2023 Чтение. Фантастические альтернативы

Егор Михнегер
Загнивающий Эльфланд

Среди тысяч подражательных историй про эльфов, гномов , орков и людей эта выделяется прямыми и многочисленными политическими параллелями, что видно уже из названия. «Эльфы» слишком долго разгуливали и использовали в своих интересах орду «зеленых» орков, за что в конце концов поплатились. Иногда кажется, что автор самиздатовского романа лучше разбирается в политике, чем эксперты-аналитики и умники-ученые, но судя по эпиграфам к главам из Шопенгауэра, Ницше, Тимоти Лири и пр. – он сам из таких. Но выискивать параллели  и дальше становится скучно; самостоятельной художественной ценности текст не имеет.
А зло, как всегда побеждает.


А.Ерпылёв.
Зазеркальные близнецы

Перечитал, чтобы отвлечься, оказалось, что ничего не помню.
Но это еще можно назвать литературой. Довольно сложная композиция, прописаны детали, характеры, много сопутствующих моментов. Какой контраст с нынешними «попаданцами», где описываются, как правило, «хотелки» автора, которые не отличаются особой оригинальностью. Ерпылев же хотел «поизощряться», много лишних деталей и ответвлений; потом он стал писать проще.
Чувствуется и «исторический момент» при написания текста. Сильнейшее впечатление от шока «лихих девяностых»: афёры «ржавого  Толика», кавказская война – словом, беды (поза)вчерашнего дня.
В целом, написано довольно увлекательно; заметно лучше, чем большая часть подобных изделий. Характерно, что автор, социализировавшийся в Союзе довольно реалистично показывает советскую армию (в отличие от нынешних молодых, для которых СССР – это сплошной миф и стереотипы), но пережимает с «булкохрустом», со всеми этими князьями и графьями. И жандармы у него такие благородные-с! И что это Лермонтов писал про «мундиры голубые», и чего же эти «благородия» упустили державу? Действует еще перестроечное желание переменить все минусы советской пропаганды на жирные плюсы и цветут иллюзии относительно «России, которую мы потеряли» Отжившие свой век монархии-империи в зазеркальном мире процветают, правда, вот с наркотиками беда.
Штампов вообще много. Поскольку книга предназначалась для «мужского круга», ее персонажи – отчаянные ловеласы и красавицы ложатся пачками. Несмотря на имперскую благодать, приходится много стрелять. Но иллюзия «настоящей России», которая могла бы быть, если бы не … создается.



Ольга Ларионова
Сказка королей

Конечно, Ларионова останется в истории отечественной НФ. На общем графоманском фоне она была яркой и заметной. Но читать/перечитывать сейчас ее вещи очень затруднительно. Вроде и замысел неплохой, но слишком много «слишком», постоянно она «пережимает» и «льет лишнюю краску».
В общем, это «лирика», написанная «физиком». А нехватка «гуманитарности» зачастую приводит к тому, что литература оборачивается «литературщиной».

Марцин А. Гузек
Застава на окраине империи /Серые плащи

Написано живенько и местами даже захватывающе.
«Геополитическая ситуация» опознается довольно легко. После краха Империи (в романе причиной называется Чума, что действительно было одной из причин ослабления Рима), начала цивилизации под большой угрозой. В бекграунде традиционной угрозы – «тьма с Востока». Из чащ и дебрей совершают набеги дикари и лезет всякая нечисть. Чтобы в происхождении плохих парней» сомнений не оставалось, они у Гузека поклоняются Перуну, ну, и еще какой-то «змее».
Гадость из людоедни лезет со все возрастающим напором, и серые инквизиторы едва справляются, теряя ценных сотрудников. Сопутствующие жертвы среди мирняка намного больше. Любимое словечко автора – «курва». (Что же ты, курва, забыл свои «склавянские» корни!).
Если отвлечься от традиционной польской русофобии и читать трилогию чисто как экшен и драму, то будет интересно даже не фанатам фэнтези.


