Врач и пациент. Земские врачи. 3

     -3-
В первые годы моей работы в ЦРБ у нас был дружный врачебный коллектив. Мы всегда старались помогать друг другу в работе,совместно отмечали праздники и дни рождения, очень много говорили о медицине и обсуждали интересных больных.

 Кто-то из умных людей сказал: «Врач-это не профессия,а образ жизни». И это действительно так. Мы проводили в больнице гораздо больше времени,чем со своими семьями и близкими. Во многих случаях мы понимали своих коллег гораздо лучше,чем их близкие. Например: почему надо прервать  свой сон и среди ночи ехать к больному или  почему резко ухудшается настроение,если умер тяжелый больной,которому весь коллектив отделения тщетно старался помочь в течение нескольких дней.

Работая в небольшом населенном пункте , врач постепенно знакомится со всем его населением. Это и хорошо и плохо. Хорошо,так как знакомство с пациентом и его болезнями облегчает процесс диагностики и лечения. Плохо по этой же причине, так как зная пациента и его болезни можно пропустить какое-либо новое заболевание. Не следует также полностью полагаться на мнение коллег о пациенте. Всегда нужно лично его обследовать и самостоятельно сделать вывод. А если что-то не ясно,то проконсультироваться с другими специалистами.

В первые месяцы моей работы в ЦРБ ко мне на терапевтический прием пришел пациент с болями в области сердца. В это время в моем кабинете находился завотделением.
-А,Паша,что с тобой?-фамильярно спросил он больного.
Я осмотрела  больного,и не обнаружив никакой патологии,назначила сделать ЭКГ* и прийти повторно. Когда он ушел, завотделением сказал: «Я его с детства знаю,пьет сильно. Обратили внимание,какой у него потрепанный вид? Наверное пришел  после запоя.» Больной ушел,а ночью умер от инфаркта миокарда. Этот случай научил меня не опираться ни на чье мнение,каким бы авторитетным оно не было. В дальнейшем это не раз мне помогло.

Через несколько лет,когда я была уже опытным врачом, в поликлинике ко мне обратился больной с болями в верней части живота справа. Он рассказал,что болен второй день,накануне вечером обращался в приемный покой,где был осмотрен терапевтом и хирургом. Ему объяснили,что боли в животе вызваны воспалением желчного пузыря,назначили внутривенно спазмолитики,что почти не уменьшило боль и отпустили домой с рекомендацией утром обратиться поликлинику  к терапевту для дальнейшего лечения.

Я начала осмотр больного и при прослушивании легких выявила,что его правое легкое вообще не дышит. По характерным признакам я предположила наличие у пациента пневмоторакса,то есть состояния,когда воздух проникает в плевральную полость и сдавливает легкое. Так как травму он категорически отрицал,видимо у него развился спонтанный пневмоторакс. Рентгенограмма подтвердила мой диагноз. Боли в верхней части живота были вызваны раздражением плевры.


Я направила его в хирургическое отделение,где ему удалили воздух из плевральной полости. Легкое расправилось и он в удовлетворительном состоянии был выписан.
Я до сих пор горжусь этим случаем,хотя гордиться то и нечем. Любой врач выявил бы причину болей в животе,если бы прослушал легкие пациента.

Приведу еще один пример. Он также относится к более позднему периоду моей работы в ЦРБ. Одна из моих коллег врачей часто просила меня не давать освобождение от работы одной женщине,которая была начальником ее мужа. Она мотивировала это тем,что эта женщина симулянтка, «отлынивает от работы»,и всю ее работу должен делать муж моей коллеги. Я стала более придирчиво относиться к жалобам этой женщины,когда она обращалась ко мне. Однажды она пришла с жалобами на сильные боли в области желудка. Это была новая жалоба,обычно она жаловалась на боли в суставах. Я осмотрела ее и заподозрила «острый живот». Это состояние требует немедленного хирургического вмешательства.

Хирург со мной согласился. Мы предположили прободную язву желудка. На операции оказалось,что это аппендицит. Червеобразный отросток-аппендикс располагался атипично,он находился в области желудка. Операция прошла благополучно,и больная вскоре выздоровела.

Я очень рада,что предубеждение против этой пациентки не помешало мне ее тщательно обследовать. В противном случае могло быть потеряно драгоценное время,что повело бы  к серьезным осложнениям.

ЭКГ*-электрокардиограмма.

Продолжение следует.      

            


Рецензии