиках и диетах. Я даже задремал.
- - На следующей выходим – сказала мама- надо поторопиться, а то не успеем на автобус!-
- Мы вместе с толпой вывалились на платформу. Мама взяла меня за руку, а надо было бы взять тетю Люсю, потому что, когда мы добежали до автобусной остановки, ее рядом не оказалось. Потом выяснилось, что у нее лопнул пакет и все содержимое вместе с яблоками и апельсинами раскатилось по свежему снежку. В общем, когда мы все собрали, автобус подмигнул нам задними фарами и скрылся за поворотом. Ну, ничего –сказала мама, глядя на расстроившуюся тетю Люсю, - это даже хорошо, пойдем пешком, прогуляемся. Смотрите, какая чудная погода! И было, правда ,очень красиво, как на Новогодней открытке: крыши домов, деревья , заборы – все укрыто белым легким снегом. Даже  на электрических столбах надеты пушистые шапочки. Мы прошли через  пристанционный поселок и , чтобы сократить путь, проулками вышли к полю, на дальнем краю которого темнела роща, а за рощей, как сказала мама,  и будет наша деревня.
- В поле было ветрено. По белому простору носились снежинки  вперемежку с листочками и веточками, тропинка была едва видна, по бокам ее кое-где торчали из сугроба  макушки травинок  и кустиков. Мы шли гуськом –впереди мама, за ней я, потом тетя Люся. Вдруг, мама повернулась к нам и прокричала: « Мороз и солнце! День чудесный!»  Тогда я подумал и ответил-« Под , голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит». А тетя Люся из под капюшона, завывая ,прочитала:» прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит!»  Но я ее поправил – и сочный ельник зеленеет.-
- - Что, что? – засмеялась мама,- какой еще сочный ельник? Ах, ты это про   сочельник  так придумал? Не знаешь ,что такое сочельник?   Это день накануне праздника Рождества Христова. Если завтра Рождество , то сегодня  - сочельник. Эх, ты, сочинитель! Так незаметно мы дошли до бабушкиного дома и я его не узнал. Летом его почти не видно за деревьями, а сегодня он как корабль в белом море, такой большой и даже с трубой, из которой идет дым.
- Уже от калитки мы увидели, что бабушка с крыльца машет нам рукой.
- -Ну, молодцы, вот спасибо, вот порадовали, давайте в дом, замерзли ,небось!-
- В избе было тепло, пахло пирогами, дымком, хвоей и стало так радостно и звонко, что я, не раздеваясь, промчался в горницу, где стояла  елка, и исполнил танец индейца. Я не сразу обратил внимание на то, что елка украшена как то странно. На ней не было обычных игрушек, а висели цветные узелки, сушеные маковые головки, орехи, бумажные цепочки из полосок цветной бумаги, сухарики на ниточке, морковка, репка, мелкие яблочки и даже две сухие рыбки. Снежинки тоже были вырезаны из бумаги, а макушку елки украшала красная бумажная звезда. Я сильно удивился и побежал к бабушке.
- - Ба, ты ,что совсем обеднела, почему у тебя елка так наряжена?-
- - Нет, Петя, сейчас мы сядем пить чай и я расскажу, в чем дело.-
- За  чаем я ждал, когда закончатся бабушкины расспросы о маминых делах, о папе, о погоде, потом уже не стерпел и стал дергать бабушку за фартук и умоляюще смотреть ей в глаза: ну, бабулечка, ну, расскажи про елку!-
- - Ну, раз обещала, расскажу, слушай. Когда я была такой же маленькой, как ты, была война,  и детям часто нечего было есть. Но взрослые, все равно, как могли, устраивали им праздники. Вот, все, что сейчас висит на елке ,для детей было лакомством. Вот я и вспомнила такой Новый Год и решила его тебе показать, но, если тебе не нравится, мы можем  украсить елку обычными игрушками.
- -Нет, нет, бабуля, так даже интересней, такой елки ни у кого нет!-
- -Хорошо бы никогда и не было – вздохнула бабушка –
- - А как же тогда с подарками было?-
- -А это и были подарки: кто спел песенку или рассказал стишок, тот и получал с елки подарок.- Бабушка улыбнулась, чем плох подарок! А свой подарок ищи под елкой вечером. -- И это будет мешок с капустой – сказала тетя Люся и все засмеялись.
- - Дальше планы у нас такие – сказала бабушка – Сейчас отдохните, а потом в баню, она уже почти готова, надо только к соседке Антонине за вениками сбегать. А вот и она, не лихом помянута!-
- Вошла бабушка Тоня и тоже всем обрадовалась, всплеснула руками, увидев меня – ой, ну как подрос с лета, не узнать! На, держи, -  и насыпала мне в карман лесных орехов.
- - А я смотрю, Петровна, ты баню топишь, ну, значит гостей ждешь, а я знаю – веников то у тебя нет, вот я и захватила парочку – дубовый , да березовый. И сочиво принесла, да вы, грешники, поди, уж до звезды наелись? Мы переглянулись, но промолчали.
- -  Ну, ладно, ладно, все ясно с вами. Девчата, а гадать то будете?- тетя Люся сразу подскочила к бабе Тоне – а вы нас научите?
- - Ну, ворожить то я не мастер, а вот кое какие слова для бани знаю, запоминай:
- -Я три раза обернусь, я три раза окунусь, в чисто-новое белье после бани обряжусь.
- - Я- белехонька- бела, я чистехонька- чиста. Стрелы нечисти и зла переломит  блеск креста.- А моя бабушка послушала и сказала – береженье- лучше вороженья, собирайтесь девчата, пошли париться, а ты, Антонина, уж будь добра, посиди с мальцом, да не сильно тут его стращай, а то я тебя знаю.