Джон Скальци.
Война старика

С НФ сейчас напряженка, в том смысле, что если ты не подросток или фанат, то читать почти нечего. Роман Скальци как будто напоминает «Звездный десант» и этот милитаризм (убивай чужаков всех подряд, твоя винтовка умнее тебе и т.д.) очень неприятен. Но сражения с выдуманными расами – это в «Войне» не самое интересное. Важнее «Старик». Интерес нарастает, когда следишь за стариком, который на склоне лет завербовался в космические солдаты – как там все будет. По сути, это не столько космоопера, сколько роман о «попаданце». Прожившим жизнь дается второй шанс, только скорее, смерти, а не жизни. Скальци утверждает, что война неизбежна и лучше погибнуть сильным и молодым, чем скончаться дряхлым и старым.  «Подкрутки» и «тройные прыжки» у автора неплохо выходят. Дочитал, не бросил, но продолжения вряд ли открою. Для стариков экзистенция важнее приключений, а персонаж стал молодым…


Саша Токсик.
Фотограф в СССР

Неплохо, неплохо. Уже то неплохо, что автор не предлагает проектов модернизации крейсера «Варяг» и не собирается давать советы генсеку. Герой, юный фотограф, просто снимает всё подряд, стремясь приспособиться к бытовым условиям «развитого социализма» и радуясь энергии молодого тела.
И написано, в отличии от большинства «попаданок» неплохо, энергично и неглупо. Даже продолжение почитаю, когда найду.


Г.Романов.
Злой гений Порт-Артура

Начинал автор (в своем классе) сравнительно прилично («Спасти Колчака» и др), но потом заметно деградировал и стал гнать продукцию только «на любителя», в узких жанровых границах..
Удивительно, но русско-японскую войну множество авторов хотят переиграть, победив на суше и на море. А нет бы вообще, отменить это колониальное приключение в альтернативной истории. Ведь для писателя фантаста это возможно. Но нет, сотни страниц заполняются сведениями о вооружении и скорости боевых кораблей, а приемы убийства масс людей переносятся из будущего в менее кровавые сражения прошлого.
Вот такие ПАЦАНЧИКИ, не наигравшиеся в детстве  в солдатики-кораблики, и РЕКОНСТРУИРОВАЛИ соответствующий настрой!


П.Ромов
Отрицание (Цеховик)

Отвлекаюсь от современности, выбирая тексты в это йжанровой нише. Ромовым зачитался и даже искал главы с продой первой книги. Написано бойко, у автора явные литературные способности, хоти и косяков немало.
Из недостатков отметил бы то, что он слешком много  и часто «подбрасывает в топку». В конце каждой главы, чаще всего у своего подъезда, ГГ кого-то встречает, появляются новые люди и интриги. Это создает динамизм и интригует, но «топливо» повествования не успевает хорошенько прогореть и для повышения КПД сюжета требуются новые и новые обстоятельства.
Главное же в том, что за стандартным сюжетом про то, как в тело советского школьника эпохи застоя вселяется душа погибшего  современного  лузера, бывшего офицера полиции, стоит неизбывный постсоветский ресантимент. «Мама, роди меня обратно!» (В жанре попадалово, это почти буквально).  Хочу опять союз нерушимый со вкусным мороженным и очередями за колбасой.
Даже в утрированных повествованиях про «попаднцев» вырисовывается реально страшная картина:  невероятная бедность, хорощшие продукты и лекарства «по блату», цинизм и воровство начальников, криминашлизация общества иглавное – подрастающего поколения, когда школьники копируют речь и нравы «зоны… «Спасибо партии иза наше счастливое детство!».
И вот к ЭТОМУ возвращаться? Правда, что потом будет еще хуже, но  ядовитые всходы «лихих девяностых» и т.д. заколосились на хорошо подготовленной почве. Но нормальная рекультивация не пошла. «Отцы» окунулись с головой в свою совковую ностальгию, ну а «дети»…




Алексей Конаков.
Убывающий мир: история «невероятного» в позднем СССР.


Спорить, скажем, о принципиальной (не)эффективности колхозного строя в совке было невозможно. Публике же, для отвлечения внимания кидалась «резиновая кость»: можно было дискутировать о «загадках» Тунгусского метеорита, снежного человека, палеоконтакте или «тайнах» парапсихологии. Проходимистые «популяризаторы» типа А.Казанцева или Й.Шкловского  постоянно развлекали народ  «догадками» об атомных космических кораблях марсиан и т.п.
Поток «научной фантастики» подогревал эти дискуссии.  (Но в НФ это было допустимо, к тому же, выражалось более осторожно, как у И.Ефремова в «Звездных кораблях» (1940-е) никаких «кораблей» нет, а присутствует лишь череп динозавра в которого какой-то инопланетянин пальнул из бластера.  А вот авторы «научно-популярного» жанра часто не стеснялись и теряли всякое чувство меры).
Однако было бы неверно считать это чисто советским явлением. В США тоже развивалась «уфология», а в Европе какой-нибудь «Бержье» (Яшка с одесского привоза)  и Ко возбуждали доверчивую публику сенсациями в журнале «Планета». Об этом писал даже Мирча Элиаде – сам бывший не только исследователе6м мифов, но и большим их почитателем. За некоторые увлечения ему отравляли спокойную и почтенную старость – ты тут вроде ученый, а дружил с «капитаном» Кодряну и был поклонником «железной гвардии» - проклятый антисемит!
Словом, мифы закручиваются в бездонную воронку.  По поводу городских легенд бытовавших среди ИТРовского совка («инженерья» по выражению Е.Головина – тоже мифолога) стоит заметить, что восстановить аутентично социалистическую  ментальность порой не легче, чем реконструировать мысль эпохи эллинизма или Возрождения.



Захар Оскотский.
Утренний, розовый век. Россия 2024.

По случаю перечитал. С первой частью романа был знаком, а насчет второй – не знаю, есть ли она вообще. Оскотским я когда-то увлекался и даже посвятил его «Трое» большое эссе. С автором мы были несогласны в оценках текущего моента, но и, как оказалось, в оценках будущего «увидим все, как ошибались мы». Это говорит о том, что никакой надежный прогноз на 15 лет и так далее невозможен. Экстраполяцию проводишь, а появляются новые факторы Х и очевидной становятся грубые ошибки в оценке уже существующих факторов. ЗО , конечно, хороший писатель и умный аналитик, но многого он предвидеть и оценить правильно не смог. (Хотя о многом он пишет, например, о слежке за телефонами, без которых и в метро не войдешь, но масштаб «надзорного капитализма» и, главное\. его зловещих последствий, все же сильно не недооценен). Как и его критики, впрочем, тоже сильно ошиблись.  Если говорить про роман о 2024 годе, то мы даже в 2023 не знаем, что там будет, а что уж говорить о начале столетия! И дело не в отдельных деталях, а в более печальных вещах. Я бы написал о причинах нашей общей ошибки, во-первых в «ушибленности» «катастройкой» и «лихими девяностыми» (мы находились слишком под их впечатлением, не замечая полного масштаба новых еще более зловещих явлений); а, во-вторых, в романтической переоценке возможностей для альтернативного действия.  Так, в «Розовом»  речь идет вроде бы о близком конце света, но писатель придумывает некоторые альтернативные силы, формируемые из его любимых инженеров ВПК, которые вступают в борьбу за будущее. А вот и «фигушки». Не формируются и не вступают. События рубежа десятилетий показали что весь «шарик» надевает «антиковидный» намордник и т.д. О чем говорить при таком уровне глобального зомбирования.
Но со второй частью, чисто по-читательски, ознакомиться было бы интересно.



Дм.Распопов
Связь без брака 1-3

По-своему увлекательно. Такое впечатление, что это одним человеком написано, но разными руками. Сильно похоже на трилогия анонима «Режим бога» (которую взялся «дописывать» Вязовский) про попаданца в тело подростка в СССР.
Только там конец 1970, а у Распопова – вторая половина 60-х, там боксер и музыкант, а здесь легкоатлет, там в союзниках Щелоков, а здесь комитетчики. А так – экстрим, беспредел, старшие любовницы, и стремление что-то Исполнить, побороться за справедливость, рискуя, а не просто тупо пристроиться, как у Сафарова. Автор, конечно, авантюрный (в «Венецианском купце» разошелся в глобальном масштабе), но для сочинения в этом жанре – это и неплохо. Но опять же какое-то пристрастие к органам совка, хотя и с критикой, и с показом всяческих тайных ужасов. Герой борется, но против одних бесов вынужден опираться на силу других.  Один в поле не воин, а Sovok неистребим!


Рецензии