- Накинув тулупы, «девчата» пошли в баню, при этом тетя Люся все бормотала, чтобы не забыть слова – я белехонька бела, я чистехонька чиста. Когда шум в сенях стих, я попросился  у бабы Тони на печку, потому, что знал, как там интересно. Но она меня отговорила .
- - Ты что, забыл, какой сегодня день? Ночь под Рождество. Сегодня вся нечисть куражится, над людьми шуткует, может за печкой уже кикимора проснулась. Обычно то она днем спит, а ночью прялку прядет, вьюшкой стучит, девкам волосы путает, вещи прячет. А, вдруг, она уже на полатях сидит и тебя дожидается?-
- Мне стало страшновато, а баба Тоня, заметив это, подмигнула озорно и достала из кармана камешек с мой кулак, в середине его была дырочка и весь он был темный и гладкий. Она положила камень на стол передо  мной и сказала – это «куриный бог»,  если его повесить над дверью, то никакая нечисть не войдет.
- - А почему? Ведь дверь то открыта! –
- - А потому – засмеялась бабушка Тоня, что нечисть всегда лезет туда, куда не надо, вот она увидит дырочку в камне, полезет  туда и  застрянет.-
- Вот, глупая нечисть! – мне стало смешно и мой страх прошел. Баба Тоня занялась самоваром, а я незаметно повесил «куриного божка» за веревочку над дверью, так, на  всякий случай и сел рисовать бабушкину «военную» елку. Я рисовал долго, пока не услышал шум в сенях. Это «девчата» возвращались из бани. Первой ворвалась тетя Люся и получила по лбу «куриным богом». От неожиданности, она уронила таз, на нее налетела мама и получилась  куча-мала. Потом мне пришлось держать ответ перед мамой, но бабушка за меня заступилась, напомнив, что в ночь под Рождество и не такое может случиться, тем более,  что здесь не обошлось, видимо, без любезной соседки. « Начала ворожить, когда нечего стало на зуб положить» - ворчала бабушка, косо поглядывая  на бабу Тоню, и сбирая на стол. – Ну, все, мир – сказала мама, подталкивая Люсю и бабу Тоню к столу. – Сегодня такой вечер, что нельзя обижаться друг на друга, тем более, что моя подруга и не обиделась, подумаешь, маленькая шишка! Тебе даже идет! Да Люсь? И опять стало весело, празднично и необычно, потому что сначала  ели сочиво (оказалось, что это такая вкусная сочная каша с изюмом и сухофруктами) запивая грушевым взваром , ели пироги еще много чего вкусного. И вот, в самый разгар нашего пира, на крыльце раздался  стук и гром и грубый голос закричал:  На дворе Коляда, открывай ворота! Послышались детские голоса, звон бубенчиков, смех и топот ног.
- -Ой, коляда пришла, засуетилась бабушка, пойду открывать, а вы угощенье готовьте.
- В избу вошли ряженые – в масках зверей, поверх  пальто на них надеты были сарафаны и вышитые рубахи, на девчонках накинуты цветные красивые платки. У главного в руках была большая звезда на палке, у пояса он держал большой красный мешок.
-Пришло Рождество,
Начинаем торжество,
С нами звезда идет
Христу славу поет!  - Это пробасил «главный», а остальные подхватили: Волхвов привечайте, святое встречайте!  - Потом я брал со стола угощения – яблоки, пироги, конфеты, орехи и раздавал гостям. Ряженые кланялись, благодарили, благословляли наш дом и нас, а потом ушли дальше, колядовать по другим домам. После их ухода мы тоже решили идти праздновать на улицу. Оделись, взяли санки и ледянку и скатились с крылечка прямо в снежную ночь. Сугробы были все в желтых квадратах от освещенных окон домов, снежок искрился на большой елке у клуба , а горка огромной ледяной глыбой масляно блестела и манила к себе. Народу на деревенской улице было полно, особенно, детей и мы вместе со всеми катались с горки, бросались снегом, играли в салки. Тетя Люся, конечно, потеряла варежку и набила себе еще одну шишку. Мы погнули санки, потеряли ледянку, но никто ни о чем не жалел. Домой мы пришли поздно, и бабушка велела быстро раздеваться и положить все вещи сушиться на печку. На столе все еще стоял самовар, а на блюдечке лежал шоколадный заяц. Это мне баба Тоня оставила, когда уходила!
Потом мама и тетя Люся опять сели пить чай, а я захотел еще раз посмотреть на «военную» елку. Я подошел к ней и опешил – под елкой лежал большой мешок, нет, не большой, а огромный и он шевельнулся. Я опрометью бросился на кухню – бабушка, бабушка, там  в мешке кикимора!
- Где, где?  - как то фальшиво засуетилась бабушка -  и мы все поспешили в горницу.
- Да это же твой подарок к Рождеству, мешок с капустой – захохотала тетя Люся.
Но, мешок, вдруг встал, и все увидели голову папы, которая тоже стала громко смеяться.
- Ну, Лешка, ну, леший, вот так сюрприз! – ахнула мама и мы с ней повисли на папе , как игрушки на елке.
Потом была настоящая раздача подарков для всех и, даже для бабы Тони, хотя, она уже ушла. И папа хвалил мои рисунки, а мама целых три раза назвала меня- «мин херц».А еще мы разыгрывали подарки с «военной» елки. Заработать их можно было, рассказывая стихи о зиме – расскажешь стишок, и бери  с елочки  что хочешь.  Я взял тряпичный кулек  с семечками  и бумажную кружевную снежинку. А, знаете, кто больше всех выиграл призов? Конечно, бабушка, она столько знает стихов о зиме, что могла бы забрать все «украшения» с нашей елочки.
Вот такое получилось счастливое Рождество!


Рецензии